Введение
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.
В 2019 году Всероссийский географический диктант показал, что среди 4652 участников Самарской области, географию своей страны знают на среднем уровне (57,2 баллов), что выше по сравнению с 2017 годом (53,8 балла). Хотя тенденция положительная, но знания можно оценить на оценку три [1]. В 2020 году в диктант внесен блок по краеведению.
Сейчас в системе современного общего образования, имеющего целью оптимальное развитие школьников, особая роль отводится знаниям по истории, культуре, географии и экономике региона.
Опираясь на концепцию игровой деятельности в обучении, которая гласит, что игра – естественный процесс в жизни ребенка, обладающий большой воспитательной силой и приносящий огромное удовольствие, в проекте выбрано направление разработки настольной игры в качестве дидактического материла для освоения краеведения. Усова А. П. определила, что игра – это особая форма освоения действительности по ориентации в смыслах жизни, форма организации детской жизни, носящая самодеятельный и творческий характер, в ней ребенок делает первые шаги к самостоятельной жизни, освоение её [3; с. 94]. Поэтому именно через игру дети запоминают многое, вовлекаясь в неё.
Настольные игры - это отличная альтернатива компьютерным играм. Проект крайне важен сегодня, так как в наше время дети, подростки и даже взрослые люди все чаще уходят в мир компьютеров, планшетов, телефонов, забывая или даже не зная о существовании других видов интересного и полезного развлечения.
Учитывая низкую обеспеченность учебных заведений области методическими материалами по краеведению, разработка и внедрение географического лото «Самарская область» позволит повысить познавательный интерес к изучению географии Самарского региона. Предполагается, что настольные игры существуют не только для развлечения, но и для обучения.
Цель исследования
Повышение познавательного интереса к изучению географии Самарского региона за счет внедрения в учебный процесс географического лото.
Задачи
- разработать содержания и дизайны;
- напечатать географического лото;
- внедрить в учебный процесс географического лото;
- мониторинг участников.
Методы исследования:
В работе применялся научно-поисковый метод исследования, изучались материалы сайты по истории, географии, культуре, экономике Самарского региона.
Этапы реализации:
1. Изготовление географического лото Самарской области, январь- февраль 2021 года.
2. Апробация в учебном процессе, февраль 2022 среди учеников 8-11 классов
3. Мониторинг обучающихся, март 2022.
Практическая значимость: изготовлено и введено в учебный процесс новый методический материал - географическое лото «Самарская область».
Результаты проекта
Всевозможные виды обучающих лото и до сегодняшнего дня довольно широко используются во многих странах мира.
В 20 веке в России была очень популярна игра «Вокруг света» - географическое лото (настольная игра с карточками) автор О. Н. Мамаева. Одна из версий этого географического лото «Вокруг света» (в жёлтой коробке и с птицей) издавалась в 1980 и 1983 гг. Ленинградским производственным объединением «Игрушка».
В настоящий момент в некоторых регионах России разработаны краеведческие лото по разным направления, например в таких как : в Пермском и Краснодарских краях; Омской, Белгородской и Сахалинской областях; Республиках Башкирия и Якутия.
Проект подразумевает разработку географического лото «Самарская область» выполнен в формате популярной игры с учётом особенностей истории и географии Самарской области. Географическое лото – настольная игра. Уникальный методический материал для изучения географии родного края. Во время занятия ученики в игровой форме знакомятся с географией, геральдикой и достопримечательностями районов Самарской области (рис.1).
Рис.1. Географическое лото «Самарская область»
Включает тематические блоки: природные объекты; исторические объекты; памятники архитектуры; культурные объекты; гербы.
Лото рассчитано на игру, как в малых группах, так и на целый класс.
Карточки составлены на русском языке. В качестве изображений использован фотографический материал из Интернета.
В наборе 16 игровых полей, по 6 изображений в каждом (рис.2). Размер игровых полей: 210 х 295 мм
Рис.2. Пример игровой карточки
Разрезные карточки -96 штук (рис.3).
Рис.3. Пример карточек с заданиями
Три карточки «Золотой самарец», «Серебряный самарец», «Бронзовый самарец» (рис.4).
