Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/7/5/40636.
Актуальность проекта. Театр – это жизнь в которой каждый играет свою роль. Каждый день на сцене нашей жизни мы разыгрываем трагедии, комедии, фальшь, драмы...Театр этот импровизированный , да и вообще жизнь это сплошная импровизация.
Большинство современных людей относятся к театру скептически. Возможно это связано с тем, что они редко посещают театральные постановки, возможно отдают предпочтение другим жанрам искусства. К пример сейчас многие ходят в кино. Театр это нечто другое, более настоящее.
Не случайно, 2019 год объявлен годом Театра в России.
Цель проекта: узнать, как влияет театр на жизнь человека.
Задачи:
1. Изучить историю становления Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской;
2. Проанализировать и систематизировать найденный материал;
3. Создать компьютерную презентацию о театре;
4. Понять, как театр повлиял на мою жизнь.
Практическая значимость заключается в том, что собранный материал может быть полезен учителям, школьникам, родителям с целью привлечения их в театр.
Теоретическая значимость в том, что собранный материал систематизирован, выстроен в хронологической последовательность, сопровождается презентацией, что делает его понятным, доступным и интересным.
В результате проведенной работы стало известно:
Донской театр драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской один из первых театров, появившихся в Ростовской области;
Большое количество известнейших артистов играли на сцене нашего театра;
Работает детская театральная студия, где каждый желающий может проявить свои таланты на сцене театра.
Зарождение театра в Новочеркасске
Первая дата связана с тем, что «с 1825 г. заведен здесь (в Новочеркасске) небольшой театр, на коем играет приезжающая сюда разновременно из Таганрога труппа актеров». Это указание на факт существования театра в Новочеркасске, содержащееся в «прибавлении к статистике, о некоторых переменах во внутреннем устройстве Войска Донского, происшедших после 1822 года» в разделе «театр», не может быть принято за основание для истории именно театра им. В.Ф. Комиссаржевской, так как речь идет о театре не как организованном, постоянном творческом коллективе, а о заезжих театральных труппах, причем с указанием даже из какого города. Аналогично читаем в книге «Донцы XIX века» в статье о войсковом атамане А.В. Иловайском, управлявшем на Дону в 1821–1826 году, что: «при А.В. Иловайском приступлено в Новочеркасске к замощению улиц, при нем же возникли первые театральные представления».
Как же выглядел первый театр столицы Дона – Новочеркасска? На этот счет сохранилось лишь свидетельство М. Лермонтова, гостившего в Новочеркасске у своего друга – генерала Хомутова – летом 1840 года по пути на Кавказ. Отправившись дальше, поэт 17 июня отправил из Ставрополя в Москву А.Лопухину письмо, в котором, среди прочего, сообщалось: «Дорогой, я заезжал в Черкесск к генералу Хомутову и прожил у него три дня, и каждый день был в театре. Что это за феатр! Об этом стоит рассказать: смотришь на сцену и ничего не видишь, ибо перед носом стоят сальные свечи, от которых глаза лопаются; смотришь назад- ничего не видишь, потому что темно; смотришь направо – ничего не видишь, потому что ничего нет; смотришь налево- и видишь в ложе полицмейстера; оркестр составлен из четырех кларнетов, двух контрабасов и одной скрипки, на которой пилит сам капельмейстер, и этот капельмейстер примечателен тем, что глух, и когда надо начать или кончать, то первый кларнет дергает его за фалды, а контрабас бьет такт по его плечу. Раз по личной ненависти он так хватил его смычком, что тот обернулся и хотел пустить в него скрипкой, но в эту минуту кларнет дернул его за фалды, и капельмейстер упал навзничь головой прямо в барабан и проломил кожу, но в азарте вскочил и хотел продолжить бой, и что же! О, ужас! На голове его вместо кивера торчит барабан. Публика была в восторге, занавес опустили, а оркестр отправили на съезжую» [1].
