Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НАУКИ В ЛУЧШИЙ ЦВЕТ ПРИВЕСТЬ

Комлева М.Р. 1
1 МАОУ "Гимназия №25"
эпоха петра первого
наука в россии
реформы петра
комиксы
изучение истории
1. Краткая история комиксов https://kanobu.ru/articles/kratkaya-istoriya-komiksov Текст: электронный.
2. Новичкова Е., Бунтман К., Ратина А. Петр I: хронограф. Текст: непосредственный. Москва: Лабиринт Пресс, 2018. 28 с.
3. Петр Первый. Серия: Они тоже были маленькими. 2019, №6. Текст: непосредственный. ООО «Бауэр Медиа», 2019. 28 с.
4. Репников А.В. Петр I. История России в лицах. Государи. Текст: непосредственный. Москва: РИПОЛ классик, 2022. 122 с.
5. Толстой А.Н. Петр Первый. Текст: непосредственный. Москва: Детская литература, 2021. 381 с.

Введение

Россия – необыкновенная страна с замечательной многовековой историей. И есть в этой истории такие яркие страницы, когда жизнь страны круто менялась в лучшую сторону. Однако людям, живущим в те периоды, эти резкие изменения, возможно, не очень нравились, были непривычными, им хотелось жить по-старому, спокойно и размеренно, и они за эту старую жизнь даже готовы были бороться. В истории такие периоды оставили самый заметный след, потому что через года стали видны все положительные изменения. Эпоха Петра Первого – это как раз пример реформ и изменений на благо России и ее могущества.

Изучать историю своей страны, мне кажется, очень интересно, но иногда на страницах учебника текст бывает сложным, и не очень понятно, что стоит за датами и цифрами. И так получается, что мои ровесники не все интересуются историей России, и про эпоху Петра Первого знают не так-то и много. А что если попробовать передать исторические факты в стиле современных комиксов, подумала я и приступила к этой работе.

Цель творческого проекта – создать комикс о роли Петра I в развитии российской науки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как: изучить исторические факты о жизни Петра I, о его желании «науки в лучший цвет привесть»; выбрать тот материал, который можно использовать в своей творческой работе; выбрать стиль и технику создания комикса; создать собственный комикс «Науки в лучший свет привесть».

Гипотеза такова, что если подростки узнают из комикса о жизни Петра I, то им будет легче запомнить исторические факты, понять и полюбить историю.

В чем я уверена точно, что работа над комиксом «Науки в лучший свет привесть» поможет мне погрузиться в мир истории, узнать много нового о жизни Петра I и истории России, и поделиться этим знанием с друзьями.

Роль Петра Первого в становлении российской науки

Для того, чтобы создать свой творческий проект, необходимо познакомиться с эпохой Петра Первого поближе. К счастью, литературы о судьбе Петра I большое количество: есть научные работы, научно-популярные издания, художественная литература. Наша задача – рассмотреть те страницы биографии императора Петра, которые показывают его отношение к науке, познакомиться с научными преобразованиями в России.

Непростое детство Петра: через игру к настоящему знанию

Весной 1672 года в царской семье ждали пополнение, и вот 30 мая царица Наталья Кирилловна родила сына, которому дали имя Петр - Петр Алексеевич Романов, царевич, один из наследников русского престола.

Маленький Петруша, как и все царские дети, рос в Кремле в Москве, в окружении нянек и слуг. Царь Алексей Михайлович умер, когда Петруша был совсем мал, ему и четырех лет не было. С той минуты жизнь Петра изменилась – он стал одним из тех, к кому перейдет царский трон. Борьба за власть со стороны Милославских и Нарышкиных, стрелецкие бунты остались в памяти будущего царя страшными картинами и приступами нездоровья. Но мы в работе делаем акцент не на политике, а на образовании.

