ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
ЗАДАЧИ: 1. Социокультурное наполнение категории «Песня»
2. Расширить знания детей о разнообразии русской народной песни
3.Развивать у обучающихся интерес к традициям родного края, истокам.
4.Воспитывать любовь и уважение к Пинежской песне через прочувствование и осмысление
5. Воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальный центр, ДК д. Веркола.
ХОД УРОКА
1 этап
Присоединение . - Ребята, добрый день. Я очень рада вас видеть, ваши добрые глаза, счастливые светлые лица. «Видеть, слышать, чувствовать будем мы учиться. А для этого придется немного потрудиться.»
- Ребята, отгадайте загадку(слайд 2)
«И складно и ладно, и душе приятно» ( песня)
- Как называется тема, с которой мы сегодня знакомимся?
-Как вы понимаете, что такое песня?
- В словаре даётся такое определение
«Песня – это стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами».
2. Основной этап. -А зачем нужна людям песня?
- Истоки песенного творчества восходят к глубокой древности. Ещё задолго до появления письменности у народов были свои обычаи и обряды, песни и поверья, трудовые припевки и сказки. Песни передавались из уст в уста, от певца к слушателю.
- Какие бывают песни?
(колыбельные, свадебные, праздничные военные, походные, торжественные, и др.) бывают (звонкие и задушевные, весёлые и грустные, лиричные бойкие) -
- Издавна народ слагал песни.Вы все слышали старинные народные песни, их протяжные мелодии напевали наши предки и чувствовали, как щемит сердце от этих песен. Когда услышишь напевную, полную невыносимой грусти песню слёзы сами подступают к глазам.
- Сегодня мы с вами в гостях у Веркольского народного хора.
1. Встреча
Выходят участники хора, поют и встречают нас с хлебом и солью.
- Здравствуйте гости дорогие. Отведайте наш хлеб - соль!
Руководитель хора - Яковлева Ольга Владимировна, приглашает всех в зал.
Хор исполняет песню «Деревенька»
2. Знакомство
- Ребята, а вы знаете сколько лет нашему хору? И кто его первый руководитель? ( 45 лет. Первый руководитель Постникова Галина Севириановна)
- Ребята, а кто еще руководил Веркольским народным хором? ( Минина В.И., Рогалева Н.А. и сейчас руководитель хора дочь Галины Севериановны , Яковлева О.В.)
- Молодцы!
- Звание Народного хора мы получили в 1999 году. Четырежды были Лауреатами районного конкурса имени М.Д.Кривополеновой. Трижды дипломантами областного фольклорного конкурса имени Колотиловой. А в 2020 году стали Лауреатами этого конкурса. Большой путь прошел наш хор.
- А скажите ка нам, какие песни исполняет наш хор? Может вы их знаете?
( Речка Пинега. Деревенька. …..)
-Умницы! Да. Мы поем эти песни. Но в основном мы разучиваем и исполняем Пинежский фольклор. Народные песни.
Исполняют пинежскую протяжную-хоровую песню «Кинореечка»
- Не грустине, гости дорогие! Мы поем и веселые песни. игровые, плясовые. Это песни наших бабушек, которые дошли до наших дней. Проводим Пинежские гуляньице, посиделки, игрище.
3. «Гуляньице»
- Сегодня вы побываете на таком гуляньице.
Участники хора заводят хоровод «Не на падывай пороша» приглашают к участию ребят.
- А сейчас давайте поиграем! Игры музыкальные: «Растяпа», «Сахаринка» и др.
Объясняют правила игры. И играют вместе с ребятами. В перерыве между играми исполняют пинежские песни.
- Вижу устали. А кто из вас желает примерить наши пинежские народные костюмы?
4. Одеваньице.
Участники хора помогают ребятам надеть костюмы, а затем все вместе поют песню «Речка Пинега»
5. Рефлексия.
- Дорогие ребята, мне хочется пожелать нам всегда дружить с красивой, задумчивой русской песней, радоваться жизни и обязательно в дни праздников петь песни со своими друзьями. Поющие живут одной душой, одними чувствами. Такое пение соединяет людей, учит сочувствию и сопереживанию. Хорошую песню люди любят за правду. В ней каждая строчка проверена жизнью поколений. Недаром говорят: « Из песни слова не выкинешь»
Фото сессия на память.
Библиографическая ссылка
Попова Н.И. РАЗРАБОТКА УРОКА «ИСТОКИ». ТЕМА «ТРУД ДУШИ. ПЕСНЯ» 2 КЛАСС // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1421 (дата обращения: 21.11.2024).