Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Лашина Т.С. 1
1 Московский государственный областной университет
экономика в информатике
экономика
информатика
социальный вызов
программирование
курс информатики и информационно-коммуникационных технологий
средняя школа
1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
2. Уваров А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра //Информатика и образование, 1990, №4
3. Томас Дэвенпорт. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности. Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2021, 320 с.
4. Экономическая информатика: учебник и практикум для прикладного баклавариата / под ред. В. П. Полякова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 495 с. – (Серия: Бакалавр. Прикладной курс).
5. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: 2 ч. Ч.1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 344 с.: ил.
6. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2 изд., перераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 384 с.: ил.

Введение.

В последние годы школьный курс информатики вышел на качественно новый этап своего развития.

Проблема. Более-менее унифицировался набор школьной вычислительной техники. Самое главное - изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью. Пятнадцать - двадцать лет назад, в начале внедрения информатики в школы, под компьютерной грамотностью понималось умение программировать.

Актуальность. Сейчас уже практически всеми осознано, что школьная информатика не должна быть курсом программирования. Большая часть пользователей современных персональных компьютеров не программирует и не нуждается в этом.

Цель – определить пути ликвидации проблем курса информатики в средней школе.

Задачи: изучить социальный запрос современного мира, выявить основы изучения курса информатики в средней общеобразовательной школе, предложить пути ликвидации проблем.

Предмет исследования – курс информатики в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза – комплексный курс информатики, изменяющийся под воздействием экономических запросов региона, является наиболее верным путем к ликвидации проблем.

Методы исследования – анализ, синтез, сравнение, системный анализ социально-экономических процессов региона.

Основная часть. Сегодня созданы разнообразные программные средства компьютерных информационных технологий, позволяющие работать с электронно-вычислительной машиной непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий.

На данный момент в развитии информатики и информационно-компьютерных технологий, как учебных дисциплин, наблюдается кризис, вызванный тем, что:

1) Задача - введение школьных предметов информатика и ИКТ в основном выполнена;

2) хотя школьники знакомятся с основными компьютерными понятиями и элементами программирования, но передний край научной и практической информатики и компьютерных технологий ушел далеко вперед, и становится неясно, в каком направлении двигаться дальше;

3) при огромном количестве учебных пособий по информатике и информационно-компьютерных технологий - подобрать реалистичные учебники, отвечающие современным бизнес-запросам, трудно;

4) из-за различия условий преподавания информатики в различных школах (из-за разнообразия типов средств вычислительной техники, программного обеспечения, учебного пособия) и появившейся у школ относительной свободы в выборе профилей классов, учебных планов и образовательных программ появился значительный разброс в содержании обучения информатики.

Снижается мотивация школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним. Общая научная ориентация курса информатики утрачивает актуальность.

Результаты и обсуждение. Явно проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированное применение информационных технологий, пользовательские навыки использования персональных компьютеров для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т.п. Также наблюдается экономический спад в технологической области, выражающийся в нехватки инженерных кадров и программистов.

Однако, не все общеобразовательные учебных заведений в той или иной степени готовы к реализации этого запроса в силу отсутствия соответствующего учебного компьютерного оснащения, лицензионного программного обеспечения, методической и соответствующей современным тенденциям в развитии экономическо-технических технологий учебной литературы. Не утрируется ли задача предметов информатики и ИКТ до знакомства с различными программными средствами?

Ошибочно было бы ориентировать курс информатики только на практическое освоение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, изучением графических редакторов, функций браузеров и т.д.. Тогда информатика быстро бы потеряла значение как самостоятельная учебная дисциплина.

Изучение основы информатики, вычислительной техники и информационно-компьютерных технологий в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую.

Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимся фундаментальных понятий современной информатики. Прагматическая - в получении практических навыков с аппаратными и программными средствами современных электронно-вычислительных машин. Курс школьной информатики содержательно и методически должен быть построен так, чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.

Выводы. Необходимо проектирование нового учеб­ного процесса на основе современной психолого-педагогической теории. А это задача посложнее, чем подго­товка обучающих программ по существующим учеб­ным предметам. Судьба компьютеризации, в конечном счете, будет зависеть от педагогически и психологичес­ки обоснованной перестройки всего учебно-воспитатель­ного процесса.

Курс информатики сможет считаться всеобъемлющим и отвечающим требованиям современного мира, только если будет иметь возможность изменяться под воздействием экономических запросов региона, что является наиболее верным путем к ликвидации проблем в школьном курсе информатики и информационно-компьютерных технологий.


Библиографическая ссылка

Лашина Т.С. ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1492 (дата обращения: 29.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674