Введение
По официальной версии А. Берест 30 апреля 1945 года вместе с К. Гусевым и С. Сьяновым возглавил солдат, штурмовавших Рейхстаг, а затем, после штурма, возглавил группу, водрузившую над Рейхстагом Знамя Победы. Знамя было у М. Егорова, его сопровождал М. Кантария. Впоследствии Героями Советского Союза стали С. Неустроев, И. Сьянов, М. Егоров и М. Кантария, а К. Гусеву с А. Берестом дали по ордену [1:71]. Во-первых, почему Алексей Прокопьевич, как участник штурма Рейхстага не был удостоен звания Героя Советского Союза? Во-вторых, почему в учебнике по истории России, и не только в моем, нет ни единого упоминания об Алексее Прокопьевиче?
На 76-ую годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне мы вспоминаем подвиги жителей нашего города. «Никто не забыт, ничто не забыто» – лозунг, употребляющийся применительно к подвигу солдат Великой Отечественной войны, казалось бы, так яро пропагандирующий то, что мы обязаны помнить о каждом герое. Но его забыли. Его имя не упоминается в учебниках истории, о нем не говорят, как о Герое Советского Союза. Начнем по порядку.
Проблема исследования: Частный случай фальсификации личной истории во время Великой Отечественной войны.
Актуальность: Имя одной из ключевых фигур заключительного этапа Великой Отечественной войны, Алексея Прокопьевича Береста, было незаслуженно забыто.
Цель работы: Поспособствовать сохранению исторической памяти о герое Великой Отечественной войны – Алексее Прокопьевиче Бересте, нашем земляке.
Задачи работы:
1. Изучить биографию Береста А.П., в частности событие водружения Знамени Победы над Рейхстагом.
2. Выяснить, где произошло сокрытие фактов, и возможные причины, по которым имя героя было незаслуженно забыто.
3. Проинформировать обучающихся МБОУ «Гимназия №19» о подвиге лейтенанта А. Береста и повысить уровень осведомлённости обучающихся МБОУ «Гимназия №19» об Алексее Бересте.
Объект и предмет исследования: Биография Алексея Прокопьевича Береста, событие водружения Знамени Победы над Рейхстагом.
Гипотеза: Информация о водружении Знамени Победы долгие годы передавалась не полно.
Методы исследования: Поисковый, опрос, библиографический, биографический, системный анализ полученных данных.
Жил как герой и умер как герой.
Довоенная жизнь. Алексей Прокопьевич Берест родился 9 марта 1921 года в селе Горяйстовка Сумской области УССР. В 12 лет остался сиротой, беспризорничал, затем содержался в детском доме. Окончил 7 классов школы, после чего работал трактористом и снабженцем на заводе в Харькове. В октябре 1939 года добровольно записался в Красную Армию. Участвовал в Советско-финской войне, а также в Великой Отечественной. Дошел до Берлина и участвовал в штурме Рейхстага. Был назначен заместителем командира батальона по политической части 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии.
Рейхстаг. Бои в Рейхстаге велись за каждый метр. И вот, вечером 30 апреля в дивизию приехал ее командир, Зинченко Ф. М., и сразу же приказал принести Знамя, и немедленно установить его на куполе здания. Несколько бойцов, выполняя приказ, побежали вглубь здания, а потом быстро вернулись назад. Причину возвращения объяснили полной темнотой в помещении. Солдаты попросили выдать им фонарики, так как ничего не видно. Зинченко тут же в ярости приказал командиру первого батальона капитану Неустроеву С. немедленно установить Знамя. Тот, в свою очередь, не бежал на Рейхстаг, а поручил выполнить этот исторический приказ своему замполиту. Комбат находился в этот момент в надёжном укрытии, вместо него бежал Берест А.П. Для выполнения приказа Алексей Берест взял с собой десять человек автоматчиков. С ним были также сержанты Егоров и Кантария. Подъем был не простым. Знаменосцы, подставляя свои плечи вместо разбитых ступенек лестницы, становились один на другого и лезли все выше и выше. А на крышу поднялись втроем: Берест, Егоров и Кантария. Именно им суждено было выполнить эту историческую миссию. Они, оглядевшись по сторонам, увидели конную статую кайзера Вильгельма и решили привязать красное Знамя к ней. Привязали «намертво» солдатскими ремнями [2:18].
