Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижению этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их содержанию.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентации в пространстве и во времени), скоростных и скоростно-силовых способностей.
Играя в подобранные подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч и результативно действовать в командных состязаниях.
Подвижные игры в нашей школе выделены в программе как отдельный раздел, что говорит о важности подвижных игр. Кроме того, что мы используем игры не только в разделе подвижные игры, но и в разделах: спортивные игры, гимнастика и легкоатлетка. На уроках гимнастики подвижные игры применяются для закрепления построений и перестроений, ОРУ, навыка правильной осанки, точности И.П., навыков лазанья и перелазания.
Применение игрового метода на уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и совершенствовании легкоатлетических упражнений. Легкоатлетические упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и удовольствие и влияют на улучшения результатов.
Подвижные игры мы регулярно включаем и в разминку перед основной учебной работой на уроке и для развития физических качеств.
При использовании игр на уроках ФК я придерживаюсь следующего алгоритма.
1. Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных возможностей учащихся, их физической подготовленности и условий проведения урока.
2. Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно убираю в безопасное место оборудование, которое не будет использоваться на уроке. Все необходимое для проведения игры готовлю заранее, использую инвентарь, который соответствует гигиеническим нормам.
3. Деление на команды и распределение ролей. На уроках ФК при проведении игр деление класса на команды, провожу таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным.
4. Объяснение игры. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней. В предложение игры входит объяснение ее правил и действий играющих. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед ее началом, когда играющие поделены на команды и стоят в том построении из которого должна начаться игра. В объяснение входит название игры, ее содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.
5. Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:
· принцип развития игровой динамики;
· принцип поддержания игровой атмосферы;
· принцип перехода от простейшей игры к сложным игровым формам.
6. Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вместе с учащимися, подводим итог игры, определяем победителей, в качестве судей привлекаю детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.
При проведении игр обязательно ставлю перед собой следующие задачи:
· Опираться на достижения учащихся класса;
· Стремиться мобилизовать потенциальные возможности учеников класса;
· Подготовить почву для разучивания более сложной игры;
· Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;
· Следить за нагрузкой и вовремя прекращать ее при первых признаках утомления, если задачи урока не требуют иного. Так как дети не замечают усталости даже при значительно повышенных объемах нагрузки.
· Уважительно относиться к личности ребенка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Они являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке ФК, за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми систематически использовались подвижные игры, посещают уроки ФК регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Библиографическая ссылка
Горбикова А.А. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1415 (дата обращения: 03.12.2024).