Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: МОДЕЛИРОВАНИЕ - КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ БЕЛКА

Клиндухова Л.П. 1
1 МБОУ СОШ №33
белок
аминокислота
мономер
полимер
радикал
аминогруппа
карбоксильная группа
пептидная связь
полипептидная цепь
первичная структура
вторичная структура
третичная структура
четвертичная структура
дисульфидные мостики
водородные связи
глобула
фибрилла
денатурация
ренатурация
1.Беляев Д.К., Бородин П.М. Биология: Учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень. Москва, Просвещение, 2018
2. Высоцкая Л.В., С.М. Глаголев, Дымшиц Г.М. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубленным изучением биологии. Москва, Просвещение, 2015
3. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. Химия 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2018
4.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Москва, Дрофа, 2015

Введение

Цель: распространение опыта работы учителя по моделированию на уроках биологии.

План проведения:

1. Краткое обоснование основных идей метода моделирования.

2. Описание системы занятий при использовании метода моделирования.

3. Работа с моделью

3. Рефлексия

Краткое обоснование основных идей технологии моделирования

Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений

Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства

Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы и др.

Классификация моделей: по характеру объекта, по сферам деятельности субъекта, по учету фактора времени, по сущности.

Элементы моделирования: Субъект (Кто исследует? - ученик), Объект (что исследуется - молекула белка), Модель - продукт (результат) деятельности ученика. 3

Выделим четыре этапа моделирования:

I. Вычленение существенных признаков объекта - изучение строения молекулы белка

II. Построение модели - четвертичной структуры белка

III. Исследование модели - изучение свойств белка

IV.Перенос полученных на моделях знаний на изучаемый объект - определение содержания белка в белке куриного яйца

Результаты исследования

I. Вычленение существенных признаков объекта - изучение строения молекулы белка

Первый белок, очищенный от примесей был получен в 1728 г. Я. Беккари.

Это был белок пшеничного зерна - клейковина

Впервые термин белковый (albumineise) применительно ко всем жидкостям животного организма использовал, по аналогии с яичным белком, французский физиолог Ф. Кене в 1747 г.

В 1777 году французский химик Пьер Джозеф Маке объединил все вещества, которые при нагревании свертывались (коагулировали) в отдельный класс, и обозначил их как белковые вещества, или белки (по аналогии с яичным белком).

Белки стали называть - протеинами (от греческого protos – первый? главный) -они составляют 10-20% от сырой массы и 50-80% от сухой массы.

«Жизнь есть форма существования белковых тел, и эта форма существования заключается по существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» Ф.Энгельс

Это высокомолекулярные природные молекулы, нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.

- что значит полимер?

- это многозвеньевая цепь, звеном которой является мономер, с греческого «поли» - много, «мерос» часть.

- что такое мономер?

- с греческого «моно» - один, «мерос» - часть, структурная единица полимера.

- что значит нерегулярные?

- нет определенной закономерности в повторяемости мономеров.

Белок - полимер. Мономер - аминокислота. В состав живых организмов входит 20 аминокислот. В них имеются одинаковые группировки: аминогруппа и карбоксильная группа. В молекуле есть участки, по которым аминокислоты отличаются друг от друга - это радикалы.

Соединение аминокислот происходит через аминогруппу одной аминокислоты и карбоксильную группу другой аминокислоты, при этом выделяется молекула воды. Между соединившимися аминокислотами возникает связь, называемая ковалентной, пептидной. Соединение 2-х аминокислот в одну молекулу называется дипептидом, 3-х - трипептидом, а соединение нескольких аминокислот - полипептидом. 1

II. Построение модели - первичной, вторичной, третичной и четвертичной структуры белка

Сейчас мы соберем с вами полипептидную цепочку, условно принимая за аминокислоту- бусинку. Работаем по группам (2).

- И так, что мы получили?

- Бусы.

-Это модель чего?

- полипептидной цепочки белка.

- Да. Бусинка - это 1 аминокислота, которая является мономером полипептидной цепи - полимера.

При установке структуры белка определяют, какие из 20 аминокислот входят в его состав. Белки: казеин молока, миозин мышц, альбумин яйца, содержит все 20 аминокислот, в белке-ферменте рибонуклеазе их 19, в инсулине - 18, а в сальмине (белок из молок рыб) - всего 7.

Для того чтобы разобраться в замысловатой укладке (архитектонике) белковой молекулы, следует рассмотреть в ней несколько уровней организации. Первичной, самой простой структурой является полипептидная цепь, которую мы сейчас собрали.

Следующий, более высокий уровень организации - это вторичная структура белка. 2

Она имеет вид спирали - это L - структура, или складчатого слоя - «гармошки» - B-структура.

Образуется она путем образования водородных связей между кислородом остатка карбоксильной группы и водородом остатка аминогруппы. Связи эти слабее ковалентной в 25 раз, но так как их очень много, структура спирали удерживается.

Сейчас мы с вами смоделируем вторичную структуру белка. Кто-то создаст модель L-цепочки, кто-то B-цепочки. За водородные связи, мы условно примем обыкновенные скрепки. И так модель вторичной структуры у нас готова. Но ее часто недостаточно для приобретения характерной биологической активности.

