Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЛОТО «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ»

Тищенко И.В. 1
1 г. Барнаул, МБОУ «СОШ №48», учитель географии
1. География Алтайского края: Учебник для 8–9 классов. Ч. 1 / В.С. Ревякин, А.Ю. Муравьев, В.А. Рассыпнов, 2004.
2. Красная книга Алтайского края [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/.
3. Краткая информация об Алтайском крае [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.altairegion22.ru/territory/info/.
4. Промышленность Алтайского края [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.altairegion22.ru/territory/noveyshaya-istoriya-altayskogo-kraya/promyshlennost-2005–2015–gg-.php.

В современных условиях в связи с изменением содержания образования и его дифференциацией все больше внимания уделяется региональному компоненту базового образования.

Учебный материал, раскрывающий особенности природы, хозяйства и населения определенной территории в их взаимосвязи, относится к региональному компоненту содержания учебного предмета «География», т.е. региональная география выступает как своеобразный способ познания территории.

Изучение региональной географии направлено на формирование у школьников ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку. Ценностно-деятельностный подход помогает преодолеть такие качества личности, как безответственное отношение к окружающей природе, потребительский подход к ее ресурсам, неуважительное отношение к традициям.

Таким образом, целевые установки изучения региональной географии реализуются в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.

Основными принципами отбора и построения регионального компонента содержания школьного географического образования являются общедидактические: преемственность, доступность, наглядность, научность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося. Изучение конкретной территории не должно отрываться от деятельности человека, от проблем, возникающих в результате этой деятельности. Поэтому одним из главных принципов построения данной программы является вычленение причинно-следственных связей между природой, населением и хозяйством края. Формированию общей культуры школьников способствует реализация межпредметных связей, использование сведений из других областей знаний: истории, литературы, живописи и т. д. Учет временного фактора, т.е. принципа историзма помогает оценить современные географические особенности края.

Специфика содержания программы предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях.

Игра как дидактическое средство способствует изучению особенностей природы родного края, пониманию влияния деятельности людей на природные компоненты, формированию представления о взаимосвязях в системе «природа-человек».

В процессе игровой деятельности учащиеся более успешно смогут осознать свою включенность в жизнь района, города, села, это сделает изучение региональной географии более активным и личностно значимым, позволит включение в учебный процесс учебных проектов.

Игра предполагает вариативность ее применения, допускает корректировку содержания с учетом образовательных маршрутов обучающихся.

Возраст обучающихся – 12–15 лет.

Цель. Популяризация знаний об Алтайском крае через игровые формы деятельности для учащихся среднего школьного возраста.

Правила игры

Лото – путешествие рассчитано на учащихся 8–9 классов. В игре могут участвовать 2 или 3 команды.

Карточки лото раскладываются на столе. Открывается только первая карта. Учащиеся читают вопрос, отвечают на него и смотрят к какому пункту им надо перейти, т.е. какая карта вскрывается следующей. Отвечая на вопросы, участники команды выбирают правильный путь к финишу. Если ответ неверный команда получает штрафное очко. Команды отвечают на вопросы по очереди. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков.

24

Выберите области граничащие с Алтайским краем.

Новосибирская область

Переходите к п. 36.

Омская область

Переходите к п. 7.

Пермская область

Переходите к п. 18

7

К сожалению, вы ошиблись. Омская область не граничит с Алтайским краем. Она находится севернее и граничит с Новосибирской областью.

Вернитесь к п. 24.

tisch-1.tif

Штрафное очко

18

Вы ошиблись! Пермская область находится в западной части России и имеет общую границу со Свердловской областью.

Вернитесь к п. 24.

tisch-2.tif

Штрафное очко

6

Вас можно поздравить! Вы успешно финишировали. Новосибирская область действительно граничит с Алтайским краем на западе. Здесь вы заканчиваете своё путешествие.

tisch-3.tif

11

Вы показали, что знаете и хорошо разбираетесь в исторической географии. Вспомните животных Алтая. Какого обитателя земной планеты нельзя встретить на территории Алтайского края?

Косуля

переходите к п. 35.

Тигр

переходите к п. 27.