Обучение царевича Петра было поручено дьяку Никите Зотову. Именно Никита Зотов обучал азбуке, святым писаниям, грамоте и арифметике. Похоже, юному Петру не очень нравились эти премудрости с ятями и ерями, и он при каждой возможности сбегал играть во двор к своим «потешным ребяткам». А как прикажешь царскому дитю? Никак. Но обучать-то ребенка надо, за незнание еще как с дьяка спросить могут. Вот и стал Никита Зотов увлекать Петра рассказами по истории, которую он знал хорошо. И тут-то Петруша проявил любознательность. Его интересовало все, что было связано с войсками, видами оружия, сражениями. Интересные беседы вели дьяк Никита и юный Петр, но еще интересней было самому возглавлять потешные полки [4]. В селах Преображенском и Семеновском, где жили Наталья Нарышкина с сыном, Петр устраивал сражения, заставляя мальчишек штурмовать земляные крепости. У его войск были настоящие мундиры, маленькие ружья, сабли, барабаны и даже пушки, которые стреляли репой. Да, пушки стреляли репой, так описано в романе Алексея Толстого «Петр Первый» [5]. В этом же романе есть интересный сюжет, когда два мальчишки, Сашка Меншиков и Алешка Бровкин, показали Петру фокус, как проколоть щеку иголкой и протащить нитку. Через несколько лет они встретятся вновь и подружатся по-настоящему, да так, что Александр Меншиков станет правой рукой императора. Возможно, это художественный вымысел, но так хочется верить, что так и было на самом деле.

Петра настолько заинтересовало военное дело, Что ему выписали голландца Франца Тиммермана, который стал Петру учителем арифметики, геометрии, астрономии и корабельного мастерства. Стоит отметить, что у европейских наследников того времени были лучшие учителя со всего мира. А нашего царя с 6 лет обучал только дьяк Никита Зотов, и лишь потом Франц Тиммерман, Петру приходилось многое изучать самостоятельно. Хорошо, что Петр от природы имел пытливый ум и любознательность.

Знакомство и дружба с Лефортом: любопытство ко всему новому и необычному

Подросший Петр из Преображенской слободы частенько бывал в соседней Немецкой слободе – так называли поселение иностранцев. Петр присматривался к укладу жизни, удивлялся необычной одежде, общался с иностранцами и многому учился у них. В Немецкой слободе Петр подружился с Францем Лефортом, который стал и учителем, и советником, и переводчиком, и наставником.

Бояре осуждали Петра за эту дружбу с иноземцем, но мы с вами понимаем, что именно Франц Лефорт (1656-1699) помог молодому царю определиться с целями и мечтами, связанными с Россией [3]. Представляете, как было обидно видеть Петру то, что бояре, окружавшие его, ничего не хотят, ничем, кроме застолий, не интересуются, готовы жить в грязи, относятся к женщине, как к вещи. И вот совсем рядом есть поселение, где чистые улицы, трудолюбивые люди, нарядные женщины – и все очень красивое, разумное, необычное и технически новое. И как же ему хотелось, чтобы и в его (а к тому времени Петр был провозглашен царем) России многое поменялось.

Военное дело и мореплавание увлекали Петра больше всего на свете. Даже молодая жена Евдокия Лопухина (а женился Петр по желанию матери в его 17 лет) не была так любима, как обожаемые корабли. Мечты о сильной армии и настоящем русском флоте воплотились в желании применить все достижения науки и техники в мире. Царь Петр приглашает иностранных специалистов в Россию, а за границу отправляет молодых талантливых детей бояр. Ох, и непросто дались эти разумные решения. Бояре никак не хотели вникать в знания, что им давали иностранцы, боялись, что они поработят Русь. Но еще больше бояре страдали, когда сыновья поехали в Европу. Это сейчас родители бы гордились, что их дети за государственный счет обучаются за рубежом. А в то время родители провожали детей и прощались с ними на век, так как Европа пугала своей неизвестностью. Да и сами молодые бояре в этой командировке не все стремились получить знания, кто-то просто гулял и наслаждался европейским комфортом, вернулся в Россию без знаний и умений. Понятно, что царя это совсем не устроило. И он принимает самое необычное для тех времен решение – самому отправиться в Европу и все увидеть своими глазами.

