Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НЕИЗВЕСТНЫЕ В ИЗВЕСТНОМ: «НОВЫЕ» ПАМЯТНИКИ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

Чернов Н.А. 1
1 МОУ Лицей № 8 "Олимпия"
"новые" памятники города волгограда
неизвестные памятники города волгограда
1.Вопросы краеведения. Материалы чтений и конференций. Волгоград: Издатель, 2005, вып. 8 – 544 с.
2. «В каком ты городе живёшь»-Сборник работ волгоградских школьников под редакцией О.С. Безбородовой, Волгоград, 2005. - 278 с.
3. Волгоградская областная детская библиотека. https://www.biblioteka-volgograd.ru/kraevedenie/o-volgograde/novye-pamjatnye-mesta-nashego-goroda.html
4.Какие бывают памятники - Wikipedia- https://ru.wikipedia.org
5.Портал для эрудитов http://erudit-menu.ru/plugins/dif_news/dif_news.php?0.view.772

Введение. Недавно я вместе с семьей переехал в город Волгоград. Меня очень впечатлило наличие здесь большого количества памятников и исторических мест. Город, в котором я родился, не участвовал в Великой Отечественной войне, этот город не бомбили, поэтому там нет такого количества памятных мест, посвященных историческим событиям. Здесь же, в Волгограде, каждый кусочек земли несёт историю победы, историю подвига!

За последние два десятка лет в Волгограде появилось немало современных памятников. Нужно отметить, что многие из них посвящены не только военной теме.

Именно поэтому я и заинтересовался ими. Гуляя с родными, мы посмотрели много памятных мест, которые широко известны всем жителям и гостям Волгограда. Но все ли памятники своего города вы знаете? Это я и решил выяснить в своей научной работе.

Цель: изучить «новые» памятники города Волгограда.

Задачи:

1. Изучить историю создания «новых» памятников Волгограда;

2. Выполнить подборку «новых» памятников города;

3. Провести анкетирование среди второклассников на знание «новых» памятников Волгограда;

4. Создать брошюру по «новым» памятникам Волгограда;

5. Презентовать свою работу учащимся младших классов.

Предмет исследования: история, увековеченная в памятниках города.

Объект исследования: «новые» памятники Волгограда.

В Волгограде есть много памятников, о которых знают не все. Они сравнительно новые, а потому не очень известны, но у каждого есть своя интересная история и значимость для города. Как раз их я и хочу исследовать в своей работе.

Памятник-это сооружение, поддерживающее воспоминание о чём-либо или о ком-либо.

С самых давних времен люди сооружают памятники для увековечивания какого-либо события или в честь заслуг отдельных личностей.

Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны. [5]

Памятники – это свидетели исторического сознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре. [1]

Все памятники можно разделить на группы:

1. По назначению и цели установки - памятники выдающимся личностям (правителям, поэтам, писателям, музыкантам, художникам, ученым, военным), мемориалы воинской славы, памятники-посвящения, мемориалы захоронений, религиозная архитектура, значимые исторические события и их герои, известные литературные и городские персонажи, чувства, вечные ценности, необычные объекты и

2. Памятники по типу сооружения - жанровые композиции, мемориальные комплексы, монументальная городская скульптура, стелы, здания, ритуальное сооружение, бюсты, мемориальные доски, скульптура, обелиск, статуя, плита, декоративная скульптура, мемориальная доска [4]

Волгоградская область выделяется среди других регионов России насыщенностью историческими памятниками и мемориальными сооружениями. В нашем городе есть памятники обоих типов..

Так как в Волгограде огромное количество мест памяти Великой отечественной войне, и любая информация отсылает нас именно к тем событиям, то мне стало интересно, а есть ли в городе памятники, не касающиеся военной тематики? А посвященные каким-то новым событиям? И таких памятников оказалось немало. Я хочу рассказать о некоторых из них, которые успел посмотреть сам. Говоря о «новых памятниках», мы имеем ввиду памятники, установленные сравнительно недавно, после 2000 года.

