Введение. Статья посвящена проблеме создания дифференцированных подходов и индивидуального образовательного маршрута для детей, проявивших выдающиеся способности на уроках истории и обществознания. В настоящее время этот вопрос является весьма актуальным в свете произошедших изменений в структуре федерального законодательства об образовании. Следовательно, индивидуализация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий на сегодняшний день являются одной из приоритетных задач каждой образовательной организации.
Актуальность. Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование и поиск новых направлений совершенствования образования, в том числе и системы поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности.
Цель. Главной целью обучения и воспитания обучающихся является обеспечение условий для развития и раскрытия выдающихся способностей детей, с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Задачи:
- выявить изменения, происходящие в современном обществе;
- определить понятие индивидуальности и одаренности;
- выяснить причины противоречий при работе педагога с одаренными детьми;
- проанализировать полученные данные;
- предложить эффективные методы и способы работы с детьми, проявившими выдающиеся способности.
Предметом научного исследования являются: методы и формы работы с детьми, проявившими выдающиеся способности. научные публикации по исследуемым вопросам.
Современное общество нуждается в неординарных творческих личностях, способных внести свой вклад в решение актуальных проблем современной цивилизации. [1:35-40] Для работы с детьми, проявившими выдающимися способности, в современном мире встречается все больше разнообразных форм и методов. Нельзя не согласиться с мнением Дж. Рензулли, который писал: «одаренными признаются дети с общим интеллектуальным развитием выше среднего уровня при сильной увлеченности задачей и высоком творческом потенциале, при этом важным является именно взаимодействие всех компонентов, а не наличие их по отдельности.» [5: 63] Следовательно, по нашему мнению, необходимо способствовать развитию индивидуальности ребенка, его интеллектуального и творческого потенциала.
Целью работы в качестве учителя-предметника считается организация различных эффективных форм работы с детьми, проявляющими выдающиеся способности на уроках истории и обществознания, а также созданием эффективной системы деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей детей.
Одаренность – общая способность человека сознательно направить свое мышление на новое, приспособить его к решению новых задач, к новым условиям жизни. [9: 56-60].
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, который в силу своих выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения. Для детей, имеющих выдающиеся способности свойственна необычайная любознательность, потребность в познании, независимость и энергичность, увлеченность предметом, способность к самообучению. Одаренные дети опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Полет мыслей одаренного ребенка невозможно ограничить рамками одного урока и тем более рамками учебного года. [8: 84].
Формирование системы ценностей – длительный процесс, который непосредственно связан с процессом обучения и воспитания.
Курс обществознания формирует у школьников умение работать с различными источниками информации. Помогает обучающемуся создать целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, создает представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе. [10: 1]
Обучение детей, проявляющих выдающиеся способности, по обычным школьным программам не дает им возможности развиваться в силу их индивидуальных способностей. Поэтому, чтобы преодолеть это противоречие, педагог должен находить новые формы и методы работы с одаренными детьми. Данное обстоятельство приводит к необходимости выстраивания особой системы по работе с детьми, проявляющими выдающиеся способности. [2]
Важной функцией проектной деятельности является развитие у детей, проявивших выдающиеся способности, практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое детьми, проявившими выдающиеся способности осознанно и в рамках исследовательской деятельности, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо научить учащихся решать поставленные задачи. Таким образом, в процессе обучения и воспитания одаренных детей приоритет должен отдаваться развитию исследовательских компетенций, что и реализуется в проектной деятельности. [3: 60-69]
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» миссия системы образования рассматривается как создание возможностей для реализации всеми гражданами личностного позитивного потенциала (культурного, экономического, социального). На решение данной задачи направлена и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она предполагает формирование готовности обучающихся, проявивших выдающиеся способности, к саморазвитию и непрерывному образованию, создание развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, стимулирование активной учебнопознавательной деятельности обучающихся. Следовательно, индивидуализация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий на сегодняшний день являются одной из приоритетных задач каждой образовательной организации. [11].
Инструментом, который может быть использован для решения данной задачи, является индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, проявившего выдающиеся способности, способствует в полной мере реализовать его талант, помогает найти к каждому одаренному ребенку индивидуальный и дифференцированный подход. . [6]
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития современной системы образования все чаще усматриваются в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности. Всё чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимальное приближение этого выбора к реальным интересам и возможностям ученика. [7].
В учебном процессе развитие детей, проявивших выдающиеся способности, следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом и активным созидателем своей жизни, уметь ставить перед собой цель и получать от нее результат, максимально использовать свои способности и возможности. [4: 135-147]
Педагог, разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, при работе с ребенком, проявившим выдающиеся способности, содействует развитию личности ребенка, полной самореализации его творческого потенциала.
