Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/7/8/40848.
«Каждый человек, по моему разумению, является должником своей профессии».
Ф. Бэкон
Коренные изменения, произошедшие в мире за последние десятилетия, преобразовали все стороны жизни нашего общества, трансформировали как человеческую личность, так и её отношения в изменившейся социальной среде. Еще 70-е годы XX века некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.В последние годы все чаще говорят не только о хронической усталости и профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников. Люди испытывают высокий уровень стресса независимо от своей заработной платы и должности.
Данную проблему поднимает и Всемирная организация здравоохранения.
ВОЗ считает выгорание заболеванием, профессиональный стресс – «болезнь двадцать первого века», так как он встречается в любой профессии. И полагает, что этот вид стресса принял размеры «глобальной эпидемии», а профессиональное выгорание стало наиболее сложной социальной проблемой, требующей междисциплинарного подхода.
Актуальность темы: необходимость решения синдрома выгорания, как важной и сложной социальной проблемы, продиктованной развитием информационного общества.
Объектом исследования являются социальные группы: педагогические работники и обучающиеся старшей школы МАОУ СШ №10 г. Павлово.
Предмет исследования: синдром эмоционального выгорания.
Целью исследования является выявление и анализ причин возникновения эмоционального выгорания, рассмотрение способов его устранения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить факторы, вызывающие профессиональное выгорание.
2. Выявить группу профессий, подверженных профессиональному выгоранию.
3. Определить, можно ли избежать возникновения профессионального выгорания.
4. Выявить способы устранения синдрома выгорания.
Методы исследования:
• сбор информации из научной литературы и интернет-ресурсов;
• систематизация социологических фактов и психологических сведений;
• анкетирование и обработка результатов;
• анализ социологических, психологических сведений.
Практическое значение данного исследования заключается в использовании учителями разработанного буклета для профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Гипотеза. Профессиональное выгорание является результатом перехода к постиндустриальному обществу.
Эмоциональное выгорание – способ преодоления себя, заставляющий осмыслить ценность того, что ты делаешь, и изменить свое отношение к жизни.
1. Понятие «профессиональное выгорание» и система его компонентов
Впервые о профессиональном выгорании заговорил Х.Фреденберг в 1974 г. Он работал психиатром в одной из американских больниц и наблюдал за персоналом, испытывающим воздействие больничной среды, которое постоянно приводило к эмоциональному истощению и потере мотивации у многих сотрудников. Для обозначения наблюдаемого феномена он ввел понятие «burnout» – выгорание, пережигание, пережог.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, эмоциональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения (по Г. Селье)[1]. Ганс Селье описал физиологические изменения, которые происходят в организме в результате стресса. У крыс, которых Селье подвергал стрессовым воздействиям, значительно увеличивался размер коры надпочечников, уменьшались или атрофировались тимус, селезенка, лимфатические узлы и другие лимфатические структуры; практически полностью исчезали эозинофильные клетки; появлялись кровоточащие язвочки в желудке и двенадцатиперстной кишке.
В 1981 г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Первоначально структуру эмоционального выгорания составлял один компонент. Так в однокомпонентной теории эмоционального выгорания A.Пайнс, E. Aронсон, основным компонентом выступает истощение, проявляющееся в физической, эмоциональной и когнитивной сфере, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
В исследованиях Д. Дирендонк, В. Шауфели эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация [4].
Систему компонентов профессионального выгорания, состоявшую из трех элементов, предложили К. Маслач и С. Джексон в 1993 году:
Эмоциональное истощение основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, опустошенности, усталости, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, вызванное собственной работой.
Деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к труду и объектам своего труда.
Редукция личных достижений – проявляется либо в тенденции негативного оценивания себя, занижении своих профессиональных достижений и успехов, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении и ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим [1].
Существует три аспекта профессионального выгорания:
1. Снижение самооценки. Вследствие этого работники, ставшие жертвами профессионального выгорания, чувствуют беспомощность и апатию, которые со временем могут перейти в агрессию и отчаяние.
2. Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Поэтому преобладают объект-объектные отношения.
3. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости [4].
2. Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Согласно Маслач (1982), он проходит три стадии.
Первая стадия характеризуется тем, что:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
На второй стадии:
• возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это не осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
На третьей стадии:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру становится плоским, человек – опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• по привычке такой человек может еще со хранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют тот блеск интереса, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его Душе [4].
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс [2].
Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.
Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей.
Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [12].