Рис.4. Наградные карточки
Правила игры:
Ведущий держит набор разрезных карточек с описанием объекта. Выбирает разрезную карточку наугад и зачитывает описание.
У одного из играющих на большом листе — картинка-ответ . Если игрок заметил совпадение у себя на большом поле или знает ответ на вопрос — говорит вслух правильный ответ, берет у ведущего маленькую карточку и закрывает соответствующее поле на своем листе. Номер карточки должен совпасть с номером поля. Если не заметил и промолчал — карточка откладывается в сторону.
Выигрывает тот, кто первым закроет цветными карточками свое игровое поле. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не закроют свои поля, занимая при этом 1-е, 2-е, 3-е места соответственно.
Победителю вручается карточка «Золотой самарец», второй победитель получает карточку «Серебряный самарец», третий победитель «Бронзовый самарец».
Экономический расчет: (типографии КИТ г. Сызрань)
1 набор в цветном варианте на картонной глянцевой бумаге: 1350 руб.
10 наборов: 13500 руб.
100 наборов: 135000 руб.
Таким образом, в ходе реализации проекта, удалось разработать и внедрить в учебный процесс школы уникальный методический материал, позволяющий в игровой форме знакомить учащихся среднего звена с географией родного края.
С обучающимися 8 -11 классов было проведено ряд мероприятий. До мероприятий и после было проведено анкетирование. В исследовании участвовало 155 человек.
По результатам исследования была получена следующая информация:
78% опрошенных предпочитают компьютерные игры, игры на улице предпочитают 16%, а в настольные игры играют лишь 6% (рис.5). Большинство обучающихся не играют настольные игры (рис.6).
Рис.5. Игровые предпочтения респондентов Рис.6. Играют ли обучающиеся в настольные игры?
После того, как ученикам было озвучено, что разработана новая настольная игра по Самарской области и предложено в нее поиграть, то 77% опрошенных хотели бы поиграть в новую настольную игру. 78% опрошенных понравилась игра. 97% участвующих в опросе не играли никогда в географическое лото. Все респонденты узнали из этой игры много нового. 68% обучающихся хотели бы сыграть в игру с семьей. 85% учеников считают, что географическое лото можно и нужно использовать в учебном процессе (рис.7).
Рис.7. Использование лото в учебном процессе
Таким образом, географическое лото помогло ненавязчиво познакомить детей с обилием информации, которая хорошо запоминается, потому что прочно вписывается в ряд событий из бытия ребенка, что было замечено во время повторного использования. Проведение обучающих уроков помогают легко интегрировать лото в школьную программу как элемент краеведения. Отвечая на вопросы игры, учащиеся актуализируют знания о достопримечательностях региона, об известных людях и уникальных местах, что позитивным образом сказалось на формировании уважительного отношения к малой родине, формировании патриотизма и бережного отношения к природным объектам. Вопросы игры познакомили учеников с самыми интересными местами региона, куда можно будет отправиться всем классом на экскурсии или на отдых вместе с родителями.
Заключение
Географическое лото – настольная игра. Уникальный методический материал для изучения географии родного края. Оказалось, что краеведческий и игровой метод отлично дополняют друг друга, вносят разнообразие в уроки географии, способствуют творческому развитию детей, повышают интерес к географии в целом и к краеведению в частности. Во время занятия ученики в игровой форме знакомятся с географией, геральдикой и достопримечательностями районов Самарской области.
Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто правильнее отвечает, кто больше знает). В игре у учащихся есть возможность развития самооценки своих знаний (выбор более сложного или сравнительно легкого задания). В процессе игры школьники закрепляют полученные знания, получая при этом удовольствие от игры.
По окончанию лото было проведено анкетирование, которое показало результативность данной игры. Из этого следует, что учащимся нашей школы понравилась данная игра. В данном мероприятии ученики узнали много нового и интересного, что поможет им в будущем.
Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит юмор и шутки, снимает напряжение и однообразие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика.
Поэтому данная игра может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Для туристов и гостей Самарского края игра может стать отличным познавательным сувениром. Также игру можно рассматривать в качестве подарка и возможно использовать для организации досуга в семейном кругу.
Библиографическая ссылка
Ржанников К.Г. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО «САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ» // Международный школьный научный вестник. – 2022. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1521 (дата обращения: 03.12.2024).