Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛ

Баусина В.Л. 1
1 МОУ Сынковская СОШ
фгос
проектная деятельность
сельская школа
городская школа
1. Акудович Д.Д. Исследование влияния способов обработки молока на ско-рость его сквашивания // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/4960.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.
3. Кондакова А.О. Исследование термодинамических характеристик термо-сов // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/5099.
4. Могутов Я.И. Исследование водопроводной воды на ее пригодность для жизнедеятельности аквариумных рыб // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/5237.
5. Невежин Е.Н. Влияние стиля лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/4827.
6. Никулина Л.А. Исследование влияния кислотности почвы на всхожесть се-мян и жизнеспособность растений редиса // Обученок : [сайт]. – URL: http://obuchonok.ru/node/3758.
7. Орыщук В.С. Исследование аккомодации зрения // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/5200
8. Пак Д.В. Психологическая харак¬теристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/5210.
9. Пушкарева П.С. Промежуточное тестирование как стресс фактор для учащихся // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/4541 .
10. Стрелецкий В.С. Сравнение маневренности и жизнеспособности на поле боя танков Тигра и Т-34 // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/4879.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования /М-во образования и науки РФ.-М: Просве-щение,2013.- 63 с. – (Стандарты второго поколения).
12. Чевтайкина М.Г. Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/5189.
13. Щербакова П.О. Исследование скорости и времени горения трута из раз-ных материалов // Обученок : [сайт]. – URL: https://obuchonok.ru/node/4590.

Введение

В современном мире требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников средней школы стремительно меняются. В связи с этим меняются образовательные стандарты, посредством которых государство реализует свою политику, определяет идеологию, организационные формы, технологический инструментарий в сфере образования. Цель современного ФГОС устанавливающего стандарт образованного человека XXI века – формирование умения учиться. Наиболее эффективным способом для ее осуществления является организация учебно-исследовательской деятельности, поэтому Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. В процессе реализации проектной деятельности идет интеллектуальное развитие обучающихся, формируются навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, рост компетенций в выбранной сфере научных исследований. [11]

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация занятий по внеурочной деятельности. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется в формах, отличных от урочной системы обучения. Одним из основных направлений, которые выделены в базисном плане для ее осуществления, является проектная деятельность. Расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями, которые имеются в образовательном учреждении. [2]

Цель исследования: выявить особенности реализации проектной деятельности обучающимися сельской и городской школ.

Предмет исследования: проектные работы, выполненные обучающимися МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» и МОУ Сынковская СОШ.

Методы исследования

В 2018-2019 учебном году мне довелось быть учителем биологии в сельской школе (МОУ Сынковская СОШ) и педагогом по внеурочной деятельности в городской школе (МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов»). В обоих образовательных учреждениях я была руководителем проектов у девятиклассников. Во всех случаях идея возникновения темы проекта принадлежала обучающимся.

В процессе исследовательской работы мной собраны данные о:

- предпочтении в выборе тем и направлений проектных работ,

- использовании в работах теоретических методов (анализа и синтеза), экспериментальных методов, опросных методов, методов моделирования (материального или мысленного), методов измерения.

На основании полученных результатов, сделан вывод о предпочтении в выборе формы проектной деятельности обучающимися городской и сельской школ.

Результаты исследования

Выбор тем в МОУ Сынковская СОШ ограничивала моя должность (учитель биологии), поэтому все девять работ были написаны в области биологии, экологии и психологии.

Обучающиеся гимназии проводили со мной научно-исследовательские работы по выбранным ими направлениям, так как моя должность (педагог по внеурочной деятельности) не лимитировала тематику их исследований. В итоге направления деятельности оказались разнообразны: биология, психология, химия, физика, история, физическая культура, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Результат выбора тем проектов приведен в таблице 1.