Новочеркасск же еще несколько десятков лет не имел своего театра, ни в смысле собственной театральной труппы, ни специального театрального здания. Как правило, приезжие артисты выступали в неприспособленных помещениях. Среди таких «театральных» помещений можно назвать и флигель во дворе здания Дворянского собрания, в котором с 1837 г. выступали заезжие артисты. Здание было тесным, мрачным и небезопасным в противопожарном отношении. Но тем не менее в нем гастролировали, в т. ч. в 30–е годы – труппа обрусевшего немца Ивана Федоровича Штейна, в составе которой выступал знаменитый Михаил Семенович Щепкин. В 40-х годах в Новочеркасске выступали труппа Жураховского, а с 1846 г. – труппа К. Смирнова, в составе которой были артисты: Гусева с дочерью, Васильков, Докучаев, Щеглов и знаменитый провинциальный трагик Н.Х. Рыбаков. С 1857 года в столице Донского казачества выступали труппы, приглашаемые дворянином Марковским-Марковым. С 1862 по 1866 г. театральные представления не давались из-за опасности, что театр сгорит.
Театральное здание, стоявшее на Атаманской улице до 1837 г. на том месте, где через год началось строительство 3–этажного здания Областных Присутственных мест (ныне старинный корпус училища связи), год от года ветшало и становилось все более опасным, и его разобрали. Не лучше оказалось и помещение театра во флигеле у здания Дворянского собрания. Поэтому с одной стороны обострялся вопрос о необходимости строительства собственного театрального здания, а с другой стороны возникала проблема – а кто им будет заниматься? Поэтому «по представлению Войскового депутата Машлыкина и ходатайства генерал-адьютанта Хомутова» Государь Император Высочайше утвердил 3 марта (по другим данным – 7 апреля) 1859 г. театральную дирекцию и некоторые меры по поддержанию театра в Новочеркасске.
Первый театр – первые сезоны
В 1857 г. в Новочеркасске начинает строиться постоянный театр. Как и каждой столице, новому городу театр был положен по статусу, да и не только по статусу, но и просто в силу востребованности этого вида искусства народом.
В 1859 г., по свидетельству учителя новочеркасской мужской гимназии А. Филонова, автора книги «Очерки Дона», уже выступала постоянная театральная труппа из 23 человек, что, по его мнению, для такого «глухого» города как Новочеркасск было немало [2].
Новочеркасская публика с первых дней существования театра знакомится с творчеством ведущих провинциальных актеров России. Среди зрителей театра А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И. Пущин и др.
Сцена Новочеркасского театра определила путь многих видных актеров и режиссеров. Здесь играли М. Щепкин, Н. Рыбаков, А. Ленский, Г. Федотова, М. Савина, П. Стрепетова, В. Андреев-Бурлак.
В 1866 году для городского театра по проекту архитектора А. Кампиони было специально построено новое деревянное здание на ул. Атаманской. Оно стояло тоже в центре города, в районе сегодняшнего училища связи, которое сгорело в 1914 году.
По описанию «Донского вестника» зал для зрителей имел вид подковы. Его длина была 15 аршин (т. е. 10,7 м), а ширина 13 аршин (т. е. 9,2 м). Театр был построен трехъярусным: бенуар, бельэтаж и амфитеатр. В театре была 41 ложа, а в зале – 13 рядов (200 мест). Сзади были расположены еще 4 дополнительных ряда, два из которых (29 мест) предназначались для «бедных» гимназистов. Начало своей популярности заложил в первых же выступлениях на сцене нового театра специально приглашенный к открытию известный актер-трагик Н.Х. Рыбаков. Новочеркассцы смогли увидеть его в первом спектакле 26 августа 1866 г. «Было, да прошло», а затем в «Станционном смотрителе» и «Ревизоре».
Известно, что в 1868 – 1873 г. Новочеркасским театром управлял граф Подгоричиани. Театральные сезоны при нем были весьма успешными и как утверждают историки: «никогда не было такого гвалта в Новочеркасске и никогда театральные места не раскупались с таким остервенением. Время тогда было пляшущее». В эти годы в театре работали опереточные труппы Рокотова, Самсонова, Ограмова и др.
Дебют В.Ф. Комиссаржевской в Новочеркасске
В 1891 – 1894 гг. театр возглавляет видный режиссер и антрепренер Н. Синельников (12 февраля 1855 – 19 апреля 1939). Он становится руководителем, режиссером, актером и душой театра.