Памятник «Медикам Царицына - Сталинграда - Волгограда». Открытие этого памятника состоялось 6 сентября 2005 года. Памятник высотой 2 метра сделан из гранита в виде латинской буквы «V» и напоминает расколотое сердце. Внутри этой композиции помещено «древо жизни», которое символизирует добрые руки врача. Надпись на памятнике гласит: «Медикам Царицына, Сталинграда, Волгограда». Появилась интересная традиция, связанная с этим памятником: держась за «древо жизни», надо пожелать здоровья себе и своим близким, а находится он у главного входа медицинского университета. Сам памятник стал данью памяти и уважения всем медицинским работникам города, их самоотверженности в борьбе за жизнь и здоровье своих пациентов. В годы войны, медики зачастую жертвовали собственной жизнью, спасая раненых бойцов. [3]

 

Памятник Александру Невскому. На площади Павших борцов возвышается бронзовая фигура Александра Невского. Семиметровый памятник весом в полторы тонны, был установлен в 2007 году. Он привлекает внимание своим величием - мужественная фигура князя представлена в полный рост, в воинских доспехах, с боевым знаменем в правой руке.

Имя Александра Невского, проявившего выдающиеся способности полководца и дипломата, было широко почитаемо на Руси. В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя» вошел как новый тип святого воина, прославившегося не мученическими подвигами и не только личным благочестием, а в первую очередь - своими государственными делами.

В 2006 году Александр Невский признан духовным покровителем Волгограда.[2]

Памятник Зое Космодемьянской. Имя Зои Космодемьянской еще несколько десятков лет назад знал каждый ученик. В 1941 году школьницей она ушла к партизанам. Выполняя задание, попала в плен к фашистам. За то, что даже под пытками не выдала русских солдат, была повешена.

В память о подвиге юной партизанки, в 2008 году в сквере школы №130 в Ворошиловском районе Волгограда, был установлен памятник Герою Советского Союза, партизанке Зое Космодемьянской. Когда-то пионерская дружина этой школы носила ее имя.

Автор Виктор Фетисов создал изящную скульптуру из белого мрамора, и образ хрупкой, но сильной девушки-партизанки служит примером стойкости для современной молодежи, о чем свидетельствует надпись сбоку монумента: «Молодым непокоренным патриотам». [3]

Памятник первой учительнице. Памятник первой учительнице был открыт в октябре 2010 года, в день учителя. Он находится в Красноармейском районе Волгограда, на Бульваре Энгельса.

Памятник называют народным, поскольку идея создания скульптуры принадлежала общественности, а средства на его установку собрали сами волгоградцы. Скульптура, отлитая из бронзы, изображает ученика и учительницу, в руках у которой – журнал и указка. [3]

Памятник собакам-подрывникам. Недалеко от памятника Чекистам, в Ворошиловском районе города Волгограда, можно увидеть бронзовую фигуру собаки. Это единственный в России памятник «Истребителям фашистских танков» - служебным собакам-подрывникам 10-й стрелковой дивизии НКВД. Он был открыт в Волгограде в 2010 году.

Скульптура Сергея Карпова изображает пса, снаряженного сумкой с тротилом и взрывателем на спине.

Идея создать памятник собакам возникла у начальника ГУ МВД по Волгоградской области Александра Кравченко. Во время Великой Отечественной четверногоие подрывники 28-го отдельного отряда собак в составе 10-й дивизии НКВД уничтожили и повредили 32 фашистских танка, истребили больше роты немецких автоматчиков. Во время подготовки собак кормили только под танками, у них вырабатывался условный рефлекс при виде танка бросаться под него.[3]

«Рядом с тобой – Ангел-хранитель…» В сентябре 2005 года в сквере им. Саши Филиппова в Ворошиловском районе состоялось открытие двухметровой бронзовой скульптуры Ангела-хранителя. Это один из тех «мирных» памятников города-героя, глядя на которые, о войне вспоминать не хочется. Бронзовый ангел с молитвенно сложенными руками-крыльями символизирует духовную чистоту и защиту от мирского зла. Идея установки такого памятника принадлежала представителям общественности нашего города.

