Введение
Если бы старинные предметы могли говорить, то они бы поведали нам увлекательнейшие истории из прошлого. Увы, замечательные творения наших предков безмолвны, но если очень захотеть, то можно заставить «говорить» артефакт из далекого прошлого, проведя исследовательскую работу.
Мы думаем, что у каждого предмета есть своя «душа», таинственным способом хранящая тепло рук, некогда прикасавшихся к нему, которая постепенно открывает перед нашим взором чудесную, яркую и интереснейшую картину прошлого нашей страны и региона.
Предмет - шкатулку, как семейную реликвию, для экспонирования предоставили наследные владельцы уникального столетнего артефакта, представители семьи Саввиных-Егоровых из села Качикатцы Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Появление в музее нашего класса любопытного произведения искусства старых мастеров кузнечного дела - металлической шкатулки - короба с потайным отделением, крышкой и загадочными буквами С и Л. стала основной проблемой нашего исследования.
Сегодня не у всех остался интерес к сохранению семейных реликвий, имеющих глубокие исторические корни. Многие вещи, ныне вышедшие из обихода, исчезают из внимания, унося с собой ценнейшие сведения о прошлом нашей страны, что становится актуальным в реалии современной жизни.
Цель работы: определить является ли шкатулка с историческим прошлым, произведением искусства старых мастеров кузнечного дела и артефактом культуры прошлого.
Предмет исследования: лысковская денежная шкатулка как семейная реликвия
Гипотеза: предмет исследования может стать уникальный образец семейной реликвии лысковская денежная шкатулка, который может быть многофункциональным и универсальным, эстетическим убранством, экспонатом музея как шедевр народного искусства.
Задачи работы:
- определить историческое прошлое исследуемого объекта, его уникальность как произведение народного искусства мастеров-умельцев кузнечного дела;
- выяснить историю бытования предмета как семейной реликвии.
Обзор литературы
В цивилизационных условиях социально-экономической жизни наиболее актуальной становится исследование семейные реликвии.
Много исследований посвящены к вопросам семейной реликвии в сохранении преемственности поколений, в истории семьи, связи времен, семейных артефактов с исторической точки зрения.
Мало кто знает, что «в древности была обязанность знать поименно свою родословную от пятого или даже седьмого колена. Память о своих предках была естественной потребностью. Держаться своего рода, оберегать семейные реликвии, традиции, передавать их по наследству следующим поколениям — было обязанностью» [1]. Понятие семейная реликвия трактуется по-разному. Главная особенность в понимании понятие семейные реликвии прослеживается в толковых словарях русского языка (Ожегов С.И., Ушаков Д.Д.). В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова реликвия трактуется как вещь, свято хранимая как память о прошлом [4]. Позиция Д.Н. Ушакова в данном контексте представляется в качестве особо чтимой, дорогой по воспоминаниям или традициям вещь [6].
Выделенные Ожеговым С.И., Ушаковым Д.Д. семейные реликвии как семейная ценность пронизывает все сферы жизни, а также объективные требования социальной реальности приобретают особую значимость в нашем исследовании.
Вместе с тем, несомненный интерес в нашем исследования представляет подход «наличие и сохранность семейных реликвий, способствующие воспитанию детей в духе патриотизма и любви к Родине, бережного отношения к членам своей семьи, сохранению семейных традиций. [2]
Наиболее важный подход исследовании семейных реликвий обоснован в работе В. Шевченко. Важно отметить, что В. Шевченко определяет реликвию как особо дорогие по воспоминаниям вещи, оставленные после родных людей [8].
В ряду различных подходов особого внимания заслуживает позиция Чирков М.А., Тепцова Л.А. подчеркнувшие, что реликвия – это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими событиями прошлого [7].
Эти важные подходы позволили наметить ключевые ориентиры в нашем исследовании, что семейные реликвии необходимо изучить с исторической точки зрения, как предметы культуры, быта и как семейная реликвия, память о наших предках.
Методы исследования. Изучение литературы по теме исследования, самостоятельный информационный поиск, лысковская денежная шкатулка – короб семейная реликвия, подаренная семьей Саввиных-Егоровых музею класса.
«Персидская» денежная шкатулка - короб
Первый вопрос, который нас заинтересовал - что за шкатулка? Всем известно, что небольшой сундучок для хранения особенно дорогих и ценных вещей издревле именуется шкатулкой. Некоторые исследователи предполагают, что слово «шкатулка» происходит от латинского scatula, что значит «коробка».
