Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ШАХМАТАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ВОЗРАСТЕ 12- 16 ЛЕТ НА 2020-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Акобян А.Т. 1
1 Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
шахматы
воспитание
программа
актуальность
игра
самовыражение
самореализация
логическая игра
соперник
концентрация внимания
1. Д. Нестеров "Учебник шахматной игры для начинающих"
2. Геза Мароци «Шахматные партии Пола Морфи». Издательство: Русский шахматный дом, 2017г
3. Мульдияров Валерий Иванович «Шахматы. Уроки мудрой игры». Издательство Феникс 2009г
4. Н. В. Крогиус «Шахматы. Игра и жизнь». Издательство Феникс, Ростов – на- дону 2011г
5. Александр Котов «Тайны мышления шахматиста» Издательство: Русский шахматный дом 2018г
6. Г. Т. Туманян "Учебник по шахматам" ISBN 978-99941-0-519-9 Шахматная академия Армении, 2014
7. Сухин Игорь Георгиевич " Шахматы. Полный курс для детей"
8. Дорофеева Анна Геннадьевна "Сокровища Шахматландии. Главные правила"

"Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память"

Василий Александрович Сухомлинский

Цель программы: воспитание гармонично развитой, социально адаптированной личности, способной успешно развиваться и жить в современном мире.

Задачи :

  • обучение игре в шахматы;
  • ознакомление с историей возникновения данной игры;
  • формирование у подростков первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
  • воспитание патриотизма через чувство гордости за великих шахматистов России и Советского Союза.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что и родители и педагоги жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Данная Программа по изучению игре в шахматы предназначена для обучения детей группы риска в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Программа предполагает формирование двух групп начальной подготовки по возрастам:

- первая группа: учащиеся 5 – 6 классов;

- вторая группа: учащиеся 7 – 9 классов;

Программа рассчитана на один год и является единой, учитывая подготовленность обучающихся, для всех групп подготовки.

Пояснительная записка

Не секрет что, обучение игре в шахматы помогает детям, особенно подросткам группы риска, не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Помогает расширить круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остается, прежде всего, игрой. Но это не просто настольная игра. С помощью всего лишь нескольких фигур и доски игра превращается в метод обучения стратегическому мышлению, командной работе, а также упражнение для мозга совершенно другого уровня. У подростка формируются такие качества как целеустремленность, воля, выносливость, терпение, способность в концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

На первый взгляд шахматы могут показаться чрезвычайно логической игрой, учитывая их жесткий набор правил и фиксированные схемы движения фигур. Но именно это расположение позволяет мозгу придумывать творческие идеи и стратегии в рамках логики и порождать одни из самых выдающихся шахматных партий, свидетелями которых мы были. Все это результат того, что во время игры задействовано правое полушарие из-за повышенной творческой активности.

Вторжение видеоигр, цифровых устройств в жизнь ребенка привело к снижению концентрации внимания многих детей. Это привело к серьезной проблеме, когда дело доходит до внимания на уроках или учебе. В этом отношении шахматы - сложная игра, и регулярные игры в нее помогают мозгу концентрировать внимание, что полезно для нескольких аспектов.

Дети инстинктивно знают, как лучше всего жить в настоящем, и не могут осваивать планы на будущее, которые большинство взрослых узнают в конце жизни. В шахматы можно выиграть, только если вы заранее думаете о своем оппоненте и соответственно планируете свои ходы. Повторяющиеся игры могут помочь мозгу привить аналогичные навыки и в других аспектах жизни подростка.

Одна из лучших параллелей шахмат с реальной жизнью заключается в том, что после того, как вы сделали ход, пути назад нет. Каждое решение имеет свои последствия, и неправильный ход может иметь катастрофические последствия для игры. Регулярная игра в шахматы может научить детей важности правильного планирования и понимания того, как определенные действия могут обернуться в будущем.

С помощью шахмат подросток может научится держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания.

Нетрудно заметить, что большинство детей, играющих в шахматы, довольно умны в учебе или других аспектах своей жизни. Способность хорошо играть в шахматы напрямую связана с улучшением коэффициента интеллекта ребенка, а также влияет на другие поведенческие аспекты.

Шахматы - это не только правила. Даже самые логически сильные дети могут столкнуться с трудностями при игре в шахматы. Также есть элемент пространственного понимания, в котором правое полушарие мозга должно обеспечивать свою поддержку. В сочетании с новизной каждой партии шахматы помогают полностью задействовать мыслительные способности.

Есть причина, по которой шахматисты отмечают свои ходы так же, как и своих соперников. Важно запоминать действия противника, чтобы распознать закономерности и выяснить, в чем может заключаться его стратегия. Само действие помогает улучшить память и создает более прочную мозговую сеть, которая может лучше запоминать вещи.

