Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПРОЯВИВШИМИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ

Шевченко Л.Г. 1
1 ОГБОУ "Ровеньская СОШ с УИОП"
одаренность
одаренный ребенок
индивидуальный образовательный маршрут
дифференцированный подход
индивидуализация процесса обучения
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. – 2007. – C.35-40.
2. Авдеева Н. И., Журавлева Л. Е., Шумякова Н. Б. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя// :М.; Просвещение. – 2006.
3. Гилядов С.Р. О подходе к выявлению и развитию одаренности учащихся в исследовательской деятельности // Управление современной школой. Завуч. ? 2014. ? № 4. ? с. 60-79.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей //: СПб. – 2004. – с.135-147.
5. Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе. // Вестник челябинского государственного педагогического университета. – 2001. – №3. – С.63-69.
6. Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. – 1988. – №4. – С. 88-97.
7. Мухина B.C. Детская психология // М.: Апрель-пресс. – 2006. – С.67-70.
8. Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. // Компания Спутник+. ? 2006. ? С. 84
9. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. // М.: Просвещение. – 2008. – С.56-60.
10. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы ?электронный ресурс?. // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/download/719/ (дата обращения: 25.10.2021)
11. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ?электронный ресурс?. КонсультантПлюс ?сайт?. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 25.10.2021)

Введение. Статья посвящена проблеме создания дифференцированных подходов и индивидуального образовательного маршрута для детей, проявивших выдающиеся способности на уроках истории и обществознания. В настоящее время этот вопрос является весьма актуальным в свете произошедших изменений в структуре федерального законодательства об образовании. Следовательно, индивидуализация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий на сегодняшний день являются одной из приоритетных задач каждой образовательной организации.

Актуальность. Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование и поиск новых направлений совершенствования образования, в том числе и системы поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности.

Цель. Главной целью обучения и воспитания обучающихся является обеспечение условий для развития и раскрытия выдающихся способностей детей, с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Задачи:

- выявить изменения, происходящие в современном обществе;

- определить понятие индивидуальности и одаренности;

- выяснить причины противоречий при работе педагога с одаренными детьми;

- проанализировать полученные данные;

- предложить эффективные методы и способы работы с детьми, проявившими выдающиеся способности.

Предметом научного исследования являются: методы и формы работы с детьми, проявившими выдающиеся способности. научные публикации по исследуемым вопросам.

Современное общество нуждается в неординарных творческих личностях, способных внести свой вклад в решение актуальных проблем современной цивилизации. [1:35-40] Для работы с детьми, проявившими выдающимися способности, в современном мире встречается все больше разнообразных форм и методов. Нельзя не согласиться с мнением Дж. Рензулли, который писал: «одаренными признаются дети с общим интеллектуальным развитием выше среднего уровня при сильной увлеченности задачей и высоком творческом потенциале, при этом важным является именно взаимодействие всех компонентов, а не наличие их по отдельности.» [5: 63] Следовательно, по нашему мнению, необходимо способствовать развитию индивидуальности ребенка, его интеллектуального и творческого потенциала.

Целью работы в качестве учителя-предметника считается организация различных эффективных форм работы с детьми, проявляющими выдающиеся способности на уроках истории и обществознания, а также созданием эффективной системы деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей детей.

Одаренность – общая способность человека сознательно направить свое мышление на новое, приспособить его к решению новых задач, к новым условиям жизни. [9: 56-60].

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, который в силу своих выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения. Для детей, имеющих выдающиеся способности свойственна необычайная любознательность, потребность в познании, независимость и энергичность, увлеченность предметом, способность к самообучению. Одаренные дети опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Полет мыслей одаренного ребенка невозможно ограничить рамками одного урока и тем более рамками учебного года. [8: 84].

Формирование системы ценностей – длительный процесс, который непосредственно связан с процессом обучения и воспитания.

Курс обществознания формирует у школьников умение работать с различными источниками информации. Помогает обучающемуся создать целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, создает представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе. [10: 1]

Обучение детей, проявляющих выдающиеся способности, по обычным школьным программам не дает им возможности развиваться в силу их индивидуальных способностей. Поэтому, чтобы преодолеть это противоречие, педагог должен находить новые формы и методы работы с одаренными детьми. Данное обстоятельство приводит к необходимости выстраивания особой системы по работе с детьми, проявляющими выдающиеся способности. [2]

Важной функцией проектной деятельности является развитие у детей, проявивших выдающиеся способности, практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое детьми, проявившими выдающиеся способности осознанно и в рамках исследовательской деятельности, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо научить учащихся решать поставленные задачи. Таким образом, в процессе обучения и воспитания одаренных детей приоритет должен отдаваться развитию исследовательских компетенций, что и реализуется в проектной деятельности. [3: 60-69]

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» миссия системы образования рассматривается как создание возможностей для реализации всеми гражданами личностного позитивного потенциала (культурного, экономического, социального). На решение данной задачи направлена и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она предполагает формирование готовности обучающихся, проявивших выдающиеся способности, к саморазвитию и непрерывному образованию, создание развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, стимулирование активной учебнопознавательной деятельности обучающихся. Следовательно, индивидуализация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий на сегодняшний день являются одной из приоритетных задач каждой образовательной организации. [11].