Балобан

переходите к п. 19.

35

Неверно. Косули живут в Алтайском крае. Наиболее распространены эти красивые, благородные животные в южной части Алтайского края.

Вернитесь к п. 11

tisch-4.tif

Штрафное очко

27

Вы правы. Тигры не являются представителями фауны Алтайского края. Их место обитания – Дальний Восток.

tisch-5.tif

Переходите к п. 31.

19

Вы сделали ошибку. Балобан – один из видов птиц, внесённых в Красную книгу России, обитающих в Алтайском крае.

Вернитесь к п. 11.

tisch-6.tif

Штрафное очко

10

Самая высшая точка Горного Алтая?

г. Белуха

переходите к п. 32.

Салаирский кряж

переходите к п. 17

г. Синюха

переходите к п. 6.

32

Превосходно! Вы выбрали г. Белуху правильно. Здесь, она считается наивысшей точкой Горного Алтая. Состоит из двух частей разделённых седловиной. Высота 4506 м.

tisch-7.tif

Переходите к п. 28

17

Вовсе нет! Салаирский кряж не является самой высокой точкой Горного Алтая.

Вернитесь к п. 10.

tisch-8.tif

Штрафное очко

6

Вы были близки к успеху. Но г. Синюха не относится к высоким горам. И не является самой высокой точкой Горного Алтая.

Вернитесь к п. 10.

tisch-9.tif

Штрафное очко

22

Какой из перечисленных ниже районов имеет наибольшую площадь территории.

Чарышский

переходите к п. 12.

Новичихинский

переходите к п. 3.

Кулундинский

переходите к п. 29.

12

Правильно. Чарышский район самый большой по площади район во всём Алтайском крае.

Переходите к п. 24.

tisch-28.tif

3

У вас проблемы с географией. Повторите тему «Территория Алтайского края» Новичихинский район имеет площадь всего 1,9 тыс. км2.

Вернитесь к п. 22.

tisch-29.tif

Штрафное очко

29

Что-то вы путаете. Необходимо знать, что Кулундинский район имеет площадь территории 2,0 тыс. км2.

Вернитесь к п. 22.

tisch-30.tif

Штрафное очко

28

Алтайский край прорезан густой сетью многочисленных рек, речушек, и ручьёв. В 1895 г. исследователь Алтая В.В. Сапожников увидев эту реку описал её так: «Замечательна красива массой синей воды, шумливо катящаяся по каменистому руслу; глубокая синева воды, оттеняющая ещё сильнее серебристыми беляками около подводных камней»… Какую реку он имел ввиду.

Катунь

переходите к п. 20

Бия

переходите к п. 13

Обь

переходите к п. 33

13

Верно! Река Бия вторая по величине в крае. Начало она берёт из Телецкого озера.

tisch-12.tif

20

Неверно! Река Катунь берёт начало с самой высокой вершины Горного Алтая Белухи. Покрытой вечными снегами и ледниками. Вода в Катуни бирюзового и белёсо-жёлтого оттенка за счёт большого количества песка.

Вернитесь к п. 28

tisch-11.tif

Штрафное очко

33

Вы не правы. Обь – важнейшая водная артерия края. Обь течёт широкой долиной, в которой чётко прослеживается пойма и надпойменные террасы. В русле реки много живописных островов.

Вернитесь к п. 28.

tisch-10.tif

Штрафное очко

31

И так, мы познакомились с некоторыми представителями животного мира Алтайского края. А сейчас мы вспомним, какие отрасли хозяйства развиты на Алтае. Определите в предложенных диаграммах ту, которая характеризует отраслевую структуру промышленного производства Алтайского края.

tisch-17.tif

Переходите к п. 5.

tisch-15.tif

Переходите к п. 8.

tisch-13.tif

Переходите к п. 23.

5

Нет, вы ошиблись. Это отраслевая структура Вологодской области.

Вернитесь к п. 31.

tisch-16.tif

Штрафное очко

8

Ну что вы! В Алтайском крае не развита цветная металлургия. Это визитная карточка Красноярского края. Она занимает здесь 68%.