«Не многие знают, что только 2 мая 1945 года, когда Рейхстаг был окончательно очищен от врага, Егоров и Кантария перенесли Знамя на самую вершину здания – купол», - подмечает Ирина Берест, дочь Алексея Прокопьевича. В свою очередь, лейтенант Берест вызвался переговорщиком, когда оставшийся в подвалах Рейхстага немецкий гарнизон затребовал советского представителя, не ниже звания полковника. Берест переоделся в форму Зинченко. Таким образом, Берест, вступив в переговоры с немцами, запустил процесс капитуляции защитников всего Берлина. Следующим утром уже получил новый приказ командования: сопровождать эшелон с освобожденными из немецких концлагерей советскими воинами и остарбайтерами.
За участие в водружении знамени и взятие в плен огромного числа немцев Неустроев дал ему несколько дней отпуска, которые Берест намеревался провести в родном селе. Добираясь на родину, где-то в районе Харькова он заболел тифом. На следующей станции его сняли с поезда и отправили в ближайший на то время военный госпиталь в Ростове-на-Дону. Здесь он встретил медсестру Людмилу Евсееву, будущую жену. После выздоровления они поженились и уже вместе вернулись в Германию... [3:79]
На гражданку. После войны, в Севастополе у Алексея Прокопьевича и Людмилы Фёдоровны родилась дочь Ирина. В этом же году закончил службу в Вооружённых силах в должности заместителя начальника по политчасти. После увольнения со службы Берест переехал на родину Людмилы Фёдоровны, — село Покровское Неклиновского района Ростовская область. Был директором отделения кинофикации. На последней должности был обвинён в хищении. Во время разговора со следователем, тот усомнился, что Берест брал Рейхстаг. В ответ Алексей Прокопьевич, отличавшийся недюжинным телосложением, выбросил следователя из окна второго этажа. Вопреки тому, что семнадцать человек свидетелей подтвердили непричастность Береста к недостаче, 14 апреля 1953 года он был осуждён на 10 лет. По амнистии от 27 марта 1953 года срок наказания был сокращён вдвое.
Алексея освободили досрочно — нашлись влиятельные силы из числа бывших сослуживцев. Его полностью реабилитировали, сняли судимость и даже восстановили в партии. Алексей Прокопьевич вернулся в Ростов, устроился работать на завод «Ростсельмаш». В городе его знали и любили.
Беда пришла 3 ноября 1970 года. Алексей Прокопьевич возвращался с работы. На переходе станции «Сельмаш» скопились люди. Стремительно приближался пассажирский поезд «Москва-Баку». И вдруг на рельсы упала маленькая девочка. Берест отреагировал мгновенно: рванулся вперед, вытолкнул девочку, но сам выскочить не успел. Алексей Прокопьевич Берест погиб в возрасте 49 лет.
Герой без Золотой Звезды.
Изучив биографию Алексея Прокопьевича и событие водружения знамени Победы над Рейхстагом, рассмотрим возможные причины, вследствие которых произошла сокрытие фактов, и имя героя было незаслуженно забыто. Простая логика предполагает, что Героем Советского Союза должен был стать в первую очередь А. Берест. Но Береста награда обошла. Как и почему – существует масса версий.
Версия первая. Вернемся к штурму Рейхстага. Когда в ночь с 1-го на 2-е мая, офицерский состав немецких солдат в катакомбах под Рейхстагом вызвал парламентера, но так как ни генералов, ни полковников в то время в Рейхстаге не находилось, Алексей Прокопьевич переоделся под стать, полковнику Красной Армии, позаимствовав часть обмундирования и наград у вышестоящих офицеров. Возможно, именно за это дерзновение, в сторону присвоения себе высокого звания без ведома генеральского состава, и был лишен заслуженного звания Героя Алексей Берест [4].
По другой версии Берест являлся очень вспыльчивым и правдолюбивым человеком, за что и часто бывал замешан в ссорах со своим политическим руководством. Ярким примером чего является инцидент с описью ценностей дома Гиммлера (который штурмовал непосредственно батальон А.Береста), по итогам которой: «ценности из дома перекочевали не в музеи, а на виллу одного из маршалов, о чем отец заявил во всеуслышание», - утверждает в интервью дочь Береста Ирина Алексеевна.
