Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Таказова М.Т. 1 Туаева Л.Ю. 1 Жабина И.И. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича г.Владикавказ
обучение
учитель
ученик
личность
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. Пособие. Архангельск: АО ИППК РО, 2009. 58 с.
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. 280 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 2006.
4. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск: Кн. изд-во, 1980. 95 с.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 176 с.
6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребёнка. М.: Педагогика, 1927. 400 с.
7. Гильбух Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопросы психологии. М.: Академия, 1989. С. 80–88.
8. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности. М.: Пеленг, 1992. 59 с.
9. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПБ.: Питер, 2012. 640 с.
10. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как проявление профессиональных способностей воспитателя // Образование и наука. 2000. №5. С. 177-185.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 77 с.
12. Менчинская М.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Модэк, 2004. 512 с.
13. Молчанова О., Болотова А. Психология развития и возрастная психология: Учеб. Пособие. М.: дом Высшей школы экономики, 2012. 524 с.
14. Чикишева О. В. Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
15. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1962. 288 с.

Актуальность. Успех в обучении ученика имеет огромное значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости ученика оказывают воздействие на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Самооценка, учебная мотивация, показатели тревожности связаны с уровнем успеваемости ученика. Неуспеваемость ребенка рассматривалась многими педагогами и психологами. Мы говорим о последствиях неуспеваемости в обучении младшего ученика касательно его личностных свойств в целом.

Объект исследования – неуспеваемость детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – деятельность учителя начальных классов по решению проблемы неуспеваемости.

Цель изучения – выявить роль педагога начальных классов по решению неуспеваемости через учебную и внеурочную активность учащихся.

Задачи исследования:

1. Раскрыть роль деятельности учителя при работе с неуспевающими детьми младшего школьного возраста.

2. Охарактеризовать совместную деятельность учителя начальных классов и родителей по решению проблемы неуспеваемости детей.

Обучение - самый значимый и верный метод обретения систематического образования. [1: 65] Отражая все значительные свойства педагогического процесса (двусторонность, целенаправленность на слаженное становление личности, целостность обстоятельной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические добротные различия. Будучи трудным и многогранным намеренно организуемым процессом отражения в сознании ребенка, обучение есть не что иное, как особенный процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль педагога обеспечивает полное усвоение учениками познаний, знаний и навыков, становление их умственных сил и творческих способностей. Процесс обучения учащихся в школе протекает под управлением педагога. [2: 6] Предназначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися цели, усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути знания. Педагог – это добродушный друг и помощник. Именно учитель находится с детьми половину дня, обучает и воспитывает их, учит правилам. Перед учителем лежат немаловажные задачи: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; организация познавательной деятельности учащихся по овладению научными познаниями, знаниями и навыками. Педагог должен обучить детей самостоятельно приобретать знания, развить логическое мышление. [3: 25] Анализ литературы показал, что педагог должен осуществлять различные виды деятельности при работе с неуспевающими детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим подробнее такие виды деятельности, как: 1. Стили педагогического общения. 2. Педагогические приемы. 3. Индивидуальная работа.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к педагогической профессии, является четкость общественной и профессиональной позиции преподавателя. Позиция учителя представляет собой систему умственных и эмоционально-оценочных взаимоотношений к миру, к педагогической реальности и к педагогической деятельности. Общественная и высокопрофессиональная позиция учителя не могут не отразиться на его жанре педагогического общения.

