Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ: РАЗВИВАЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Давидович Т.В. 1
1 Могилёвская городская гимназия № 1 (Республика Беларусь)
головоломка
интеллект
творчество
нестандартное мышление
1. Боно, Э. Нестандартное мышление. Учебник / Э. Боно ; пер. с англ.. – Минск : Попурри,2013. – 272 с.: ил..
2. Перельман, Я.И. Весёлые задачи / Яков Исидорович Перельман. – Москва: АСТ, 2014. – 287.

«Мышление – это основной человеческий ресурс. От качества нашего мышления зависит качество нашего будущего. Это справедливо на личностном уровне, на уровне сообщества и на мировом уровне» - уверен Эдвард де Боно, психолог, эксперт в области творческого мышления. Но мышление не должно ограничиваться только логикой (анализом, суждением, аргументами) и подчиняться строгим законам и алгоритмам. Важно научиться выходить за рамки общепринятых шаблонов, видеть мир в новой перспективе. В этом может помочь такой способ расширения восприятия, как творчество[1]. Важную роль в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала ребёнка играет познавательная деятельность и творческая активность. Актуализировать и проявить познавательные потребности и творческие способности младших школьников помогают игры-головоломки. Они помогают учащимся проявить творчество, фантазию, гибкость ума, чуткость к противоречиям, смекалку. Кроме того, они способствуют развитию внимания, наблюдательности, воспитывают дисциплинированность, целеустремлённость, дарят радость интеллектуального труда и успеха.

Головоломка— это задача, для решения которой, как правило, в большей степени требуются сообразительность и творческий подход, а не знания. Современная индустрия головоломок стремительно развивается, появляются новые игры, конструкции и печатные издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

Группа продлённого дня предоставляет педагогу возможности для организации такой развивающей среды, где будут созданы условия для познавательной активности учащихся, их самостоятельных поисков и открытий. Использование игр-головоломок в ГПД позволит проводить свободное время увлекательно и с пользой. Игротеку можно составить из следующих головоломок:

- устные головоломки (загадки, шарады, логические задачи и парадоксы),

- печатные головоломки (кроссворды, ребусы, игра «Мосты», игра «Забор»),

- головоломки с предметами (со счётными палочками, монетками, карточками; игра «Пятнашки» («15»), «Танграм», «Колумбово яйцо», «Полимино», кубики Сома, пазлы, «Ханойская башня»),

- механические головоломки (кубик Рубика, проволочные головоломки, флексагоны).

Устные головоломки в большом количестве можно найти в специальной литературе, в Интернет-источниках и таким образом собрать целую подборку, чтобы затем использовать её как материал для проведения воспитательных мероприятий, как элемент занятия, а также во время самоподготовки.

Приведу несколько примеров интересных и нестандартных задач:

- В гости к Винни Пуху пришли Кролик, Пятачок, Сова. Винни Пух спросил у гостей, все ли будут чай. Кролик первым ответил: «Не знаю». Затем ответил Пятачок: «Не знаю». Сова ответила последняя: «Все». Почему Сова уверена, что все хотят чаю? (Кролик хочет чаю, но не знает, хотят ли остальные, поэтому не может сказать «все». Если бы он не хотел, то мог бы смело сказать «не все», даже если бы Пятачок и Сова попросили чаю. Пятачок тоже хочет чаю, так как если бы он не хотел, то мог бы сказать «не все». Сова ответила «все», потому что хотела чаю и знала, что Кролик и Пятачок тоже хотят.)

- На улице стоят три дома. Англичанин живёт в красном доме. У немца есть собака. В зелёном доме пьют кофе. Француз пьёт чай. Тот, кто пьёт сок, разводит улиток. В жёлтом доме пьют чай. Кто держит попугая? (Так как оперировать в уме закономерностями, связанными сразу с несколькими признаками сложно, для решения этой головоломки детям потребуется лист бумаги и ручка. Ответ: попугая держит француз.)

- Собирателю редкостей сообщили, что в Риме при раскопках найдена монета с надписью по-латыни: 53 год до Р.Х. Собиратель сразу понял, что монета поддельная. Как он узнал это, не видя ни самой монеты, ни её изображения? (Римляне, чеканя монету, не могли знать, что через 53 года родится Христос.)

Нестандартные задачи – это совсем не скучно, более того, есть и весёлые задачки на логическое мышление, требующие творческого подхода. Эдвард де Боно считает юмор важным показателем человеческого ума. Младшие школьники с удовольствием ищут ответы на необычные вопросы:

· По улице шла чёрная кошка – фонари не работали. Навстречу ей ехал автомобиль, у которого не работали фары. Однако кошка осталась целой и невредимой. Как? (Автомобиль объехал кошку, потому что было светло.)

· В соревнованиях по сбору грибов в номинациях на самый большой гриб и самый маленький гриб победил один и тот же грибник. Почему? (Он нашёл один гриб, остальные не нашли ни одного.)

· Исполнители ролей в театре никогда не получали зарплату, однако ни разу не отказались от работы в нём. Почему? (Это кукольный театр, исполнители – куклы.)

