Введение. Одна из задач центра «Точка роста»: организация внеурочной деятельности в учреждении, использование оборудования при проектировании учебных занятий, вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Использование цифрового микроскопа на уроках и внеурочной деятельности. Цифровой микроскоп дает возможность передать в компьютер, на экран телевизора, в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса и изучать не одному, а группе одновременно, что важно при недостатке раздаточного материала.
Изучать объект в динамике;
Дает возможность понять, что же в действительности видят ученики при проведении лабораторных работ;
Более качественно и интересно проводить лабораторные работы.
Также цифровые микроскопы необходимы для подготовки к практической части региональной олимпиады и другим олимпиадам по биологии (фото 1,2)
Фото 1 Фото 2
Цель использования цифрового микроскопа: (1)
Применение цифрового микроскопа для контроля знаний. Так, один ученик может выполнять полученное задание, а весь класс будет иметь возможность видеть результаты работы, задавать вопросы и вносить коррективы. Так реализуется коллективная познавательная деятельность, в процессе которой знания всех учащихся совершенствуются и несколько человек имеют возможность сразу получить оценки.
Применение цифрового микроскопа в процессе изучения нового материала. Здесь возможно несколько вариантов использования микроскопа.
1) Первый вариант: совместная работа учителя и учащихся в процессе демонстрации объекта. При этом учитель, демонстрируя препарат, объясняет новый материал, указывает учащимся, на что нужно обратить внимание, задает вопросы (фото 3).
Фото 3
2) Второй вариант: самостоятельное изучение учащимися микропрепарата с использованием текста учебника. Учитель при этом контролирует и направляет деятельность учащихся.
3) Третий вариант: при изучении сложного микропрепарата учитель сначала объясняет особенности строения данного объекта путем выведения микропрепарата на экран, а затем каждый учащийся самостоятельно изучает микропрепарат на рабочем месте, используя инструктивные карточки.
Применение цифрового микроскопа на этапе закрепления знаний. Здесь школьникам можно предложить сравнить два изученных объекта.
• Объектами исследования могут быть части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки. А плесени – хоть мукор, хоть пеницилл. Для членистоногих – это все их интересные части: лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, покровы (например, чешуйки крыльев бабочек). Для хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое-многое другое.
• Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, поместив в специальные чашечки Петри А любое комнатное растение, легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления.
Пример использования цифрового микроскопа на уроке.
Лабораторная работа
Тема: "Строение плесневых грибов".
Цель работы: познакомить учащихся с характерными
признаками строения плесневых грибов.
Оборудование: цифровой микроскоп, микропрепарат
"Плесень мукор",компьютер
Ход работы.
1. Включаем компьютер и запускаем программу работы с цифровым микроскопом.
2. Помещаем препарат под микроскоп при увеличении 10*, используя освещение.
3. Рассматриваем гриб при увеличении 60* и 200*.
4. Делаем фотографию гриба при увеличении 60* и 200*.
5. Сохранить фото в своей папке под названием "Мукор 60*", "Мукор 200*".
6. Представьте результаты своей работы всему классу, с помощью цифрового микроскопа.
Выводы
Отчет о проделанной работе представляют:
Первый вариант: ученики распечатывают фотографии с подписями объектов, вклеивают их в лабораторный журнал, отвечают на вопросы к выводу.
Второй вариант: ребята сохраняют результаты работы на компьютере в своей именной папке, а учитель к следующему уроку проверяет правильность выполнения подписей и ответов на вопросы.
Третий вариант (комбинированный): выводы сдаются в письменной форме, а рисунки сохраняются на компьютере.
Так же в «Точке роста мы используем «Оборудование для проведения сердечно-легочной реанимации»
Оборудование: блок питания, электрический контроллер, манекен.
Электрический контроллер оборудован системой датчиков и устройств, предназначенных для имитации процессов жизнедеятельности человека, и контроля за правильностью проведения реанимационных мероприятий.
Для отработки практических навыков оказания первой помощи при изучении материала Анатомия человека 8 класс «Первая помощь при нарушении дыхания» (фото 4,5)
Фото 4 Фото 5
Библиографическая ссылка
Лебедева Т.И. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ ЦЕНТРА «ТОЧКИ РОСТА» И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2023. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1558 (дата обращения: 27.12.2024).