3. Причины профессионального выгорания
Профессиональное выгорание возникает под воздействием вполне определенных внешних и внутренних факторов. В. В. Бойко выделяет следующие факторы [1].
Внешние факторы, связанные с особенностями профессиональной деятельности:
• хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, когда работнику приходится постоянно подкреплять эмоциями различные аспекты своей деятельности, «трудный» контингент, с которым приходится общаться;
• дестабилизирующая организация (обстановка) деятельности, тяжелые условия труда;
• повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, повышенная требовательность руководства;
• неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью «по вертикали», т.е. между начальником и подчиненными, и конфликтностью «по горизонтали» – между коллегами.
Внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями человека:
• склонность к эмоциональной ригидности. Выгорание чаще возникает у тех, кто менее неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами, формирование симптома выгорания происходит медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать этот механизм психологической защиты;
• интенсивная интериоризация[2] (у людей с повышенной ответственностью больше шансов подвергнуться синдрому);
• слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (низкий уровень эмпатии);
• нравственные дефекты и дезориентация личности;
• самоотверженную помощь;
• дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением.
Н. Моховиков называет и другие факторы возникновения синдрома выгорания: внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. Синдром профессионального выгорания – это реакция на стрессовые воздействия. В.В.Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Причины синдрома профессионального выгорания связаны:
Во-первых, с особенностями личности, возрастом, системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, членами своей семьи.
Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники – те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.
Во-вторых, со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой.
Группы людей, подверженных профессиональному выгоранию
Жертвами синдрома профессионального выгорания чаще всего становятся сотрудники, чья деятельность связана с постоянным, личным общением с людьми и нервным перенапряжением. К данной категории сотрудников относятся:
• Менеджеры по продажам
• Врачи
• Психологи
• Работники социальных отделений
• Руководители компаний
• Преподаватели
• Юристы [11].
Более склонными к синдрому выгорания являются лица, имеющие определенные черты характера. Это гуманные личности-идеалисты, интроверты, чуткие, ранимые люди, которым свойственен низкий уровень психической устойчивости к негативному влиянию окружения. Также выявлено, что женщины более склонны к профессиональному выгоранию, чем мужчины, в силу их врожденной эмоциональности. По данным статистических исследований (Журнал «Кадровик», 2011 год), наиболее склонными к профессиональному выгоранию являются следующие категории лиц:
• Руководство (43 %)
• Активные сотрудники, трудоголики (40 %)
• Творческие личности (35 %)
• Менеджеры в сфере продаж (28 %)
• Специалисты в возрасте, близком к пенсионному (22 %)
• Работники, занятые ежедневными рутинными задачами (20 %)
• Новички, не имеющие коуча, наставника (5 %) [11].
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме» [7].
5. Исследование
В ходе работы над темой я провела социологический опрос ( Приложение 1), чтобы выяснить уровень эмоционального выгорания у педагогических работников и учеников старшей школы МАОУ СШ №10. Моими респондентами стали 28 учителей школы №10. Исследование проходило в два этапа: в 2017 году и повторный опрос в 2019 году.
Систематизировав и сравнив полученные данные 2017 и 2019 года, я сделала следующие выводы:
1. Количество респондентов, которые часто чувствовали себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня, снизилось на 11 % (Приложение 2).
2. Количество педагогов, которые часто плохо засыпали из-за переживаний, связанных с работой, снизилось на 25 % (Приложение 3).
3. Число учителей, для которых эмоциональная нагрузка на работе слишком велика, увеличилось почти в 1,5 раза (Приложение 4).
4. Количество респондентов, срывавшихся на своих близких после рабочего дня, уменьшилось на 10 % (Приложение 5)
5. Число педагогов, которые чувствовали, что их нервы достаточно часто натянуты до предела, сократилось в 1,5 раза (Приложение 6)
6. Число учителей, которым сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у них после рабочего дня, сократилось на 9 % (Прил. 7)
7. Число респондентов, у которых работа часто плохо влияет на здоровье, уменьшилось на 4 % (Приложение 8)
8. Количество учителей, у которых после рабочего дня ни на что не остается сил, осталось неизменным и составило 89 % от общего числа респондентов (Приложение 9)
9. Число педагогов, которые чувствуют себя перегруженными проблемами других, осталось неизменным и составило 86 % от общего числа респондентов (Приложение 10)
Проанализировав данные анкет, я определила общий уровень профессионального выгорания (Приложение 11):
1. В 2017 году синдром профессионального выгорания был сформирован у 14 % респондентов (высокий уровень), находился на стадии формировании (средний уровень) у 32 %, не сформирован – 54 % (низкий уровень)
2. В 2019 году синдром профессионального выгорания сформирован у 14 % респондентов ( высокий уровень), находится на стадии формировании (средний уровень) у 14 %, не сформирован – 72 %( низкий уровень).
