Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНТАКСИСА СТИХОТВОРЕНИЯ «КОЛОДЕЦ»

Штрек В.Е. 1
1 МБОУ "Украинская СОШ"
Подоляко Е.К. (Омская область, Исилькульский район, с.Украинка, МБОУ "Украинская СОШ")
научная работа
тунгатова
шангин
1. Бабайцева В.В. Синтаксис русского языка. Флинта, 2015.
2. Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка. Курс лекций (словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст), Флинта-Наука, 2013.
3. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. Учебное пособие для студентов филологического факультета высших учебных заведений. М.: Издательский дом «Академия», 2004.
4. Писатели малой Родины: сборник. – Исилькуль: Центральная районная библиотека, 2019. – 92 с.
5. Рыженкова Т.В. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Учебное пособие. Москва: МПГУ, 2018
6. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. Учебное пособие, Флинта, 2012
7. https://interneturok.ru/lesson/
8. https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
9. https://copirayter.ru/kak-sostavit-skhemu-predlozheniya/
10. https://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/sintaksicheskijj-razbor-predlozhenija1.html

Введение

Тема моей научной работы: Графический портрет с точки зрения синтаксиса стихотворения «Колодец» обучающейся 11 класса Украинской школы Алемгуль Тунгатовой, призера литературной премии имени М.С. Шангина

Гипотеза: «Человек может сфотографироваться и сделать свой портрет, а можно ли сделать портрет стихотворения?» –задумалась я. Отсюда появилась гипотеза, что создать портрет стихотворения нереально. Тогда возникла идея попытаться создать портрет стихотворения, применяя знания по синтаксису и графические схемы, принятые в русском языке.

И данная работа – создание графического портрета текста, требует большой кропотливой работы, а не одного щелчка на фотоаппарате

Актуальность: тема, которая была выбрана для исследования, является актуальной, потому что текст (стихотворение в том числе) –это некая организованна структура по законам языка, по законам синтаксиса. Узнать эти законы, узнать, как строится наша речи, каким представляется текст с точки зрения синтаксиса довольно-таки интересно.

Тунгатова Алемгуль, стихотворение котороя я взяла в качестве средства исследования, обучается на сегодняшний день в Украинской школе в 11 классе, пишет стихи, знакомит со своим творчеством.

Цель моей работы: создать графический портрет с точки зрения синтаксиса стихотворения «Колодец» обучающейся 11 класса Украинской школы Алемгуль Тунгатовой, призера литературной премии имени М.С. Шангина, применив знания по русскому языку в области синтаксиса.
Продуктом научной работы является: графический портрет с точки зрения синтаксиса стихотворения «Колодец» , представленный в виде графических обозначений, принятых в русском языке.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Повторить синтаксический разбор простого и сложного предложения, графические обозначения, принятые в русском языке, для изображения синтаксических единиц;

2. Познакомиться со стихотворениями Алемгуль Тунгатовой, её стихотворением «Колодец» - призером литературной премии имени М.С. Шангина;

3. Сделать синтаксический анализ предложений стихотворения «Колодец»;

4. Создать графический образ с точки зрения синтаксиса строф и полный портрет стихотворения «Колодец».

Методы и приемы:
- метод теоретического изучения литературы,

- метод проектирования,
-метод анализа,
-метод синтеза,

- поисковый метод,
-метод консультирования (социологического исследования)

Немного о синтаксисе русского языка

Синтаксический разбор простого и сложного предложения

Охарактеризоватьпредложениепо наличию главных членовпредложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный членпредложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). ... Указать, осложнено ли чем-либопредложение(однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. Это и есть сделать синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор можно делать по принятым схемам.

Для составления графического облика предложения в русском языке существует соответствующая символика. С начальной школы учащиеся знают, как нужно схематически обозначать слово, слоги, предложения и т. д.

Стихотворение «Колодец» обучающейся 11 класса МБОУ«Украинская СОШ» Алемгуль Тунгатовой, призера литературной премии имени М.С. Шангина

Алемгуль Тунгатова приняла участие в Литературной премии имени М.С. Шангина. Стихотворений «Колодец» было одобрено жюри и предложено для публикации в Исилькульском сборнике «Писатели малой родины», изданном в связи с 95-летием Исилькульского района и 90-летием со дня рождения Михаила Степановича Шангина в рамках проекта «Сибирский Шолохов», поддержанного фондом Президентских грантов. (смотри фото №1)

(фото №1)

Стихотворение «Колодец»

Колодец

Его копали всей деревней,

Чтоб на века он послужил,

Чтоб труд рабочих ежедневный

Своею пользой одарил.

 

Он сотворён из толстых брёвен,

А между ними мох пророс.

