Введение. В театре поднимается занавес и начинается сказка. На сцене оживают куклы и зрители с интересом наблюдают за движением маленьких героев. Сколько труда и фантазии кто-то вложил в этих игрушечных актёров! Как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает в волшебном кукольном спектакле? А можно ли сделать кукольный театр своими руками? Сложно ли это? Мы решили исследовать это на деле в ходе выполнения исследовательской работы.
Тема исследования актуальна и интересна. Это связано с тем, что кукла играет важную роль в жизни человека. Участвуя с игрушкой в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся уважительно относиться друг к другу.
Предметом нашего исследования стала технология изготовления кукольного театра. Наш театр получил название «Лесной театр», так как в нем мы решили показывать постановки о лесе и его обитателях.
Гипотеза: возможно, что интерес ребят возрастет к театральному искусству, если мы познакомим их с историей театра, создадим свой кукольный театр и организуем театральные выступления.
Цель: создать кукольный театр своими руками и организовать театральную постановку.
Задачи: 1) познакомиться с историей возникновения кукольного театра; 2) выяснить какие существуют виды театральных кукол; 3) узнать о профессиях людей, которые работают в театре; 4) изготовить сцену и декорации, сшить игрушки, выучить роли; 5) представить зрителям театральную постановку.
Методы исследования: изучение и анализ литературы; поиск информации в сети Интернет.
Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что слово театр в переводе с греческого языка означает «место для зрелищ». Театр кукол – вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, которыми управляют актеры-кукловоды. Первые игровые куклы появились в Древней Греции. Их делали из глины, дерева, кусочков кожи.
В России первое упоминание о кукольном театре относится к XVII веку. Популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка – любимый герой скоморохов, которые давали представления для зрителей. Самый знаменитый кукольный театр в России - Государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова (ГАЦТК) Он находится в Москве.
Чтобы выяснить, какие бывают виды кукол, мы сходили на экскурсию в кукольный театр «Теремок», который находится во «Дворце творчества детей и молодежи». Оказывается, театральные куклы бывают разных видов. Самые простые куклы называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Бывают куклы на пальчик. А бывают большие ростовые куклы. Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу держит кукловод, а её руки управляются тростями. Есть куклы марионетки. Они управляются с помощью нитей или металлического прута. Есть театр теней.
Мы решили сделать для нашего настольного кукольного театра кукол - марионеток на пруте.
Изготовление кукольного театра состояло из нескольких этапов. На первом этапе мы совместно выбирали произведение о лесе и его обитателях для театральной постановки. Прочитав несколько книг, мы остановили свой выбор на сказке В. Сутеева «Под грибом». Составили сценарий.
Следующий этап – изготовление сцены и декораций. Сцену сделали из большой картонной коробки. Декорации – это изображение места, той обстановки, где происходит действие. Прежде чем приступить к изготовлению декораций, мы определили по сценарию сказки, сколько понадобится сценических картин. Затем к каждой картине сделали эскизы, так как они помогают лучше распределить декорации в пространстве и дают представление и о размерах декораций относительно кукол. После выполнения эскизов приступили к изготовлению декораций. Предметы в лесу (траву, кусты, цветы, пенек) нарисовали красками. Веточки с листочками, ягодки сделали из материала и проволоки и затем прикрепили к нарисованным декорациям.
Далее мы принялись за изготовление кукол. В ходе работы использовали следующие инструменты и материалы:
- ткани (трикотажные, хлопковые, льняные), искусственный мех, синтепон (для набивки деталей);
- ножницы, клей, картон, иглы;
- пуговицы разных размеров и цветов;
- швейные разноцветные нитки;
- стразы, бусины, ленты и бантики для украшения.
Голову и туловище кукол-марионеток сделали цельными и жестко закрепили. К голове, вместо металлического прута, прикрепили металлические спицы для вязания. При помощи них марионетку можно привести в движение (рис.1).
Рисунок 1. Куклы-марионетки
В нашем театре смешные игрушки.
Гриб и добрые зверюшки:
Муравей и воробей,
Что промок весь до костей.
Бабочка, зайчонок, мышонок, лягушонок.
И хитрая лиса - рыжая краса.
Мы делали их сами, своими руками.
Девчонки и мальчишки, их папы и мамы.
Куклы из ткани шили, чтобы в театре они жили.
Палочки к ним прикрепили.
Куклы сразу же ожили.
Актеры, которые управляют куклами, называются кукловодами. Теперь нам предстояло освоить профессию кукловода. Мы выучили роли и приступили к репетициям. Много работали над выразительностью речи, для того чтобы передать характер сказочного персонажа. Вжиться в образ героя нам помог мультфильм «Под грибком». Мы попробовали самостоятельно озвучить персонажей мультфильма.
Большое внимание уделили музыкальному оформлению нашего спектакля. Музыка помогает созданию сказочной атмосферы в спектакле, создает определенное настроение.
И вот театр сделан, куклы сшиты, роли выучены. Теперь мы перешли к созданию афиши спектакля.
Театральная афиша - это объявление о спектакле. В афише указали: название спектакля; дату, время и место его проведения; состав участников. Афишу украсили рисунками и фотографиями.
На последнем этапе работы мы составили кроссворд «Кукольный театр».
Результаты и обсуждение. Премьера спектакля «Под грибом» состоялась во «Дворце творчества детей и молодежи». Нашими первыми зрителями стали дошкольники. Вначале мы рассказали ребятам о процессе создания настольного театра, а затем показали постановку «Под грибом». Спектакль им очень понравился. Также, мы показали спектакль в школе своим одноклассникам (рис.2).
Рисунок 2. Премьера кукольного спектакля
Многие ребята после выступления подходили и спрашивали, как сделать настольный кукольный театр и сшить куклы. Мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями. После спектакля ребятам было предложено проверить свои знания и решить кроссворд «Кукольный театр».
Выводы. Цель исследовательской работы достигнута. Мы сумели своими руками создать настольный кукольный театр и организовать театральную постановку «Под грибом».
Гипотеза подтвердилась: после просмотра спектакля ребята заинтересовались театром кукол и захотели попробовать себя в роли кукловода.
В ходе выполнения исследовательской работы мы узнали много интересных сведений об истории кукольного театра и видах кукол; прикоснулись к театральным профессиям; узнали много слов, которые относятся к театральному искусству. Составили кроссворд «Кукольный театр».
Приобрели полезные умения и навыки: научились искать нужную информацию; шить, изготавливать декорации к спектаклю; узнали правила работы с разными видами кукол: тростевыми, марионетками, пальчиковыми, ростовыми и др.; выяснили, как делать эскизы, создавать афишу.
Мы решили подарить «Лесной театр» дошкольникам, которые занимаются в творческом объединении «Почемучка». В будущем, они смогут в кукольном театре показывать различные спектакли о лесе и его обитателях. Надеемся, что наш театр принесёт большую пользу. Работая над постановкой спектакля, ребята научиться общаться друг с другом и станут друзьями.
Библиографическая ссылка
Вехов А.В., Диденко В.Д., Диденко В.Д., Усенко М.Д. СОЗДАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1325 (дата обращения: 23.11.2024).