Синельников привлекал в свою труппу талантливых артистов, стремился к стабильности коллектива, старался создать творческую атмосферу на репетициях, регулярно давал бесплатные представления для учащихся и понедельничные спектакли по общедоступным ценам [3].
Под его руководством впервые выступила на профессиональной сцене В. Ф. Комиссаржевская, чей дебют состоялся 19 сентября 1893.
Всего лишь один зимний сезон 1893–94 года работала Вера Федоровна Комиссаржевская в Новочеркасском театре, но зато какой это был сезон – первый в ее жизни!
Молодую, красивую и обаятельную актрису использовали в основном на комедийных ролях, но и в них она сумела показать свой природный дар будущей великой драматической актрисы. Газета «Донская Речь» писала о В. Комиссаржевской: «в ней все есть для того, чтобы стать очень большой артисткой». Местные газеты отвели немало строк артистической деятельности В. Комиссаржевской. Например, «Игру Комиссаржевской нельзя назвать искусством – это сама жизнь», – писала все та же «Донская Речь». Начав с исполнения комедийных ролей в таких спектаклях как «Школьная пара», «Под душистой веткой сирени», «На тот свет», «Летняя картинка», Вера Федоровна неизменно играла с Н.Н. Синельниковым. Великий русский артист по достоинству оценил артистичность молодой партнерши и стал предлагать ей более серьезные роли. Так, ей была предложена Н.Н. Синельниковым роль Ларисы в «Бесприданнице», но В.Ф. Комиссаржевская от нее отказалась, считая, что она еще не может сыграть такую роль. Возможно эта причина, возможно другие, сыграла ту роль, что по неизвестным причинам, но с окончанием театрального 1893/1894 г. сезона Н.Н. Синельников не предложил Вере Федоровне работать в новом сезоне, и она вынуждена была уехать летом на гастроли с дачным театром в Озерки (под Петербургом), а зимой поступила в Виленский драматический театр.
В ее бенефис мест не хватало, пришлось места для оркестрантов превратить в ложи. Бенефициантке было преподнесено много подарков, цветов, а студенчество, зная, что артистке необходимо иметь свой гардероб для выхода на сцену, подарило отрез шелка, хитро задрапировав его в виде алой розы.
В Новочеркасске В.Ф. Комиссаржевская проработала всего 167 дней, сыграв за это время 58 ролей. Но и это непродолжительное время ее становления как актрисы навсегда осталось в памяти новочеркасских театралов. Непродолжительной оказалась и вся сценическая жизнь Веры Федоровны. Она умерла от черной оспы в 1910 г. во время гастролей в Баку. За 17 лет на сцене «Белая чайка русской сцены» сыграла более 200 ролей, создав галерею сценических образов «поразительных по своей красоте и жизненной правде». Не поэтому ли В.Ф. Комиссаржевская – единственная актриса, в честь которой в России названы два театра (в Новочеркасске и Санкт-Петербурге).
Театр на рубеже веков
Театральный сезон 1895–96 года ознаменовался новинкой – в театре устанавливается электрическое освещение (до 1895 года театр освещался керосиновыми лампами, что было крайне опасно), но из-за дороговизны не во всем театре, только сцена, зрительный зал и наружный подъезд театра. Первый спектакль при электрическом освещении – «Таланты и поклонники».
Театр находиться на пр. Платовском в городском саду в перестроенном здании бывшего скетинг-ринга. Которое сгорело в 1920 году.
В 1896 году театр ставит «Чайку» А.П. Чехова, на два года раньше, чем МХТ.
Творческий рост новочеркасского театра проявлялся в том, что на его сцене на смену водевильчикам пришли высокохудожественные пьесы А.Н. Островского («Гроза»), А.С. Грибоедова («Горе от ума») , М.Ю. Лермонтова («Маскарад»), Шекспира («Отелло») , Н.В. Гоголя и др. Именно на новочеркасской сцене впервые (10 февраля 1894 г.) был поставлен спектакль по пьесе Л.Н. Толстого «Плоды просвещения». В спектакле играли и маститые, такие как Инсаров-Рощин и начинающие – как В. Комиссаржевская. Частыми гостями новочеркасской сцены были труппы с Украины. Так желанными в Новочеркасске были труппы М.Л. Кропивницкого и М.П. Старицкого. Благодаря им новочеркасцы могли познакомиться с такими спектаклями как «Наталка-Полтавка», «Запорожец за Дунаем» и т. д. В 1896 г. Новочеркасский театр на два года раньше, чем МХАТ ставит «Чайку» А.П. Чехова.