В шахматах некогда раскаиваться в собственных действиях или сдаваться на полпути. Отношение к решению поставленной задачи остается неизменным на протяжении всей пьесы. Участие в нескольких шахматных партиях может привить аналогичное отношение и к детям, что может помочь им как в школе, так и в других видах спорта.

В шахматы нельзя играть, если вы думаете о другом, или пока смотришь телевизор, или занят своим телефоном. Игра долгая и может занять от нескольких часов до целого дня. Подросток воспитывает в себе большую выносливость и способность концентрироваться в течение длительного времени, что позволит ему лучше решать сложные задачи.

Преимущества игры в шахматы для детей поистине безграничны. Поэтому открытие кружков по шахматам в образовательных центрах "Точка роста", огромная возможность для детей сельской местности для развития любви к игре.

Учебно-тематический план

(обучение 18 часов в неделю, 558 часов за учебный год)

Период

Наименование темы

Часы за четверть

Всего часов

1.      

Сентябрь- октябрь

(I четверть)

Исторический обзор развития шахмат. Первые упоминания о шахматах. Появление игры в Древней Руси.

136

12

2.      

Основные понятия в шахматах

13

3.      

Правила поведения во время игры. Шахматная доска. Фигуры

15

4.      

Значимость и ценность фигур

15

5.      

Ход пешки. Правило: взятие на проходе

13

6.      

Ход коня

12

7.      

Ход слона

11

8.      

Ход ладьи.

12

9

Ход ферзя

12

10

Ход короля. Защита короля.

12

11

Превращение пешек.

9

12

                     Ноябрь - декабрь (II четверть)

Общие правила

130

9

13

Шах, защита от шаха

9

14

Мат, пат, вечный шах  

10

15

Запись партии

11

16

Основные приемы игры: сравнительная ценность фигур и пешек

9

17

Мат двумя ладьями, мат одной ладьей.

8

18

Мат ферзем

13

19

Мат двумя слонами

9

20

Два коня против короля

9

21

Ферзь против слона

10

22

Метод выигрыша

11

23

Ферзь против коня. Метод выигрыша.

11

24

Нападение, защита и размен

9

25

Соревнования, турнир среди обучающихся центра "Точка роста"

1

26

Игра "Своя игра". Проверка знаний по изученным темам по предмету "Шахматы"

1

27

Январь - март                    (III четверть )

Дебют. Общие сведения о дебютах

137

10

28

Как начинать партию. Итальянская партия.

11

29

Пешечные окончания. Правила квадрата.

9

30

Король и крайняя (ладейная) пешка против одинокого короля.

9

31

Король и не крайняя пешка против короля

9

32

Связка.

9

33

Как организовать связку, как избавиться от связки

9

34

Неудачный старт

10

35

Развитие дебюта, примеры дебютов

10

36

Сложные шахматные приемы

10

37

Двойной удар

10

38

Линейная связка

10

39

Сочетание двойного удара и линейной связки

10

40

Матовая атака

10

41

Учебные турниры, сеансы одновременной игры

1

42

                       Апрель- июнь

                       (IV четверть)

Эндшпиль.

155

14

43

Пешечные окончания

14

44

Король и пешка против короля

14

45

Ладейные пешки

14

46

Король и пешка против короля и пешки

14

47

Ладья против коня или слона

13

48

Фигуры против пешек

13

49

Сложные эндшпили

14

50

Мат конем и слоном

14

51

Ферзь против ладьи

14

51

Ферзевые окончания

14

52

Учебные турниры, сеансы одновременной игры,

решение шахматных задач

2

53

Классификационные турниры

1

 

Контрольно-оценочные средства

Для учащихся не зависимо от уровня знаний и способностей весьма важным стимулом является соревнования. Они же служат одним из лучших средств контроля качества учебно-тренировочных занятий.

Для отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися программой, используются следующие методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (конкурсах, турнирах, соревнованиях), активности обучающихся на занятиях;

- мониторинг (контрольные задания и тесты, анкетирование, педагогические отзывы).

Виды контроля:

для определения степени усвоения обучающимися учебного материала, определения результатов обучения по окончании изучения темы или раздела проводится промежуточный контроль (опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, тестирование, игры, викторины). При этом обучающийся не должен чувствовать напряжение, а скорей наоборот- удовлетворение и радость. У учащегося должно появиться стимул достичь более высоких результатов через более интенсивные тренировки.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

  • умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного;
  • способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели;
  • умение выделать ключевую мысль, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты:

  • правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Библиографическая ссылка

Акобян А.Т. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ШАХМАТАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ВОЗРАСТЕ 12- 16 ЛЕТ НА 2020-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1389 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674