· Мальчик рассказывает: «Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял ни зонта, ни шляпы. Когда он вернулся домой, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Как такое могло случиться? (Он был лысый.)

· Человек выпрыгнул из самолёта без парашюта, но остался жив. Как?

( Самолёт стоял на земле.)

· В ресторане посетителю подали тарелку, в которой плавала муха. Официант с извинениями унёс тарелку, а затем принёс новую порцию супа. Но посетитель утверждает, что это тот же суп. Почему? (Он посолил его в первый раз, затем увидел муху.)

Печатные головоломки, как правило, выполняются ребятами в небольших группах, в парах или индивидуально. В качестве примера можно привести игру-головоломку «Мосты». Она представляет собой поле, на котором изображены круги-острова с цифрой внутри. Задача состоит в том, чтобы соединить острова мостами в виде прямых линий по следующим правилам:

· число в кружке должно соответствовать количеству мостов у данного острова,

· между любыми двумя островами не может быть более двух мостов,

· мосты должны быть обозначены прямыми линиями, и не могут пересекать другие мосты и острова,

· острова должны быть соединены так, чтобы с любого острова можно было попасть на любой другой.

Игра-головоломка «Мосты»

Головоломка с цифрами «Девять цифр» и подобные ей могут быть умственной гимнастикой для тренировки сообразительности и находчивости. Детям предлагается в ряду записанных по порядку цифр (123456789) вставить знаки ₋ и ₊ таким образом, чтобы в сумме получилось ровно 100. Менять расположение цифр при этом нельзя. (12₊ 3 ₋4 ₊5 ₊67 ₊8₊ 9 ═100)

Увлекательны для младших школьников и числовые ребусы. Например:

130+ математических ребусов для 2 и 3 класса с ответами

Числовой ребус

Примером печатных головоломок могут быть и такие:

 

2

5

5

5

3

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

В этом квадрате необходимо расставить крестики так, чтобы их количество соответствовало цифрам в столбиках и строчках.

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

5

Этот квадрат нужно заполнить так, чтобы цифры от 1 до 5 не повторялись в столбиках и строчках.

Для головоломок с предметами потребуется материал в виде монеток, шариков, счётных палочек, кубиков и т.д. Большой ассортимент таких головоломок предлагают специализированные магазины. При желании некоторые игры можно сделать своими руками.

Головоломка с предметами Головоломка «Полимино»

Счётные палочки являются незаменимым материалом для решения задач по перекладыванию согласно заданию или составлению заданных фигур.

Например, в предложенной фигуре нужно переложить 4 палочки так, чтобы получилось три квадрата.

Головоломки со счетными палочками

Подобных головоломок существует огромное количество. Можно собрать для ГПД множество таких заданий и приобрести несколько коробочек со счётными палочками.

Приобщиться к радости самостоятельного открытия поможет головоломка «Ханойская башня». Она представляет собой три стержня, на которых надето 6 колец – маленькие на больших. Задача состоит в том, чтобы переместить все кольца с одного стержня на другой, соблюдая два требования: за раз можно переместить только одно кольцо; нельзя класть большое кольцо на маленькое. Необходимо найти решение головоломки за как можно меньшее число ходов.

Ханойская башня, деревянные радужные развивающие пазлы, Классические  математические игрушки с днем рождения|Игрушки развивающие| | АлиЭкспресс

Головоломка «Ханойская башня»

К поискам решения задачи приучает и головоломка «Перестановки». На листе бумаги расчерчиваем 6 квадратов. Размещаем любые мелкие предметы так, как показано на образце. Суть задачи состоит в том, чтобы поменять местами круг и ромб, передвигая предметы из одного квадрата в другой по определённым правилам: предмет перемещать только в тот квадрат, который окажется свободным; нельзя передвигать предметы по диагонали; нельзя переносить один предмет поверх другого; нельзя помещать в одном квадрате более одного предмета.

 

Необходимо поменять местами круг и ромб за наименьшее число ходов.

К группе головоломок, сделанных своими руками можно отнести «Квадрат с цифрами». Для того чтобы его сделать, потребуется лист бумаги, сложенный определённым образом, ножницы и фломастеры. Задача у этой головоломки заключается в том, чтобы собрать четыре одинаковые цифры по два ряда в каждом или хотя бы с одной стороны листа.

Последовательность изготовления головоломки с цифрами

Механические головоломки подразумевают задание, которое выполняется индивидуально и позволяет ребёнку сосредоточиться и попробовать свои собственные силы. К ним относятся кубик Рубика, проволочные головоломки, флексагоны, которые можно купить или сделать самостоятельно.

Кубик Рубика: История самой бесячей головоломки и интервью с ее создателем

Проволочная головоломка Кубик Рубика Флексагоны

Современными исследованиями доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проявляя творчество в решении головоломок, младшие школьники раскрывают свой интеллектуальный и творческий потенциал: проявляют самостоятельность в мышлении, применяют свои творческие находки на практике, ищут новые, нестандартные идеи и оценивают результат, пробуют свои силы и расширяют границы своих возможностей, получают удовольствие от процесса мышления и творчества.


Библиографическая ссылка

Давидович Т.В. ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ: РАЗВИВАЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1428 (дата обращения: 18.08.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074