Введение: данный материал предназначен для учителей начальных классов, учителей математики. Учащиеся начальной школы плохо решают задачи на прямую пропорциональность, часто не понимают отношений в задаче, при решении задач допускают много ошибок в алгоритме задачи. В данной разработке показан практический приём решения данной проблемы.
Материал поможет заинтересовать учащихся при введении в тему, при отработке решения задач на следующие отношения: цена-кол-во- стоимость; скорость-время-расстояние; при решении задач на производительность.
Цель исследования: выявить способ решения задач на пропорциональное отношение.
Материал: таблицы с краткой записью задач; формулы; знание алгоритма решения задач на прямую пропорциональность.
Методы исследования: практический; наблюдение; моделирование, действие по алгоритму.
Предметное содержание: умение определять процесс (движение, купля-продажа, работа), устанавливать связи между величинами (постоянной и изменяемой); уметь составлять задачу по модели, видеть разные способы решения (уравнение, выражение).
Метапредметное содержание
Регулятивные УУД: формирование умения выявлять проблемы собственной деятельности, умение подбирать действия, которые помогут решить задачу (шаги), умение видеть разные способы решения задачи.
Коммуникативные УУД: умение выслушивать чужую точку зрения, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к единому мнению.
Познавательные УУД: получить представление, освоен ли до конца способ решения задач на прямую пропорциональность, умение составлять задачу по модели.
Тип урока: отработка способа решения задач.
Содержание урока: способ решения задачи, отношение между компонентами прямой пропорциональной зависимости.
Умение моделировать процесс, характеризующийся прямо пропорциональные отношения.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Целепола-гание |
1.Чему учились вчера? З М Р Тр К и О Где на маршруте мы сейчас находимся? 2.Что умеете? (работа с шагами): выделять процесс? величину? формулу? модель? способы решения находить умеете? 1 2 3 4 5 1 объект (отношения) 2 величина 3 модель 4 формула 5 решение Любую задачу на прямо пропорциональные отношения решить сможете? Предлагаем модель задачи.
А по этой модели сможете решить? Какие трудности возникли? Чему будем учиться? Какая наша задача на урок? |
-Решать задачи на прямо пропорциональные отношения. -Находят местонахождение на маршруте на данном уроке. - Рассказывают, какими умениями уже обладают. Работа с шагами.
Говорят трудности, с которыми столкнуться: (нет величин – не знаем тип отношения) -Будем учиться способу решению задач на прямо пропорциональные отношения и определению процессов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 .Решение уч. задачи |
Задание №2 1.Разбиваем учащихся на группы. 2.Даём каждой группе одинаковые модели задач и просим составить задачу к данной модели решить её. 3.Как будете действовать?- шаги Задачи по группам
Получилось ли выделить процесс? величину? известное и неизвестное? решить задачу? Получилось ли следовать шагам? |
-Дети разбиваются на группы. Определяют процесс (движение, купля, работа) и величины и вырабатывают способ решения задачи. Варианты отношений:
-Представление и обсуждение результатов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Рефлексия |
Какая задача перед нами стояла? Удалось ли нам её достигнуть? З М Р Тр К и О Обращаемся к маршруту. Что произошло сегодня? Какую задачу поставим на следующий урок? |
Учиться способу решению задач на прямо пропорциональные отношения и выделять типы процессов: процессы разные, но задачи однотипные - способ решения идёт по одному алгоритму. Задача на следующий урок: будем тренироваться в составлении задач с разным отношением по модели. |
Условные обозначения: Ц – цена; К – количество; С – стоимость.
З М Р Тр К и О: задача; мотивация, результат, тренировка; контроль и оценка.
Результаты: в ходе урока учащиеся самостоятельно выработали способ решения задачи на пропорциональное отношение; потренировались в определении процесса по тексту задачи; пришли к выводу о том, что решение таких задач подчиняется одному алгоритму.
Заключение: мы увидели, что модель задачи и текст задачи могут меняться местами. Не только по тексту можно составить модель, но и по модели текст, что сложнее.
Библиографическая ссылка
Горнакова Е.В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ // Международный школьный научный вестник. – 2023. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1569 (дата обращения: 27.12.2024).