«Быть может ты прав, а я ошибаюсь, но, объединив наши усилия, мы сможем найти истину».
Карл Поппер
Последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать её тайны, сохранить жизнь на Земле. Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразные их проявления в каждом регионе, настойчиво требует скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека Именно поэтому, одним из важных направлений в воспитательной работе с подрастающим поколением является экологическое воспитание.
В 2010 году в нашей школе был создан школьный экологический клуб «Эколог», в котором объединены учащиеся 10–16 лет.
Программа школьного экологического клуба направлена на самореализацию учащихся от расширения кругозора школьников и освоения теоретического материала до разработки исследовательских работ и создание экологических проектов.
В работе клуба используются как традиционные формы работы (конкурсы, викторины, спектакли), так активные и интерактивные формы (круглые столы, проекты, исследования, дискуссии, дебаты).
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии.
Цель дебатов – научить учащихся высказывать свое мнение, слушать других и уметь вести дискуссию со своим оппонентом в спокойной доброжелательной манере. Участники должны также приводить аргументы за и против обсуждаемой идеи, постараться своими аргументами убедить оппонентов в правильности избранной позиции.
Мы проводим «Дебаты» по формату Карла Поппера.
Играют 2 команды: утверждающая сторона и отрицающая сторона. В составе каждой команды 3 участника – спикера. Спикеры утверждающей стороны должны попытаться убедить судей в правильности своей позиции. Например, «Глобальные проблемы человечества преувеличены». Спикеры отрицающей стороны должны доказать судьям, что позиция утверждающей стороны неверна. Например «Глобальные проблемы человечества реальны». Также участниками дебатов являются: таймкипер (следит за временем выступления спикеров), судьи (выслушав аргументы обеих сторон, принимают решение, какой команде отдать победу), свободные слушатели.
Первый шаг в любых дебатах – это формулировка темы, она должна затрагивать значимые проблемы, представлять интерес (быть актуальной), быть пригодной для вынесения на дебаты.
Темы «Дебатов», проводимых в рамках школьного клуба «Эколог»связаны с экологическими проблемами: «Генетически модифицированные продукты –это пища будущего или пища Франкенштейна?», «Около нашего поселка построили мусоросжигательный завод и это здорово», «Нанотехнологии – это путь к здоровому обществу», «Глобальные проблемы человечества преувеличен».
Второй шаг – это подбор аргументов и контраргументов, для этого используется техника мозгового штурма, в котором обязательно принимает участие вся команда. Тема рассматривается со всех аспектов, и к ним подбираются аргументы и контраргументы методом «за»и «против»
Третий шаг –проведение дебатов. Оно включает вступительное слово ведущего, представление команд, судей и выступления спикеров. У каждого спикера своя роль. Спикер 1 утверждающей стороны представляет презентацию и дает определение темы, обозначает ключевые аспекты. Спикер1 отрицающей стороны представляет презентацию, в которой отрицает тему и отвергает тезисы утверждающей стороны.Спикеры 2 и 3 обеих сторон приводят дополнительные доказательства своих точек зрения.
Затем следуют перекрестные вопросы с целью опровергнуть аргументы противной стороны.
Четвертый шаг – определение победителя.
Судьи при оценивании руководствуются следующими критериями: соответствие роли спикера, логика построения речи, культура речи, корректность общения структурированность выступления, глубина и доказательность аргументов, работа с вопросами. Основной критерий судейства- убедительность.
Дебаты способствуют:
1. Расширению общекультурного кругозора.
2. Развитию интеллектуальных способностей.
3. Развитию исследовательских и организационных навыков.
4. Развитию творческих качеств.
5. Развитию коммуникативных умений.
6. Развитию ораторских способностей.
Одним из важнейших достоинств этой технологии является то, что дебаты учат учиться и совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом.
Приложение
Дебаты по теме «Около нашего поселка построили мусоросжигательный завод, и это здорово»
Цель: научить эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с экологической точки зрения.
Задачи:
1. Расширить общекультурный кругозор.
2. Развивать интеллектуальные способности.
3. Развивать исследовательские и организационные навыки.
4. Развивать коммуникативные умения.
5. Развивать ораторские способности.
6. Развивать умение работать в команде.
7. Экологическое просвещение
Подготовительный этап
Выбираются 2 команды по 3 человек в каждой.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово ведущего (5 минут).
Добрый день!
По данным Росстата, ежегодно с 2012 г. в России образуется более 5 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Из этого объема 57 миллионов тонн (согласно госдокладу «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации за 2014») – это отходы, образовавшиеся от населения. То есть один житель нашей страны производит в среднем около 470 кг мусора в год. 93 % всех отходов в России отправляется на свалку. Есть ли другие варианты борьбы с отходами. Несомненно есть. Например, сжигание мусора. Решение ли это проблемы – поговорим об этом сегодня.
Тема наших дебатов «Около нашего поселка построили мусоросжигательный завод и это здорово»
В дебатах участвует 2 команды: 1 команда выступает в защиту строительства мусоросжигательного завода, 2 команда предложит нашему вниманию аргументы против строительства мусоросжигательного завода. Кто убедительнее ? Посмотрим.
А для начала давайте представимся.
Ведущая дебатов ……
Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте.
Судьи (представление)
Теперь представим команды:
1 команда (утверждающая сторона) представляет своих спикеров;
2 команда (отрицающая сторона) представляет своих спикеров.
Теперь попрошу спикеров обеих команд выйти на середину, встать напротив друг друга и поприветствовать друг друга. Руки на голове, локти в стороны, поздороваемся прикасаясь к друг другу локтями, а теперь руки на поясе, локти в стороны, поздороваемся друг с другом, прикасаясь локтями. Теперь наши участники раскрепощены, не агрессивны и готовы к выступлению.
Слово предоставляется команде утверждающей стороны, выслушаем их аргументы за строительство мусоросжигательного завода – 1 спикер представляет презентацию.
Слово предоставляется команде отрицающей стороны, выслушаем их аргументы против строительства мусоросжигательного завода. 1 спикер представляет презентацию.
Теперь слово предоставляется спикерам команды для дополнения своих позиций (не более 4 дополнений).
Приступаем к перекрестным вопросам (по 3 вопроса).
Подведение итогов судейства
Заключительное слово ведущего: Позвольте мне подвести небольшой итог нашей темы. Мусоросжигательных заводов не стоит опасаться – другие страны этим пользуются успешно и при этом сохраняют природу. Нужно просто правильно такие заводы эксплуатировать, тогда и проблемы накопления мусора будут решены и здоровью населения ничего угрожать не будет. Мировая практика это доказывает, только заниматься этими проблемами должны профессионалы при поддержке государства и под действенным общественным контролем.
Наши дебаты подошли к концу, мы выслушали аргументы обеих команд, определили кто же сегодня был более убедительным. И не важно кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из Вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают.
А теперь обратимся к зрителям. Какая команда на ваш взгляд была убедительнее в своих аргументах? Какая команда была красноречивее? Какую команду вы бы выделили в умении задавать вопросы? Проявляла ли какая-нибудь команда излишнюю агрессивность в ходе дебатов? А на чьей стороне вы: за или против.
Теперь обратимся к командам. Понравилась ли вам такая форма спора, убеждения? Какие качества у вас развивались в ходе дебатов? Посоветуете ли вы другим участвовать в дебатах?
Библиографическая ссылка
Николаева Л.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО КЛУБА «ЭКОЛОГ» // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1077 (дата обращения: 21.11.2024).