Вашему вниманию предлагается индивидуальный образовательный маршрут по работе над проектом «Коллективизация в Ровеньском районе».
Обучающаяся: 10А класса Сементеева Татьяна
Учитель истории и обществознания: Шевченко Людмила Григорьевна
Период работы: 01.09.2020 - 21.05.2021 года в рамках урока «История»
Цель: формирование условий для развития выдающихся способностей обучающихся; индивидуализация процесса обучения; личностный подход к удовлетворению познавательных интересов и потребностей обучающегося.
Таблица 1.
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Содержание деятельности |
Форма ликвидации пробелов |
Результат работы |
|
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
|||||
1 |
04.09 |
Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию. |
Особенности и оценки. структура проекта, критерии Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. |
Работа с дополнительными источниками информации. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. |
Лекция, консультации |
Характеризовать проект, проектную деятельность. Усвоить основные требования к исследованию, к теоретической и практической части проекта. |
2 |
11.09 |
Структура проекта. Получаем информацию, изучая диаграммы и таблицы. |
Организация самостоятельной работы с дополнительной литературой. |
Проектирования собственного исследования. Выбор темы проекта, работа над содержанием. |
Консультация, самостоятельная работа. |
Уметь выделять составные части проекта. |
3 |
18.09 |
Что такое проектный продукт. Получаем информацию, изучая фотографии, книги. |
Демонстрация примеров готовых проектов. |
Знакомство с видами с проектных продуктов. |
Лекция, работа с компьютером |
Запомнить виды проектных продуктов. |
4 |
25.09 |
Конструирование темы и проблемы проекта. |
Выбор темы, определение проблемы проекта |
Определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. |
индивидуальная работа, дифференцированное задание |
Определить тему и проблему проекта |
5 |
02.10 |
Постановка проблемы: формирование и способы проверки гипотез; поиск решений; анализ и выводы. |
Знакомство с программным обеспечением. |
Выявление структуры научного исследования, выполнение отдельных исследовательских действий (выдвижение гипотез по решению проблем) |
Консультация с родителями |
Определить проблему проекта |
6 |
09.10 |
Определение цели, задач проекта. |
Беседа-демонстрация |
Постановка цели исследования, планирование исследования, описание. |
Творческие задания |
Определить цель, сформулировать задачи проекта |
7 |
16.10 |
Технология составления плана работы |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Работа со справочными системами Интернета. |
опрос |
Научиться составлять план работы над проектом |
8 |
23.10 |
Поиск и обработка информации по теме исследования, отбор фактического материала. |
Демонстрация. |
Поиск и обработка информации при работе с дополнительной литературой. |
Консультация, групповая работа. |
Научиться находить и обрабатывать информацию по теме исследования, отбирать фактический материал |
9 |
06.11 |
Правила оформления проектно-исследовательской работы. |
Беседа. |
Работа с дополнительными источниками информации. |
Выполнение индивидуальных заданий |
Усвоить основные требования к исследованию, к теоретической и практической части проекта. |
10 |
13.11 |
Формулировка и способы проверки гипотез. |
Беседа, демонстрация. |
Круглый стол, беседа |
самостоятельная работа |
Изучить теоретический материал по теме проекта из разных источников. |
11 |
20.11 |
Подбор материала для теоретической части проекта. |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Работа со справочными системами Интернета. |
Карточный опрос |
Научиться подбирать теоретический материал по теме проекта из разных источников |
12 |
27.11 |
Подбор материала для теоретической части проекта. |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Семинар по подбору и анализу материала для теоретической части проекта |
Тренинг |
Научиться подбирать теоретический материал по теме проекта из разных источников. |
13 |
04.12 |
Корректировка теоретического материала с учетом рекомендаций руководителя.
