Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ

Андросова Д.С. 1 Белозёрова В.Д. 1 Ищук В.Д. 1
1 МАОУ "Академический лицей" г. Магнитогорска
Ахметзянова Т.Л. (г.Магнитогорск, МАОУ «Академический лицей»)
интернет-платформы
изучение иностранного языка
фгос
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс] http.//www.prikrmk.sfedor.ru/fgos/1530-stoosnobr.html
2. Семенов, А.Л. Концепция информатики в общем образовании [Электронный ресурс] А.Л.Семенов //http://textbook.keldysh.ru/informat/index.htm .
3. Фрумин, И.Д. Современные тенденции в политике информации образования [Текст] / И.Д.Фрумин и др.// Вопросы образования.-2005.№3.с.102
4. Волобуева, Ю.В. Использование сетевого сервера Learningapps.org в организации самостоятельной работы обучающихся неязыковых специальностей по английскому языку [Текст] / Ю.В.Волобуева //Вестник Сургутского государственного педагогического университета .- 2015.с.39

Введение

В настоящее время возможности использования Интернет-ресурсов в изучении иностранных языков огромны. Для образовательной среды Интернет создает условия для получения всей необходимой информации как для обучающихся, так и для преподавателей. Интернет дает возможность познакомиться с богатым межкультурным материалом, получать новости о жизни сверстников за рубежом, читать статьи из газет и журналов, необходимую литературу в оригинале, а также изучать иностранные языки на различных обучающих платформах как с российскими преподавателями, так и с носителями языка.

Целью данной исследовательской работы является изучение эффективности использования Интернет -платформ в изучении английского языка школьниками старших классов.

Объектом исследования являются Интернет-платформы для изучения английского языка в условиях среднего общего образования.

Предметом исследования выступает эффективность Интернет - платформ для изучения английского языка школьниками старших классов.

В качестве методов исследования мы выбрали анкетирование, обобщение полученных данных и анализ результатов исследования.

Полученные данные позволили нам сформулировать гипотезу работы. Мы предполагаем, что использование Интернет - ресурсов положительно влияет на образовательный процесс. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу и Интернет ресурсы.
  2. Провести эксперимент среди учащихся 9-11 классов «Академического лицея» г.Магнитогорска.
  3. Проанализировать полученные результаты.
  4. Подвести итоги исследовательской работы.

1. Современные информационно-коммуникативные технологии в обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт четко прописывает необходимые требования, предъявляемые к использованию информационно-коммуникационных технологий, и определяет аспекты их применения. Второй раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», пункт 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», а также подпункт 11 формулируют необходимость формирования и развития компетентности обучающихся в области применения ими информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) [1]. Пункт 18.2 содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования указывает на необходимость «формирования и развития компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, подготовку презентаций работ, владение основами информационной безопасности, а также умений безопасного использования информационно-коммуникационных средств т сети Интернет».

Информационно-коммуникационные технологии объединяют в себе информационную и коммуникационную технологии. Информационная или компьютерная технология представляет собой комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу, а также отображение информации, обеспечивающих высокую производительность труда [2]. Задачей коммуникационных технологий является определение методов, способов и средств взаимодействия человека и внешней среды, что позволяет компьютеру обеспечить прежде всего индивидуальную, комфортную и высокоинтеллектуальную коммуникацию [2]. Наиболее точно информационно-коммуникационную технологию охарактеризовал И.Д.Фрумин, обозначив ее как «…технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера» [3,с.65]

Предмет «»Иностранный язык» входит в программу основного общего образования и способствует применению информационно-коммуникационных технологий. ФГОС основного общего образования четко прописывает предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в отношении учебного предмета «Иностранный язык» и во втором подпункте прописывает требование «формировать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся». Помимо этого четвертый подпункт указывает на необходимость формировать готовность «использовать иностранный язык как средство получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях» [1].

Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования, необходимо выполнить следующие ключевые условия: обучающимся и педагогам надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и Интернет. В распоряжение педагогов и обучающихся необходимо предоставить высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы. Учителям необходимо обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов обеспечивать высокие стандарты успеваемости обучающихся.

