Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ПОДРОСТКОВ

Гришина Ю.С. 1
1 МАОУ " Гимназия № 19"
Угрюмова О.Е. (г. Миасс, Челябинская область, МАОУ «Гимназия №19»)
перфекционизм
стиль семейного воспитания
результаты исследования
литература
1. Hollender M.H. Perfectionism. [Text] / M.H. Hollender // Comprehensive Psychiatry. – 1965. – №6. – P. 94–103.
2. Хорни К. Самоанализ. Собрание сочинений в 3 тт. Т. 2. М.: Смысл, 1997.- с.282-536
3. Debrovski K. Perfectionism is not illness. London: Little, Brown & Co. 1972. P.18 32.
4. Гаранян Н. Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74—84.
5. Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance use // Journal of Early Adolescence. 1991. № 11. P. 56–95.
6. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов подростков. [Текст] // «Психологические исследования личности». Сборник работ молодых ученых/ Отв. редактор Е. А. Чудина. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2005. С. 16-36.
7. АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2009 (Второе издание). СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПАРАДИГМЫ, ТЕОРИИ (Выпуск 2). 2009 «Понятие перфекционизма в современной психологии». [Электронный ресурс]. // URRL:https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/ponyatie-perfektsionizma-sovremennoy-psiho-17506.html (дата обращения: 20.01.2020)
8. Woman advice. ru. «Перфекционист - кто это такой и как бороться с перфекционизмом». [Электронный ресурс]. // URRL: https://womanadvice.ru/perfekcionist-kto-eto-takoy-chto-znachit-perfekcionizm-kak-ot-nego-izbavitsya (дата обращения: 21.01.2020)
9. Орлова А.В. «ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». [Электронный ресурс]. // URRL: https://research-journal.org/psycology/vliyanie-stilya-semejnogo-vospitaniya-na-razvitie-lichnosti-detej-shkolnogo-vozrasta/ (дата обращения:25.091.2020)
10. Елена Божаева. «Актуальная тема: перфекционизм современной молодежи». [Электронный ресурс]. // URRL: https://narcologos.ru/98710 (дата обращения: 01.02.2020)
11. Выучить work. «Как стать перфекционистом». [Электронный ресурс]// URRL: https://vyuchit.work/samorazvitie/kak-stat-perfektsionistom.html (дата обращения: 01.02.2020)
12. Евгения Данилова. «Анорексия: болезнь отличников». [Электронный ресурс]. // URRL:https://zdr.ru/articles/anoreksiya_bolezn_otlichnikov (дата обращения 08.02.2020)

Перфекционизм представляет собой недостаточно изученное явление, которое может охватывать все сферы жизни личности. На бытовом уровне перфекционизмом называется чрезмерное стремление к совершенству, склонность предъявлять самому себе и окружающим людям очень высокие требования. Иногда перфекционизм называют «синдромом отличника» — из-за желания все в жизни делать на «отлично». В школьном возрасте такое поведение более типично для девушек из-за их большей склонности следовать социальным нормам, однако может развиваться и у молодых людей.

Актуальность темы исследования бесспорна, ведь в условиях современных, динамично развивающихся, социальных трансформаций подросток постоянно стремится к самосовершенствованию. А идеалы, принятые или навязанные, задают дальнейшее направление личностного развития подростка, от которых во многом зависят его судьба и жизненный путь. Истоки перфекционизма, как и многих других детских проблем, стоит искать в семье. Семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек.

Цель исследования: изучить, как влияет стиль семейного воспитания на развитие перфекционизма у подростков.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.

2. Установить наличие перфекционизма как психологического феномена в подростковой среде и установить особенности его проявления.

3. Определить стили семейного воспитания путем анкетирования родителей и выявить влияние на формирование перфекционного типа личности у подростков.

4. Выявить стили семейного воспитания, влияющие на гармоничное развитие личности ребенка.

Предмет исследования: типология перфекционизма, определяемая стилем семейного воспитания.

Гипотеза: мы предполагаем, что главным источником перфекционизма является отношение к ребёнку в семье, т.к. в подростковый период отношения между родителями, родителями и самим ребенком, членов семьи с социумом оказывают большое влияние на становление личности ребенка.

Слово «перфекционизм» пришло в европейские языки из латинского «perfectus», то есть «абсолютное совершенство». Перфекционисты — это настойчивые, скрупулезные и организованные люди, которые стараются достичь высоких целей. Они устанавливают для себя, результатов своей деятельности и других людей очень высокие стандарты. Причинами являются давление со стороны членов семьи, со стороны общества, навязывание идеальной модели поведения человека, которая, скорее всего, является нереальной.