Вернитесь к п. 31.

tisch-18.tif

Штрафное очко

23

Великолепно! Вы прекрасно справились с этим сложным заданием. Вы конечно определили отраслевую структуру по следующим показателям:

tisch-14.tif

Переходите к п. 34.

1

Кто из перечисленных учёных побывал на территории Алтая и был восхищён его красотой?

Александр Фридрих Вильгельм Гумбольт

Переходите к п. 16.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Переходите к п. 4.

Джон Кабот (Джованни Кабото)

Переходите к п. 25.

4

Вы ошибаетесь! Н.Н. Миклухо-Маклай исследовал Африку, а не Алтайский край. В 1866 г. он совершил поездку на Канарские острова, причём возвращался из этой поездки через Марокко (1867 г.). Во время совершённого немного позднее (в 1869 г.) путешествия по Красному морю он странствовал как по его аравийскому, так и по африканскому берегу (Восточный Судан, Эритрея).

tisch-21.tif

Вернитесь к п. 1.

Штрафное очко

25

Увы! Джон Кабот не занимался изучением Алтайского края. Он родился в Генуе. В 1477 по торговым делам Кабот выехал в Англию, в Бристоль, и поселился там. Первые его путешествия носили чисто торговый характер и совершались в основном между Бристолем и Исландией. В географии он известен как исследователь полуострова Лабрадор и острова Ньюфаундленд.

Вернитесь к п. 1.

tisch-20.tif

Штрафное очко

16

Прекрасно! А. Гумбольд выдающийся исследователь, естествоиспытатель и путешественник. Он родился в Берлине. В 1829 году приехал и совершил поездку по Уралу, Алтаю, Каспийскому морю.

Переходите к п. 11.

tisch-19.tif

21

А сейчас обратимся к растительному миру Алтайского края. Растительный покров Алтая очень разнообразен. Но преобладает растительность степей и лесостепей. Какое из предложенных растений встречается в Алтайском крае?

Венерин Башмачок

Переходите к п. 14.

Женьшень

Переходите к п. 9.

Олений мох

Переходите к п. 26.

14

Молодец! Венерин Башмачок произрастает на территории Алтайского края. Это род многолетних растений семейства орхидных. Цветки крупные, разнообразной окраски, один из листочков околоцветника в виде башмачка. В России 4 вида, на Алтае встречаются три вида: Башмачок жёлтый, крупноцветковой, пятнистый.

tisch-22.tif

Переходите к п. 10.

9

Вы были близки к цели! Но женьшень произрастает в Приморском крае. Многолетнее травянистое растение семейства аралиевых. Известное лекарственное растение растёт очень медленно, достигая возраста 100 лет.

Вернитесь к п. 21.

tisch-23.tif

Штрафное очко

26

Грубая ошибка! Олений мох это один из самых крупных наших лишайников произрастает в тундровой зоне.

Вернитесь к п. 21.

tisch-24.tif

Штрафное очко

34

Вспомните карту Алтайского края. На ней большое количество рек и озёр. Самое большое озеро тектонического происхождения, местные жители называют его «Алтын – Кёль» – золотое озеро. Что это за озеро?

Телецкое озеро

Переходите к п. 2.

Кулундинское озеро

Переходите к п. 15.

Яровое озеро

Переходите к п. 30.

2

Браво! Это озеро – Телецкое. Алтын – Кёль. Золотое озеро. Оно лежит на высоте 434 м. над уровнем моря. Это крупнейший горный водоём Южной Сибири.

tisch-25.tif

Переходите к п. 21.

30

Ну и ну! У вас огромные проблемы в географии. Кулундинское озеро действительно самое большое по S озеро, но озеро по происхождению – ледниковое и его глубина до 5 м.

Вернитесь к п. 34.

tisch-26.tif

Штрафное очко

15

Не совсем точно. Яровое озеро небольшое по S. Образовалось в результате деятельности рек. Солёное и бессточное, находится на Кулундинской равнине.

Вернитесь к п. 34.

tisch-27.tif

Штрафное очко


Библиографическая ссылка

Тищенко И.В. ЛОТО «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ» // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1076 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674