Современный педагог должен соответствовать следующим требованиям: владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать; уметь организовывать своё личное информационное пространство с целью профессионального совершенствования; владеть такими информационными ресурсами, как мультимедийные программы, владеть основами работы в Интернет, стать для обучающихся проводником в освоении Интернет и помочь им эффективно использовать информационные ресурсы для их успешного обучения.

Основными целями применения ИКТ на занятиях английского языка на наш взгляд являются:

  1. повышение мотивации к изучению иностранного языка;
  2. совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности;
  3. увеличение объёма лингвистических знаний;
  4. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;
  5. мотивирование к получению знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка.

Учителя иностранного языка «Академического лицея» г.Магнитогорска активно используют в образовательном процессе такие средства ИКТ как электронные учебники, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного процессора, образовательные ресурсы и платформы Интернет (Skyeng), мультиплатформенный редактор Audacity, позволяющий качественно подготовить обучающихся к сдаче устной части экзамена по иностранному языку, а также интерактивные доски.

Перечисленные средства ИКТ позволяют педагогам лицея создать благоприятные условия на уроках иностранного языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Особенно востребованной сегодня остается технология проектного обучения, позволяющая создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Главной целью является формирование и развитие коммуникативных умений, обучение работе в различных группах, развитие у обучающихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез), а также развитие системного мышления.

Учителя иностранного языка, а также обучающиеся активно обладают основами компьютерной грамотности, позволяющей применять и создавать мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации способны увлечь и мотивировать обучающихся на достижение хороших результатов. При подготовке презентаций обучающиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта. Высокий уровень мотивации к обучению достигается путем получения возможности с помощью технологий представлять результаты интересного проекта как результата собственной продуктивной деятельности. Мультимедийные возможности редактора Audacity, например, помогают прослушивать речь обучающегося, разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. При обучении грамматике мультимедийные средства позволяют использовать схемы, таблицы, помогающие легче воспринимать материал, а преподавателю меньше времени тратить на записывание материала на доске. При обучении лексике, использование компьютерных программ и платформ с визуальной наглядностью, позволяет расширить пассивный и активный словарный запас.

Широкое распространение в последние годы получили Интернет – дискуссии по каналам Интернета в реальном времени. По мере развития инфраструктуры Интернет во всём мире появляется возможность налаживать общение людей с помощью цифровых коммуникационных каналов. Общение в реальном времени позволяет участникам беспрепятственно обмениваться информацией. Общение в англоязычных чатах формирует у обучающихся навыки письменной речи, знакомит с особенностями «живого», повседневного английского языка, расширяет лексический запас обучающихся, расширяет кругозор, обогащает знания о культуре и традициях страны изучаемого языка.

Особенно хочется отметить уроки, проводимые с использованием веб-серфинга. Веб-серфинг - это перемещение по гиперссылкам на страницах сайтов в сети Интернет в ознакомительных целях. Веб-серфинг является один из наиболее распространённых среди молодёжи способов обучения. Особого внимания заслуживает проект вебквест. Этот проект построен на основе модели поиска в Интернете, в процессе которого обучающиеся получают основную часть необходимой им информации, работая с сетевыми ресурсами. При этом они учатся эффективному расходованию времени при поиске нужной информации. Основное внимание уделяется обработке информации, а не самому процессу поиска, в результате чего развивается исследовательское мышление (умение анализировать, синтезировать, критически оценивать результаты). Учителя выступают на уроках в роли экспертов и консультантов, направляющих учебный процесс.

Использование информационно-коммуникационных технологий обучения иностранному языку позволяет усилить активную роль обучающегося на уроке, поддерживать мотивированный интерес ученика к изучению английского языка, и ведёт к созданию условий, при которых развивается речевая компетенция в говорении, чтении, письме и аудировании, а, соответственно. Эта деятельность обучающихся протекает в условиях взаимодействия, взаимообучения и взаимопонимания. На данный момент внедрение перечисленных форм обучения в работу учителя является одной из самых перспективных, нужных и отвечающих современным требованиям методики преподавания иностранных языков.

1.1. Использование онлайн-платформ в обучении школьников старших классов иностранным языкам

Онлайн-платформы для изучения английского языка с каждым годом становятся все более популярными. К их главным преимуществам можно отнести удобство, возможность получить информации. из любой точки мира, а также более низкая стоимость, по сравнению с обычными курсами английского. Существуют различные виды Интернет-платформ для изучения английского языка, например, Duolingo, Memrise, Lecta, Учи.ру, Learning Apps, Foxford, Skyeng.

