Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБРАЗ ЛОШАДИ В ЛИТЕРАТУРЕ КАК МЕРИЛО НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Петренко А.А. 1
1 с. Старомарьевка, МКОУ «СОШ №7», 8 класс
Акинина Е.В. (с. Старомарьевка, МКОУ «СОШ №7»)
1. Сайт-энциклопедия литературных произведений. – http://libaid.ru/katalog/a/abramov-fedor/2820–sochinenie-na-temu-geroi-rasskaza-f-abramova-o-chem-plachut-loshadi.
2. Васильев Б. Вещий Олег. – М. ПРОЗАик, 2009.
3. Васильев Б. Ольга – королева руссов. – М.: Вече, 2016.
4. Васильев Б. Князь Святослав. – М.: Издательство АСТ, 2015.
5. Васильев Б. Владимир Красное Солнышко. – М.: Изд-во АСТ, 2015.
6. Васильев Б. Владимир Мономах. – М. Изд-во «Вече», 2016.
7. Маяковский В. Великие поэты. – М.– СПб.: Комсомольская правда, Амфора, 2011.
8. Самвел: ист. роман / Раффи. – Ереван: Советакан Грох, 1988.
9. Ян В. Чингисхан. – М.: Комсомольская правда. Директ. Медиа, 2014.
10. Ян В. Батый. – М.: Комсомольская правда. Директ. Медиа, 2014.
11. Ян В. К «последнему морю». – М. Комсомольская правда. Директ. Медиа, 2014.

Когда я был совсем маленьким, меня привлекали картинки с лошадками, которых было в изобилии. Я любил слушать сказки о богатырях и богатырских конях. Они захватывали меня и уносили в свой необычайно интересный мир, хотелось иметь такого же сказочного коня, который всегда придёт на помощь. Были пазлы и разнообразные книжки с наклейками, на которых изображены породы лошадей.

Моё первое стихотворение, который я выучил, – А. Барто «Я люблю свою лошадку». И сейчас мне очень нравятся книги и фильмы об этих великолепных животных.

Каждое животное является особенным, но для меня и многих людей любимыми из них были и остаются лошади. Их ум, сила, грация и преданность действуют магнетически. Для кого-то лошади становились настоящими друзьями, преданно сопровождающими и в радостных, и в грустных минутах. Неудивительно, что в мировой и отечественной литературе столько книг посвящено именно этим прекрасным животным: книга Николаса Эванса «Заклинатель лошадей», Сары Груэн «Уроки верховой езды», Анны Сьюэлл «Черный Красавчик» (я прочитал её на английском языке). Эта история, рассказанная самой лошадью, о жизненных наблюдениях. Книга Эйлиса Диллона «Лошадиный остров», Дика Френсиса «Фаворит», Кормака Маккортни «Кони, кони…». А сколько стихов написано про этих благородных и умных животных.

Я задумался над тем, что помогает человеку понять лошадь? Для чего в произведениях дан образ лошади? Как изображается лошадь? Каким изображается человек рядом с лошадью?

Цель данного исследования – рассмотреть образ лошади в литературе на примере нескольких произведений; изучить роль лошади в жизни человека.

Задачи исследования:

– исследовать, что значила лошадь для наших предков и что – для современного человека;

– выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади;

– проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этих произведениях;

petr-1.tif

– найти параллели в изображении лошади и человека;

– определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади.

Методы исследования, использованные в работе:

– поисковый (работа в Интернет, в библиотеке);

– мозговой штурм (выдвижение гипотезы, аргументация её положений);

– чтение произведений;

– социологический опрос;

– диагностическая деятельность (обработка материалов, составление диаграмм);

– синтез и обработка материала;

– работа над проектом;

– создание и защита презентации.

Гипотеза. Лошадь – давний верный спутник жизни человека, это сложный и многогранный символ, через отношение человека к лошади, автор показывает нравственные его качества.

Основная часть

1. Из истории

Слово «лошадь» восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как «алоша». Тюркские племена кочевали в южнорусских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же «конь», «кобыла», «жеребец» чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.

Ученые считают, что приручение лошади, возможно, началось в Центральной Азии около 5 тыс. лет назад. Затем оно распространилось по всему континенту, и лошадь стала использоваться на полях сражений и как вьючное животное. Она была неотъемлемой частью существования человека вплоть до начала технической революции. Первыми, кто попытался приручить лошадь, вероятно, были кочевники азиатских степей. Здесь ловили диких лошадей и разводили в неволе. Кони помогали загонять скот, их запрягали в повозки, использовали как тягловых животных. Гранит не выдержит такого давления, которое выдержат кости лошади.