Новочеркасская сцена проявляла талант не только российских, но и зарубежных знаменитостей. Так, в 1898 г. на гастроли в Новочеркасск приехала известная французская актриса Элеонора Дузе, которая сыграла Нору в «Кукольном доме» Г.М. Ибсена и Маргариту Готье в «Даме с камелиями» А. Дюма.
В 1903 на гастроли приезжает великая В. Комиссаржевская, с триумфом встреченная новочеркасцами. Она играет свою прославленную роль Ларисы в «Бесприданнице», Варю в «Дикарке» и в водевиле «Вопрос». Заканчивает этот театральный сезон известный уже на всю Россию Ф. Шаляпин. Ему 29 лет, он в зените славы, его концерты проходят с огромным успехом. Впервые на новочеркасской сцене исполнялись арии из русских опер: «Князь Игорь» Бородина (Владимир Галицкий), «Садко» Римского-Корсакова (Варяжский гость), «Иван Грозный».
Многие новочеркасские любители театра в конце 19 века ставили вопросы о строительстве каменного здания театра, но только инженеру В.А. Вагнеру, руководящему в то время театральной дирекцией удалось «протолкнуть» идею о возведении кирпичного помещения театра в войсковое правительство. В 1901 г. был объявлен конкурс на проект каменного здания. Первое место занял проект театра, выполненный архитектором В.Н. Кустковым . Но предложенная смета его строительства (2600 тыс. руб.) не устраивала местные власти, так как планировалось отпустить только 2300 тыс. руб. Проект был отложен. Тем не менее следующий директор театра инженер-полковник К.Х. Лимаренко, приглашенный в Новочеркасск для строительства Войскового Вознесенского кафедрального собора, попытался (в 1903 г.) удешевить проект и убедить власти в необходимости строительства каменного здания театра. Предложил эскиз Новочеркасского театра и архитектор В.Ф. Валькот из архитектурно-художественного общества Москвы. Но городской Комитет по управлению Новочеркасском не счел целесообразным строительство каменного здания театра в период усиленных работ (и затрат) по окончанию возведения здания Войскового собора. Попытка строительства каменного здания театра провалилась.
Во время революции, 1905 году театр находится в здании палаты судебных установлений.
Первый «военный» театральный сезон
В трудные предвоенные и военные времена в Новочеркасске работали два театра В.И. Бабенко: зимний и летний. Так в 1914 г. в зимнем театре ставили пьесу Ф. Достоевского «Преступление и наказание», а в летнем шел сезон малороссийской (украинской) драмы. Например, ставилась пьеса Кропивницкого «Две семьи». Перед каждым ежегодным осенне-зимним сезоном (25 августа) вместе с труппой ставил свои бенефисы Василий Иванович Бабенко. В его театрах давали концерты и заезжие знаменитости, как например, скрипач-виртуоз, уроженец Новочеркасска Константин Думчев (12 фев. 1915 г.) или скрипач-виртуоз, профессор Киевской консерватории Михаил Эрденко (14 окт. 1919 г). В 1915 г. в зимнем театре В. И. Бабенко выступала труппа М. И. Судьбинина в составе Загорская, Арендс, Конжукова и др. А в летнем театре гастролировала опереточная труппа Никитского театра из Москвы во главе с Е. Потопчиной. Они ставили такие оперетты как «Нитуш», «Наши Дон-Жуаны» и др.