Великое посольство: теория и практика познания

Никогда раньше цари не покидали пределы страны. Да еще так надолго. А вот царь Петр взял и поехал за знаниями!

В 1697 Петр инкогнито, то есть не называясь царем, в составе посольства отправился в Голландию – одну из ведущих морских держав того времени. В Саардаме царь представился урядником Преображенского полка Петром Михайловым, прошел курс плотничества и судостроения. А позже, уже в Англии, два месяца работал на верфи в Дептфорте.

За год царь Петр побывал в Риге, Кенигсберге, Бранденбурге, Амстердаме и других городах Европы. Вместе с Францем Лефортом, Федором Головиным и Прокофием Возницыным посетил Англию, Австрию, Голландию и Саксонию.

Великое посольство – так называлась дипломатическая миссия Петра I в Европу. Во время этой длительной поездки планировалось установить военные, научные, экономические и культурные связи с европейскими государствами. Петр I интересовался военным и морским делом, государственным устройством других стран, знакомился с достижениями европейских ученых в области естественных наук, общался с учеными.

Петр наслаждался путешествием по Европе, впитывал в себя все то, что было новым и разумным, размышлял о месте России в Европе и, конечно, о своем предназначении как правителя великой державы. Однако путешествие пришлось прервать по государственным делам – в Москве пустили слух о гибели государя в дальних странах, стрельцы подняли бунт, который был жестоко подавлен. Мне больно было читать про второй стрелецкий бунт, про казни и пытки, поэтому давайте вернемся к теме нашего исследования.

Науке быть!

Петр I вернулся в Россию с желанием и решимостью менять жизнь в собственном государстве к лучшему. Теперь он имел представление о том, как следует жить, чтобы государство было признанным в Европе, чтобы российские богатства не пропадали зря. Первыми реформированы были армия и ее устройство, появилась боеспособная армия, в которой военные постоянно занимались своим делом, оттачивая мастерство. Огромным достижением Петра было создание российского военного и торгового флота. Но сила государства не только в армии и флоте.

Сила – в знаниях! Петр I понял, что стране необходимы грамотные люди. Неужели всех теперь обучать за границей? Конечно, нет. Образование должно быть своим, российским. И царь Петр Алексеевич проводит реформы в образовании.

Указом Петра I летоисчисление России было приведено к юлианскому календарю, принятому в Европе. Новый год теперь велено отмечать 1 января, наряжать ели и веселить ребятню, а самим не пить и не хулиганить, так как для этого есть и другие дни. Так с государевого росчерка 7208 стал 1700. Великое дело? Думаю, что да. Россия была закрытой и непонятной страной, а введение нового календаря хотя бы в вопросе дат не вызывало недоразумений в договорах с иностранцами. И 5800 лет никуда же не делись, просто остались до Рождества Христова. Не каждый правитель рискнет так повернуть время!

Задачу науки Петр видел в том, чтобы в своей стране готовить специалистов. В 1701 году в Москве начала работу Навигационная школа. Позднее она была переведена в Санкт-Петербург и переименована в Морскую академию. С 1701 по 1721 год было открыто множество школ, училищ. Все больше в России стало грамотных, умеющих читать людей.

Первая российская публичная библиотека, которую могли посещать все желающие, была открыта в Санкт-Петербурге 1 сентября 1714 года. А вы любите библиотеки? Посещаете их? Когда в следующий раз будете сидеть в тихом читальном зале любимой библиотеки, подумайте о том, что это – прямое наследие нам, потомкам. За одно это достижение Петра можно называть Великим.

Кстати, и сам город Санкт-Петербург – «Петра творенье» в прямом смысле, а не только красивый образ Александра Сергеевича Пушкина.