На Руси первый государственный конный завод был организован под Москвой в конце XV века.

Лошади были одомашнены людьми давно, тысячи лет назад. Ученые считают, что эти животные поначалу были лишь источником мяса и молока, потом носили на своих спинах всадников. Существует множество пород лошадей (более 100).

Как ни странно, но лошадь не сразу стала главным помощником человека в сельском хозяйстве. Кого только не пробовали люди на эту ответственную роль: были быки, и коровы, и волы, даже слона они временами заставляли трудиться в поле. Наконец, обратились к трудяге – лошади – покладистому, трудолюбивому и ловкому животному.

Ведь она обладает огромной силой и выносливостью, способна без устали работать несколько часов подряд. У лошади потрясающая память на места и предметы. Она прекрасно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью.

В мире много разных пород лошадей, каждая из которых хороша по-своему. Я много прочитал и посмотрел о них во всевозможных источниках. Больше всего мне понравились лошади трёх пород: Ахалтекинская, Арабская и Фризы.

Без коней невозможно представить русскую армию и наших воинов – богатырей. Упряжные и вьючные лошади перевозили пушки, боеприпасы, продовольствие, раненых солдат и т.д.

Незаменима лошадь на охоте. В середине XVIII века во времена царствования Петра III дворянство было освобождено от службы царскому двору. Именно с этого времени началась настоящая история псовой охоты в России.

Невозможно представить Россию без тройки лошадей. Тройка, запряженная серыми орловцами, своеобразный символ русской истории – неизменный атрибут национальных праздников: свадеб, гуляний, рождества. Мчащаяся по заснеженной дороге тройка – стереотип многих иностранцев в представлении о России, точно такой же знаковый символ как русский самовар, гармонь или бублики. Чтобы уберечь лошадь, стоящую под открытым небом, от зноя и холодов, её постоянно укрывали попонами из кошмы. В особо холодную погоду лошадей даже заводили в юрты. Жеребёнок рос как член семьи, окружённый лаской и вниманием.

Ученые подтверждают, что в совокупности всех рецепторов и чувств, возможности лошадей не могут сравниться ни с одним другим животным. Лошади прекрасно запоминают звуки, ситуации, числа, события, могут выстраивать причинно-следственную связь между ними и даже считать.

Кони спят стоя.

Лошади используются во многих сферах деятельности человека. Но если раньше эти животные, в основном, выполняли роль транспорта или тягловой силы, то сегодня лошадь – это друг, полицейский, артист, спортсмен и даже врач.

Два в одном – великолепный конь-спортсмен на службе в полиции.

2. Лошадь и современность

2.1. Как изменилась роль лошади в современном мире

Прошли годы… Эпоха лошадей в качестве незаменимого транспорта, труженика в поле и перевозчика тяжестей закончилась. Лучшим другом крестьянина почти всегда оказывается трактор или комбайн… Военные теперь предпочитают использовать самолеты и танки, а нынешний плуг лошадь, пожалуй, и с места не сдвинет. Это правда, тракторы и автомобили одно время вытеснили лошадь из сельского хозяйства. Однако на некоторых работах лошадь незаменима, особенно там, где нерационально использовать трактор или автомашину (вспашка приусадебных участков, сбор молока из личных хозяйств, подвозка обедов в тракторные и полеводческие бригады, особенно в ненастную погоду и бездорожье, и т.п.). Былая слава лошади постепенно восстанавливается, поголовье коней увеличивается.

2.2. Лошадь и спорт

Конный спорт – это спортивные игры с использованием лошадей. При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади. Вопреки распространенному заблуждению, бега и скачки являются не конным спортом, а испытаниями лошадей. Конный спорт впервые был включён в программу летних Олимпийских игр в 1912 году.

2.3. Конный цирк

Конный цирк – старейший вид циркового искусства, в котором большинство номеров связано с показом дрессированных лошадей и наездничества. Среди крупнейших представителей русского и советского конного цирка А. Саламонский, Н. А. Никитин, Ефимовы, Манжели, Кантемировы и.т.д.

