1. Методический комментарий
Цель и задачи игры
Цель: приобщение к истории и культуре родного посёлка Усть-Кинельский детей младшего школьного возраста и их родителей.
Задачи:
1. Повышение исторической осведомленности семьи о памятниках, событиях и людях родного посёлка путём знакомства с историческими и культурными объектами;
2. Развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого родного края;
3. Популяризация и пропаганда здорового образа жизни, велоспорта среди детей посёлка Усть-Кинельский;
4. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской и патриотической позиции;
5. Организация активного и безопасного интеллектуального отдыха пропаганда ПДД и развитие культуры вождения велосипеда;
6. Развитие навыков ориентирования в населенном пункте и умения решать логические задачи;
7. Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию;
8. Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.
Актуальность спортивно-краеведческого велоквеста в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Квесты сейчас очень популярны, но в нашем посёлке такие мероприятия проводятся редко. Актуальность данного мероприятия ещё и в том, что, во-первых, велоквест рассчитан на прохождение его всей семьёй, что очень важно в плане семейного воспитания и общения между родителями и детьми. Во-вторых, квест проходит на свежем воздухе на велосипеде, что в период пандемии очень важно, в-третьих, собранные материалы могут быть использованы школьниками на уроках окружающего мира, истории, краеведения.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за родной посёлок и свою Родину, её историю, российский народ;
2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии его ценностей и культур;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости среди членов своей семьи;
4) наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, спортивный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата даже в ситуации неуспеха;
3) использование различных способов поиска краеведческой информации в справочниках, словарях, энциклопедиях, интернете и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
4) умение договариваться о распределении ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
1) осознание значимости изучения истории родного посёлка и краеведения для личного развития;
2) формирование представлений о малой родине и её людях, окружающем мире, культуре;
3) формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном селе, о Кинельском районе, о Самарской области;
4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении.
2. Описание игры
* Вид игры: спортивно-краеведческая, велоквест (англ. quest –поиск)
* Ход игры
Велоквест - это семейное соревнование, сочетающее элементы логической игры, спортивного состязания и экскурсии по посёлку.
Игра начинается в месте «старта», расположенного по адресу поселок Усть-Кинельский, ул. Студенческая, д. 4, ГБОУ СОШ №2, здание начальной школы.
Команды получают одинаковые, но расположенные в разной последовательности задания с вопросами, засекается время выхода со старта.
Задача команды: отгадать задание и найти место в посёлке (например, памятник, здание, арт-объект) о котором идет речь, добраться до загаданного объекта на велосипеде, найти на месте объекта буквы для составления ключевого слова.
После выполнения заданий и нахождения всех объектов, команда получит буквы ключевого слова, которое должна отгадать. Это ключевое слово является «финишем» спортивно-краеведческой игры, куда прибывают все участники велоквеста. На последнем пункте засекается время прибытия команды.
* Правила игры
Принять участие в велоквесте может семья из 3 человек: папа, мама и ребёнок, обучающийся 4 класса ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский. Семья заранее готовится к велоквесту, изучая историю посёлка, его исторические памятники, здания и арт-объекты…
Участники команды должны придумать название команды, отличительные знаки, которые могут быть использованы в одежде, оформлении велосипедов.
Команда имеет право воспользоваться 3-мя подсказками за всё время велоквеста. Подсказки запечатаны в конверте и сдаются на «финише». В случае, если конверт не распечатан, значит, подсказкой не воспользовались.
Команда одевается в соответствие с безопасностью езды на велосипеде (шлем, наколенники и другие элементы защиты…)
Победителями становятся команды, прибывшие к финишу за меньшее время и воспользовавшиеся меньшим количеством подсказок.
Подведение итогов и награждение проводится по окончании игры в месте финиша. Победитель, призёры и все участники награждаются дипломами и призами.
Примечание: маршрут велоквеста находится внутри посёлка, без выезда на автомагистрали, поэтому безопасен для велоспортсменов и окружающих.
Содержание спортивно-краеведческой игры
1 объект. Этот памятник был сооружен в 1965 году, в честь 20- летия. Победы над фашизмом по инициативе парткома (секретарь П.В. Казаков) и профкома (председатель В.И. Поздняков), а также в честь тех, кто не вернулся домой, отдав жизни за свободу Родины. Сюда ежегодно, в день Победы, собираются все жители поселка, отдавая дань пролившим кровь в страшной битве с врагом человечества. У этого памятника горит вечный огонь и всегда лежат живые цветы.
