Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРИЧИНЫ РАЗВОДОВ

Ведерникова В.А. 1
1 МБОУ "СОШ "97"
Санникова Т.А. (, МБОУ «СОШ №97»)
причины развода
развод
дети.
1. Волкова А.Н. У порога семейной жизни. - [Текст] / А.Н.Волкова. - М: Просвещение, 2008. -113 с.
2. Вроно Е.М. Представление старшеклассников о будущем как аспект их социализации. - [Текст] / Е.М.Вроно. - М: Просвещение, 2001- 167 с.
3. Дарк О.Н. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - [Текст] / О.Н.Дарк. М: Просвещение, 2006
4. Дуньич Д.П., Пейакович А.Н. Психология современной семьи. - [Текст] / Д.П. Дуньич, А.Н. Пейакович. - М: Просвещение, 2010 -198 с.
5. Паперная И.И. Семья в современном обществе или Воспитание школьников. - [Текст] / И.И. Паперная.- М: Когито-Центр,2011 -278 с.

Введение

Развод – разрыв брака — согласно исследованиям занимает одно из самых высоких мест по шкале стрессов. Это драматический момент в жизни семьи, когда рушатся сложившиеся отношения пары, когда два человека в результате семейных конфликтов или осознания эмоциональной отчужденности, решают расстаться, чтобы жить порознь или возобновить поиски личного счастья. 

Ситуация развода сопряжена с тяжелыми эмоциональными переживаниями, с необходимостью раздела имущества, а если у пары есть дети, то она больно ударяет и по ним. Для России разводы не новость: по статистике, распадается в среднем каждый третий брак.

Актуальность темы данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что в последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.

Проблема: увеличение количества разводов.

Цель работы: изучить причины разводов.

Задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. выявить причины разводов;
  3. провести анкетирование среди старшеклассников и студентов;
  4. изучить статистические данные разводов по России, Кемеровской области.

Объект исследования: социальные проблемы семейных отношений.

Предмет исследования: причины, послужившие причиной разводов супружеских пар.

          Методы исследования:

  1. Изучение литературных источников.
  2. Анкетирование.
  3. Анализ полученных данных.

Место проведения анкетирования: МБОУ «СОШ № 97», г. Кемерово

Количество разводов имеет тенденцию расти в последнее десятилетие в России как по отношению к количеству зарегистрированных браков, так и по абсолютной величине.

Так, в 2016 году было зарегистрировано 829 разводов на тысячу заключенных браков, а в 2017 – 895 разводов на тысячу браков. Статистическая картина неоднородна по стране, показатели разных регионов различаются почти в 10 раз.

Меньше всего разводов было зарегистрировано в 2016 году в следующих регионах (на 1000 регистраций брака): Чеченская республика; Ингушетия; Республика Тува.

Лидерами по количеству разводов в 2017 году стали: Ленинградская область; Алтайский край; Республика Коми.

Разводы в Кемеровской области.

В феврале 2018 года в Кузбассе зарегистрировали 916 браков. Это на 16,7% меньше, если сравнивать с тем же показателем 2017-го. Такие данные опубликовал Росстат.

При этом жители региона стали чаще разводиться. Число распавшихся браков за год в области достигло 943 (+17,4%). Отмечается, что в январе – феврале кузбассовцы заключили 1793 брака (-7,5%), а число разводов составило 1805 (+3,7%).

Анализ проделанной работы.

В декабре мы провели беседу с социальным педагогом нашей школы - Кузьминой Юлией Сергеевной. Она прокомментировала, что начиная с 5х классов идет увеличение семей в которых произошел развод. Мы проанализировали  социальные паспорта 5 и 11-ых классов 97 школы, выяснили, что в 5-ых классах количество разведенных семей составляет 5%, а в 11-х - 13%. Увеличение составило 8%, а это больше чем в два раза.

После данной беседы мы провели анкетирование среди 9-ых, 10-ых, 11-ых классов, а также у студентов первого курса  КУЗГТУ. Анализируя полученные данные  анкетирования старшеклассников и студентов, нам удалось выяснить, как они относятся к данной проблеме.

Девятиклассники еще не задумывались над данной проблемой. Но большая часть юношей (36,6%) считает, что  главной причиной для расторжения брака служат конфликты. Однако, большая часть девушек (42,8%) считает, что главной причиной для расторжения брака служит недоверие между супругами.

Десятиклассники и одиннадцатиклассники относятся к данной проблеме серьезнее. Так, юноши из 10-ых классов (25%) и 11-ых классов (50%) считают, что из-за измен чаще всего рушатся браки. С ними согласны девушки, которые ответили также, как с 10-ых (53,3%), так и с 11-ых (50%) классов.

Также, мне удалось выяснить какие причины, по мнению первокурсников КУЗГТУ являются ведущими в расторжении брака. Главной причиной для расторжения брака у юношей (57,14%) является – недоверие ко второй половине. Однако, девушки (43%) считают, что главная причина – это измена.

Кроме вопроса о причинах расторжения брака, в анкете были вопросы о желаемом возрасте для вступления в брак, о факторах, влияющих на прочный и долгий брак, а также о парах, которые служат примером для опрашиваемых.

Заключение

Развитие семейных отношений - это закономерный процесс. Супружеская жизнь не может протекать без конфликтов. Бескризисное развитие семьи невозможно. Семья, как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел (при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп населения и даже полноценным потребителем. Окончание супружеских отношений влечет за собой изменение всего уклада жизни. Независимо от того, каким образом супруги разорвали отношения, им обоим приходится приспосабливаться к изменившимся условиям. Последствия развода могут, выражаются как в психологических, так и в физиологических нарушениях. Для детей в большинстве случаев отмечается явное отрицательное влияние развода, в отличие от супругов, которым развод может принести «облегчение».

Выводы:

  1. Количество разводов в нашей стране и Кемеровской области увеличивается.
  2. Основными причинами разводов по данным Росстата являются: алкоголизм, наркомания, игромания.
  3. Большая часть старшеклассников пытаются объяснить причины разводов по-своему, но при этом в большей части выделяют: конфликты, измены и недоверие ко второй половине.
  4. С увеличением возраста меняется мнение о желаемом возрасте вступления в брак.
  5. К сожалению, у большей части молодежи (от 46 до 100 % опрошенных разных групп) нет примеров  супружеских пар «для подражания». Т.е. пар, которые бы служили примером для прочного брака.

Следует обратить особое внимание  на необходимость профессиональной   подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни,  повышении ценности  семьи как таковой, на формировании прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу.  В этом направлении мы отводим большую роль государству, созданию специальных программ. Так же не помешало бы возвращение в школьную программу  курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся. Он когда то был в школьной программе. В этом деле так же могут помочь занятия с психологом.


Библиографическая ссылка

Ведерникова В.А. ПРИЧИНЫ РАЗВОДОВ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1327 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674