За много лет он стал неровен,

И веет с его дна мороз.

 

Там ржавчиною цепь покрылась,

А на цепи висит ведро,

В ведре водица притаилась,

Переливаясь серебром.

 

На тот колодец все ходили

За питьевою, за водой,

Беседы часто заводили

О жизни, сельской, трудовой.

 

Но разрушается деревня,

Людей всё тянет в города.

Судьба теперь его плачевна,

Ведь заросла к нему тропа.

Синтаксический анализ и графический образ предложений стихотворения «Колодец»

Синтаксический анализ предложений первой строфы

В первой строфе стихотворения «Колодец» одно предложение.

Его копали всей деревней,

Чтоб на века он послужил,

Чтоб труд рабочих ежедневный

Своею пользой одарил.

Данное предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых предложений, соединённых подчинительной связью (союзы чтобы, чтоб), значит предложение сложноподчинённое.

Первое предложение является главным предложением в СПП.

Его копали всей деревней. (Повествовательное, невосклицательное, односоставное с составом простого глагольного сказуемого копали, выраженного глаголом пр. вр., неопределённо-личное, распространено второстепенными членами предложения:

- его – прямым дополнением (копали (кого? что?), выраженным личным местоимением в В. п., без предлога.

- всей деревней – обстоятельством образа действия (копали (как?), выраженным словосочетанием местоимения всей и существительным в Т. п..

Предложение не осложнено.)

Второе простое предложение является придаточным в СПП.

Чтоб на века он послужил. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие он выражено личным местоимением 3л. ед.ч. И.п., простое глагольное сказуемое послужил выражено глаголом пр.вр.), распространено второстепенными членами предложения:

- на века – обстоятельством времени (послужил (как рано?), выраженным наречием.

Предложение не осложнено.)

Третье простое предложение тоже придаточное в СПП.

Чтоб труд рабочих ежедневный

Своею пользой одарил. (Повествовательное, невосклицательное, односоставное с составом простого глагольного сказуемого одарил, выраженного глаголом пр. вр., неопределённо-личное, распространено второстепенными членами предложения:

- труд – прямым дополнением (одарил (кого? что?), выраженным существительным в В.п без предлога;

- рабочих – косвенным дополнением (труд (кого? чего?), выраженным субстантивированным существительным в Р.п.;

- ежедневный – согласованным определением (труд (какой?), выраженным прилагательным в м.р. В.п. ед.ч.;

- своею – согласованным определением (пользой (чьей?), выраженным местоимением в ж.р. Т.п. ед.ч.;

- пользой – косвенным дополнением (одарил (кем? чем?), выраженным существительным в Т.п..

Предложение не осложнено.).

Синтаксический анализ предложений второй строфы

Вторая строфа представляет собой два сложных предложения.

Он сотворён из толстых брёвен,

А между ними мох пророс.

За много лет он стал неровен,

И веет с его дна мороз.

Первое предложение сложносочинённое.

Он сотворён из толстых брёвен,

А между ними мох пророс. Оно повествовательное, невосклицательное, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительной связью (противительный союз а).

Первое простое предложение в данном сложносочинённом:

Он сотворён из толстых брёвен. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие он выражено личным местоимением 3л. ед.ч. И.п., сотворён – составное именное сказуемое, выражено только именной частью сотворён – это краткое страдательное причастие), распространено второстепенными членами предложения:

- из брёвен – косвенным дополнением (сотворён (из чего? кого?), выраженным существительным в Р.п. мн.ч.;

- толстых – согласованным определением (брёвен (каких?), выраженным полным прилагательным в Р.п. мн.ч..

Предложение не осложнено).

Второе простое предложение этого сложного:

А между ними мох пророс. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие мох выражено именем существительным ед.ч. м.р. И.п., сказуемое пророс простое глагольное, так как выражено глаголом пр.вр.), распространено обстоятельством места (пророс (где? в каком месте?), выраженным личным местоимением 3л. мн.ч. в Т.п. с предлогом между.

Предложение не осложнено.).

Второе предложение второй строфы стихотворения:

За много лет он стал неровен,

И веет с его дня мороз. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительной связью (союз и).

Первое простое предложение в данном сложносочинённом:

За много лет он стал неровен. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие он выражено личным местоимением 3л. ед.ч. И.п., сказуемое стал неровен – составное именное, состоит из глагола связки стал и именной части неровен, выраженной кратким прилагательным), распространено обстоятельством времени (стал неровен (когда? как быстро?), выраженным словосочетанием существительного лет в В.п. и наречия много. Предложение не осложнено).