Таблица 1

Направления проектной деятельности

 

МБОУ «Гимназия имени

Подольских курсантов»)

МОУ Сынковская СОШ

Биология

3

2

Психология

1

5

Химия

1

-

Физика/ ОБЖ

2

-

История

1

-

Физическая культура

1

-

Профориентация

-

1

Экология

-

1

 

Из всех работ только одна (по истории) была написана на основе анализа нескольких документальных источников [10] и в одной профориентационной работе был проведен анализ востребованности биологических профессий в настоящий момент. Остальные обучающиеся предпочли провести эксперименты и анализировать собственные результаты. В ходе первичной индивидуальной беседы мы определяли темы проектов, исходя из склонностей самих обучающихся и их технических возможностей. Например, мальчик, занимающийся беговыми лыжами, собрал первичные результаты для исследования на тренировке под руководством тренера[5]. Девочка, которая планировала поступать в Колледж пищевой промышленности, провела эксперимент по сквашиванию молока различных способов обработки (стерилизованного, ультра пастеризованного, пастеризованного) [1]. Двое составили психологические характеристики классных коллективов, в которых они обучаются [8,12]. Повышенный интерес у подростков вызывает информация о различных фобиях и стрессах. Четыре человека провели анализ стрессовых ситуаций и различных фобий, причем трое из них обучаются в сельской школе. В целом в сельской школе по психологии было проведено 5 исследовательских работ, 2 в области биологии, 1 – по экологии и 1- профориентационная работа, помимо доклада к ней была выпущена стенгазета. Учащиеся гимназии провели эксперименты в области биохимии (исследовали водопроводную воду по различным параметрам на ее пригодность для аквариумных рыбок;   влияние рН почвы на всхожесть, рост и развитие редиса), биофизики (работа по исследованию аккомодации зрения) [4,6,7]. Две работы были сделаны на стыке двух учебных дисциплин - физики и обеспечения безопасности жизнедеятельности. В них не просто были поставлены эксперименты по сборке из подручных материалов термосов и получения огня с помощью трута различного происхождения, но также были даны объяснения полученного результата с точки зрения законов физики [3,13].

Обсуждение результатов исследования

Особенность реализации руководства проектами была заложена в условиях, в которых данные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность. Обучающиеся гимназии живут в шаговой доступности, поэтому время очной работы они лимитируют сами, исходя из своих возможностей. Особенность сельской школы в том, что приходится осуществлять централизованный подвоз детей с окрестных населенных пунктов на школьном автобусе по расписанию. Ограниченность их во времени накладывает отпечаток на реализацию проектной деятельности. В то же время есть обучающиеся, которые из всех типов проектов выбирают научно – исследовательский проект, который требует весомых временных затрат и индивидуальной работы с преподавателем. С ними более половины времени при написании проекта приходится работать удаленно. Там, где время очного общения не было лимитировано внешними условиями, продуктивность оказалась выше: было написано и опубликовано девять научно – исследовательских работ в виде статей. В сельской школе из девяти научно-исследовательских работ шесть были оформлены в виде докладов, три в виде статьей. Из них только две по желанию авторов были опубликованы. Остальные работы были доложены на школьной научной конференции.

Для публикации работ обучающихся мной был выбран Образовательный портал исследовательских работ «Обучёнок», так как при публикации на нем выдают индивидуальные сертификаты и ученику и руководителю. [1,3-10,12,13]

Выводы

Таким образом, не смотря на то, что формы продуктов проектной деятельности могут быть разнообразными (WEB-сайт, проведение праздников, экскурсий, изготовление моделей или стенгазет и т.д.), многие выбирают научно – исследовательскую деятельность. Особенно привлекает обучающихся проведение эксперимента с получением собственных результатов исследований и их анализом.

Заключение

Во время написания проекта дети учатся самостоятельно формулировать тему и цели исследования, выбирать и отрабатывать   методики его проведения;   собирать и обрабатывать материал, обобщать и оформлять текст исследования. Данная форма проектной работы раскрывает творческие способности, проявляет индивидуальность. Впоследствии детям, имеющим опыт написания научно-исследовательской работы, не составит труда находить оригинальные темы для собственных научных исследований, грамотно оформлять курсовые и дипломные работы. Они со школьной скамьи оказываются подготовленными к обучению в средних и высших учебных заведениях.


Библиографическая ссылка

Баусина В.Л. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1301 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674