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении личности. Подростки пытаются найти свое место и интерес в жизни. В современном мире подростка повсюду преследуют напоминания, что он мог бы быть лучше. В таких условиях легко стать перфекционистом – человеком, предпочитающим все делать идеально, придерживаться самых высоких требований к себе и окружающим.

В психологии термин «перфекционизм» используют для обозначения как здорового стремления (адаптивный перфекционизм), так и невротической навязчивой поглощенности достижением идеала (дезадаптивный). Стремление к идеалу – это положительная сторона характера, только всему должна быть мера.

Адаптивный (позитивный) перфекционизм – это здоровое стремление человека развиваться, исправлять ошибки, проявлять гибкость. Такой человек скрупулезен в каждой детали и готов работать до отличного результата, при этом у него прослеживается стремление двигаться дальше. В ходе деятельности такой подросток может испытывать легкую степень волнения и азарт; он не нуждается в «пинках», его внимание сконцентрировано на собственных возможностях и на способах достижения цели. Он получает удовольствие от самого процесса.

При дезадаптивном (невротическом) перфекционизме человек устанавливает для себя заведомо невыполнимые цели и стандарты. Он считает себя обязанным делать все идеально, образцово, без малейших ошибок. Его внимание сфокусировано на собственных недостатках и мыслях о возможной неудаче. Поэтому он не испытывает удовлетворения от сделанного. При дезадаптивном (невротическом) перфекционизме человек устанавливает для себя заведомо невыполнимые цели и стандарты. Он считает себя обязанным делать все идеально, образцово, без малейших ошибок. Его внимание сфокусировано на собственных недостатках и мыслях о возможной неудаче. Поэтому он не испытывает удовлетворения от сделанного и т.д.

Одним из главных институтов воспитания в современном обществе является семья. В семье происходит первичная социализация личности. Поэтому большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания. Научно обоснованную концепцию в конце 1960 -х гг. предложила американский психолог Диана Баумринд. Ее модель классификации стилей семейного воспитания считается базовой. Автор взяла за основу два критерия:

1.Уровень эмоционального принятия ребенка родителями

2. Уровень контроля со стороны родителей

Благодаря сочетаниям этих критериев было выделено четыре основных стиля семейного воспитания.

Авторитетный. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка.

Авторитарный. Родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. Строгость превращает воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. В таких условиях ребенок вырастает малодушным, бесцветным или жестоким человеком.

Индифферентный. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. К ребенку относятся с пренебрежением. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные.

Либеральный. При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не принимает никакого участия в становлении личности. Ребенок вырастает самостоятельным, уверенным в себе человеком, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Он не желает думать о других. Такие люди идут по жизни одиночками. Либеральный стиль воспитания детей не способствует росту физически и психологически здорового человека.

Далеко не всегда эти стили проявляются в семье в чистом виде. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

Проблемой перфекционизм становится тогда, когда превращается в навязчивую идею. Как далеко может завести эта идея, мы изучили на примере моих одноклассников. Для них мы провели анонимный тест профессора Е. П. Ильина «Перфекционист ли я?».

Рис.1. Результаты тестирования подростков по вопросам 1-5.

Рис.2. Результаты тестирования подростков по вопросам 6-10.

Согласно полученным результатам, мы сделали вывод, что зёрна здорового адаптивного перфекционизма есть у большинства моих одноклассников. Подростки превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. Подростки стремятся к успехам, победам, достижениям. А планка достижений соответствует их сегодняшней реальности.

Также мы провели индивидуальное анкетирование родителей моих одноклассников, где предложили им оценить собственный стиль семейного воспитания. Для этого мы попросили их ответить на вопросы анкеты, основанной на опроснике С. С. Степанова.

Рис.3. Результаты анкетирования родителей по вопросам 1-5.

Рис.4. Результаты анкетирования родителей по вопросам 6-10.

Мы выяснили, что среди родителей моих одноклассников преобладает авторитетный стиль воспитания. Большинство родителей осознают свою роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Родители трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции

В процессе написания статьи мы выяснили, что ребенок несет в себе заряд той среды, в которой существует его семья. В семье, где царит любовь и уважение, с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают внимание и поддержку, возлагают надежды, а не принуждают насильно к достижению целей, вырастают адаптивные (здоровые) перфекционисты. Именно в таких семьях вырастают гармоничные личности: счастливые, ответственные, уравновешенные и социально активные.


Библиографическая ссылка

Гришина Ю.С. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ПОДРОСТКОВ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1353 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674