Возможно, проблема была в предвзятости маршала СССР К.Г. Жукова к политработникам. По одной из версий он собственноручно вычеркнул имя Алексея Береста из наградного листа, аргументируя это большим количеством политработников. Позднее на закрытом совещании в Институте марксизма-ленинизма ЦК КПСС в ноябре 1961 генерал Телегин в разговоре с Неустроевым сказал: «Жуков виноват. Он к нашему брату политработнику относился не очень… Прочел фамилию Береста: «Еще один политработник?» - и вычеркнул. Если бы вы, Степан Андреевич, написали в реляции «заместитель командира батальона» и поставили бы на этом точку (не надо было «по политчасти») - Берест бы прошел… ». Также по другой версии именно Жуков был тем маршалом, для которого и вывозились музейные ценности и из-за которых «новоиспеченный комендант «дома Гиммлера» неласково встретил маршальских порученцев» [5].
Имеет место быть и случай с работником СМЕРШа, в котором Берест не дал ему для «особистов» трофейные часы солдат вермахта, объясняя, что эти часы предназначены лишь для тех солдат, которые проявили себя в бою.
Стоит упомянуть версию и о том, что во время наступления бойцы под командованием А.П. Береста, не разобравшись, какое помещение штурмуют, гранатой взорвали двери и обстреляли посольство одного из нейтральных государств, которое сразу же обратилось с нотой протеста к правительству СССР. Алексея Прокопьевича как замполита обвинили «в плохой воспитательной работе в батальоне» [6].
На этом история череды странных жизненных обстоятельств не закончилась. С 1946 г. под Береста начали копать, и, чтобы он «не выступал и не имел защитников», приказом его решили объявить больным венерической болезнью и на время празднования первой годовщины Победы упрятать в «специальный» госпиталь. В приказе войскам 3-й ударной армии № 209 от 23 апреля 1946 года значится: «Ниже поименованные политработники освобождаются от занимаемых должностей в связи с выбытием на длительное лечение в специальный госпиталь в результате венерического заболевания сифилисом».
Нельзя не упомянуть случай, когда будучи директором отделения кинофикации Берест был обвинён в хищении и осужден на 10 лет. На постановлении конфискации имущества Береста сохранилась любопытная пометка судебного исполнителя: «Выполнить невозможно, поскольку конфисковывать нечего». Уже потом выяснилось, что комиссия приезжала с чётко поставленной задачей: посадить Береста.
Но несмотря на жизненные трудности, попытки восстановить честное имя и звание были.
Где справедливость?
Берест А.П. был представлен к званию Героя Советского Союза за "исключительную отвагу и мужество, проявленные в боях". В мае 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР опубликовал Указ «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому и сержантскому составу вооруженных сил СССР, водрузившему Знамя Победы над Рейхстагом» [7].
Высшей награды советского государства удостоились пять военнослужащих: капитан Степан Неустроев, капитан Василий Давыдов, старший лейтенант Константин Самсонов, сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария. Однако Алексей Берест, который сыграл немалую роль в штурме Рейхстага, высшей награды так и не удостоился.
Двумя месяцами позже Берест писал рапорт генерал-майору Литвинову А.И: «Я лично водрузил Знамя Победы над Рейхстагом!... За мои подвиги меня не оценили, что я сейчас очень переживаю. Всё это я подтверждаю историческими документами». Но Алексей Прокопьевич не был услышан. [8]
Попытки восстановить справедливость не прекратились.