Второе простое предложение:

И веет с его дна мороз. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие мороз выражено существительным ед.ч. м.р. И.п.; сказуемое веет – простое глагольное, выражено глаголом наст.вр. 3л. ед.ч.), распространено второстепенными членами предложения:

- с дна – обстоятельством места (веет (откуда?), выраженным именем существительным в Р.п.;

- его – согласованным определением (с дна (чьего?), выраженным местоимением.

Предложение не осложнено).

Синтаксический анализ предложений третьей строфы

В третьей строфе стихотворения «Колодец» одно предложение.

Там ржавчиною цепь покрылась,

А на цепи висит ведро,

В ведре водица притаилась,

Переливаясь серебром.

Данное предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых предложений, соединённых сочинительной связью (противительный союз а).

Первое простое предложение в данном сложносочинённом:

Там ржавчиною цепь покрылась. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие цепь выражено существительным ед.ч. ж.р. И.п.; сказуемое покрылась – простое глагольное, выражено глаголом пр.вр.), распространено второстепенными членами предложения:

- там – обстоятельством места (покрылась (где?), выраженным указательным наречием;

- ржавчиною – косвенным дополнением (покрылась (чем?), выраженным существительным в Т.п..

Предложение не осложнено).

Второе простое предложение этого сложного:

А на цепи висит ведро. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие ведро выражено существительным ед.ч. ср.р. И.п.; сказуемое висит – простое глагольное, выражено глаголом наст.вр. 3 л. ед.ч.), распространено второстепенными членами предложения:

- на цепи – косвенным дополнением (висит (на чём?), выраженным существительным в П.п..

Предложение не осложнено).

Третье предложение этого сложного:

В ведре водица притаилась, переливаясь серебром. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие водица выражено существительным ед.ч. ж.р. И.п., сказуемое притаилась – простое глагольное, выражено глаголом наст.вр. 3 л. ед..ч.), распространено второстепенными членами предложения:

- в ведре – обстоятельством места (притаилась (где?), выраженным существительным в П.п. ед.ч..

Предложение осложнено обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом переливаясь серебром).

Синтаксический анализ предложений четвертой строфы

В четвёртой строфе стихотворения «Колодец» одно предложение.

На тот колодец все ходили

За питьевою, за водой,

Беседы часто заводили

О жизни, сельской, трудовой.

Данное предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное (подлежащие все выражено местоимением в И.п.; сказуемые ходили, заводили выражены глаголами в пр.вр. – простые глагольные сказуемые), распространено второстепенными членами:

- тот – согласованным определением (колодец (какой?), выраженным указательным местоимением;

- на колодец – обстоятельством места (ходили (куда?), выраженным существительным в Р.п. ед.ч.;

- за питьевою – согласованным определением (водой (какой?), выраженным прилагательным;

- за водой – косвенным дополнением (ходили (за чем?), выраженным существительным в Р.п. ед.ч.

- часто – обстоятельством времени (заводили (когда?), выраженным наречием;

- о жизни – косвенным дополнением (беседы (о чём?), выраженным существительным в П.п. мн.ч.;

- сельской – согласованным определением (о жизни (какой?), выраженным прилагательным;

- молодой – согласованным определением (о жизни (какой?), выраженным прилагательным.

Предложение осложнено однородными членами предложения: однородными сказуемыми ходили, заводили и однородными определениями сельской, молодой).

Синтаксический анализ предложений пятой строфы

Пятая строфа представляет собой два сложных предложения.

Но разрушается деревня,

Людей всё тянет в города.

Судьба теперь его плачевна,

Ведь заросла к нему тропа.

Первое простое предложение первого сложного:

Но разрушается деревня. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие деревня выражено существительным ед.ч. ж.р. И.п.; сказуемое разрушается – простое глагольное, выражено глаголом в наст.вр. ед.ч. 3л.), нераспространённое, так как второстепенных членов нет.

Предложение не осложнено).

Второе простое предложение первого сложного:

Людей всё тянет в города. (Повествовательное, невосклицательное, односоставное (безличное), распространено второстепенными членами:

- людей – прямым дополнением (тянет (кого? что?), выраженным существительным в В.п. ед.ч.;

- в города – обстоятельством места (тянет (куда?), выраженным существительным в Р.п. мн.ч..

Предложение не осложнено).

Первое простое предложение второго сложного:

Судьба теперь его плачевна. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие судьба выражено существительным ед.ч. ж.р. в И.п.; сказуемое плачевна – составное именное, выраженное кратким прилагательным), распространено второстепенными членами предложения:

- теперь – обстоятельством времени (плачевна (когда?), выраженным наречием;

- его – несогласованным определением (судьба (чья?), выраженным местоимением.

Предложение не осложнено).

