Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ИСКУССТВО: РАЗБИРАЕТСЯ ЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ИСКУССТВЕ

Петрасюк Д.А. 1
1 ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский
Минина В.В. (пгт. Усть-Кинельский, ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский)
искусственный интеллект
искусство
творчсество
1. [Электронный ресурс] Бондарев Денис Искусство искусственного интеллекта: кого считать автором в эпоху нейросетей. URL https://knife.media/ai-art-main-question/ (Дата обращения: 23.12.2020)
2. [Электронный ресурс] / Ершова Валерия Считаются ли работы нейросети искусством. URL https://novation-nn.ru/schitayutsya-li-raboty-neyrosetey-iskusstvom/(Дата обращения: 21.12.2020)
3. [Электронный ресурс] / Иванов Андрей Искусственный интеллект. Испытание творчеством. URL https://iot.ru/gorodskaya-sreda/iskusstvennyy-intellekt-ispytanie-tvorchestvom (Дата обращения: 18.12.2020)
4. [Электронный ресурс] / Искусственный интеллект. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82 (Дата обращения: 18.11.2020)
5. [Электронный ресурс] / И – искусственный интеллект. URL https://www.calltouch.ru/glossary/iskusstvennyy-intellekt/ (Дата обращения: 19.11.2020)
6. [Электронный ресурс] / Искусственный интеллект в современном искусстве. URL https://sk.ru/news/iskusstvennyy-intellekt-v-sovremennom-iskusstve/ (Дата обращения: 17.11.2020)
7. [Электронный ресурс] / Как искусственный интеллект меняет рынок труда. URL https://habr.com/en/company/vdsina/blog/512506/ (Дата обращения: 29.01.2021)
8. [Электронный ресурс] / Кунаковская Зинаида Люди больше не нужны: роботы займутся искусством. URL https://rb.ru/longread/ai-art/ (Дата обращения: 13.12.2020)
9. [Электронный ресурс] / Лисянская Мария Кто заработает на творчестве искусственного интеллекта? URL https://geekbrains.ru/posts/ai_and_art (Дата обращения: 24.12.2020)
10. [Электронный ресурс] / Описание и формально-стилистический анализ произведения искусства.URL https://iskusstvoed.ru/2019/06/08/opisanie-i-formalno-stilisticheskij/#i-8 (Дата обращения: 15.01.2021)
11. [Электронный ресурс] / Романовский Андрей Все, что вам нужно знать об ИИ - за несколько минут URL https://habr.com/ru/post/416889/ (Дата обращения: 19.11.2020)
12. [Электронный ресурс] / Что такое искусственный интеллект (ИИ): определение понятия простыми словами. URL https://theoryandpractice.ru/posts/17550-chto-takoe-iskusstvennyy-intellekt-ii-opredelenie-ponyatiya-prostymi-slovami/ (Дата обращения: 17.11.2020)
13. [Электронный ресурс] / Что такое искусственный интеллект и как он работает? Применение и перспективы ИИ. URL https://yandex.ru/turbo/mining-cryptocurrency.ru/s/iskusstvennyj-intellekt-ai/ (Дата обращения: 19.11.2020)
14. [Электронный ресурс] / Эванс Джон Искусственный интеллект и творчество. URL https://www.orange-business.com/ru/blogs/iskusstvennii-intellekt-i-tvorchestvo (Дата обращения: 20.12.2020)

Актуальность выбранной нами темы объясняется тем, что современные компьютеры активно проникают во все сферы общественной жизни. «Умные» машины с искусственным интеллектом (ИИ) уверенно заменяют людей «технических» профессий, а в последнее время стали активно проникать в художественную среду и влиять на творческие процессы [7, 11, 13].

Это заставило нас задуматься над следующими проблемами. Насколько к ИИ как продукту компьютерных технологий может быть применимо понятие творчества? Кто является автором работ, создаваемых искусственным интеллектом? Можно ли вообще считать произведение, созданное машиной, настоящим искусством? Каковы возможности искусственного интеллекта разбираться в искусстве: узнавать произведения искусства, описывать, что в них происходит, анализировать их с точки зрения композиции и колорита, давать эмоциональную оценку. В конце концов, обладает ли ИИ художественным вкусом и художественными предпочтениями?

Перед началом исследования мы выдвигаем гипотезу о том, что искусственный интеллект способен разбираться в искусстве не хуже человека.