2.4. Лошадь и медицина

Очень помогает лошадь в охране и восстановлении здоровья человека. В России туберкулёз, дистрофию и некоторые другие болезни издавна лечили башкирским кумысом. Этот напиток из конского молока. Натуральное кобылье молоко является для человека биологически более полноценным продуктом, чем коровье.

Существует своеобразный вид физиотерапии верхом на лошади, который называется иппотерапия. Но, пожалуй, самое важное и полезное в иппотерапии – это общение человека с большим и добрым животным.

Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но самая важная – это воспитание в человеке доброты.

3. Социологический опрос «Конь и его значение для человека»

Я провёл анкетирование среди учащихся своего 8 класса, в котором приняли участие 23 человека. Предложил ребятам вопросы:

1. Любите ли вы читать книги о животных? (Да – 23 %, Нет – 11 %, Не знаю – 4 %, Затрудняюсь ответить – 7 %, Другое – 65 %)

2. Кто из животных может быть другом человеку? (Собака – 78 %, Кошка – 8 %, Лошадь – 2 %, Попугай – 2 %, Другое – 10 %)

3. Может ли лошадь быть другом человеку? (Да-23 %, Нет – 7 %, Не знаю – 11 %, Затрудняюсь ответить – 19 %, Другое – 40 %)

4. Есть ли у лошади свой характер, душа? (Да – 60 %, Нет – 4 %, Не знаю – 3 %, Затрудняюсь ответить – 18 %, Другое – 13 %)

5. Может ли лошадь превосходить человека в чём-либо? В чём? (Скорость – 87 %., Преданность – 3 %, Не знаю – 10 %.)

6. Как вы думаете, в наше время науки и техники нужна ли человеку лошадь? (Да – 20 %., Нет – 3 %, Не знаю – 27 %, Затрудняюсь ответить – 47 %, Другое – 3 %)

7. Вы любите читать произведения о лошадях? ( Да – 11 %, нет – 15 %, Не знаю – 20 %, Затрудняюсь ответить – 14 %, Другое – 40 %)

Социологический опрос среди восьмиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме незначителен. Поэтому основная задача работы – исследовать, что значила лошадь для наших предков и что – для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы.

4. Подбор произведений и их анализ

Работая над темой исследования, я прочитал огромное количество произведений: Г. Куклин «Игренька», отрывок из повести В. Распутина «Последний срок» – «Игренька», Б. Васильев «Великолепная шестерка», М. Шолохов «Жеребенок», А.И. Куприн «Изумруд», В.П. Астафьев «Запах сена», К. Паустовский «Теплый хлеб», «Сивый мерин», Л. Толстой «Холстомер», Б. Алмазов «Самый красивый конь», А. Чехов «Тоска», А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»… На некоторых из них хочется остановиться более подробно.

Исторический роман Бориса Васильева «Владимир Мономах» повествует о наиболее драматичных моментах в жизни великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха (1053 – 1125гг.), не только великого полководца, не проигравшего ни одной битвы, но и великого дипломата. «Маленький Владимир ходил в мужской одежде ещё до традиционного обряда посажения на коня: уже в пять лет мать впервые велела сесть ему в седло. Он очень привык к смирной лошадке, с весёлым смехом скакал по кругу, но однажды не удержался и вылетел из седла, больно ударившись спиной о землю. <…> Превозмогая боль, пятилетний Владимир поймал коня, сел в седло. По лицу его текли слёзы, но он был невероятно горд, что и коня поймал, и сел в седло без посторонней помощи. <…> В семь лет Владимир прошёл древнеславянский торжественный обряд посажения на коня.». И на протяжении всей истории жизни Владимира Мономаха немало важную роль играл конь, как неотъемлемый атрибут Великого князя – воина. Эту тенденцию мы видим в каждом историческом романе, повествующем о временах древних эпох: в романах Б. Васильева «Вещий Олег», Ольга – королева руссов», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Ярослав и его сыновья»; в романах Василия Яна: «Чингисхан», «Батый», «К «Последнему морю»«.

Прочитав эти исторические романы о Древней Руси, я в очередной раз убедился в том, что лошади играли огромную роль в жизни людей, в особенности при ведении военных действий в древности. Рассматривая подобную тему во всемирной истории, хорошим примером этого может послужить любимая военная лошадь Александра Македонского – Буцефал. Когда в 326 году до н.э. этот конь погиб. Александр похоронил его со всеми почестями, а местность возле его могилы назвал в честь своего любимого и преданного соратника.