Первый» военный» театральный сезон (1914–1915 г.) был трагичен для В.И. Бабенко и его труппы. 19 августа 1914 г. (т. е. за неделю до начала сезона) сгорел деревянный зимний театр, построенный еще А.А. Кампиони. Поэтому В.И. Бабенко арендует под театр частное здание на Платовском проспекте рядом со зданием Гауптвахты (дом Фрикке, не сохранился). Естественно, что в новых условиях, т. е. войны, да еще и в частном платном здании труппе работать было нелегко. Как писал новочеркасский журнал «Театральный корреспондент» N 2–3 (февраль) за 1915 г., «Театр военных действий заслонил нашу маленькую сцену, посещаемость театра понизилась и сборы оказались недостаточными даже для оплаты жалования труппе». В это время на сцене игрались пьесы, отвечающие духу военного времени, но тем не менее имели место и постановки Островского, Гоголя, Грибоедова. Последний 4-й номер журнала «Театральный корреспондент» публикует список театральный труппы В.И. Бабенко и сообщает, что в Новочеркасске начал работать цирк И.А. Лерри. Со следующего 1916 г. журнал должен был выходить в Ростове-на-Дону, но так и не вышел.
А театр, несмотря на военные и революционные потрясения, продолжал работать. Так, в нем 3 февраля 1917 г. проводится бенефис Войскового оркестра. Вскоре проходят февральская буржуазно-демократическая, а за ней и октябрьская социалистическая революция. За революциями пришло время гражданской войны на Дону. Театры В.И. Бабенко, несмотря на трудности времени, продолжают работать. Прекращал свою деятельность зимний театр только по приказу Донского атамана в феврале 1919 г. в связи с массовыми заболеваниями в Новочеркасске сыпным тифом. А в остальное время театры работали. Так, в зимнем театре 4 января 1919 г. артисты торжественно отметили 20–летие сценической деятельности главного режиссера театра Николая Ипполитовича Андреева-Ипполитова. В целом же в последнем предсоветском году в театрах В.И. Бабенко работали (в зимнем театре): Степин, Волгин, Григорьев, Мартини, Ростовцев, Любин, Максимов, Михайлов, Строганов, Ермакова, Челидзе и др. Они в основном участвовали в собственных бенефисах. А в оперетточной труппе выступали Заречная, Чебышева, Горленко, Гарин, Аркадьев, Скуратов, Днестров и др. В этом же году на новочеркасской сцене танцевал дуэт Лидии Джонс и Альперова. (см. «Приазовский Край», N 254, 167, за 1919 г.).
Со взятием Новочеркасска Красной Армией 7 января 1920 г. и окончанием гражданской войны на Дону заканчивается дореволюционный этап в становлении и развитии новочеркасского театра. Начинается новый этап пролетарского искусства, в котором, несмотря на его идейную противоположность «старому театру», найдет себе место истинный театрал и ценитель большого искусства В.И. Бабенко, пытаясь совместить художественные ценности прошлого и революционные притязания нового искусства. Зимний театр В.И. Бабенко в феврале 1920 г. был переименован в Советский театр. В 1921 г. Советский театр получит имя Максима Горького. В театре с марта 1920 г. работала театральная труппа Политического отдела IХ-й Армии. Так, 16 марта ею был дан спектакль «Дурные пастыри», 17 марта – «Ревизор» и 18 мая – «Дети Ванюшина». Характерными объявлениями того времени были: «Грызть семечки и курить в зале запрещается». Основное направление в развитии театра того времени – Пролеткульт.
По неизвестным причинам в начале 20-х годов сгорело здание зимнего театра на Подтелковском (Платовском) проспекте рядом с гауптвахтой, и театр перешел в другое здание на этой же улице (ныне здание Строительного колледжа). Деятельность театра в 20–30-е годы была в основном пропагандистской. Здесь часто проводились различные политические мероприятия, например, митинги-концерты. Своего коллектива театр практически не имел и поэтому в нем гастролировали в основном заезжие труппы и артисты. По мнению автора заметки «Два слова о театре» – «Наш театр представлял собой постоялый двор для гастролирующих трупп и артистических одиночек», у которых на уме одна цель «сорвать сбор и бежать дальше». В театре было принято решение о переименовании Соборной площади в Красную площадь имени Фрунзе. (ныне пл. Ермака). С этого времени в Новочеркасске появилась своя Красная площадь, которая так называлась до начала 50-х годов. Из постановок театра этих лет можно отметить: «Любовь Яровая» К. Тренева, «На дне» М. Горького, «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Цемент» Ф. Гладкова, «Разлом» Б. Лавренева, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Чапаев» А. Фурмановой и др.