Петр I мечтал о чистом современном городе. Но превратить Москву в европейский город удалось только в нашем веке, Петру эта задача казалась непосильной. И он принял решение – построить абсолютно новый город с выходом в Балтийское море. 27 мая 1703 - день рождения Санкт-Петербурга. Город так был любим Петром, что он перенес столицу государства российского из многовековой Москвы в новый Санкт-Петербург. В 20 веке главным городом страны опять стала Москва, Петербург нередко называют Северной столицей.

Город строился по плану регулярной застройки типовыми домами вдоль прямых улиц и каналов. От Александро-Невской лавры до Адмиралтейства прорубили просеку, что стало позднее Невским проспектом. Мне кажется, Невский проспект – лучшая улица в мире, я бы там гуляла и гуляла. Новым явлением стало и создание городских парков, одним из которых стал Летний сад: все аллеи прямые и симметричные, цветники, бассейны и фонтаны правильной геометрической формы. Мне так понравилось на пленэре в Летнем саду! Новую столицу окружали царские резиденции, среди которых своими каскадами фонтанов отличался Петергоф (Петродворец). Он и сейчас удивляет туристов со всего мира.

Архитектура Санкт-Петербурга оформлена в стиле «петровского барокко», за основу взяты шведские, голландские и немецкие образцы [4]. Петр строго следил за выполнением своих требований. Так, он издал указ о высотности: не должно было быть домов выше царского дворца. Александр Меншиков смел построить свой дворец выше петровского. Ох, и влетело ему от царя. А вы помните, что царь Петр и Александр дружили практически с детства. Петр специально для городских садов завез в Россию тюльпаны. Петербургу удалось сохранить дух Петра, бережное отношение к историческому прошлому делает город неповторимым, притягивающим к себе. Идешь по улицам и думаешь: как малограмотный народ без техники и точных расчетов смог в короткие сроки создать чудо архитектуры и градостроения. Сколько людей погибли в болотах, от тяжести труда и тоски по родным местам, откуда их по приказу Петра привозили на стройку. Сколько людей получили возможность выбраться из нищеты и зажить новой сытой жизнью, занимаясь ремеслом и торговлей в Северной столице. Однако я увлеклась описанием города, вернемся к теме проекта.

В 1701 году был создан первый русский рукописный географический атлас «Чертежная карта Сибири». Картограф Семен Ремезов по приказу царя объединил в нем уже существовавшие карты, а также собрал все имеющиеся описания военных, рассказы местных жителей Сибири в одной книге. Атлас отличался огромным количеством деталей и описаний. Петра I интересовало изучение Сибири, Урала и других отдаленных от столицы регионов с точки зрения природных ресурсов. Именно при Петре была организована первая экспедиция для изучения «всех царств Сибири». На Урале обнаружили залежи железной руды, на Кавказе была найдена нефть, а в районе Дона – каменный уголь.

В 1703 появился первый русский учебник математики «Арифметика, сиречь наука числительная», который написал Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739). Эта книга была не только учебником с примерами и задачами, а содержала навигационные и математические сведения, как в энциклопедии. Подобных учебных пособий не было даже в Европе.

В том же 1703 году в Москве стали издавать первую российскую газету «Ведомости о военных и иных делах». Читателями газеты были высшие чиновники России, а ее редактором – сам Петр I. Вы знали об этом факте? Я не знала и очень удивилась тому, насколько талантлив был царь и его первый учитель Никита Зотов, который привил любовь к слову и языковое чутье.

По приказу государя в 1714 году в каждом губернском городе открывается цифирная школа. Как видно из названия, в таких школах учили арифметику и геометрию. И тогда же был издан очень интересный Указ о запрете дворянам жениться без «свидетельственного письма» об окончании школы. Вот тогда и взвывали великовозрастные дитятеньки: «Не хочу учиться, хочу жениться!», но им приходилось заниматься сложением и вычитанием, пока не сдадут экзамен.

