Возрастная категория: 11-12 лет
Цель: создание психологического комфорта в коллективе; формирование коммуникативных навыков, познакомить учащихся с понятиями «персональные данные», «приватность» и «конфиденциальность», сформировать теоретические знания и практические навыки безопасного поведения в сети Интернет и в реальной жизни.
Задачи:
· Воспитательные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников; социальные нормы, правила поведения социальной жизни в группах и сообществах; ценности безопасного образа жизни; обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.
· Развивающие: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; развить навык предотвращения неприятных ситуаций.
· Образовательные: сформировать устойчивое понимание вводимых понятий: «персональные данные», «приватность» и «настройки приватности»; изучить видеоролик, рассказывающий об информационной безопасности; познакомить с правилами информационной безопасности, связанными с сохранением приватности; в онлайн-тренажере пройти набор заданий, связанных с информационной безопасностью.
Предполагаемые результаты
Знать:
· содержание основных понятий «персональные данные», «приватность», «конфиденциальность», «цифровой след»;
· основные виды угроз сети Интернет, связанные с персональными данными;
· правила публикации личной информации в социальных сетях,
· правила добавления друзей в социальных сетях;
· способы противодействия основным видам угроз и рисков сети Интернет;
Уметь: соблюдать правила безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран
Форма проведения: беседа с просмотром видеоролика и работой в парах на тренажёрах
Презентация https://disk.yandex.ru/i/PZJL9212Xd9xVw
1. Организационный этап
Цель: создать психологический комфорт; настроить на внеклассную деятельность.
Способ организации: изменение условий обучения - переход в компьютерный класс;
Есть на свете сеть сетей.
Очень интересно с ней.
Людям всем она нужна,
Миру очень сеть важна.
Что за сеть? Найди ответ.
Сеть зовется ……… (Интернет)
- А что такое интернет?
-Для чего он нужен? (Это средство получения, хранения и передачи информации)
Работа с интерактивным плакатом [4] Слайд 1, 2,3,4
2. Мотивационный этап
Цель: актуализировать опыт обучающихся по теме занятия; поставить перед ними проблему занятия; показать её социальную значимость; определить уровень возможностей детей
Способ организации: вводная беседа
-Расскажите, как вы проводите время в интернете?
- Вы проводите много времени в соцсетях, поэтому сегодня мы поговорим о безопасности общения и правилам безопасного поведения в сети.
Распространение смартфонов, появление социальных сетей и других интернет-сервисов открыло для людей новые возможности: общаться с близкими и друзьями на большом расстоянии, делать покупки не выходя из дома, быстро распространять и получать информацию. В то же время этим пользуются и злоумышленники.
Слайды 5-6 Просмотр видеоролика [1]
3. Деятельностный этап
Цель: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия; содействовать усвоению учащимися безопасных способов поведения в виртуальной среде; создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.
Способ организации: работают с источниками информации; решают познавательные и практические задачи, ориентированные на реальную жизнь; анализируют современные общественные явления и события; осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах; аргументируют свою точку зрения
- С какими угрозами информационной безопасности мы можем столкнуться в интернете?
1.Просмотр видео, обсуждение информации видеоролика [5]
2.Создание памятки
● В социальных сетях изучите «Настройки приватности».
● Ограничивайте информацию, которой хотите поделиться.
● Не сообщайте персональную информацию незнакомым людям.
● Не переходите по подозрительным ссылкам
● Обращайте внимание на разрешения, которые запрашивает устанавливаемое приложение.
● Если хотите разместить фотографию со своим другом, не забудьте получить у него разрешение.
● Используйте двухфакторную авторизацию там, где это возможно.
● Меняйте пароль регулярно.
● Используйте разные уникальные пароли для разных сайтов.
● Не храните пароли на листочках, в текстовых файлах на компьютере.
Слайды 7-9
4. Комментирование терминов. Персональная и личная информация, попавшая в Сеть, может использоваться против её владельцев в форме шантажа, буллинга и мошенничества, поэтому умение защитить свою приватность — важный навык 21 века.
● Информационная безопасность.
● Приватность в Интернете
● Персональная информация
● Овершеринг
● Цифровой след
● Конфиденциальность
4.Работа на тренажёре [2]
5. Беседа по заданиям тренажёра
· Что вам больше всего запомнилось?
· Кто прошёл все задания?
· Какое задание показалось вам самым интересным?
4. Итогово-рефлексивный этап
Цель: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия их с педагогом и одноклассниками;
инициировать рефлексию учащихся; сформировать основу для следующих внеклассных занятий.
Устная рефлексия.
Комфортно ли было выполнять задания в парах?
· Что нового вы узнали о поведении в виртуальном пространстве?
· Что безопасно рассказывать о себе в социальной сети?
· Какие фотографии опасно выкладывать в социальную сеть?
· О чём нужно помнить, любому пользователю сети Интернет?
· Понравилось ли занятие?
Нарисуйте на стикере смайлик с вашей оценкой
5. Анонс следующего занятия по теме
Иногда, несмотря на все предосторожности, в интернете мы можем столкнуться с очень неприятными явлениями. Одно из них - «кибербуллинг». Просмотр видеоролика [3]
О том, как противостоять киберугрозам, мы побеседуем на следующем занятии. Подумайте, не сталкивался ли кто-то из ваших друзей или знакомых с такой проблемой
Библиографическая ссылка
Горбунова Т.В. ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЦИФРОВОМ МИРЕ" // Международный школьный научный вестник. – 2023. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1556 (дата обращения: 15.01.2025).