Ответ: Обелиск войнам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Подсказка: на плитах у подножия памятника высечены фамилии 146 войнов. (У основания памятника семья находит букву А)
2 объект. Началось все в далеком 1929 году, когда с Краснокутской селекционной станции в Заволжье приезжает этот учёный. Проявив талант селекционера и крупного специалиста по методологии опытного дела, здесь он посвящает себя педагогической деятельности, бескорыстно передаёт свой богатейший научный опыт молодёжи – студентам и аспирантам Куйбышевского сельскохозяйственного института. Не оставляет он и селекционную работу, организуя при кафедре - опытную станцию на общественных началах. Селекционер не только открыл страницы истории Поволжского НИИСС, но и одарил последующие поколения учёных фундаментальными трудами, актуальность которых сохранится ещё многие годы.
Ответ: Бюст академика ВАСХНИЛ П. Н. Константинова.
Подсказка: В 1993 г. за достигнутые успехи в создании сортов зерновых и кормовых культур и методологических разработок в селекции и семеноводстве Кинельская государственная селекционная станция была преобразована в Поволжский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства и названа его именем. (У подножия бюста семья находит букву Ы)
3 объект. Церемония открытия и освящения этого памятника была приурочена к 22 июня 1917 года - Дню памяти и скорби. Именно от служителя церкви, отца Игоря, исходила инициатива установить этот памятник в память о воинах Великой Отечественной войны. Ее поддержали прихожане, жители Усть-Кинельского, одобрил Общественный совет поселка. Место для установки также предложил отец Игорь — в этом месте, в годы Великой Отечественной войны в непосредственной близости находился военный госпиталь. Он был развернут в поселке в первые месяцы войны. Всего за время существования госпиталя на лечение поступило 2 300 раненых. Свыше 90% из них прибыли непосредственно с фронта. Благодаря самоотверженной работе сотрудников госпиталя в строй было возвращено более 80% воинов. Ответ: Поклонный крест в сосновом бору.
Подсказка: на арт-объекте с надпись «Вечная память павшим, за веру и Отечество жизнь свою положившим!»
(У основания памятника семья находит букву Т)
4 объект. Эти скульптуры отлиты из бронзы и являются символами факультета Сельскохозяйственной Академии.
Ответ: скульптуры быка и лошади напротив зоотехнического факультета. (У подножия одной из скульптур семья находит букву Х)
5 объект. В 60-х годах прошлого века этот объект уже был открыт, но со временем он ветшал, а потом и вовсе был потерян, так как его снесли во время реконструкции турбазы, на территории которой он находится. В прошлом году местные жители случайно нашли в земле табличку с фамилиями погибших ветеранов и решили восстановить этот объект. Администрация п.г.т. Усть-Кинельский и Кинельское отделение Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Самарской области тоже откликнулись на призыв жителей и 9 мая состоялось открытие значимого объекта.
Ответ: памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны. Подсказка: состоялось торжественное открытие этого памятника 9 мая 2020 года. (У подножия памятника семья находит букву М)
6 объект. Старейший корпус Сельскохозяйственной Академии. Пожар 1908 года уничтожил крышу этого здания.
Ответ: здание агрономического факультета.
(На мемориальной табличке семья находит букву Ш)
7 объект. Это арт-объект был установлен в честь 60-летия испытаний сельскохозяйственной техники.
Ответ: камень на каштановой аллее.
Подсказка: объект установлен 18 сентября 2008 года.
(У подножия камня семья находит букву А)
Таким образом, получены буквы А, Ы, Т, Х, М, Ш, А.
Из них получается ключевое слово ШАХМАТЫ. Следует проследовать на этот объект, который является «финишем» велоквеста.
ШАХМАТЫ – новейший гигантский арт-объект поселка, который был открыт 28 августа 2020 года. «Шахматный монумент» появился на улице Селекционной на территории открытого детско-спортивного комплекса. Это стало возможным благодаря победе Благотворительного Фонда «Премиум» и шахматного клуба "Гамбит" в конкурсе, организуемом Фондом президентских грантов.
Именно этот арт-объект поселка является «финишем» велоквеста, где проходит награждение победителя, призеров и участников спортивно-краеведческой игры.
Библиографическая ссылка
Сарандаева Л.И. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИГРЫ-ВЕЛОКВЕСТА «ПАМЯТНИКИ И АРТ-ОБЪЕКТЫ РОДНОГО ПОСЁЛКА» // Международный школьный научный вестник. – 2023. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1565 (дата обращения: 27.12.2024).