Исторический роман Раффи «Самвел» посвящён истории Армении четвёртого века, борьбе народа за независимость. Своим художественным своеобразием, глубиной раскрытия исторических фактов это произведение занимает особое место в армянской исторической прозе. Раффи считал, что воспитательное воздействие исторического романа на читателя очень велико, так как читатель видит подвиги своих предков – и старается следовать их добродетелям; видит их заблуждения – и старается избежать их ошибок. И на первых страницах романа мы читаем о неотъемлемой связи жизни человека и лошади: «Река ревела и грохотала, словно разъярённый дракон, и в ночном мраке её мутные валы казались ещё угрюмее. Конь целиком ушёл под воду, так что поверх неё виднелась только голова; храпя и отфыркиваясь, он боролся с волнами. Ноги его не касались дна, он пересекал реку вплавь. Всадник вместо уздечки держался за гриву и рукою посылал коня в нужном направлении. Несколько раз в бурных водоворотах и конь, и всадник с головой уходили под воду, но выплывали снова. <…> Приближалась какая – то опасность. <…> Конь тоже почуял близость беды и умножил свои усилия, рассекая волны с невероятной быстротой. <…> Выбравшись на берег, всадник с облегчением перекрестился. Он выжал одежду, снова взнуздал коня и двинулся дальше, теперь уже пешком, ведя коня на поводу, чтобы дать ему передохнуть. Однако тот еле передвигал ноги. Насколько стремителен был он в воде, настолько же медлительным стал на суше. Хозяин приписал это усталости».

На первых страницах исторической повести Сергея Григорьева «Александр Суворов» мы встречаемся с самым обычным, на первый взгляд, одиннадцатилетним мальчиком эпохи 18 века, честном и добром, целеустремлённом, упорно следовавшем к своей самой заветной мечте – стать военным. Ночами он взахлёб не просто читал, но впоследствии знал наизусть «Римскую историю от создания Рима до битвы Актинския…», где описаны военные сражения времён Ганнибала (247 или 246 – 183 гг. до н.э.). А по утрам он выводил любимого своего коня Шермака из конюшни и, не седлая его, надевал узду, срывал с гвоздя нагайку, разбирал поводья, вскакивал на своего любимца. Конь, «обернувшись на задних ногах» выносился вихрем со двора и пускался в путь «через убогую деревню, распугав гусей и уток, вынесся по дороге в лес». «Внизу внезапно блеснула свежая вода. Александр не держал коня. На краю обрыва Шермак, давно привычный к повадкам седока, сел на задние ноги и поехал вниз. Из – под ног его катилась галька, передние ноги зарывались в жёлтый песок… Всадник и конь скатились до самого заплеса, и Шермак остановился. Ноги коня вязли в мокром илистом песке, он переступал ногами, выдёргивая их со звуком… Шермак храпел, устав выдёргивать ноги из песка… Седок понукал коня. Конь охотно ступил в воду, погрузился и поплыл… Конь вынес Александра на лужайку и остановился, ожидая, что ещё придумает его своенравный седок. Александр промок совершенно. Ему следовало бы раздеться, развесить мокрое платье по кустам, чтобы обсушиться, – солнце уже ласково пригревало. Александр так бы и поступил, но конь вдруг закашлял. Мальчик испугался, что Шермяк простудится от внезапного купания и захворает горячкой. Надо было его согреть. Не думая более о себе, Александр вскочил снова на коня, погнал его в гору и потом по знакомой лесной дороге к паромной перепрае, чтобы вернуться с камфорой» . Из данного небольшого отрывка повести можно сделать вывод: коню мальчик уделяет немало важное значение в своей юной жизни. Как трепетно ребёнок относится к животному. И в будущем, на протяжении многих лет, Шермак будет служить своему хозяину, гениальному человеку, имя которого в будущем навсегда войдёт в пантеон всемирной истории; имя которого Александр Васильевич Суворов. Смерть Шермака станет одной из невосполнимых утрат в жизни гениального полководца.