Инструментом, который может быть использован для решения данной задачи, является индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, проявившего выдающиеся способности, способствует в полной мере реализовать его талант, помогает найти к каждому одаренному ребенку индивидуальный и дифференцированный подход. . [6]

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития современной системы образования все чаще усматриваются в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности. Всё чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимальное приближение этого выбора к реальным интересам и возможностям ученика. [7].

В учебном процессе развитие детей, проявивших выдающиеся способности, следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом и активным созидателем своей жизни, уметь ставить перед собой цель и получать от нее результат, максимально использовать свои способности и возможности. [4: 135-147]

Педагог, разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, при работе с ребенком, проявившим выдающиеся способности, содействует развитию личности ребенка, полной самореализации его творческого потенциала.

Вашему вниманию предлагается индивидуальный образовательный маршрут по работе над проектом «Коллективизация в Ровеньском районе».

Обучающаяся: 10А класса Сементеева Татьяна

Учитель истории и обществознания: Шевченко Людмила Григорьевна

Период работы: 01.09.2020 - 21.05.2021 года в рамках урока «История»

Цель: формирование условий для развития выдающихся способностей обучающихся; индивидуализация процесса обучения; личностный подход к удовлетворению познавательных интересов и потребностей обучающегося.

Таблица 1.

№ п/п

Дата

Тема занятия

Содержание деятельности

Форма

ликвидации пробелов

Результат

работы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

04.09

Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.

Особенности и оценки. структура проекта, критерии Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Работа с дополнительными источниками информации. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

Лекция, консультации

Характеризовать проект, проектную деятельность. Усвоить основные требования к исследованию, к теоретической и практической части проекта.

2

11.09

Структура проекта. Получаем информацию, изучая диаграммы и таблицы.

Организация самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Проектирования собственного исследования. Выбор темы проекта, работа над содержанием.

Консультация,

самостоятельная работа.

Уметь выделять составные части проекта.

3

18.09

Что такое проектный продукт. Получаем информацию, изучая фотографии, книги.

Демонстрация примеров готовых проектов.

Знакомство с видами с проектных продуктов.

Лекция, работа с компьютером

Запомнить виды проектных продуктов.

4

25.09

Конструирование темы и проблемы проекта.

Выбор темы, определение проблемы проекта

Определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

индивидуальная работа, дифференцированное задание

Определить тему и проблему проекта

5

02.10

Постановка проблемы: формирование и способы проверки гипотез; поиск решений; анализ и выводы.

Знакомство с программным обеспечением.

Выявление структуры научного исследования, выполнение отдельных исследовательских действий (выдвижение гипотез по решению проблем)

Консультация с родителями

Определить проблему проекта

6

09.10

Определение цели, задач проекта.

Беседа-демонстрация

Постановка цели исследования, планирование исследования, описание.

Творческие задания

Определить цель, сформулировать задачи проекта

7

16.10

Технология составления плана работы

Организация работы с дополнительной литературой.

Работа со справочными системами Интернета.

опрос

Научиться составлять план работы над проектом

8

23.10

Поиск и обработка информации по теме исследования, отбор фактического материала.

Демонстрация.

Поиск и обработка информации при работе с дополнительной литературой.

Консультация, групповая работа.

Научиться находить и обрабатывать информацию по теме исследования, отбирать фактический материал

9

06.11

Правила оформления проектно-исследовательской работы.

Беседа.

Работа с дополнительными источниками информации.

Выполнение индивидуальных заданий

Усвоить основные требования к исследованию, к теоретической и практической части проекта.

10

13.11

Формулировка и способы проверки гипотез.

Беседа, демонстрация.

Круглый стол, беседа

самостоятельная работа

Изучить теоретический материал по теме проекта из разных источников.

11

20.11

Подбор материала для теоретической части проекта.

Организация работы с дополнительной литературой.

Работа со справочными системами Интернета.

Карточный опрос

Научиться подбирать теоретический материал по теме проекта из разных источников

12

27.11

Подбор материала для теоретической части проекта.

Организация работы с дополнительной литературой.

Семинар по подбору и анализу материала для теоретической части проекта

Тренинг

Научиться подбирать теоретический материал по теме проекта из разных источников.

13

04.12

Корректировка теоретического материала с учетом рекомендаций руководителя.

 

Беседа и демонстрация возможностей исполнительного устройства

Дискуссия по корректировке теоретического материала

Карточки-тренажеры

Внести изменения в работу согласно рекомендаций руководителя.

14

11.12

Составление презентации по теоретической части проекта.