Перед нами металлическая «персидская» денежная шкатулка-короб с ключом, украшена по бокам чеканными растительными узорами и покрыта лаком (рисунок). Спросите: почему «персидская»? Потому, что их любили покупать в своё время персидские шахи и восточные купцы.
«Персидская» денежная шкатулка – короб семьи Саввиных-Егоровых
Шкатулка - короб — это металлическая ёмкость в виде ящика для хранения денег и небольших предметов. Состоит из прямоугольного короба объёмной формы, с крышкой и ручкой для переноски. Имеется встроенный замок и проушина с щеколдой для навесного замка. Внутренний замок стоил дорого и был очень прочным, в нем монтировалось до 20 язычков, что исключало его подделку.
Ко всему прочему, замок мелодично звенел при открывании-закрывании, это было что-то вроде сигнализации, предупреждающей хозяина от похитителей ценностей. Ведь хранили в таких шкатулках важные документы, украшения и деньги, поэтому их еще называли и «денежными».
У нашей шкатулки сохранился оригинальный ключ для встроенного замка, а сам замок в рабочем состоянии, только потерял способность мелодично звенеть. На лакированных боковых стенках ларца виден чеканный узор, а на фасадной стенке, по бокам от замочной щеколды расположены буквы: слева – «С» справа – «Л». Железные стенки шкатулки изнутри и снаружи покрыты лаком.
Под крышкой наведена золотистая трафаретная надпись: «Изделие И.Ф. Паченова, 1908 годъ». Каждый мастер старался сделать свое изделие неповторимым, не забывая о качестве и добротности товара, которые проверялись самым строгим способом: пачку денег запирали в шкатулке и бросали ее в костер, когда огонь догорал, изделие доставали, открывали и банкноты должны были быть целыми.
В результате исследования определено, что металлическая шкатулка была предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения – хранить деньги, ценности, ценные бумаги он мог украшать интерьер помещения, был своеобразным мерилом уровня достатка владельца штучного экземпляра, произведённого на промысле села Лысково, Нижегородской губернии, что и обозначается буквами «С» и «Л».
Нижегородское село Лысково, старинный промысел России
Со времен знаменитой Макарьевской ярмарки, где бывали и работали тысячи ремесленников разных специальностей, мастера из села Лысково славились изготовлением прочных шкатулок с различными секретами.
Железные стенки такой шкатулки изнутри, и снаружи покрывали лаком и по нему наводились «трафаретные» рисунки. Обычно это были орнаменты из травных сплетений, цветов в вазах, оживлённых маленькими птичками, домиков на китайский манер. Чёрное на золоте или серебре, реже на красно – коричневом фоне – традиционная расцветка этих узоров, напоминающих старинную парчу.
Внутри на крышке шкатулки или задней стенке проставлялось имя мастера, год работы и место – село Лысково. Этим подчеркивалось качество и добротность товара.
Хранили в таких шкатулках, как в современных сейфах, дорогие украшения и деньги, отсюда и название «денежные», а наиболее постоянными покупателями их были представители Азии – персы, поэтому со временем за ними закрепилось и второе название – «персидские».
В наше время шкатулки, изготовленные лысковскими мастерами можно увидеть в исторических музеях не только Нижегородской области, но и в Эрмитаже, где выставлены четыре экземпляра изделия промысла.
На сайте «Антикварный центр» подобная шкатулка продаётся за 60000 рублей.
Как бы то ни было, металлическая шкатулка ручной работы мастера И.Ф. Паченова из села Лысково украшает экспозицию музея нашего класса и помогает интересно проводить мероприятия по историческому просвещению и патриотическому воспитанию гимназистов.
В Якутске подобные, но большие шкатулки мы видели в банке «Таатта» и этнографическом комплексе Атласовых, чей внук, Соловьёв Эргис, учится в нашем классе.
Такая шкатулка имеется в историко-краеведческом музее Абыйского улуса, славящемся уникальными экспонатами и разнообразными экспозициями. Алексей Рудых в статье «Артефакты Белой Горы» пишет: «Производит впечатление сейф из цветных металлов, сработанный кустарём Савелием Лысковым в 1909 году» [5].
История семейной реликвии
Первым достоверно известным владельцем шкатулки является Саввин Иннокентий Никифорович – Сэттэ Хачыкаат, который в 1909 году переехал из села Качикатцы Восточно-Кангаласского улуса в город Якутск с целью обучить грамоте единственного сына Гаврила и устроился работать извозчиком и охранником рынка.
