Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www. school – science. ru/2017/8/27202
Цель нашего исследования – выявление современной религиозной самоидентификации жителей РСО – Алании.
Объект исследования – религиозные чувства жителей РСО – Алания.
Предмет исследования – религиозные предпочтения современных осетин.
Гипотеза исследования: современные осетины имеют свою собственную религию, их религиозно – этические представления вполне достаточны для духовного и религиозного самовыражения, и они не нуждаются ни в христианстве, ни в исламе.
Задачи исследования
1. Рассмотреть историю распространения религиозных верований на территории Северной Осетии.
2. Охарактеризовать традиционные религиозные воззрения осетин.
3. Выявить в ходе опросов населения, насколько представления о самодостаточности традиционных воззрений осетин разделяются ими и есть ли собственная религия у осетин.
Методы исследования – наблюдение, опрос, анкетирование, методы беседы, элементы анализа научной литературы.
Практическая значимость – результаты исследования должны помочь определить, насколько эти проблемы вообще заботят людей, и спрогнозировать развитие религиозной ситуации в Осетии в перспективе.
Экспериментальное исследование современной религиозной самоидентификации жителей РСО – Алания
Методы исследования. В нашем эксперименте мы использовали следующие методы: наблюдение, методы опроса, беседы, анкетирования и интервьюирования.
Нами были составлены анкеты для респондентов. Подробнее познакомиться с ними можно в Приложении №1.
Выборка составила около 97 человек. В состав выборки входили: молодые люди в возрасте 16 – 18 лет, педагоги в возрастном диапазоне от 28 лет до 53 – х.
Целью нашего эксперимента было выявить отношение населения к религии, разным религиозным верованиям.
Анализ полученных данных. Начнём с того, что наблюдение за людьми в нашей Республике разных верований позволило сделать вывод о том, что очень важно сберечь, как цветок многоконфессиональность. Действительно, всем находится место под солнцем. Не важно, в какого Бога ты веришь, так как Бог один.
Мы провели интервью с основными представителями христианства и мусульманства. В нашем интервью были задействованы: сопредседатель Совета муфтиев России Северо – Кавказский муфтий – председатель Духовного управления мусульман РСО – Алания – Хаджимурат Гацалов и протоиерей церкви Ильи пророка Георгий Хворостянский.
Содержание вопросов и фотографический отчёт смотреть в Приложении № 2,3.
Подводя итоги интервью, хочется сказать, что действительно, на сегодняшний день христиане и мусульмане – это основные религиозные направления в Северной Осетии. Нужно приложить все усилия для того, чтобы растить правильно подрастающее поколение, прививать ему во многом забытые качества нравственности, доброты, сострадания. Тогда будет мир на земле Кавказа и понимание.
Анкетирование среди населения проходило по вопросам. Смотреть Приложение №4.
В анкетировании приняли участие 97 человек. Из них 65 представителей женского пола, 35 человек мужского пола.
Большинство опрашиваемых причисляют себя к той или иной вере исповедания.
Таблица 1.
Показатели вероисповедания.
Вера исповедания |
Кол – во чел. % соотношение |
Христиане |
71 – 73% |
Мусульмане |
4 – 4,1% |
Буддисты |
1 – 1% |
Язычники |
9 – 9,3% |
Никакой веры |
10 – 10,3% |
Атеист |
2 – 2% |
Причём нужно отметить, что именно у респондентов в возрастной категории от 16 – 18 лет встречались ответы – отсутствие какой – либо веры, атеист, язычник – христианин. Это говорит об отсутствии ясного понимания того, что есть вера, язычество и атеизм. То есть молодёжь мечется в незнании этих определений и непонимании происходящего, а может быть в отсутствии желания понимать, ведь так легче.
Респонденты в возрастной категории от 33 до 68 лет более осознанно подходят к определению себя к той или иной вере. Они осознают, что недостаточно уделяют времени выполнению ритуально – обрядовых требований религии. Только в двух эпизодах христиан назвали язычниками.
По вопросу об известности общества «Асаг – Дин» как одна возрастная группа молодых, так и другая ответили, что ничего не знают об этом обществе, его деятельности и направленности.
Позиция опрашиваемых по вопросу о том, что осетины не нуждаются ни в христианстве, ни в мусульманстве большинство ответили, что это не так. Значит, большинство признают необходимость веры.
Выводы
Эксперимент позволил нам сделать некоторые выводы по теме исследования:
Молодёжь (возраст 16 – 18 лет) демонстрирует неосведомлённость в вопросах религии, а порой безразличие к той теме.
Некоторые молодые люди не понимают значение таких понятий, как вера, религия, язычество, христианство.
Большинство опрашиваемых причисляют себя к христианам – 73%; 4 – % – мусульмане; язычники – 9%; никакой веры – 10%
Большинство осознают, что не исполняют ритуально – обрядовые требования религии. Это говорит о формальном подходе к вероисповеданию.