30-е годы – это годы политических и идеологических репрессий, в т. ч. и в театральном искусстве. Режиссеров театра нередко клеймили за непродуманность репертуара, за легковесный (не политический) подход к трактовке героев и событий и т. д.
В ночь на 21 ноября 1938 г. Новочеркасский театр вновь сгорел. На этот раз причина пожара была известна. Группа «безнадзорных ребят» ночевала на чердаке здания театра и Михаил Гапонов (13 лет), шалил и обронил свечу на рогожу. Вспыхнул пожар. Он уничтожил крышу и здание стало непригодно для театральных постановок. Судьба сохранила картины художника И.И. Крылова, которые демонстрировались в здании театра. Деятельное участие в востановлении здания театра и сохранении театральной труппы принял донской писатель К. Тренев. Вскоре наступили: Великая Отечественная война, оккупация города с 25 июля 1942 г. по 13 февраля 1943 г., освобождение и восстановление Новочеркасска и его культурных традиций.
Во время Отечественной войны здание театра сгорело. Каркас его, возвышаясь в центре города, был последним напоминанием о войне, и это был последний восстанавливаемый объект.
Восстановление театра и послевоенные годы
С 1957 года начинает свою работу в Новочеркасском театре Константин Федорович Кобзарь и становиться его бессменным руководителем на последующие 25 лет, он отдавал все свои силы высокому служению искусству.
Главными режиссерами театра были М. Толчинский, засл. артистка РСФСР К.А. Клавдина. В эти годы на сцене театра ставились спектакли: «Хождение по мукам» А. Толстого, «Большие хлопоты» А. Ленча, «Два веронца» В. Шекспира, «Интервенция» Л. Славина, «Разбойники «Ф. Шиллера, «Грех да беда на кого не живет» А. Островского и др. В составе театральной труппы работали Г. Иванов, И. Таланов, Р. Алексеева, В. Журковский, Н. Вербицкая, Н. Кушнарева, С. Голубева, А. Алексеева, О. Дикова и др. В 50-х годах рассматривался вопрос о строительстве специального здания для Новочеркасского театра. Было несколько проектов. Один из них в виде рисунка был опубликован в 53 номере городской газеты «Знамя Коммуны» за 1954 г. Театр предполагалось построить напротив главного корпуса НПИ (ныне НГТУ). Здание театра внешне напоминало Большой театр в Москве.
В 50-х годах директорами Новочеркасского театра работали П. Стругач, Ю. Шведков, А. Аксентов, К. Кобзарь. Главными режиссерами театра были М. Толчинский, засл. артистка РСФСР К. А. Клавдина. В эти годы на сцене театра ставились спектакли : «Хождение по мукам» А. Толстого, «Большие хлопоты» А. Ленча, «Два веронца» В. Шекспира, «Интервенция» Л. Славина, «Разбойники «Ф. Шиллера, «Грех да беда на кого не живет» А. Островского и др. В составе театральной труппы работали Г. Иванов, И. Таланов, Р. Алексеева, В. Журковский, Н. Вербицкая, Н. Кушнарева, С. Голубева, А. Алексеева, О. Дикова и др.
В 60-е годы Новочеркасскому драматическому театру, в связи с празднованием 100-летия со дня рождения великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской, присваивается ее имя (1964 г.). А на следующий 1965 г. в 140-й – юбилейный театральный сезон театр получил наконец-то восстановленное здание на углу Подтелковского (Платовского) проспекта и Советской (Атаманской ) улицы, в котором и находится по настоящее время. До этого театр размещался в здании по ул. Карла Маркса, 12 (ныне ДК НЭЗ на ул. Дворцовой). В эти годы в театр вливаются и новые артисты: В.М. Решетов, В.И. Крахотин, Г.А. Иванов, Н.В. Комкова, Ю.П. Панов, Ю.Н. Грузин, Н.Г. Суворкина, Э. Рукман, В.Д. Блажевич, Б.Н. Соловьев, И.Г. Ситнов и др.