Сложилась такая добрая традиция: если прикоснуться к скульптуре, подержаться за крылья Ангела и загадать желание, то оно непременно сбудется. В знак благодарности жители Волгограда и его многочисленные гости оставляют на постаменте своего небесного защитника монеты и цветы.[3]

«Здравствуй, милый бегемот!..» 23 апреля 2008 года на лужайке перед зданием нового детского развлекательного комплекса «Гиппопо», что в Красноармейском районе, состоялось открытие необычной скульптуры – бронзового бегемота. Автор скульптуры – президент Российской академии художеств, известный российский скульптор Зураб Церетели. Заказ на скульптуру поступил художнику от руководства детского комплекса. З. Церетели согласился на выполнение работы и отказался от гонорара, заявив, что хочет сделать подарок волгоградским детям и всем жителям города.
В день открытия памятника бегемоту родилась и новая традиция: нужно взобраться бегемоту на спину, взяться за уши и загадать желание.[3]

Мы отобрали, на наш взгляд, самые интересные и необычные памятники. И решили провести опрос среди учащихся вторых классов на знание «новых» памятников. В опросе принимали участие 64 человека.

Анкета содержала следующие вопросы и задания:

1. Соотнесите фото с подходящими названиями памятников;

2. Знаете ли вы даты создания представленных памятников?

3. Место расположения этих памятников?

При анализе первого задания выяснилось следующее:

20 человек (31%) верно соотнесли фото с названием памятников; 21 человек (33%) допустили 2 ошибки; 8 человек (12%) – 3 ошибки; 8 человек (12%) – 4 ошибки; 7 человек (11%) ошибочно соотнесли 5 и более фото.

Оставшиеся вопросы вызвали затруднения у третьеклассников. Только трое учащихся предположили, в каких годах были установлены памятники, и никто из учащихся не смог ответить об их конкретном местонахождении.

Из диаграммы мы видим, что осведомленность сверстников о современных памятниках находится почти на нулевом уровне. Поэтому мы провели классные часы в третьих классах, где рассказали ребятам о «новых» памятниках города. Организовали экскурсии к некоторым из этих памятников. А также подготовили и раздали учащимся брошюры, в которых есть фото и краткое описание «новых» памятников.

Работа над этим исследованием была очень увлекательной. Мне было интересно узнавать что-то новое про город, в котором я живу. Но еще больше увлекает то, что можно поделиться собранной информацией с друзьями и сверстниками.

Мы выступили со своими исследованиями перед учащимися третьих классов. Подарил им на память брошюры с «новыми» памятниками. А также побывали на экскурсии у нескольких памятников. Это памятник Собакам-подрывникам, памятник Медикам Царицына-Сталинграда-Волгограда, памятник Александру Невскому.

В результате работы над проектом был создан путеводитель в виде брошюры «Путешествие по «новым» памятникам города Волгограда», который поможет школьникам знать историю родного города. Так же данная работа может быть интересна и гостям города, так как в ней собраны сведения о памятниках нашего города.

Изучая памятники Волгограда, мы узнали:

  • историю создания памятников;
  • какому событию или человеку посвящен памятник;
  • даты их открытия.

Заключение. В заключение хочу сказать, что слова «памятник» и «память» имеют общий корень. Каждый памятник может рассказать нам о каком-то великом человеке или событии прошлого. И я считаю, что все мы обязаны знать и сохранить это культурное наследие для своих потомков. Чтобы они, проходя мимо этих величественных фигур понимали, для чего эти памятники здесь установлены.

Мы планируем продолжить наше исследование, хотим снять фильм-путеводитель по «новым» памятникам города Волгограда после снятия карантинных мер. И разместить его в социальных сетях (на сайте лицея, в социальных группах лицея и класса, и так далее).


Библиографическая ссылка

Чернов Н.А. НЕИЗВЕСТНЫЕ В ИЗВЕСТНОМ: «НОВЫЕ» ПАМЯТНИКИ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1486 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674