Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Погорелова И.Г. 1
1 ГБОУ СОШ 5 ОЦ г. Новокуйбышевска Самарской области
учебный проект
учебная дисциплина
интеграция учебных дисциплин
навык исследования
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2017. – 122 с.
2. Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии. Ростов-на-Дону, 2017. – 110 с.
3. Ширяев Е.Е. Проектная деятельность. М., 2016. – 178 с.

Введение. Необходимость удовлетворения образовательных запросов личности ставят в настоящее время задачи по совершенствованию как содержания образования, так и технологии образовательного процесса. [3,25] От выпускника школы сейчас требуется быть способным к анализу своей деятельности, к самостоятельным действиям в любых условиях, быть самостоятельным при решении проблем.[3,10]

Выполнение этих требований невозможно без использования в учебном процессе целого комплекса средств и методов обучения. Одним из направлений решения образовательных задач может стать проектная, исследовательская деятельность.[1,17]

Цель проектной деятельности: развитие творческой активности и творческих способностей обучающегося, развитие умений и навыков самостоятельного решения задач. С помощью проектной деятельности можно творчески освоить учебный материал и установить межпредметные связи. По этой причине проектную деятельность называют средством интеграции многих дисциплин.

Проектная деятельность разрешает такую проблему, как индивидуальный подход в обучении. Каждый ученик самостоятельно находит необходимую информацию и использует ее в решении своей исследовательской работы. Происходит формирование навыков поиска научной информации. [2,23]

Материал исследования. Проектная, исследовательская деятельность строится на материале многих дисциплин. При этом условии формируется интерес к учебным предметам, повышается мотивация их изучения.

Методы работы. При работе над проектом используются специальные прикладные методы: описания, анализа, наблюдения, сопоставления материала, междисциплинарные приемы

Работа над проектом делится на несколько этапов.

На первом этапе происходит обсуждение тем, формирование рабочих групп. Деятельность руководителя проекта в этом случае сводится к предложению списка тем и к объяснению цели проекта. Первый этап завершается выбором тем проектов обучающимися.

На втором этапе руководитель проекта ставит задачи, обсуждает материал проекта, дает консультации. Составляется план содержания проекта, распределяют обязанности внутри рабочей группы.

Третий этап – исследовательский. Он предполагает практическую деятельность, поиск и обработку информации.

На четвертом этапе происходит защита проекта.

Пятый этап – оценочный. Участники проекта подвергают анализу свою деятельность и дают ей оценку.

Данная система этапов проектной деятельности является традиционной. Она использовалась при работе над школьным проектом, посвященного национальной кухне.

На первом этапе работы над проектом были предложены следующие темы: «Национальная кухня Великобритании», «Национальная кухня США», «Сравнительный анализ русской и американской кухни», «Национальная кухня России и Великобритании». После обсуждения данных тем обучающиеся разбились на группы, каждая из которых работала по определенному проекту. Работе на этом этапе отводилась одна неделя.

На втором этапе происходил сбор информации. Просматривались специализированные журналы. Участники проекта встречались с учителями таких дисциплин, как «Иностранный язык», «Технология», «Биология», «Химия». Обсуждался план содержания проекта.

На следующем третьем этапе осуществлялась практическая деятельность, обрабатывалась информация, полученная в ходе предыдущего этапа. Обучающимся необходимо было проявить свои творческие способности, оформляя проект. На данном этапе они столкнулись с немалыми трудностями, поскольку многие из них не имели достаточных навыков эффективного использования информации для решения поставленных задач. Работа на этом этапе осуществлялась в течение трех недель.

Наиболее интересным был четвертый этап защиты проекта.

Презентация проекта проходила в форме школьной пресс-конференции. Особый интерес вызвал проект «Национальная кухня США». Целью этой работы было познакомить обучающихся с особенностями питания американцев и освоить специализированную лексику по данной теме. Была поставлена проблема – попытаться разобраться в системе питания американцев и определить, почему американскую кухню многие специалисты называют нерациональной.

В ходе исследовательской работы было выявлено, что 300 тыс. американцев ежегодно умирают из-за недугов, вызванных ожирением.

60% жителей США обладают лишним весом. Обратившись к учебному материалу по дисциплине «Химия», участники проекта пришли к выводу, что проблема лишнего веса американцев связана с их неправильным питанием. Химический состав так называемой fast food не позволяет говорить о рациональности американской кухни. Обилие в продуктах различных консервантов, вкусовых добавок приводят к зашлакованности организма и могут вызвать множество болезней.

Обратившись к биологии, обучающиеся выяснили, что, употребляя некоторые сорта сыра и различные виды лимонада, американцы «впускают» в свой организм вредные микроорганизмы, которые являются причиной многих недугов.

Знания по дисциплине «Технология» помогли участникам проекта разобраться в технологии кулинарной обработки продуктов, используемой американцами. Выяснилось, что американская кухня перенасыщена различными жареными блюдами и блюдами, приготовленными с большим количеством соли.

При оценке работы над проектом на последнем этапе обращалось особое внимание на степень самостоятельности в выполнении этапов работы, четкость выполнения каждым своих обязанностей, использование знаний по различным предметам, количество информации, использованной при выполнении проекта. Учитывалась также степень осмысления этой информации, осмысление проблемы и формулирование цели проекта. Особо оценивалось умение подачи материала на презентации проекта, владение аудиторией, владение новой специализированной лексикой английского языка, использование наглядности.

Результаты. В ходе работы над проектом обучающиеся достигли определенных навыков в исследовательской, информационной и творческой деятельности. Все проекты были межпредметными. Обучающиеся практически использовали знания по предметам, полученным на уроках теоретического обучения. Особенно это касается английского языка: были значительно расширены знания как в области английской лексики, так и в области страноведения. То есть, можно говорить о том, что основная цель работы над проектом достигнута.

Заключение. Внедрение проектной технологии в образовательный процесс способствует развитию у обучающихся навыков поиска, анализа и переработки полученной информации, анализа полученных сведений. Иными словами, способствует развитию исследовательских умений.


Библиографическая ссылка

Погорелова И.Г. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 4. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1460 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674