В 7 классе начался новый предмет «Физика». Многие одноклассники столкнулись со сложностью запоминания и усвоения большого объёма точной информации – формул, правил, определений и др. Эту проблему можно решить с помощью программ-тренажёров по предмету, но комплексных тренажеров недостаточно или они довольно дорогостоящие. Это подтолкнуло к созданию тренажера по физике «Повторяю физику», который будет включать в себя набор основных формул, изучаемых в курсе 7 класса и расчетные задачи.
Новизна разработанного тренажера позволяет получить опыт рефлексивной деятельности. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнений и их исправление.
Данный тренажер тесно примыкает по содержанию к школьной программе и адаптирован к учебникам «Физика» разных авторов. В этом заключается его практическая ценность.
Гипотеза: создание тренажера по физике как доступный практический материал для отработки навыков решения задач при повторении курса за 7 класс.
Цель: создание интерактивного тренажера, направленного на отработку практических навыков решения задач по формулам, изученным за год.
Задачи:
1. Подобрать теоретический и практический материал по физике разделов, изучаемых в 7 классе.
2. Выбрать среду разработки.
3. Сформулировать разделы тренажера.
4. Презентовать тренажер учащимся и учителям.
Предмет исследования: тренажеры для повторения и отработки знаний по предмету.
Продукт «Тренажер по физике «Повторяю физику» в презентации PowerPoint с элементами VBA.
Методы исследования: поиск и сбор материала, изучение литературных источников и интернет ресурсов.
Источники исследования: литературные, интернет, иллюстрации.
Среда создания тренажера
Проанализировав программы-тренажеры, было решено создать такой тренажер в приложении MS PowerPoint. Выполненный в программе Power Point с элементами VBA тренажер позволит учащимся быть не созерцателями, а непосредственно участниками образовательного процесса.
Презентации известны многим школьникам, т.к. часто используются на уроках для объяснения нового материала, и на многих школьных и домашних компьютерах установлен MS Office. Почему бы не сделать тренажер в презентации, но немного необычно? В процессе демонстрации можно будет вносить изменения. Такими свойствами обладают элементы программирования VBA (Visual Basic for Application), элемент «поле».
В режиме демонстрации в поле заносится ответ. Проверку правильности введенной информации можно осуществить с помощью кнопки «Проверить». После проверки правильный ответ окрасится, а неправильный – удалится, после чего можно снова ввести новый ответ. Если ученик ошибся, поле очистится автоматически. Ученик может снова заполнить его другим ответом. При переходе на следующий слайд рекомендовать сначала воспользоваться кнопкой «Очистить» и перейти на новый слайд с помощью управляющей кнопки.
Кнопки «Проверить» и «Очистить», «Поле» программируются.
Private Sub CommandButton1_Click()
If TextBox1.Text = «250» Then
TextBox1.BackColor = RGB(225, 225, 0)
Else
TextBox1.Text = «»
End If
If TextBox2.Text = «15» Then
TextBox2.BackColor = RGB(225, 255, 0)
Else
TextBox2.Text = «»
End If
If TextBox3.Text = «22,5» Then
TextBox3.BackColor = RGB(225, 255, 0)
Else
TextBox3.Text = «»
End If
End Sub
Private Sub CommandButton2_Click()
TextBox1.BackColor = RGB(255, 255, 255)
TextBox1.Text = «»
TextBox2.BackColor = RGB(255, 255, 255)
TextBox2.Text = «»
TextBox3.BackColor = RGB(255, 255, 255)
TextBox3.Text = «»
End Sub
Для удобства навигации по презентации на каждом слайде имеется «Меню», что позволяет перемещаться по презентации в произвольном порядке.
Презентация содержат макросы, поэтому при работе необходимо произвести настройку системы безопасности PowerPoint, контролирующей запуск презентаций, содержащих макросы. Для этого выполнить следующие действия:
1. Запустить программу PowerPoint.
2. Выбрать команды: Сервис, Макрос, Безопасность
3. Активизировать вкладку «Уровень безопасности».
4. Активизировать кнопку-переключатель «Включить это содержимое».
5. Щелкнуть кнопку «ОК».
Разделы тренажера
В тренажер включены разделы, содержащие формулы: Плотность, сила, работа, мощность, рычаги, давление, гидростатическое давление.
Каждый раздел содержит формулу и задачи на данную тему, которые надо решить, а ответ записать в определенное поле. Некоторые ответы запрограммированы на запись не только числового значения, но и наименования (раздел Скорость), другие – только числовые значения, если наименование с полем для ответа заполнено. Данные задачи подразумевают перевод в систему СИ.
Настройки позволяют ученику проверить ответ сразу, после решения задачи. Правильный ответ окрасится цветом, а неправильный сотрется, после чего можно опять вписать другой ответ.
Данный тренажер предназначен для учеников разного уровня подготовленности и темпа деятельности. Выстраивает индивидуальные программы развития учащихся, сохраняет и укрепляет их здоровье.
Данное пособие рассчитано на учащихся 7 класса для тренировочных, обучающих, индивидуальных и самостоятельных занятий. Может использоваться для дистанционного обучения.
Заключение
В соответствии с планом работы, в ходе работы над проектом систематизирован материал по физике, подобраны и решены задачи. Тренажер по физике стал доступным практическим материалом для отработки навыков решения задач при повторении курса за 7 класс.
Я считаю, что достиг цели своего проекта. При создании тренажера использованы элементы VBA, составлены для них программы, а также использованы возможности гиперссылок для навигации по тренажеру.
Этот опыт пригодится мне для продолжения работы, создания тестов, тестов с выставлением оценки и т.д. Элементы программирования VBA позволяют расширить возможности презентации. Моя работа пригодится не только мне, но и моим друзьям, одноклассникам и учителю на уроках повторения.
Приложение
Библиографическая ссылка
Кузнецов М.А. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ТРЕНАЖЕР «ПОВТОРЯЮ ФИЗИКУ» // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 4-3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1172 (дата обращения: 23.11.2024).