В 70-е годы в театре обновляется труппа и репертуар. В труппу пришли народный артист Дагестанской АССР В. Шаныгин, засл. артист РСФСР В. Панов (гл. режиссер), засл. артистка РСФСР К. Тузова, Б. Милюков, Э. Заруцкая, Л. Грузина, Э. Красовская, В. Кацер, В. Куква, Л. Логинова, В. Филипповых, В. Савиных, Е. Купцова, П. Рябов, Н. Касьянова, П. и С. Соколовы, В. и Л. Мартыновы, В. Шейнин и др.
В 80-е годы театр продолжает свои лучшие традиции. В эти годы в основном сложилась труппа, которая много лет радовала зрителей Новочеркасска и его гостей. В 1980 г. почетные звания заслуженных артистов РСФСР были присвоены Л. Грузиной и В. Решетову. В режиссуру театра пришел засл. деятель искусств КАССР Л. Вилькович и режиссер В. Волкоморов. Главным художником продолжал работать В. Рынковой. Как и в 70–е годы Новочеркасский театр часто выезжает на гастроли в другие республики и города, а также в подшефные сельские районы [4].
Леонид Шатохин – художественный руководитель театра
С 1990 года театр возглавляет Леонид Шатохин
Леонид Шатохин родился в Пермской области пос. Половинка 28 июля 1949 года в семье, высланной с Дона во времена расказачивания.
Его отец Иван Иванович работал конюхом, а мать Раиса Ивановна – дояркой. Позднее семья Шатохиных вернулась на Дон, в хутор Красный.
В детстве хотел стать моряком, в юности решил стать актером.
Его творческий путь начался после окончания Ростовского училища искусств в 1970 году. Леонид Иванович работал актером во многих драмтеатрах России и ближнего зарубежья.
В 1988 году пришел в Новочеркасский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской актером, в 1990 году стал его директором, а с 1992 года приобрел статус художественного руководителя.
В 1991 году под его руководством театр им. В.Ф. Комиссаржевской получил второе название – Казачий драматический театр, и с этого времени в его репертуаре стали появляться спектакли о казачестве: «Пугачев» Сергея Есенина, «Атаман» Василия Пучеглазова, «Семь казачьих распевов» Михаила Шолохова.
Спектакли об истории казачества, поставленные Леонидом Шатохиным, всегда получали высокую творческую оценку. Так, спектакль «Атаман» по пьесе В. Пучеглазова отмечен дипломом 1–го международного театрального форума «Золотой витязь» в городе Москве в 2003 году.
Леонид Иванович был проректором Ярославского государственного театрального института, в котором по его инициативе открыт и успешно работает казачий курс.
Ученики Шатохина в настоящее время составляют основу труппы Казачьего театра. Методика обучения студентов, разработанная Леонидом Ивановичем, вызывала широкий резонанс и нашла своих последователей не только в Ростовской области, но и за ее пределами.
Леонид Шатохин являлся инициатором и организатором первого российского фестиваля «Комплимент» русских театров национальных республик. Этот фестиваль стал крупнейшим событием не только в культурной и общественной, но и в политической жизни многонационального Южного федерального округа. Участниками фестиваля отмечен большой личный вклад Шатохина Л.И. в появление этого театрального форума.
За свою подвижническую деятельность и высокий профессионализм Шатохин Л.И. был награжден Почетной грамотой Министерства культуры России и медалью Министерства культуры России за талантливое воплощение на сцене произведений М. Шолохова.
В 2011 году Донской театр драмы и комедии гастролировал на сцене Государственного академического Малого театра (г. Москва).
В 2012 году Леониду Ивановичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Новочеркасска».
За достижения в области театрального дела ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
За выдающийся вклад в развитие театрального искусства Ростовской области в марте 2013 года Шатохин Леонид Иванович награжден медалью «За заслуги перед Ростовской областью».
Леонид Иванович был не только великолепным артистом, а и талантливым режиссёром, умевшим тронуть сокровенные струны души зрителей. Он обладал твёрдым характером, не признавал компромиссов, знал, что хочет и добивался своих целей. Его жизненным кредо было: «Не останавливаться!». Он всегда шёл вперёд и вел за собой свой коллектив, был надёжной опорой и своей собственной и театральной «семьи».
Театр сегодня
В июне 2011 года оргкомитетом премии «Лучшее предприятие России» Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской был включен в список «100 лучших предприятий РФ» и отмечен почетным дипломом победителя Всероссийского конкурса в номинации «Лучшая организация культуры и отдыха».