В 1917 году Гаврил успешно окончил Якутское высшее начальное училище и приехал работать учителем в родной Качикатский наслег. С началом гражданской войны Иннокентий Саввин и его сын Гаврил без колебаний вступили в ряды Красной Армии и с оружием в руках встали на защиту молодой Советской власти. Как парламентёр с письмом от Н.А. Каландрашвили, И.Н. Саввин был расстрелян белыми в местности Тыыллыма 13 марта 1922 года. Для просвещения сына и дочери он не жалел средств, покупал в своё время венские стулья, собрания сочинений русских писателей, приобрёл и персидскую денежную шкатулку работы Паченова из села Лысково. Его сын, Г.И. Егоров, учился в педагогическом институте имени Герцена в Ленинграде, преподавал в педрабфаке, педтехникуме, работал заведующим РОНО Западно-Кангаласского района, инспектором РОНО в Жиганском, Усть-Алданском районах, имел персональную пенсию. От его наследников, дочери Егоровой А.Г., в наш музей и попала эта шкатулка. В ней хранились семейные документы, фотографии.
Также бытует мнение, что такие шкатулки имеют отношение к второй супруге основоположника якутской литературы А.Е.Кулаковского, Евдокии Ивановне Лысковой.
Евдокия Ивановна Лыскова (1885 – 1925) – из рода, прибывшего в Якутию в 1696 году служивого Якутского острога Никифора Ивановича Лыскова (Национальный архив Республики Саха (Якутия), ф.1453, оп.2, д.32, л.71об), от которого произошли посадский Пимен Лысков, мещане Николай Пименович (1784 – 1843). Степан Николаевич (1807 – 1879), Иван Степанович (1834 – 1893) Лысковы. Они в 1840 – 1890 гг. состояли писарями в улусных и наслежных управах Борогонского и Ботурусского улусов. По свидетельству известных краеведов П.В. Попова и И.Д. Новгородова, мать Евдокии Ивановны – Елена Семёновна Лыскова (1843 – 1918), «Лыскачыаха – знаменитая по колдовству, знахарка, слава которой распространилась до всех уголков Якутии – была мелкой базарной торговкой…» [4]. Она была известна в своё время и тем, что добилась трёхдневного заточения в тюрьму городского головы П. Юмшанова, и тем, что довела до сведения царя информацию о произволе полицейских. Она наравне с мужчинами подряжалась возчиком грузов, славилась хлебосольством, провидческими и лекарскими способностями. Позднее, она как могла материально поддерживала зятя А.Е. Кулаковского и дочь, его жену.
Е.И. Кулаковская одинаково хорошо писала и на якутском, и на русском языках, была начитанной, любящей поэзию. Красавица Евдокия Ивановна отличалась скромным, спокойным нравом, любила читать, играть в лото и шахматы. Она была очень уважаема якутской интеллигенцией, с её мнением считались передовые люди того времени.
Каково происхождение фамилии Лысков, Лыскова?
Возможно, фамилия образована от прозвища, которое восходит к прилагательному «лысый».
Могла произойти и от географического названия населённого пункта: Лысково – город (с 1922 г.) в Российской Федерации, Нижегородская область, на правом берегу Волги, где и делали персидские денежные шкатулки.
Так что, можно сказать, что лысковская шкатулка и Лысковы в Якутии являются нижегородскими земляками.
Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом.
Выводы
В результате исследования были определены историческое прошлое изготовление лысковских шкатулок, его уникальность как шедевр народного искусства кузнечного дела. Выяснено история бытования шкатулки как уникальный образец семейной реликвии.
Проблема, рассмотренная на данной работе, не только знакомит с прошлым, задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь и бережно хранит уникальнейшие творения рук наших предков как семейная реликвия, то мы сохраним традиции, артефакты культуры прошлого, мы сохраняем себя, ощущаем себя частью народа.
Заключение
Мастеров лысковских шкатулок теперь уже нет, но творения их рук бережно хранятся и сейчас как семейная реликвия в каждой семье, в музеях, у коллекционеров.
По результатам исследования «персидская» денежная шкатулка – короб, подаренная семьей Саввиных-Егоровых музею класса, используются на уроках литературы, внеклассных мероприятиях, предметных декадах, а также при ознакомлении гостей школы, учеников из других школ и родителей с музеем нашего класса.
Наш класс гордиться тем, что мы сохраняем семейную реликвию, они очень дороги нам. Ведь это история, история семьи, история народа!
Библиографическая ссылка
Федорова С.Г. СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ - ЛЫСКОВСКАЯ ДЕНЕЖНАЯ ШКАТУЛКА // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 6. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1381 (дата обращения: 21.11.2024).