Организация работы с дополнительной литературой.

Обучающий тренинг по составлению презентации по теоретической части проекта

Консультация сильных учащихся, групповая работа

Составить презентацию, используя теоретический материал проекта.

15

18.12

Корректировка презентации с учетом рекомендаций руководителя.

Организация работы с дополнительной литературой.

Исследовательский практикум

Лекция, размышление

Внести изменения в работу согласно рекомендаций руководителя.

16

25.12

Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.

Беседа-демонстрация.

Знакомство с понятием «плагиат», работа с дополнительной информацией.

Составление конспекта

Усвоить понятие плагиата

17

15.01

Практическое занятие с системами «антиплагиат».

Беседа

Решение проблемных кейсов

Работа в Интернете

Проверить теоретическую часть проекта на плагиат.

18

22.01

Оформление списка использованной литературы по ГОСТ.

Организация работы с дополнительной литературой.

Практическое занятие

Консультация, Выполнение практических заданий.

Познакомиться с требованиями ГОСТ при оформлении списка использованной литературы.

19

29.01

Определение практического применения объекта и предмета исследования.

Демонстрация

Деловая игра

Компьютерный практикум

Определить аспекты практического применения объекта и предмета исследования.

20

05.02

Постановка цели и задач эксперимента по выбранной теме.

Беседа

Анализ производственных ситуаций

Лекция, консультация

Определить цель и сформулировать задачи эксперимента.

21

12.02

Подбор материалов для практической части проекта.

Демонстрация, организация работы с дополнительной литературой.

Работа со справочными системами Интернета.

самостоятельная работа.

Изучить материалы, относящиеся к практической части проекта.

22

19.02

Планирование этапов исследования.

Организация работы с дополнительной литературой.

Выступление, решение ситуационных задач

Выступление на конфереции в 9 классе

Разработать план проведения эксперимента.

23

26.02

Подбор материала, необходимого для проведения исследования.

Демонстрация

Работа с нормативными документами, справочниками

самостоятельная работа.

Составить перечень оборудования, необходимого для проведения эксперимента.

24

05.03

Проведение исследования по выбранной теме проекта.

Беседа

Проблемный семинар-дискуссия

Консультация, наблюдение

Выполнить эксперимент, оформить полученные результаты.

25

12.03

Способы представления результатов исследования.

Демонстрация.

Семинар-взаимообучение

Лекция, самостоятельная работа.

Познакомиться со способами представления экспериментальных результатов: таблица, график, диаграмма.

26

19.03

Оформление расчетов по результатам исследования, составление таблиц.

Демонстрация, организация работы с дополнительной литературой.

Практическое занятие, коллоквиум

Консультация, самостоятельная работа.

Оформить расчеты по результатам эксперимента

27

02.04

Оформление расчетов по результатам опроса, составление диаграмм.

Демонстрация, организация работы с дополнительной литературой.

Мастер-класс по результатам опроса, по составлению диаграмм

Занятие в паре с консультантом

Оформить расчеты по результатам эксперимента.

28

09.04

Корректировка расчетов с учетом рекомендаций руководителя.

Беседа

Видеоконференция

Практикум

Внести изменения в работу согласно рекомендаций руководителя

29

16.04

Анализ проведенного исследования.

Беседа

Демонстрация презентации, схем, таблиц.

Стимулирование развития интересов

Проанализировать полученные в ходе расчетов результаты

30

23.04

Формулировка выводов практической части проекта

Организация работы с дополнительной литературой.

Формулировка выводов практической части, анализ проведенной работы

Практическая работа

Сформулировать выводы практической части проекта.

31

30.04

Корректировка выводов с учетом рекомендаций руководителя.

Беседа

Функциональное проектирование

Тестовые задания, зачет

Внести изменения в работу согласно рекомендаций руководителя.

32

07.05

Оформление заключительной части проекта.

Организация работы с дополнительной литературой.

Работа с материалами Интернета.

Лекция, самостоятельная работа.

Оформить заключение к проекту

33

14.05

Составление презентации по практической части проекта.

Демонстрация, беседа.

Анализ презентации по практической части проекта

Консультация,

Интернет-технологии.

Составить презентацию, используя практический материал проекта.

34

21.05

Подготовка устного выступления

Беседа

Практическое занятие

самостоятельная работа.

Изучить культуру выступления и ведения дискуссии

Подводя итоги, хочется отметить, что организация обучения детей, проявляющих выдающиеся способности, в форме индивидуального образовательного маршрута позволяет оптимизировать работу педагога при выявлении и развитии одаренных детей. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении одаренных детей – это уникальная возможность спроектировать собственную жизненную траекторию каждого ребенка, научив его добиваться поставленных целей.


Библиографическая ссылка

Шевченко Л.Г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПРОЯВИВШИМИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ // Международный школьный научный вестник. – 2022. – № 2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1512 (дата обращения: 21.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674