Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Горнакова Е.В. 1
1 МАОУ СШ № 76 корпус 2
математика; 4 класс
пнш
1. А.Л.Чекин Математика: учебник для 1-4класса: в 2 частях - М.: Академкнига учебник, 2016 г.
2. О.А. Захарова, Е.П. Юдина Математика в вопросах и заданиях, Тетрадь для самостоятельной работы в 2 частях- М.: Академкнига учебник, 2016 г.

Введение: данный материал предназначен для учителей начальных классов, учителей математики. Учащиеся начальной школы плохо решают задачи на прямую пропорциональность, часто не понимают отношений в задаче, при решении задач допускают много ошибок в алгоритме задачи. В данной разработке показан практический приём решения данной проблемы.

Материал поможет заинтересовать учащихся при введении в тему, при отработке решения задач на следующие отношения: цена-кол-во- стоимость; скорость-время-расстояние; при решении задач на производительность.

Цель исследования: выявить  способ решения задач на пропорциональное отношение.

Материал: таблицы с краткой записью задач; формулы; знание алгоритма решения задач на прямую пропорциональность.

Методы исследования: практический; наблюдение; моделирование, действие по алгоритму.

Предметное содержание: умение определять процесс (движение, купля-продажа, работа), устанавливать связи между величинами (постоянной и изменяемой); уметь составлять задачу по модели, видеть разные способы решения (уравнение, выражение).

Метапредметное содержание

Регулятивные УУД: формирование умения выявлять проблемы собственной деятельности, умение подбирать действия, которые помогут решить задачу (шаги), умение видеть разные способы решения задачи.

Коммуникативные УУД: умение выслушивать чужую точку зрения, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к единому мнению.

Познавательные УУД: получить представление, освоен ли до конца способ решения задач на прямую пропорциональность, умение составлять задачу по модели.

Тип урока: отработка способа решения задач.

Содержание урока: способ решения задачи, отношение между компонентами прямой пропорциональной зависимости.

Умение моделировать процесс, характеризующийся прямо пропорциональные отношения.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Целепола-гание

1.Чему учились вчера?

З М Р Тр К и О

Где на маршруте мы сейчас находимся?

2.Что умеете? (работа с шагами): выделять процесс? величину? формулу? модель? способы решения находить умеете?

1 2 3 4 5

1 объект (отношения)

2 величина

3 модель

4 формула

5 решение

Любую задачу на прямо пропорциональные отношения решить сможете?

Предлагаем модель задачи.

 

Ц

К

С

I

?

одинаковая

3

150

II

?

?

250

А по этой модели сможете решить? Какие трудности возникли?

Чему будем учиться? Какая наша задача на урок?

-Решать задачи на прямо пропорциональные отношения.

-Находят местонахождение на маршруте на данном уроке.

- Рассказывают, какими умениями уже обладают. Работа с шагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говорят трудности, с которыми столкнуться: (нет величин – не знаем тип отношения)

-Будем учиться способу решению задач на прямо пропорциональные отношения и определению процессов.

2 .Решение уч. задачи

Задание №2

1.Разбиваем учащихся на группы.

2.Даём каждой группе одинаковые модели задач и просим составить задачу к данной модели решить её.

3.Как будете действовать?- шаги

Задачи по группам

 

Ц

К

С

I

?

одинаковая

3

150

II

?

?

250

 

 

Ц

К

С

I

?

одинак

3

150

II

?

?

250

 

 

Ц

К

С

I

?

одинаковая

3

150

II

?

?

250

Получилось ли выделить процесс? величину? известное и неизвестное? решить задачу?

Получилось ли следовать шагам?

-Дети разбиваются на группы.

Определяют процесс (движение, купля, работа) и величины и вырабатывают способ решения задачи.

Варианты отношений:

 

Ц

К

С

I

?

одинаковая

3

150

II

?

?

250

 

 

скорость

время

расст

1

?

одинак

3

150

2

?

?

250

 

 

производ

кол-во

общая произ

I

?

одинак

3

150

II

?

?

250

-Представление и обсуждение результатов.

3. Рефлексия

Какая задача перед нами стояла?

Удалось ли нам её достигнуть?

З М Р Тр К и О

Обращаемся к маршруту. Что произошло сегодня?

Какую задачу поставим на следующий урок?

Учиться способу решению задач на прямо пропорциональные отношения и выделять типы процессов: процессы разные, но задачи однотипные - способ решения идёт по одному алгоритму.

Задача на следующий урок: будем тренироваться в составлении задач с разным отношением по модели.

 

Условные обозначения: Ц – цена; К – количество; С – стоимость.

З М Р Тр К и О: задача; мотивация, результат, тренировка; контроль и оценка.

Результаты: в ходе урока учащиеся самостоятельно выработали способ решения задачи на пропорциональное отношение; потренировались в определении процесса по тексту задачи; пришли к выводу о том, что решение таких задач подчиняется одному алгоритму.

Заключение: мы увидели, что модель задачи и текст задачи могут меняться местами. Не только по тексту можно составить модель, но и по модели текст, что сложнее.


Библиографическая ссылка

Горнакова Е.В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ // Международный школьный научный вестник. – 2023. – № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1569 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674