Введение.
В последние годы школьный курс информатики вышел на качественно новый этап своего развития.
Проблема. Более-менее унифицировался набор школьной вычислительной техники. Самое главное - изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью. Пятнадцать - двадцать лет назад, в начале внедрения информатики в школы, под компьютерной грамотностью понималось умение программировать.
Актуальность. Сейчас уже практически всеми осознано, что школьная информатика не должна быть курсом программирования. Большая часть пользователей современных персональных компьютеров не программирует и не нуждается в этом.
Цель – определить пути ликвидации проблем курса информатики в средней школе.
Задачи: изучить социальный запрос современного мира, выявить основы изучения курса информатики в средней общеобразовательной школе, предложить пути ликвидации проблем.
Предмет исследования – курс информатики в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза – комплексный курс информатики, изменяющийся под воздействием экономических запросов региона, является наиболее верным путем к ликвидации проблем.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение, системный анализ социально-экономических процессов региона.
Основная часть. Сегодня созданы разнообразные программные средства компьютерных информационных технологий, позволяющие работать с электронно-вычислительной машиной непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий.
На данный момент в развитии информатики и информационно-компьютерных технологий, как учебных дисциплин, наблюдается кризис, вызванный тем, что:
1) Задача - введение школьных предметов информатика и ИКТ в основном выполнена;
2) хотя школьники знакомятся с основными компьютерными понятиями и элементами программирования, но передний край научной и практической информатики и компьютерных технологий ушел далеко вперед, и становится неясно, в каком направлении двигаться дальше;
3) при огромном количестве учебных пособий по информатике и информационно-компьютерных технологий - подобрать реалистичные учебники, отвечающие современным бизнес-запросам, трудно;
4) из-за различия условий преподавания информатики в различных школах (из-за разнообразия типов средств вычислительной техники, программного обеспечения, учебного пособия) и появившейся у школ относительной свободы в выборе профилей классов, учебных планов и образовательных программ появился значительный разброс в содержании обучения информатики.
Снижается мотивация школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним. Общая научная ориентация курса информатики утрачивает актуальность.
Результаты и обсуждение. Явно проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированное применение информационных технологий, пользовательские навыки использования персональных компьютеров для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т.п. Также наблюдается экономический спад в технологической области, выражающийся в нехватки инженерных кадров и программистов.
Однако, не все общеобразовательные учебных заведений в той или иной степени готовы к реализации этого запроса в силу отсутствия соответствующего учебного компьютерного оснащения, лицензионного программного обеспечения, методической и соответствующей современным тенденциям в развитии экономическо-технических технологий учебной литературы. Не утрируется ли задача предметов информатики и ИКТ до знакомства с различными программными средствами?
Ошибочно было бы ориентировать курс информатики только на практическое освоение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, изучением графических редакторов, функций браузеров и т.д.. Тогда информатика быстро бы потеряла значение как самостоятельная учебная дисциплина.
Изучение основы информатики, вычислительной техники и информационно-компьютерных технологий в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую.
Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимся фундаментальных понятий современной информатики. Прагматическая - в получении практических навыков с аппаратными и программными средствами современных электронно-вычислительных машин. Курс школьной информатики содержательно и методически должен быть построен так, чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.
Выводы. Необходимо проектирование нового учебного процесса на основе современной психолого-педагогической теории. А это задача посложнее, чем подготовка обучающих программ по существующим учебным предметам. Судьба компьютеризации, в конечном счете, будет зависеть от педагогически и психологически обоснованной перестройки всего учебно-воспитательного процесса.
Курс информатики сможет считаться всеобъемлющим и отвечающим требованиям современного мира, только если будет иметь возможность изменяться под воздействием экономических запросов региона, что является наиболее верным путем к ликвидации проблем в школьном курсе информатики и информационно-компьютерных технологий.
Библиографическая ссылка
Лашина Т.С. ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 6. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1492 (дата обращения: 21.11.2024).