Таким образом, результаты исследования на примере педагогического коллектива школы №10 позволяют сделать вывод, что рассматриваемая проблема в целом имеет положительную динамику, что заставляет порадоваться за наших педагогов. Могу предположить, что на данный результат повлияло то, что в 2017 году коллектив работал во вторую в смену, в чужой школе, а комфортные условия новой школы снизили уровень данной проблемы. Но, к сожалению, полученные данные заставляют задуматься о том, что третья часть коллектива уже подвержена синдрому выгорания, а на вопросы, что после рабочего дня, ни на что не остается сил и чувствуют себя перегруженными проблемами других, утвердительно ответили 89 % и 86 % соответственно. Настораживает и тот факт, что эмоциональная нагрузка на работе увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом.
Данное анкетирование я решила провести и среди старшеклассников, меня заинтересовало, как учебная деятельность влияет на их эмоциональное состояние. Опрос был проведен в социальной сети Вконтакте, респондентами которого были 33 ученика нашей школы. Проанализировав результаты исследования, я определила общий уровень эмоционального выгорания у учеников (Приложение 12–20): синдром выгорания был сформирован у 15 % респондентов (высокий уровень), находился на стадии формировании (средний уровень) у 15 %, не сформирован – 70 % (низкий уровень).
6. Профилактика синдрома профессионального выгорания
Во многих странах функционируют специализированные институты управления стрессом, в вузах ведутся курсы, разрабатываются правительственные программы, создаются специализированные центры. В Швеции официальный диагноз «выгорание» дает возможность человеку получить финансовую компенсацию, консультирование, психотерапевтическое лечение. Результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, свидетельствуют о том, что россияне в состоянии стресса в отличие от своих зарубежных коллег в меньшей степени склонны обращаться за помощью к корпоративным психологам и, по-прежнему, стараются справляться со стрессом самостоятельно. Большинство россиян отвлекаются от неприятностей на работе с помощью искусства (музыки, кино, книги), занятиями любимым хобби, компьютерными играми, посещениями церкви.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1. Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое значение имеет организация рабочего места и времени, благоприятные условия во время рабочего дня, возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Решение этого вопроса возможно с помощью командообразующих тренингов.
3. Формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости. Саморегуляция деятельности является необходимым компонентом стрессоустойчивости личности. В психологии и психофизиологии стрессоустойчивость исследуется как некая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
– эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности) [3].
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Заключение
В ходе работы я изучила специальную литературу о синдроме эмоционального выгорания и провела исследование среди педагогического коллектива и старшеклассников школы. Мной были определены факторы, вызывающие профессиональное выгорание, группы профессий, подверженных синдрому, выявлены причины его возникновения.
Я пришла к следующим выводам:
1. В современном мире профессиональная деятельность многих людей протекает в экстремальных условиях, и избежать данного синдрома практически невозможно. Таким образом, подтвердилась моя гипотеза, что это явление постиндустриального общества.
2. Эмоциональное выгорание – это не приговор, а повод переосмыслить свою жизнь, развивать профессионально важное свойство – стрессоустойчивость.
Мной разработан буклет для профилактики синдрома эмоционального выгорания и предложены видеоматериалы-тренинги по саморегуляции.
Приложения
Приложение 1
Анкета
Уважаемые педагоги! Просим Вас принять участие в анкетировании для оценки синдрома эмоционального выгорания.
1. Ваш пол (нужное подчеркнуть):
М Ж
2. Ваш возраст:
20–30 лет 31–40 лет
41–50 лет старше 50 лет
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя. Спасибо!
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
|
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня |
||||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой |
||||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня |
||||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких |
||||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела |
||||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня |
||||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье |
||||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил |
||||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
[1]Ганс Селье — канадский патолог и эндокринолог, который сформулировал концепцию стресс и ввел понятие положительного стресса-эустресс и отрицательного-дистресс. Селье выделил три фазы процесса стрессовой реакции: реакция тревоги, стадия сопротивления и стадия истощения.
[2]Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности.
Библиографическая ссылка
Софонова А.О. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ – ПРИГОВОР ИЛИ СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕБЯ?» // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 4-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1118 (дата обращения: 21.11.2024).