Второе простое предложение второго сложного:

Ведь заросла к нему тропа. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное (подлежащие тропа выражено существительным ед.ч. ж.р. И.п; сказуемое заросла – простое глагольное, выражено глаголом пр.вр.), распространено второстепенными членами:

-к нему – несогласованным определением (тропа (какая?), выраженным местоимением.

Предложение не осложнено).

Графический портрет стихотворения «Колодец». Словесная характеристика стихотворения по графическому портрету (Фото №2)

Исходя из полного графического портрета стихотворения «Колодец» Алемгуль Тунгатовой, призера литературной премии имени М.С. Шангина, можно охарактеризовать синтаксис этого лирического произведения.

Стихотворение «Колодец» состоит из пяти строф, в которых семь синтаксических единиц-предложений. Все предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации невосклицательные. Это говорит о том, что в стихотворении отсутствует излишняя эмоциональность. Такой тип предложения подчёркивает повествовательность стихотворения, его принадлежность к лирическим жанрам.

(Фото №2)

В основном в тексте стихотворения предложения распространенные, то есть имеют второстепенные члены. Определения позволяют характеризовать предметный мир произведения. Обстоятельства уточняют где, когда и как. Роль придаточных предложений тоже очень важна. Придаточные расширяют главные предложения, они вводят дополнительные подробности в текст, в последней строфе служит для усиления экспрессии («ведь заросла к нему тропа»).

Однородность в тексте носит слабо выраженный характер. Она присуща простому предложению четвертой строфы. Зато представлена двумя группами однородных членов: однородные сказуемые и однородные определения, создается эффект нанизывания.

Синтаксис стихотворения сложен и своеобразен. Об этом говорят шесть сложных и одно простое предложения. Среди сложных равнозначно разместились 2 бессоюзных, 2 сложноподчиненных и 2 сложносочиненных предложений. И сразу возникает почва для размышления, намеренно ли это сделал автор. Простое же предложение распространено разнообразными второстепенными членами и осложнено двумя рядами однородных членов.

Наличие двусоставных простых предложений в составе сложных отражает полноту раскрытия сути каждого из предложений. В каждом предложении есть субъект, выполняющий действие и несущий на себе смысловую нагрузку, задавая всему стихотворению четкость и ясность.

Заключение

Итак, научная работа дала возможность понять, что текст и стихотворения в том числе –это некая организованная структура по законам языка, по законам синтаксиса, узнать эти законы, узнать, как строится наша речь, каким представляется текст с синтаксической стороны.

В научной работе исследовалось творчество А. Тунгатовой через знакомство и разбор её стихотворения «Колодец». Был составлен графический портрет стихотворения с точки зрения синтаксиса.

Можно сказать, применяя знания по русскому языку, «фото» стихотворения имеет место существовать.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы выполнены. Теоретические сведения, представленные в первой главе работы, помогли выполнить синтаксический разбор каждого предложения стихотворения, составить графический образ, как отдельных предложений, строф, так и стихотверения в целом.

Цель работы создать графический портрет с точки зрения синтаксиса стихотворения «Колодец» Алемгуль Тунгатовой достигнута.

Графический портрет стихотворения «Колодец» дает возможность охарактеризовать синтаксис этого лирического произведения.

Характеристика данного стихотворения, размещенная в 3 главе работы, дает представление о том, что в стихотворении «Колодец» А. Тунгатовой отсутствует излишняя эмоциональность. Ярко выраженная повествовательность стихотворения говорит о принадлежности стихотворения к лирическим жанрам.

В стихотворении через определения характеризуется предметный мир произведения. Обстоятельства уточняют где, когда и как.

Синтаксис стихотворения сложен и своеобразен. Об этом говорят шесть сложных предложения. Среди сложных равнозначно сосуществуют 2 бессоюзных, 2 сложноподчиненных и 2 сложносочиненных предложения.

Четкость и ясность всему стихотворению задают двусоставные простые предложения, из которых состоят сложные. Подлежащие отражает полноту раскрытия сути каждого из предложений.
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать:

«фото» стихотворения имеет место существовать. Для этого нужно применить знания по русскому языку, составить схемы предложений, разобрав их с точки зрения синтаксиса, соединив их, создать графический портрет полного стихотворения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что по графическому портрету стихотворения можно судить о синтаксисе лирического произведения, о его особенностях и манере сочинения стихов тем или иным автором. Чтобы делать анализ стихотворения, один из пунктов анализа – это синтаксис произведения. А проанализировать синтаксис литературного произведения как раз поможет его графический портрет.


Библиографическая ссылка

Штрек В.Е. ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНТАКСИСА СТИХОТВОРЕНИЯ «КОЛОДЕЦ» // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1443 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674