Целью данного проекта является выявить способность искусственного интеллекта разбираться в искусстве.Для достижения цели нам предстоит решить следующие задачи:

1. Знакомство с понятием и принципами действия искусственного интеллекта.

2. Выявление областей применения искусственного интеллекта в сфере искусства.

3. Создание опросника для анализа произведений искусства и подбор репродукций.

4. Проведение исследовательской работы с использованием ИИ и человека.

5. Формулирование выводов по итогам работы.

Объект исследования: искусственный интеллект.

Предмет исследования: способность искусственного интеллекта разбираться в области искусства

Методы исследования:

Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования.

Эмпирические – методы сбора данных (анализ произведений искусства).

Методы статистической обработки результатов.

Данная работа поможет установить межпредметную связь между искусством и информационными технологиями, а также выяснить, насколько искусственный интеллект готов и способен потеснить человека в такой сфере, как творческая деятельность.

Термин «искусственный интеллект» является довольно обобщённым. Его часто применяют кпроекту развития систем, наделенных такими процессами, какспособность рассуждать, обобщать или учиться напрошлом опыте. Еще искусственным интеллектом называют науку, которая помимо теории предлагает конкретные технологии создания «умных» машин и программ. Кроме того, понятие сводится кописанию родственных технологий ипроцессов, таких как нейронные сети, машинное обучение, виртуальные агенты и пр. [4, 5, 11].

Если говорить простыми словами, то ИИ — это грубое отображение нейронов в мозге. Искусственный нейрон — это математическая функция. По заданным алгоритмам сигналы передаются от нейрона к нейрону и, наконец, выводятся — получается числовой, категориальный или генеративный результат [11, 12].

Сферы применения ИИ достаточно широки. Это и медицина, и промышленность, и экономика, и торговля, и игровая индустрия и многое другое. «Яндекс.Алиса», разблокировка телефона сканированием лица, чат-боты «ВКонтакте» и онлайн-кошелек со статистикой – это все тот самый искусственный интеллект, которым мы пользуемся совершенно незаметно для себя прямо сейчас [3, 14].

В своей работе мы собрали информацию о последних достижениях искусственного интеллекта в областях, так или иначе связанных с искусством и творчеством. Наиболее перспективной областью развития творческих навыков ИИ является литература. Роботы пишут не только небольшие статьи для журналов и интернет-порталов, но и свои первые литературные произведения. Книга, написанная машиной, вошла в тройку призеров литературного конкурса. В поэзии роботы пока не блещут результатами, но работа в данном направлении продолжается [3, 14].

Результаты работы музыкальных программ не совсем удачны [3, 6], но вот в произведения живописи, созданные искусственным интеллектом, приносят своим владельцам крупные суммы. Уже сейчас нейросети используются в фоторедакторах, существуют программы по замене лиц, а также преобразующие фото в работы художников [3, 6, 8].

Как мы видим, искусственный интеллект все активнее отстаивает свои позиции на арт-сцене. Однако он еще далек от создания настоящих произведений искусства.

Для создания художественных произведений машина использует сложный программный код с огромным набором дополнительных данных. Наиболее успешными алгоритмами, лежащими воснове большинства современных арт-программ, считаютсягенеративно-состязательная сеть GAN и CAN, креативно-состязательная сеть [2, 8, 14]. .

Относительно авторства произведений, созданных ИИ, имеется мнение, что они – всего лишь искусствоведческий курьез, а произведением искусства нужно считать сам алгоритм. Закон вообще считает ИИ — только инструментом, который художники используют так же, как фотографы камеру или Adobe Photoshop. Без человека творческий процесс невозможен. Однако с приходом новой технологии преобразится все искусство, даже не связанное с ИИ [1, 6, 8, 9].

В практической части нашей работы мы попытались выявить способность искусственного интеллекта разбираться в искусстве. Для этого мы подобрали 15 репродукций известных художников разных жанров и стилей. Это и относящиеся к классицизму, и реализму, и импрессионизму, и фовизму, и супрематизму и пр. пейзажи, портреты, натюрморты и жанровые сцены. Далее нами был составлен опросник, который, как нам кажется, поможет разобраться в интересующей нас проблеме.

В качестве испытуемых ИИ мы выбрали виртуальный голосовой помощник от Яндекс Алису и облачный сервисперсонального ассистента Гугл Ассистент. Персональный помощник от компании Apple Сири, как выяснилось, не смог распознавать изображения предложенных репродукций и оказался непригодным для нашего исследования. В качестве испытуемых людей мы пригласили для участия в исследовании зав. художественного отделения ДШИ №2 п.г.т. Усть-Кинельский, преподавателя Бочкареву Светлану Вячеславовну и ученицу этой же ДШИ Петрасюк Софью.