В 2013 году в областном Фестивале театральных капустников Щукарские байки – «Как казаки в театр играли» театр завоевал 1-е место и был удостоен диплома Ι степени.
В репертуаре театра в этот период такие спектакли, как «Лес» А. Островского, «За двумя зайцами» А. Старицкого, «Бабий бунт» М. Шолохова, «Слишком женатый таксист» Р. Куни, «Вперед, гусары!» А. Гладкова, «Бесприданница» А. Островского, «Проделки Ханумы» А. Цагарели, «Лев зимой» Дж. Голдмена, «Очень простая история» М. Ладо, »Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. Филатова и многие другие. А так же множество детских спектаклей и сказок: «Волшебное кольцо» Б. Шергин, «Котёнок по имени Гав» Г. Остер, «Теремок» С. Маршак, «Принцесса-Русалочка» А. Кружнов, «Мама для теленка» В. Ткачев, «Щелкунчик, или тайна ореха Кракатук» В. Глазков, «Золушка» Е. Шварц и прочие.
С 2013 по 2017 год директором театра была Полина Конышева.
В 2015 году главным режиссером театра стал заслуженный деятель искусств Чувашии Ашот Восканян.
В 2017 году театр был включён в национальный реестр ведущих учреждений культуры России.
Сегодня в труппе театра около 40 актеров. Пять из них – заслуженные артисты Российской Федерации. Это Ирина Шатохина, Валентина Иванкова, Александр Коняхин, Александр Иванков, Людмила Фадеева. Артисты: Наталья Лебедева, Людмила Ильина, Ольга Баркова, Екатерина Пуличева, Ольга Ситникова, Игорь Лебедев, Роман Пуличев, Алексей Ситников, Анна Чакуста, Виктория Шатохина, Олеся Гаврилова, Эдуард Мурушкин, Екатерина Бычкова, Елена Тоцкая и другие.
В репертуаре театра более двадцати спектаклей для взрослой аудитории. Это и «Очень простая история» М. Ладо, «Последняя любовь Насреддина» В. Константинова, Б. Рацера, «Брачный договор» Э. Кишона, «Бесприданница» А. Островского, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Клинический случай» Р. Куни, «Идиот» Ф. Достоевского, «Поминальная молитва» Г. Горина, «Вишнёвый сад» А. Чехова; «Первая любовь» И. Тургенева, «Мамаша Кураж» Б. Брехта; «Инспектор Раффинг» Д. Нигро «Дети солнца» М. Горького, А. Островский «Бешеные деньги» и др.
С большим вниманием в театре относятся и к своим маленьким поклонникам. Для них в репертуаре театра более двух десятков спектаклей: «Теремок» С. Маршака; «Бука» М. Супонина; «Морозко» И. Токмаковой; «Золушка» Е. Шварца, «Принцесса-Русалочка» А. Кружнова, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла и другие.
В 2019 году директором театра стала Елена Архипова.
Сегодня театр остается современным, открытым для экспериментов и новых художественных решений. Но при этом бережно относится к традициям, заложенным почти два века назад. История театра продолжает пополняться яркими именами, новыми проектами и громкими премьерами.
Вывод
Подводя итог, хочу сказать о том, что с самого зарождения театр переживал непростые времена: отсутствие здания, переезды, пожары, войны, репрессии, смена актеров, режиссеров, художественных руководителей, но, несмотря ни на что, театр жив! Он, как и много лет назад привлекает к себе публику.
Каждый день актёры приходят в театр, репетиции, роли – это такой же труд, несмотря на собственные болезни, неудачи, беды, они делают всё, чтобы человек был приобщён к великой силе театрального искусства. Спектакль закончился. Зрители покидают зал. Но они уносят с собой чарующее впечатление от увиденного. Зрители не прощаются с театром, они вновь приходят в него, снова и снова окунаются в мир волшебных грёз, чтобы лучше узнать жизнь!
Библиографическая ссылка
Глухов М.Д. ДОНСКОЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ ИМЕНИ В.Ф. КОМИССАРЖЕВСКОЙ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 4-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1113 (дата обращения: 03.12.2024).