Указы Петра I касались одежды, причесок и даже бород. Петру I хотелось видеть у своих подданных открытые лица, красивые фигуры в красивых нарядах. Среди молодых дворян сопротивления этим указам не было, а вот бояре крепко держались за свое скрепное одеяние и мировоззрение. Петр даже прибегал к насилию – сам топором обрубал бороды на потеху публике. Наверное, он понял, что это не очень хорошо, и разрешил носить бороды духовенству и крестьянам, а остальным ввел налог: хочешь носить бороду – плати в казну годовой налог и получай значок-разрешение. Забавный указ, не правда ли?

Молодых людей и девиц дворянского происхождения теперь обучали манерам поведения, о которых мы знаем из книги «Юности честное зерцало», танцам, музицированию, стихосложению и иным светским занятиям. В Ассамблее регулярно проходили балы. В столицах открылись первые театральные сцены, были показаны первые спектакли, которые стали основой великого российского театрального искусства.

Император (этот титул Петр I принял в 1721) не позволял больше подданным сидеть по домам, в моду вошли как летние, так и зимние гуляния и забавы. Сам Петр с удовольствием рассекал лед на коньках. И даже конструкцию коньков он сам придумал, привинтив лезвие к башмакам, а раньше они крепились веревками. Может, это и легенда. Но я верю в гениальность этого человека.

В 1724 году Петр I издает указ об основании в Петербурге Академии наук, которая начала работу в 1725 году. Апогей развития науки совпал с внезапной кончиной Петра от переохлаждения и воспаления. Петр I много внимания уделял медицине, аптекам. В период Великого посольства он обучился азам стоматологии, сам лично удалял зубы (по легенде – даже здоровые зубы мог вырвать), Петр верил в медицину. Но в те времена еще не были открыты антибиотики, и помочь императору великой державы было невозможно, 28 января 1725 года после мучительной болезни Петр Алексеевич Романов скончался в Петербурге. В истории государства Российского были перевернуты саамы неоднозначные, самые великие страницы.

Эпоха Петра не закончилась, так как тот научный толчок, что дал Петр I своей родине, продвинул Россию вперед – к новым вершинам, новым достижениям, мировым открытиям и великой славе.

Комикс как творческое направление

Комикс – это жанр художественного повествования, графическая литература или, другими словами, рисованная история. Само слово «комикс» переводится с английского языка как смешной, забавный, хотя комиксы – это не всегда смешные или забавные истории, сюжеты для комиксов могут быть самыми разными. История, состоящая из картинок с небольшим текстом, сочетает в себе и изобразительное искусство, и литературу. Рассказать в картинках можно новую историю, можно пересказать известный сюжет, биографию знаменитого человека и даже серьезные научные факты.

Комиксы как форму передачи информации можно считать древним жанром. Вспомните наскальные рисунки – разве это не первые комиксы? Но на самом деле жанр комикса достаточно молодой. Я узнала в интернете [1], что истории современного комикса всего лет 80. И за это время были периоды популярности комиксов и периоды, когда о комиксах почти не вспоминали. Золотым веком комиксов считают 1930-50 годы, когда в США печатались истории о Супермене и других героях со сверхспособностями. И долгое время создатели комиксов придерживались определенных правил, «кодекса» комикса. Позднее комиксы стали более разнообразны по жанрам и стилям, по технике исполнения и по историям, представленным в рисунках. Сегодня в стиле комиксов есть даже фильтры и эффекты в социальных сетях.

Почему же комиксы так популярны? Мне кажется, детям проще смотреть картинки, чем читать и представлять сюжет, поэтому они любят комиксы. А взрослые находят в комиксах то, что они любили в детстве, а также новые мысли, свою философию, свою историю.

Мои друзья увлекаются комиксами. Особенно в нашем классе популярны японские комиксы манга. Мне ближе графические романы. В нашей домашней библиотеке есть графические романы на русском и английском языке «Гравити Фолз», есть история группы Битлз и даже учебное пособие «Макроэкономика в комиксах», есть классические художественные произведения в комиксах.