Часто, только молекула, обладающая третичной структурой, может выполнять свою функцию. Спираль свертывается, образуя либо клубок - глобулу, либо фибриллу (пучки нитей). Удерживает эту структуру несколько слабых связей:

- гидрофобные, между гидрофобными радикалами, которые в водной среде сближаются, «слипаются»;

- электростатическими связями, которые возникают между электроотрицательными и электроположительными радикалами аминокислотных остатков;

- S-S- связями, дисульфидными мостиками.

Сейчас мы с вами смоделируем третичную структуру белка. Все связи третичной структуры мы условно примем........

Многие белки, обладающие третичной структурой, могут выполнять свою биологическую роль в клетке. Однако 5% белковых молекул образуют более высокоорганизованную структуру - четвертичную. Она представляет собой функциональное объединение нескольких (двух, трех и более) молекул белка третичной структуры.

Пример: гемоглобин - состоит из 2-х L - цепей и 2-х B-цепей, каждая из которых соединена с железосодержащим гемом. Гормон поджелудочной железы - инсулин, состоит и 2-х молекул третичной структуры.

Сейчас мы с вами смоделируем четвертичную структуру. 4

3) Работа с моделью.

III. Исследование модели - изучение свойств белка

Белки обладают следующими физико-химическими свойствами:

1. В растворах белки обнаруживают очень низкое осмотическое давление

2. Незначительная способность к диффузии

3. Высокая вязкость

4. Набухание в очень больших пределах с образованием гелей и студней

5. Способность к адсорбции

6. Амфотерность

7. Ионизация, наличие заряда, электрофоретическая подвижность

8. Гидрофильность

9. Склонность к денатурации, осаждению

10. Способность к гидролизу с расщеплением пептидных связей

11. Растворы белков обладают способностью к светорассеянию и способностью к поглощению УФ - излучения при 280 нм1

Рассмотрим подробнее свойство «денатурация» - утрата белковой молекулой своей структурной организации. Разрушение четвертичной, третичной, вторичной а иногда и первичной структуры белка. Денатурация бывает термическая (при нагревании) и химическая, под воздействием химических веществ.

- Сейчас понаблюдаем, как происходит термическая денатурация с белком куриного яйца - альбумином. Аналогично денатурирует белок человека при высокой температуре. Критическая температура - 41-42, при дальнейшем повышении человек умирает.

- Проведем опыт химической денатурации альбумина при воздействии на него этилового спирта. Мы видим, что белок свернулся. Сейчас мы можем сделать вывод - полезен ли алкоголь?

А теперь давайте покажем денатурацию на наших моделях.

Если изменение условий среды не приводит к разрушению первичной структуры молекулы, то при восстановлении нормальных условий среды полностью воссоздается структура белка и его функциональная активность. Такой процесс носит название - ренатурация. Это свойство широко используется в медицинской и пищевой промышленности для приготовления: антибиотиков, вакцин, сывороток, ферментов, для пищевых концентратов. Демонстрирую таблетки Мезим форте, Фистал, антибиотики. 2

IV.Перенос полученных на моделях знаний на изучаемый объект - определение содержания белка альбумине в белке куриного яйца

Сейчас мы проведем качественные реакции на определение белка:

n Биуретовая

Белок + Cu(OH)2 → фиолетовая окраска → реакция на пептидные связи

n Ксантопротеиновая

Белок + HNO3(к) → желтая окраска →реакция на ароматические циклы

Инструктивная карточка по практической работе прилагается. 3

Заключение

Рефлексия

- Давайте подведем итоги, о чем мы сегодня говорили?

Отвечая на заданные вопросы, и заполняя кроссворд, мы не только подведем итоги, но и узнаем фамилию ученого, получившего Нобелевскую за изучение вторичной структуры белка

1.Связь, образующая первичную структуру белка?
2.Белки имеют большую атомною массу, т.к. представляют собой…

3.Растворимый в воде белок куриного яйца?
4.Мономер для синтеза белка?
5.Разрушение молекулы белка до первичной структуры?
6.Растворимый в воде белок?
Фамилия ученого -Полинг

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

П

Е

П

Т

И

Д

Н

А

Я

 

 

 

 

2

П

О

Л

И

М

Е

Р

 

 

 

 

 

3

А

Л

Ь

Б

У

М

И

Н

 

 

 

4

А

М

И

Н

О

К

И

С

Л

О

Т

А

5

Д

Е

Н

А

Т

У

Р

А

Ц

И

Я

 

 

 

6

Г

Л

О

Б

У

Л

И

Н

 

 

- Модель чего мы собрали сегодня, и к какой группе моделей мы можем ее отнести?

- Мы собрали модель белка, это модель структуры, относится к группе моделей

«По характеру объекта»

ИТОГ - работа по схеме:


Библиографическая ссылка

Клиндухова Л.П. МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: МОДЕЛИРОВАНИЕ - КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ БЕЛКА // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 5. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1478 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674