Learning Apps является веб-сервисом интерактивных заданий и упражнений. Их можно использовать при организации учебной и самостоятельной работы на разных этапах занятия, при опросе, повторении, закреплении изученного материала. Все задания и упражнения распределены согласно уровням владения иностранным языком [4, с.43]. Эта онлайн-платформа больше ориентирована студентов вузов. Интернет - платформы Memrise и Duolingo организуют обучение иностранным языкам большей частью в игровой форме.

Обучающиеся «Академического лицея» с 5 по 11 классы имеют возможность заниматься на Интернет - платформе Skyeng. В данную платформу встроены учебники и рабочие тетради «Spotlight», по которым ведется обучение английскому языку в непрофильных классах. Главными достоинствами платформы Skyeng для обучающихся являются:

  1. интерактивный формат;
  2. каждый модуль включает в себя задания по аудированию, грамматике, письму, чтению, а также соответствующий тематике модуля словарь;
  3. обучение проходит без привязки ко времени и месту;
  4. возможность удаленного обучения;
  5. в центре обучения находится обучающийся.

Платформа Skyeng дает следующие возможности учителям:

  1. отсутствует необходимость проверки домашних заданий, так как платформа делает это автоматически;
  2. платформа содержит актуальные материалы и упражнения, входящие в УМК, что освобождает учителя от разработки и поиска дополнительного материала;
  3. контролировать успеваемость обучающихся;
  4. реализовать творческий потенциал обучающихся за счет сокращения временных затрат на выполнение упражнений и заданий.

1.2. Анализ результатов проведенного исследования

В нашем исследовании приняли участие ученики МАОУ «Академический лицей» в возрасте 15-18 лет. Опрос проводился среди учащихся 9-11 классов. Мы опросили около 100 человек, в результате которого мы выяснили, что:

  1. 67% опрошенных не используют Интернет-платформы в изучении английского языка, из них: 24% не видят необходимости в использование дополнительных приложений, Интернет-платформ, 22% уже выбрали способ изучения английского языка оффлайн, 11% не имеют достаточного количества времени для дополнительных занятий, 10% другие причины.
  2. 33% используют в изучении английского языка интернет-ресурсы, из них: 13% предпочитают Skyeng, 9% выбирают Duolingo, 4% Foxford, 4% Oxford, 3% используют другие Интернет-платформы.
  3. 84% считают, что изучение английского языка требует дополнительных занятий, из них: 37% школьных занятий недостаточно для полноценного изучения английского языка, 26% воспринимают изучение английского языка как должное, 21% считают дополнительные занятия по английскому языку хорошим вкладом в будущее, 26% школьников не считают дополнительные занятия английским языком необходимыми.
  4. 63% опрошенных считают изучение английского языка с помощью приложений эффективным, из них: 27% считают Интернет-платформы интересным и удобным способом изучения английского языка, 23% используют интернет-ресурсы для закрепления изученного в школе материала, 13% используют Интернет-платформы преимущественно для пополнения словарного запаса.
  5. 37% учеников не считают изучение английского языка посредством приложений эффективным.
  6. 65% опрошенных интересуются изучением английского языка и отмечают положительное влияние Интернет-платформ на процесс обучения.
  7. 35 % учеников не заинтересованы изучением английского языка, потому что считают этот язык ненужным в наше время.

Проведенное нами исследование демонстрирует стойкий интерес обучающихся к изучению иностранных языков посредством Интернет-платформ. Работе на Интернет-платформе Skyeng отдают предпочтение большинство опрошенных нами обучающихся лицея (см. приложение). Таким образом, использование платформы Skyeng открывает новые возможности в преподавании английского языка для учителей, вносит разнообразие в формы и методы работы, позволяет повысить продуктивность обучения. Работа на платформе позволят обучающимся эффективно организовать собственную самостоятельную работу, поддерживает у них стойкий интерес, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Приложение

Диаграмма №1. Использование интернет-ресурсов в изучении английского языка


Библиографическая ссылка

Андросова Д.С., Белозёрова В.Д., Ищук В.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1306 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674