Непростой творческий процесс создания собственного комикса

Создавать собственный комикс не так просто, как кажется.

На первом этапе должна появиться идея, и эта идея вначале выстраивается в голове, а потом – на бумаге. Если вы думаете, что это сразу рисунки, то ошибаетесь. Идею комикса я, как автор, записала в блокноте. Обсудила идею с руководителем проекта, мы вместе наметили детали, составили план.

А дальше ты живешь с этой идеей. В любую свободную минутку представляешь, как будут выглядеть страницы комикса. Представляешь своих героев, их лица, позы. И самое главное – сюжет.

Чтобы появился сюжет комикса, необходимо владеть фактическим материалом, то есть знать то, о чем будет комикс. Мне пришлось погрузиться в не очень знакомую эпоху Петра Великого, узнать много новых фактов. Я изучила замечательную интерактивную книгу «Петр Первый» [2], выписала нужные мне даты. Прочитала еще несколько книг [3, 4], чтобы иметь представление об исторических событиях 17-18 веков. Посмотрела художественный фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и мультфильм «Петр и Петруша» из серии «Гора самоцветов». Посмотрела несколько презентаций по теме, удивилась, как по-разному можно представить один и тот же исторический факт. Результат полученных знаний представлен в первой части нашей работы. Так появилась логика комикса.

Следующий этап – создание наброска будущего комикса (рис.1, 2). Я вдохновилась идеей, поэтому наброски получились легко. И тогда я приступила к прорисовыванию страниц комикса.

Рисунок 1. Наброски комикса Рисунок 2. Зарисовки для комикса

Первые страницы, связанные с детством Петра, появились на одном дыхании. Мне нравился и процесс, и получающийся результат. Я уже предвкушала, каким будет мой комикс, но тут возникла проблема – страницы о юности императора не получались такими же живыми, как первые рисунки.

И тогда я отложила свою работу на несколько дней. При этом не переставала читать о жизни этого необыкновенного человека. И не все события и поступки мне нравились. Хотелось заступиться за бояр, которым топором рубили бороды. И жаль солдат, которые гибли в двадцатилетней войне. Но читать о том, что в России появились школы, газета, Академия, мне было приятно. И мой любимый город Санкт-Петербург без действий и решений Петра I не появился бы. Наверное, не бывает больших дел без больших трудностей. Думая об этом, я вернулась к созданию комикса.

И вот, когда основные страницы были готовы, у нас с Натальей Владимировной, моим руководителем, возникла идея о том, что в комикс нужно добавить информацию, чтобы наш читатель мог ее легко запомнить.

Заключение

И вот готов творческий продукт – комикс «Науки в лучший цвет привесть» о значении Петра I в становлении российской науки (рис. 3, 4).

Рисунок 3. Страница комикса Рисунок 4. Страница комикса

Работа над проектом помогла узнать новый для меня исторический материал, заставила задуматься о роли личности в истории. Узнавая факты, я и восхищалась, и ужасалась одновременно – какая же непростая была эпоха, какие сложные нравы и обычаи у людей, как резко изменился мир в России в этот период, и какое громадное наследие мы получили.

350-летие Петра Великого для России - знаменательная дата. Я рада быть сопричастной к этому событию благодаря данной конференции и выполненному проекту.

Свой проект я задумала в феврале, а 8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. И эта дата не случайна – именно 8 февраля 1725 года начала свою деятельность Академия наук. Вот такой нерукотворный памятник воздвиг себе Петр Великий. А мой творческий проект – комиксы «Науки в лучший свет привесть» поможет помнить важнейшие даты и события рождения российской науки.


Библиографическая ссылка

Комлева М.Р. НАУКИ В ЛУЧШИЙ ЦВЕТ ПРИВЕСТЬ // Международный школьный научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1548 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674