|
Беседа и демонстрация возможностей исполнительного устройства |
Дискуссия по корректировке теоретического материала |
Карточки-тренажеры |
Внести изменения в работу согласно рекомендаций руководителя. |
14 |
11.12 |
Составление презентации по теоретической части проекта. |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Обучающий тренинг по составлению презентации по теоретической части проекта |
Консультация сильных учащихся, групповая работа |
Составить презентацию, используя теоретический материал проекта. |
15 |
18.12 |
Корректировка презентации с учетом рекомендаций руководителя. |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Исследовательский практикум |
Лекция, размышление |
Внести изменения в работу согласно рекомендаций руководителя. |
16 |
25.12 |
Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. |
Беседа-демонстрация. |
Знакомство с понятием «плагиат», работа с дополнительной информацией. |
Составление конспекта |
Усвоить понятие плагиата |
17 |
15.01 |
Практическое занятие с системами «антиплагиат». |
Беседа |
Решение проблемных кейсов |
Работа в Интернете |
Проверить теоретическую часть проекта на плагиат. |
18 |
22.01 |
Оформление списка использованной литературы по ГОСТ. |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Практическое занятие |
Консультация, Выполнение практических заданий. |
Познакомиться с требованиями ГОСТ при оформлении списка использованной литературы. |
19 |
29.01 |
Определение практического применения объекта и предмета исследования. |
Демонстрация |
Деловая игра |
Компьютерный практикум |
Определить аспекты практического применения объекта и предмета исследования. |
20 |
05.02 |
Постановка цели и задач эксперимента по выбранной теме. |
Беседа |
Анализ производственных ситуаций |
Лекция, консультация |
Определить цель и сформулировать задачи эксперимента. |
21 |
12.02 |
Подбор материалов для практической части проекта. |
Демонстрация, организация работы с дополнительной литературой. |
Работа со справочными системами Интернета. |
самостоятельная работа. |
Изучить материалы, относящиеся к практической части проекта. |
22 |
19.02 |
Планирование этапов исследования. |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Выступление, решение ситуационных задач |
Выступление на конфереции в 9 классе |
Разработать план проведения эксперимента. |
23 |
26.02 |
Подбор материала, необходимого для проведения исследования. |
Демонстрация |
Работа с нормативными документами, справочниками |
самостоятельная работа. |
Составить перечень оборудования, необходимого для проведения эксперимента. |
24 |
05.03 |
Проведение исследования по выбранной теме проекта. |
Беседа |
Проблемный семинар-дискуссия |
Консультация, наблюдение |
Выполнить эксперимент, оформить полученные результаты. |
25 |
12.03 |
Способы представления результатов исследования. |
Демонстрация. |
Семинар-взаимообучение |
Лекция, самостоятельная работа. |
Познакомиться со способами представления экспериментальных результатов: таблица, график, диаграмма. |
26 |
19.03 |
Оформление расчетов по результатам исследования, составление таблиц. |
Демонстрация, организация работы с дополнительной литературой. |
Практическое занятие, коллоквиум |
Консультация, самостоятельная работа. |
Оформить расчеты по результатам эксперимента |
27 |
02.04 |
Оформление расчетов по результатам опроса, составление диаграмм. |
Демонстрация, организация работы с дополнительной литературой. |
Мастер-класс по результатам опроса, по составлению диаграмм |
Занятие в паре с консультантом |
Оформить расчеты по результатам эксперимента. |
28 |
09.04 |
Корректировка расчетов с учетом рекомендаций руководителя. |
Беседа |
Видеоконференция |
Практикум |
Внести изменения в работу согласно рекомендаций руководителя |
29 |
16.04 |
Анализ проведенного исследования. |
Беседа |
Демонстрация презентации, схем, таблиц. |
Стимулирование развития интересов |
Проанализировать полученные в ходе расчетов результаты |
30 |
23.04 |
Формулировка выводов практической части проекта |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Формулировка выводов практической части, анализ проведенной работы |
Практическая работа |
Сформулировать выводы практической части проекта. |
31 |
30.04 |
Корректировка выводов с учетом рекомендаций руководителя. |
Беседа |
Функциональное проектирование |
Тестовые задания, зачет |
Внести изменения в работу согласно рекомендаций руководителя. |
32 |
07.05 |
Оформление заключительной части проекта. |
Организация работы с дополнительной литературой. |
Работа с материалами Интернета. |
Лекция, самостоятельная работа. |
Оформить заключение к проекту |
33 |
14.05 |
Составление презентации по практической части проекта. |
Демонстрация, беседа. |
Анализ презентации по практической части проекта |
Консультация, Интернет-технологии. |
Составить презентацию, используя практический материал проекта. |
34 |
21.05 |
Подготовка устного выступления |
Беседа |
Практическое занятие |
самостоятельная работа. |
Изучить культуру выступления и ведения дискуссии |
Подводя итоги, хочется отметить, что организация обучения детей, проявляющих выдающиеся способности, в форме индивидуального образовательного маршрута позволяет оптимизировать работу педагога при выявлении и развитии одаренных детей. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении одаренных детей – это уникальная возможность спроектировать собственную жизненную траекторию каждого ребенка, научив его добиваться поставленных целей.
Библиографическая ссылка
Шевченко Л.Г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПРОЯВИВШИМИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ // Международный школьный научный вестник. – 2022. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1512 (дата обращения: 23.11.2024).