Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рыжова Е.А. 1
1 муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа №2 имени А.С. Пушкина"
здоровьесберегающие технологии
дистанционное обучение
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровье
2. http://docs.cntd.ru/document/901865498
3. http://www.arz-school2.ru/uchitelyu/24-teacher/ryzhova-elena-aleksandrovna/270-kabinet.html
4. http://docs.cntd.ru/document/902256369

Важнейшей ценностью для человека является здоровье. Здоровье — состояние полного физического, душевного (эмоционального) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. [1]

Здоровьесберегающая среда в условиях дистанционного обучения имеет огромное значение для устойчивого иммунитета и сохранения здоровья обучающихся. Качество здоровьесберегающей среды во много зависит от компетентности и ответственности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся. Перед педагогами стоит задача формирования «отзывчивой» виртуальной среды обучения, способствующей созданию комфортного, психологически-здорового климата в реализации образовательных целей и задач. В соответствии с данными требованиями, педагогам рекомендуется уделить пристальное внимание здоровьесберегающим технологиям. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Основные здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации дистанционного обучения отображены в схеме (рис.1):

Рис.1. Основные здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации дистанционного обучения

Важным моментом, несомненно, является соблюдение санитарных норм и правил охраны труда (табл.1).

Табл.1. Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда

Приемы здоровьесберегающих технологий

Длительность занятий

Продолжительность дистанционных занятий рекомендуется сократить до 30 минут

В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (утв. Минпросвещения России 19.03.2020 № ГД-39/04)

Непрерывная длительность фиксации взора на экране монитора

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора, не должна превышать:

для обучающихся 1-4 классов – 15 мин;

для обучающихся 5-8 классов – 20 мин;

для обучающихся 9-11 классов – 25-30 мин (на 2-м часу работы – не более 20 мин).

Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»

Также, при организации учебного занятия в дистанционной форме необходимо включить элемент физической активности. Работа за компьютером или планшетом вынуждает тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата, а именно для суставов и позвоночника (табл.2).

Табл.2. Физическая активность

Приемы здоровьесберегающих технологий

Выполнение физкультминуток

• Демонстрация интерактивной гимнастики в соответствии с возрастом;

• Физкультминутки (динамические паузы) по окончании первой части учебного занятия (1-2 мин.);

• Профилактическая гимнастика по окончании занятия, в целях профилактики общего утомления, нарушения осанки и др.

Снятие напряжения с органов зрения

 

· Демонстрация интерактивной гимнастики со звуковым сопровождением;

· Применение стереограмм

Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, является хорошей тренировкой не только для зрения, но и для интеллекта, познавательных способностей.

· Смена видов деятельности

Устный фронтальный опрос, объяснение нового материала, беседа, просмотр видеоролика, работа с тренажерами, выступление с небольшим сообщением по теме.

Для предупреждения развития переутомления обязательным мероприятием со стороны родителей и педагогов является обеспечение благоприятного микроклимата помещения (табл.3).

Табл.3. Обеспечение благоприятного микроклимата помещения

Приемы здоровьесберегающих технологий

Питание

• Организация сбалансированного горячего питания;

• Соблюдение режима приема горячей пищи.

Наличие отдельного рабочего места

• Организовать постоянное рабочее место для обучающегося;

• Исключить посторонние предметы, мешающие работе и отвлекающие внимание;

• Предоставить быстрый доступ к необходимым учебным принадлежностям.

Световой и тепловой режим

• Соблюдение режима проветривания;

• Обеспечение освещения помещения (возможность регулировки интенсивности света);

• Использование жалюзи от солнечных бликов на экране монитора (при необходимости).

Влажная уборка

• Проведение влажной уборки комнаты, где находится рабочее место обучающегося.

Регулируемая мебель

• Мебель должна соответствовать росту (при необходимости использовать регулировку по высоте).

Немаловажным моментом являются организационно-педагогические и психолого-педагогические технологии, которые определяют структуру учебного занятия, связаны с непосредственной работой педагога, с психологическим климатом урока. Создание благоприятного психологического климата на занятии, его поддержка в течение всего учебного процесса способствуют предотвращению состояния переутомления и снятию нагрузки (табл.4).

Табл.4. Организационно-педагогические и психолого-педагогические технологии

Приемы здоровьесберегающих технологий

Обеспечение благоприятного психологического комфорта

 

• В начале занятия необходимо настроиться на работу, создать позитивную мотивацию, проверить готовность учебных принадлежностей, привести в порядок рабочее место;

• В течение всего занятия поддерживается доброжелательная обстановка, спокойная беседа, тактичное исправление допущенных ошибок, поддержка, уместный юмор, создание ситуаций успеха;

• Проведение рефлексии по окончании занятия.

Распределение нагрузки

С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа дистанционного занятия, которые характеризуются продолжительностью, объемом нагрузки и отличаются эффективностью работы:

• 5-15-я минуты – КПД 80%;

• 15-25-я минуты – КПД 60-40%;

• 25-30-я минуты – КПД 10%.

Следовательно, новый материал лучше изучать до 15-й минуты урока, с 15-й по 25-ю – разъяснение возникающих вопросов, закрепление материала, а заключительную часть занятия оставить для просмотра дополнительных материалов, видеороликов, занимательной информации и подведения итогов.

Профилактика переутомления

• Не допускать использование на одном занятии более двух видов электронных средств обучения;

• Чередовать различные виды учебной деятельности. Рекомендуется использовать 4-7 разнообразных видов деятельности с интервалом их смены 5-7 мин., с целью поддержания интереса к изучаемому материалу, режима динамичности обучения;

• Учитывать особенности восприятия информации. Необходимо задействовать все каналы восприятия: слуховой, зрительный.

Проведение инструктажа

• Проведение инструктажа по ТБ на каждом занятии;

• Применение разнообразных форм инструктажей: опрос, диалог, видеоролик, мультфильм, викторина;

• Воспитываем ответственности свое здоровье.

Таким образом, ученик здоров:

• физически, если умеет преодолевать усталость, распределять нагрузку;

• социально, когда он коммуникабелен, общителен;

• эмоционально, если уравновешен, способен контролировать эмоции;

• интеллектуально, когда проявляет умственные способности, внимательность, наблюдательность, самостоятельность;

• нравственно – честен, самокритичен.

Цель педагога – обеспечить школьнику условия сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания и умения в повседневной жизни.


Библиографическая ссылка

Рыжова Е.А. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 4. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1465 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674