Однажды Алексей Прокопьевич написал письмо Хрущеву. Описал все как было. В ноябре 1961 года ЦК КПСС решил собрать в Институте истории марксизма-ленинизма закрытое совещание по этому вопросу, куда вызвали и Береста. Там был начальник Главного политического управления армии маршал Голиков и еще много других военных и гражданских. Выступил генерал-полковник Переверткин, сказал, что из тридцати четырех удостоенных звания Героя почти половина приходится на 150-ю дивизию. И никого награда не обошла стороной. Бывший командир дивизии Шатилов подтвердил то же. Надежда была на Неустроева, потому что тот больше всех знал обо всем этом, но он молчал, а когда говорил, то повторил уже сказанное. Алексей Прокопьевич не выдержал, воскликнул: «Неужели и здесь не хотят слышать правду?» В ответ его лишили слова. В конце концов решили ничего не менять, оставить, как было. [9]
Удивительно то, что уже в неформальной обстановке, Неустроев говорил Бересту совсем другое. Дочь Алексея Прокопьевича, Ирина, вспоминает: «Неустроев снимал свою Золотую Звезду и протягивал отцу: “Леша — на, она твоя”. Отец отвечает: “Ну, хватит…” Отцу было неприятно и больно. Он до конца жизни страдал из-за жуткой несправедливости оценки его подвига советскими властями на фоне “сфабрикованных Героев”: Егорова и Кантария. Когда по телевизору показывали военные праздники или парады, он его выключал» [10]
После смерти А.П. Береста жена и дочь продолжили дело лейтенанта. Дочери героя было также обидно, что много лет в Ростове-на-Дону, где жил, работал и погиб её отец, не было достойного памятника. В конце 1999 года поднимался вопрос о присуждении звания Герой Российской Федерации посмертно (в порядке исключения) Алексею Прокопьевичу Бересту, однако в 2003 году комиссия по государственным наградам при президенте Российской Федерации сообщила, что присуждение звания Герой РФ не может произойти, так как Алексей Берест уже был отмечен высокими государственными наградами: орденом Красной Звезды (18 марта 1945) и орденом Отечественной войны I степени (19 мая 1945). 6 мая 2005 года указом президента Украины, Алексею Прокопьевичу Бересту за боевую отвагу, личное мужество и героизм, проявленные в Великую Отечественную войну и за водружение Знамени Победы над Рейхстагом, было присвоено звание Герой Украины с удостаиванием ордена "Золотая Звезда" (посмертно).
Несмотря на многочисленные попытки как самого Береста, так и жителей города и родственников, за 25 лет Алексей Прокопьевич так и не был удостоен звание Героя Советского Союза. Но Берест был и народным героем для жителей нашего города: есть улица, школа его имени. У входа на завод «Ростсельмаш» открыта мемориальная доска его памяти, а на территории воздвигнут монумент. Есть на заводе и мемориальный музей Алексея Береста. Безусловно, Алексей Прокопьевич Берест вошел в историю нашей страны как настоящий герой Великой Отечественной войны [11].
Память о непризнанном Герое.
Для выявления уровня осведомленности по данной проблеме мной был проведен социологический опрос обучающихся МБОУ «Гимназия №19», как жителей города Ростова-на-Дону. Опрос проводился с помощью анкеты, среди учеников старшей школы. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых вопросов. В ходе социологического исследования было опрошено 56 респондентов; были выделены следующие тезисы:
1. 55% опрошенных респондентов хоть раз в жизни слышали об Алексее Бересте.
2. 60% из количества респондентов, ответивших положительно на первый вопрос, знали о том, что Берест не получил звание Героя Советского Союза.
3. 67% из количества респондентов, ответивших положительно на первый вопрос, раскрыли верные факты из биографии Береста, вчастности упомянуто водружение Знамени Победы над Рейхстагом (23%).
На основе проведенного опроса было принято решение проинформировать обучающихся МБОУ «Гимназия №19» об Алексее Прокопьевиче Бересте, в связи с достижением желаемого уровня осведомленности учеников по данной теме. Мной были проведены открытые уроки в классах старшей школы.
Заключение
Сколько раз многие люди и организации обращались по поводу присвоения звания Героя лейтенанту Бересту, но его не присвоили ни при жизни, ни после смерти. И всё же, он прожил удивительную жизнь. Ему выпала великая честь – дожить до Победы и вместе с ней войти в историю. Он прожил жизнь честно, мужественно, достойно, и если есть глубокий смысл в словах “не ради славы и наград”, то это про него, Алексея Прокопьевича Береста, предвестника Великой Победы. Его забыть нельзя, и пока память о нем жива, мы должны сделать все возможное для сохранения этой памяти.
Пока духовное наследие лейтенанта Береста живёт в сердцах ростовчан, есть надежда на то, что память об Алексее Прокопьевиче будет жить ещё очень долго, а награда наконец найдёт своего героя.
По итогам всей работы я поспособствовал сохранению памяти об Алексее Прокопьевиче Бересте на муниципальном уровне, чему действительно рад. Поставленная цель достигнута.
Библиографическая ссылка
Прокопенко Д.О. ГЕРОЯ ИЗ ИСТОРИИ НЕ ВЫЧЕРКНУТЬ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1426 (дата обращения: 21.11.2024).