Мнения о язычестве осетин в основном звучит у молодых. Более зрелые люди так не считают.
Чем старше респонденты, тем больше соотношения религии с задачами модернизации XXIвека, то есть связи религии с жизненными задачами общества.
Очень важно сберечь многоконфесиональность в нашей Республике.
Заключение
Выясняя общественное мнение по поводу религиозной самоидентификации, мы обнаружили интересные результаты: большинство опрошенных причисляли себя или к христианству, или к исламу. При этом на вопрос о том, считаете ли вы себя приверженцем традиционных религиозных воззрений, эти же респонденты ответили положительно. В частной беседе с муфтием Республики РСО – Алания Гацаловым Х. М. мы выяснили, что осетины в своей повседневной жизни, идет ли речь о траурных мероприятиях или же о радостных событиях, демонстрируют обрядовый синтез, соединяя элементы языческих ритуалов с теми же христианскими и мусульманскими нормами. Данный раздел исследования показал, что осетины не придают особого значения обязательному последовательному исполнению ритуально – обрядовых требований той или иной религии, что свидетельствует о синкретизме религиозного сознания. По итогам опроса напрашивается вывод о том, что осетины от случая к случаю посещают церковь или мечеть. В Осетии есть христиане и мусульмане, которые никогда не пересекали порог храма в сакральных целях.
В общественном мнении Осетии в последнее время сформировалась такая позиция, что осетины не нуждаются ни в христианстве, ни в исламе. В данном вопросе наши респонденты разделились поровну. Примером этой позиции является движение «Асаг Дин», ряд научных и общественных деятелей, которые отвергают всякие обвинения в язычестве. Интересно, что опрашиваемые респонденты ничего не знают об этих явлениях. Напрашивается вывод, что между республиканской общественностью и общественными движениями и организациями нет никакой связи.
Наши респонденты, считая себя «приписанными» (по факту рождения) к той или иной конфессии, тем не менее, относят большинство осетин к язычникам. Еще меньше понимания, судя по опросу, в вопросе важности принадлежности народа к монотеистической вере. В последнее время со стороны некоторых интеллектуалов наблюдаются попытки доказать, что наши далекие предки еще в дохристианскую эпоху имели представление о Едином Боге. Этот крайне важный тезис выглядит неоднозначно и нуждается в серьезных научных подтверждениях.
Говоря об осетинском религиозном сознании, хочется обратить внимание на следующее: в осетинском сознании уживаются разные уровни религиозности: здесь и почитание осетинского Уастыр Хуыцау, трех пирогов, рощи Хетага, и одновременно – празднование Рождества Христова, Пасхи, Троицы, у осетинских мусульман – соблюдение рамадана, празднование его окончания и все это в своеобразных «осетинских» формах. Эта ситуация многослойного религиозного сознания не является чем – то оригинальным и уникальным. Если мы посмотрим на традиции религиозности в японском, китайском обществах, то мы увидим, что в их сознании мирно уживаются как чисто национальные религиозные философии, так и представления, почерпнутые из мировых религий. Состояние религиозного синкретизма не составляет внутреннего конфликта. Это представляет большой интерес также и для нас, проживающих в регионе, имеющим статус «горячей точки».
Еще одним пунктом исследования был вопрос о модернизации общества и месте религии в нем. Большинство респондентов считает, что религия не препятствует процессам модернизации, более того, она может сыграть значительную роль в решении этих задач.
Осетия исторически относится к полиэтничным, поликонфессиональным территориям. На нашей земле бытовали и сосуществовали мировые и национальные религии. Осетины всегда отличались от соседних народов религиозной веротерпимостью, дружелюбием, умением уживаться с представителями разных национальностей. Нам не угрожают конфликты на религиозной и национальной почве (если только их не разожгут искусственно). Морально – нравственные нормы, вытекающие из мировых религий, будут всегда востребованы в любом обществе, в том числе в обществе ХХI века.
Рекомендация
Результаты вышеприведенного исследования свидетельствуют о недостаточном понимании важности мировоззренческой составляющей в жизни человека. Современное общество, в том числе и российское, сталкивается в ХХ1 веке со множеством вызовов, среди которых серьезную озабоченность вызывает религиозный радикализм и экстремизм. По мысли русского философа Н. А. Бердяева, движение истории предполагает перенесение лучших традиций прошлого в настоящее и соединение их с будущим. В этом контексте хотелось бы порекомендовать:
Через знания сохранять и развивать лучшие национальные традиции осетинского народа
Усилить просветительскую работу в этом направлении через проведение различных тематических «круглых столов», широкое общественное обсуждение и др.
Все средства должны быть направлены на сохранение и перенесение в будущее традиционных для осетинского сознания миролюбия, толерантности, умении жить в мире и согласии со всеми окружающими их народами.
Библиографическая ссылка
Абисалов А.С. ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ РСО – АЛАНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 4. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=111 (дата обращения: 23.11.2024).