Важнейшей ценностью для человека является здоровье. Здоровье — состояние полного физического, душевного (эмоционального) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. [1]
Здоровьесберегающая среда в условиях дистанционного обучения имеет огромное значение для устойчивого иммунитета и сохранения здоровья обучающихся. Качество здоровьесберегающей среды во много зависит от компетентности и ответственности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся. Перед педагогами стоит задача формирования «отзывчивой» виртуальной среды обучения, способствующей созданию комфортного, психологически-здорового климата в реализации образовательных целей и задач. В соответствии с данными требованиями, педагогам рекомендуется уделить пристальное внимание здоровьесберегающим технологиям. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Основные здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации дистанционного обучения отображены в схеме (рис.1):
Рис.1. Основные здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации дистанционного обучения
Важным моментом, несомненно, является соблюдение санитарных норм и правил охраны труда (табл.1).
Табл.1. Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда
Приемы здоровьесберегающих технологий |
|
Длительность занятий |
Продолжительность дистанционных занятий рекомендуется сократить до 30 минут В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (утв. Минпросвещения России 19.03.2020 № ГД-39/04) |
Непрерывная длительность фиксации взора на экране монитора |
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора, не должна превышать: для обучающихся 1-4 классов – 15 мин; для обучающихся 5-8 классов – 20 мин; для обучающихся 9-11 классов – 25-30 мин (на 2-м часу работы – не более 20 мин). Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» |
Также, при организации учебного занятия в дистанционной форме необходимо включить элемент физической активности. Работа за компьютером или планшетом вынуждает тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата, а именно для суставов и позвоночника (табл.2).
Табл.2. Физическая активность
Приемы здоровьесберегающих технологий |
|
Выполнение физкультминуток |
• Демонстрация интерактивной гимнастики в соответствии с возрастом; • Физкультминутки (динамические паузы) по окончании первой части учебного занятия (1-2 мин.); • Профилактическая гимнастика по окончании занятия, в целях профилактики общего утомления, нарушения осанки и др. |
Снятие напряжения с органов зрения
|
· Демонстрация интерактивной гимнастики со звуковым сопровождением; · Применение стереограмм Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, является хорошей тренировкой не только для зрения, но и для интеллекта, познавательных способностей. · Смена видов деятельности Устный фронтальный опрос, объяснение нового материала, беседа, просмотр видеоролика, работа с тренажерами, выступление с небольшим сообщением по теме. |
Для предупреждения развития переутомления обязательным мероприятием со стороны родителей и педагогов является обеспечение благоприятного микроклимата помещения (табл.3).
Табл.3. Обеспечение благоприятного микроклимата помещения
Приемы здоровьесберегающих технологий |
|
Питание |
• Организация сбалансированного горячего питания; • Соблюдение режима приема горячей пищи. |
Наличие отдельного рабочего места |
• Организовать постоянное рабочее место для обучающегося; • Исключить посторонние предметы, мешающие работе и отвлекающие внимание; • Предоставить быстрый доступ к необходимым учебным принадлежностям. |
Световой и тепловой режим |
• Соблюдение режима проветривания; • Обеспечение освещения помещения (возможность регулировки интенсивности света); • Использование жалюзи от солнечных бликов на экране монитора (при необходимости). |
Влажная уборка |
• Проведение влажной уборки комнаты, где находится рабочее место обучающегося. |
Регулируемая мебель |
• Мебель должна соответствовать росту (при необходимости использовать регулировку по высоте). |
Немаловажным моментом являются организационно-педагогические и психолого-педагогические технологии, которые определяют структуру учебного занятия, связаны с непосредственной работой педагога, с психологическим климатом урока. Создание благоприятного психологического климата на занятии, его поддержка в течение всего учебного процесса способствуют предотвращению состояния переутомления и снятию нагрузки (табл.4).
Табл.4. Организационно-педагогические и психолого-педагогические технологии
Приемы здоровьесберегающих технологий |
|
Обеспечение благоприятного психологического комфорта
|
• В начале занятия необходимо настроиться на работу, создать позитивную мотивацию, проверить готовность учебных принадлежностей, привести в порядок рабочее место; • В течение всего занятия поддерживается доброжелательная обстановка, спокойная беседа, тактичное исправление допущенных ошибок, поддержка, уместный юмор, создание ситуаций успеха; • Проведение рефлексии по окончании занятия. |
Распределение нагрузки |
С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа дистанционного занятия, которые характеризуются продолжительностью, объемом нагрузки и отличаются эффективностью работы: • 5-15-я минуты – КПД 80%; • 15-25-я минуты – КПД 60-40%; • 25-30-я минуты – КПД 10%. Следовательно, новый материал лучше изучать до 15-й минуты урока, с 15-й по 25-ю – разъяснение возникающих вопросов, закрепление материала, а заключительную часть занятия оставить для просмотра дополнительных материалов, видеороликов, занимательной информации и подведения итогов. |
Профилактика переутомления |
• Не допускать использование на одном занятии более двух видов электронных средств обучения; • Чередовать различные виды учебной деятельности. Рекомендуется использовать 4-7 разнообразных видов деятельности с интервалом их смены 5-7 мин., с целью поддержания интереса к изучаемому материалу, режима динамичности обучения; • Учитывать особенности восприятия информации. Необходимо задействовать все каналы восприятия: слуховой, зрительный. |
Проведение инструктажа |
• Проведение инструктажа по ТБ на каждом занятии; • Применение разнообразных форм инструктажей: опрос, диалог, видеоролик, мультфильм, викторина; • Воспитываем ответственности свое здоровье. |
Таким образом, ученик здоров:
• физически, если умеет преодолевать усталость, распределять нагрузку;
• социально, когда он коммуникабелен, общителен;
• эмоционально, если уравновешен, способен контролировать эмоции;
• интеллектуально, когда проявляет умственные способности, внимательность, наблюдательность, самостоятельность;
• нравственно – честен, самокритичен.
Цель педагога – обеспечить школьнику условия сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания и умения в повседневной жизни.
Библиографическая ссылка
Рыжова Е.А. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 4. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1465 (дата обращения: 21.12.2024).