Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www. school – science. ru/2017/8/27409
В течение всей жизни человеку приходиться учиться. Сначала, что бы обеспечить свое существование, а потом, что бы изменить мир для всех. Но лишь одно обучение является обязательным. Согласно 43 статьи Конституции РФ основное общее образование, то есть школьное, является обязательным. И самый простойвопрос,который возникает – чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов и математических формул. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые называют это «базовыми компетенциями» или «функциональной грамотностью».
Например, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты, а владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Оценкой данных компетенций в мире занимается Организация экономического сотрудничества и развития.
Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for EconomicCo – operationandDevelopment, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
ОЭСР реализует Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах и умение применять эти знания на практике. PISA – самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества школьного образованияв мире. Тест проводиться раз в три года. PISA была разработана в 1997 году, и впервые проведена в 2000 году.
ОЭСР организует тест в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.
Цель мониторинга качества образования в школе PISA – оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей.
Объект исследования – образовательные достижения учащихся 15 – летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах. Первая ступень образования особенно важна: ведь это фундамент всего образовательного процесса, который впоследствии происходит всю жизнь. Если в ребенке заложена или воспитана способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успеха в обществе, то все остальное приложится.
Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность их стратегических решений в области образования. Во многих странах за результатами этого исследования следят с таким же азартом, с каким смотрят выступление национальной сборной на Олимпиаде.
Например, провальные результаты PISA 2000 году в Германии были восприняты как национальный позор. Итоги этого мониторинга оценки качества образования в школе обсуждались повсюду – от домашних кухонь до заседаний правительства. И, конечно, были приняты экстренные меры, благодаря которым средний балл немецких подростков вырос с 484 в 2000 году до 503 в 2003 и 516 в 2006.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по следующим основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.
Согласно итогам исследования PISA лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе лидер – Финляндия.
«PISA – значительно больше, чем просто рейтинг: это показатель того, насколько хорошо национальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню. »Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР.
Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в PISA.
Цель и задачи работы
В своей работе я хочу исследовать тесты PISA и проанализировать подходы к обучению, позволяющие добиться высоких результатов.
Я ставлю следующие задачи:
1. Проанализировать тесты PISA.
2. Определить необходимые требования для решения таких задач.
3. Рассмотреть проблемы российской системы образования.
4. Проанализировать передовой опыт лучших образовательных процессов.
5. Рассмотреть изменения системы образования в России.
Работу я провожу в 2015 году в школе №10 г. Павлово под руководством своего преподавателя Софоновой Р. Н.
Объектом моего исследования является образование, а предметом – методы образовательных процессов.
Описание работы
PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем.
Грамотность чтения – это степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Математическая грамотность – степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.
Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения меж предметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.
В рейтинге PISA Россия занимает места в четвертом десятке, то есть к концу списка. Тестирование показало, что с компетенциями у российских школьников большие проблемы. Наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО.
Можно выделить следующиепричины неудач российских учащихся:
1. Неумение работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию.
2. Решая задачи, наши учащиеся воспроизводят привычные, стереотипные действия. Как только содержание, условия задачи, вопросы даются в непривычной форме, результаты решения резко снижаются.
3. Учащиеся не владеют навыками целостногоанализа, не обучены тому, как выдвигать гипотезы и проверять их. Такие результаты — следствие чрезмерной академичности и узкой предметности российского образования.
Заключение
С появлением глобализации и наукоёмкой экономики, экономический прогресс и успех больше не зависят от природных ресурсов и величины страны, а скорее от её способности преумножать богатство посредством применения знаний, идей и нововведений. И именно образование даёт возможность странам повышать уровень знаний и новаторства. Для создания наукоёмкой экономики необходим новый стиль мышления, который помимо знания предмета позволял бы обосновывать выводы, думать логически и быть изобретательными.
Ребенок эффективно учится, только когда ошибается. Школа делает все, чтобы выработать в детях страх перед ошибками. За неверные ответы наказывают, ставят двойку. В будущем эти несчастные люди боятся пробовать новое, экспериментировать, делать ошибки. В задачах есть только 2 ответа – правильный и неверный. Таким образом, дети начинают видеть мир плоским. У многих задач, на самом деле, могут быть тысячи правильных решений.
Результаты внедрения новых российских образовательных стандартов будут известны через несколько лет, когда нынешние пятиклассники сдадут тесты PIZA. Я верю, что мы улучшим свои результаты и это отразиться не только на баллах и рейтингах, но и на нашем качестве жизни.
И в заключении я хочу сделать следующие выводы:
1. Окружающий нас мир изменился и, что бы реализовать себя, необходимы новые знания и умения.
2. Так как время и объемы познаний в школе ограничены, то необходимы другие, более эффективные методы обучения.
3. Передовые страны мира их уже применяют и оценивают результаты по тестированию PIZA.
4. Россия изменила образовательные стандарты, но этого явно не достаточно.
Надеюсь, что своей работой я сделал небольшой шаг вперед.
И закончить исследование я хочу словами Альберта Эйнштейна:
«Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему учили в школе».
Библиографическая ссылка
Сахаров К.М. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. УСПЕХ ФИНСКОЙ ШКОЛЫ. // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 4. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=110 (дата обращения: 21.11.2024).