Всем испытуемым мы по очереди демонстрировали отобранные нами репродукции и задавали вопросы опросника. Остановимся на результатах нашего исследования.

Обе системы, представляющие искусственный интеллект, достаточно хорошо справились с заданием на узнавание произведений искусства и их авторов. Благодаря доступу к Интернет ресурсам, они выполнили поставленную перед ним задачу гораздо успешнее, чем люди. К сожалению, знания людей не безграничны. Очевидно, что преподаватель ДШИ Бочкарева С.В. демонстрирует более высокие результаты по первым пунктам опросника в силу более широкого кругозора в области искусства. У ученицы Петрасюк С. знания ниже, она в большинстве случаев не может определить ни автора, ни само произведение.

Но на этом преимущества ИИ заканчиваются. Обе системы оказались бессильны в анализе художественных произведений. Они не могут описать картину, ее композицию, колорит, определить ее жанр и стилистическую принадлежность. Ряд вопросов просто ставил виртуальных помощников в тупик. Они переспрашивали вопросы, просили уточнить задание. И практически всегда выдавали ссылку на веб-сайты, содержащие описание картин. Голосовой помощник Алиса старалась найти информацию, озвучиваемую экскурсоводом или аудиогидом.

Очевидно, что рассмотренные нами искусственные интеллекты от Яндекса и Google выступают лишь как проводники к материалу о произведениях искусства. Они не способны вычленять из него отдельных сведений, выделять какие-то смыслы, устанавливать взаимосвязи.

Люди вне зависимости от возраста и опыта способны к более глубокому анализу художественных произведений, чем ИИ. Знание истории искусств и более богатый опыт общения с произведениями искусства помогали Светлане Вячеславовне лучше определить стилистику картин, их сюжеты, изображенных персонажей, а также выразить идеи авторов, что хотели они сказать через свое творчество. Не смотря на то, что в этих вопросах Дарья не дала большого количества правильных ответов, но она, как и ее преподаватель, могла описать композицию и колорит произведений, выделить в них главное и определить средства, с помощью которых авторы картин расставляют в них акценты.

Кроме того, оба испытуемых человека смогли выразить свое эмоциональное отношение к демонстрируем им репродукциям. Какие-то картины вызывали у них сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, какие-то оставляли их равнодушными. Ни Алиса, ни Гугл Ассистент в своих программных кодах не имеют возможности выражать отношение к «увиденному».

Уже на данном этапе исследования мы увидели неспособность искусственного интеллекта разбираться в искусстве. Но нам по-прежнему было интересно узнать, обладает ли ИИ художественным вкусом и художественными предпочтениями. Отвергнутый нами помощник от Apple Сири не смог понять смысл вопроса. Алиса «любит смотреть» картины В. Кандинского и К.Малевича, а Гугл Ассистенту нравится картина И.Айвазовского «Девятый вал». При этом обе программы пытаются пояснить свой выбор. Очевидно, что эти ответы – результат работы программистов, но также очевидно, что ИИ пытаются приблизить к образу и подобию человека.

Мы получили неутешительные результаты исследования. Возможно, они были связаны со специализацией выбранных нами нейросетей, особенностями их операционных систем. Возможно, эти результаты – продукт начального этапа в развитии доступных нам систем ИИ.

Но на сегодняшний день, как мы убедились, искусственный интеллект работает механически, неосознанно. Он не способен к анализу художественных произведений, их эмоциональной оценке. А значит, на современном уровне искусственный интеллект не способен разбираться в искусстве.

Только человек может видеть прекрасное в обыденном и несуразном.Только человек может понимать мир искусства и говорить на языке искусства. Только человек обладает художественным вкусом и умеет разбираться в искусстве.

Таким образом, мы опровергли гипотезу о том, что искусственный интеллект способен разбираться в искусстве не хуже человека. Цель работы достигнута, все задачи решены.

Выбранная нами тема открывает широкие возможности для изучения приложений в области искусства, построенных с использованием технологий искусственного интеллекта. Это может стать продолжением данной работы.


Библиографическая ссылка

Петрасюк Д.А. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ИСКУССТВО: РАЗБИРАЕТСЯ ЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ИСКУССТВЕ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1453 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674