Сюжет рассказа А.П. Чехова «Тоска» незамысловат и прост. Главный герой – извозчик Иона. В самом рассказе нет энергичного сюжета. Просто тихий зимний вечер, идет снег. Извозчик Иона ждет своих пассажиров. Душа его опустошена. У него умер единственный сын. Горе заполнило Иону до краев. Ему надо с кем – то поделиться переживаниями. И он пробует. Но его горе никому не интересно: ни военному, ни молодежи, ни даже извозчикам. Иона нашел выход с кем поделиться горем. Со своей старой заезженной лошадью. И хоть бывало он стегал ее плетью, а она упрямилась, только ей смог он рассказать о своей беде. Лошадь не умеет говорить, но она дохнула теплом на ладони извозчика. Не этого ли он ждал? Жизнь еще раз подтверждает, насколько животные могут быть добрее людей. Их молчаливая доброта дороже тысячи слов человека. Тогда как жить с людьми, если у них не найти отклика на беду? Каждый хочет радоваться, быть счастливым, ищет свое место в жизни.

Рассказ Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» построен на сочетании реального и фантастического. Герой, от лица которого ведется повествование, представляет мир реальный. Мир фантастический представляет говорящая лошадь Рыжуха. Разговор с лошадью мог происходить только в воображении персонажа: подсознательно человек пытается найти утерянную гармоническую связь с окружающим миром. Воспоминания о детстве героя тесно связаны с лошадьми. Лошади вызывали у него противоречивые чувства. С одной стороны, нельзя было налюбоваться красотой и мощью лошадей, с другой – они вызывали чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними. Вина объяснялась просто: времена изменились, теперь лошади никому не были нужны: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус, а в затишные вечера серым облаком, тучей клубились над ними комар и мошкара». Лошади олицетворяли саму природу: прекрасную, но никому не нужную, изуродованную в результате целенаправленной деятельности человека. Рыжуха была словно лучик в беспросветной тьме. Она выгодно отличалась от сородичей, хотя досталось ей не меньше, чем остальным: «В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо, и даже вены в пахах начинали пухнуть». Рыжуха, несмотря на неурядицы, сохранила свой веселый, неунывающий характер молодости. При приближении друга лошадка совершала приветственный круг радости. Герой опечален, он видит, что его любимица даже не обращает внимания на него, отворачивается от куска хлеба. Не понимая перемены, произошедшей в настроении лошади, герой хватает ее за челку и притягивает к себе. Он удивлен: лошадь плачет. Еще больше удивляется герой, когда лошадь обращается к нему человеческим голосом. Диалог лошади и человека, в ходе которого Рыжуха сообщает о своем знакомстве со старой кобылой, драматичен. Рыжуха от старой лошади узнает о том, что были времена, когда лошадям жилось привольно и легко. И когда она решила поделиться своим открытием с подругами, те назвали ее обманщицей. Герой знает, что действительно, были времена, когда лошадям жилось хорошо. В те времена они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни. Без лошади нельзя было ни работать, ни отдыхать. В памяти героя предстают картины прошлого: веселое масленичное гулянье, митинги у конюшни с выяснением отношений. Воспоминания прерываются вопрошающим взглядом Рыжухи. С мольбой смотрели лошади на человека. Но только непонятным оставалось, что могли изменить в дальнейшей судьбе слова, которые мог сказать сейчас герой. Действительно, что он мог ответить лошадям? Жизнь их никак не изменится, если они узнают правду. И герой молчит.

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» наполнено чувством сострадания. Автор рассказывает о том, как большая толпа собралась вокруг упавшей лошади, вопя: «Лошадь упала!» Поэт подчёркивает бессердечное отношение людей чужому падению: улица смеётся и воет от восторга и любопытства. И только лирический герой заглянул в «глаза лошадиные» и увидел мир «перевёрнутым», как видит его упавшая лошадь. Он один видит, как текут по морде лошади «каплища за каплищей» слёзы. И тогда, охваченный «общей звериной тоской», то есть чувством всеобщей скорби и сострадания, герой говорит с лошадью по – человечески, пытаясь её утешить и вселить в неё веру в себя. Произошло чудо – лошадь поняла героя и «Рванулась, Встала на ноги, Ржанула, И пошла».

Лирический герой понимать, что все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта.

5. Будущее коня. Памятники коню

Вторая Мировая Война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял немереную отвагу и мужество. Как никогда была важна дружба, преданность и взаимопомощь. Подвиг советского народа и союзников трудно переоценить.

Мало кто знает, что в то время бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие. Лошади, собаки, кошки и голуби, как и люди, совершали подвиги. И гибли, как и люди. Как и Герои Великой Отечественной Войны, боевые животные спасли тысячи человечески жизней и помогли приблизить долгожданный День Победы.

М. Щербаков «Человек судьбой своей играет»

Несмотря на то, что Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. Только по официальным данным численность лошадей в Советской Армии составляла 1,9 миллиона голов. В войну лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.

Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий.

Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге». В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжелораненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. Точных данных о том, сколько лошадок погибло, за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней. А с 1998 года даже отмечается День лошади – раз в 4 года, каждое второе воскресенье октября.

Мы рассмотрели, как поэты и писатели воспели в своих произведениях любовь к коню с тех самых пор, когда человек начал приучать это великолепное чудо природы,– умное, верное, трепетное. Представители искусства – художники, скульпторы, архитекторы,– изображая коня-любимца, тем самым увековечивают и свой труд, свой успех, потому что выведение породы, красота, грация, гармония, резвость, сила коня – всё это дело рук человека. Дело его творчества, знаний, терпения и любви. Об этом свидетельствуют работы скульптора Э. Гилярова «Триумф Абсента» на территории Луговского конного завода, резвость коня Улова изображена на одноимённом памятнике (автор Э. Гиляров): это гордость коллектива за орловскую породу коней 200–летнего существования. У основания памятника коню из Баболны (Венгрия) выбита надпись: «Самому верному другу», что ещё раз подтверждает восхищение человека преданностью боевого товарища – арабского скакуна.

Вывод

Изучив произведения по данной теме, можно выделить ряд проблем, которые ставят авторы:

• несправедливого отношения человека к лошади

• одиночества и человека, и животного

• старости человека и животного

• нравственных ценностей в жизни

Вывод, подтверждение гипотезы

Анализ нашего материала показал, что в основе раскрытия образа коня в художественной литературе лежат мотивы:

• мотив боевого коня и воина,

• мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания)

• мотив восхваления коня;

• мотив коня как основного средства передвижения;

• мотив помощника.

Любовь к лошадям увековечена не только на страницах художественной литературы, но и в памятниках культуры. Их на земле не мало – и в нашей стране и за рубежом.

Лошади – это сильные, выносливые, грациозные животные. У них очень добрые глаза. Они, как и человек, могут радоваться, страдать, переживать, и это показывают писатели в своих произведениях. Также литература учит добру, любви, состраданию, в том числе доброму отношению ко всему живому.
Мне кажется, что человек должен заботиться о них, ведь они – братья наши меньшие. С появлением различной техники, необходимость в лошадях отпала, но интереса к ним человек не потерял. Ведь лошади – удивительные целители не только тела, но и души.

В ходе работы, я подтвердил свою гипотезу, что образ лошади раскрывает нравственное и духовное состояние человека, который находится рядом с ней: злой он или добрый, равнодушный или отзывчивый, жестокий или милосердный. Образ лошади рисуется автором благороднее и чище. Через образ лошади писатели дают читателям важные нравственные уроки:

• воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ним;

• пробуждают чувство сострадания, а также показывают пример преданности, верности;

• позволяют человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону.

Читайте больше произведений о животных. Писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.

Данная работа актуальна. Выполняя её, научный руководитель посоветовала мне подобрать к рассмотрению произведения именно с исторической тематикой для того, чтобы я мог пополнить свои знания не только в области литературы, но и истории, что является для меня крайне необходимым при сдаче ЕГЭ в ближайшем будущем времени. Также информация данной работы может быть использована при подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе, истории, биологии, при подготовке к классным часам по соответствующей тематической направленности. Но, на мой взгляд, самая основная ценность моей работы заключается в том, чтобы пробудить у сверстников чувство сострадания, жалости, понимания и уважения к братьям нашим меньшим. Ведь современный мир с его глобализацией мне кажется очень жестоким и далеко несовершенным, если в нём появляются девушки – живодёрки. Несмотря на то, что миссия каждой девочки, рождённой на планете, – в будущем стать любящей женой и матерью. А что можно ожидать от общества, в котором появляются такие элементы, как «хабаровские живодёрки»! Это страшно!

Рекомендации:

• если вы имеете животное, вы ответственны за него;

• животное рядом с вами показывает, каков вы;

• постарайтесь больше общаться с животным, изучите его характер и полюбите его;

• читайте больше произведений о животных, писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.

Приложение

petr-2.tif

petr-3.tif

petr-4.tif

petr-5.tif


Библиографическая ссылка

Петренко А.А. ОБРАЗ ЛОШАДИ В ЛИТЕРАТУРЕ КАК МЕРИЛО НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-2. – С. 246-253;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1074 (дата обращения: 28.09.2020).