К числу новейших образовательных технологий, которые больше результативны в решении сложности неуспеваемости детей младшего школьного возраста можно отнести: 1. Развивающее обучение. Под развивающим обучением воспринимается новый, активно - деятельный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Развивающее обучение рассматривает и использует обоснованности улучшения, опережения, стимулирования. Расценивает ребенка, как настоящего субъекта деятельности. Значительным знаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего улучшения, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. 2. Разно-уровневое обучение. Дифференцированное разно-уровневое обучение, предусматривает разработку познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся, добровольный выбор учеником уровня усвоения учебного материала, организацию независимой работы обучаемых на разных уровнях и полное усвоение базового компонента нахождения образования. 3. Игровая технология рентабельно отличается от других способов обучения тем, что разрешает ученику быть лично причастным к функционированию постигаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. [4: 36] Место и роль игровой деятельности в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. 4. Обучение в совместной работе (командная, групповая работа). Основная идея обучения в совместной работе – учиться совместно, а не попросту исполнять совместно. Метод обучения в команде – как вариант обучения в совместной работе. По этому способу класс разбивается на 3–4 команды различного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов. «Индивидуальная» ответственность ученика означает, что успех либо неудача всей группы зависит от удач либо неудач всякого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. [5: 85] Равные возможности для достижения результата обеспечиваются тем, что любая команда получает задания различного уровня. Это разрешает отстающим ученикам ощущать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная независимая работа для слабых учеников становится частицей независимой коллективной работы. В силу особенностей учебной деятельности слабых учеников необходимы учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный навык детей, а еще щадящая учебная нагрузка. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику нравится получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Путём верной тактики нужно создавать у таких учеников убежденность в своих силах, в своих умениях, в возможности учиться. Эта убежденность поможет ученику в экстремальных стрессовых обстановках. Дифференцированный подход к обучению предусматривает применение соответствующих дидактических материалов и может быть осуществлен на любом из этапов урока. [6: 5] Для особенно разумной организации дифференцируемой работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий можно предложить последующие рекомендации по использованию дифференцированного подхода: 1. Трёхвариантные задания по степени сложности (выбор варианта предоставляется учащемуся). 2. Общее для всей группы задание с дополнительными заданиями. 3. Индивидуальные дифференцированные задания. 4. Групповые задания с учётом разной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). 5. Равноценные двухвариантные задания. 6. Задания с указанием минимального числа задач и примеров. 7. Индивидуальные задания разной степени трудности по уже решенным задачам и примерам. 8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Основное в работе педагога то, что необходимо сделать на уроке обстановку «результата». Помочь отличнику реализовать свои возможности в трудоемкой и трудной деятельности. Слабо-мотивированному ученику – выполнить объем работы. [15: 65].

Решению этих и других проблемных задач может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике. Любой ученик – исключительный и уникальный в своей индивидуальности. Индивидуальность ученика, выражается в индивидуальных особенностях. [7: 28] Личный подход создает особенно благоприятные возможности для улучшения познавательных сил, активности, наклонностей и дарований ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «сложные» ученики, малоспособные ученики, а еще дети с ясно выраженной задержкой улучшения. Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей своего класса и основные тезисы постижения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить личный подход к ним. Так же, нужна дифференциация домашней работы учащихся. Рекомендации педагога родителям неуспевающих учеников сводятся к дальнейшему: больше заниматься с ребенком чтением, проводить с ним диктанты, давать для решения добавочные примеры и задачи. Впрочем, как подмечают многие учителя, родители, особенно из неблагоприятных семей, даже после проведенных с ними бесед не занимаются с ребенком, зачастую из-за неумения это делать. В школе должен осуществляться такой подход к человеку, который разрешает ученику изменить отношение к учебе, раскрыться и стать удачным. «Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок», заявил Джордж Сантаяна, американский философ и писатель. [8: 25] Организация сотрудничества семьи и образовательных учреждений зависит от деятельности педагогов. Родители и учитель – воспитатели одних и тех же детей. Совместная их работа может быть удачной тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие допустимы, если педагог исключает в работе с семьей дидактизм, не поучает, а советует, думает совместно с ними, договаривается об общих действиях. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с семьей обязана показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий. Не все родители откликаются на рвение педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу нужны терпение и целеустремленный поиск путей решения этой проблемы. [9: 22] Следует начинать работу и взаимодействовать с теми родителями, кто хочет принимать участие в жизни воспитанников, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Тактично педагог может привлечь остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, рассматривая интересы ребенка и его семьи. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах детей. [10: 51] Лучше разобрать всеобщие и насущные для всех вопросы. В личной же беседе в тактичной форме, делая акцент на позитивные свойства ученика, раскрыть волнующую проблему и совместно с родителями обозначить пути её решения. Специальный дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и сложных учащихся. Учителю нужно постоянно помнить «золотое правило»: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. И педагогу, и родителям необходимо подходить к ученику с оптимистической надеждой. Оказать помощь ребёнку, уверовать в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на целый мир: “Это я! Любите меня!” - вот главнейшая задача семьи и школы. [11: 6] Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности педагога и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу верного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир, в котором мы живём. Необходимо поощрять детей и подмечать даже незначительные их успехи. Родители, в свою очередь, обязаны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована в ущерб их ребёнку[12: 14] Особенно заботливо обязаны храниться тайны доверенные учителю учеником. Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен постоянно и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт. Активность школы превышает интенсивность деятельности семьи. Именно педагоги являются экспертами в области образования, а потому именно они обязаны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. [13: 32] Становление познавательных интересов, творческой активности учащихся:

творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального жанра педагогов;

открытые уроки, проводимые в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство педагога, раскрывают способности детей;

познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейными командами);

турниры знатоков;

учебные занятия с участием родителей;

совместные собрания по итогам учебной работы.

Так же существует ряд внеурочных мероприятий, на которых ребенок может проявить свои способности, но уже во внеурочной деятельности. [14:15]

1. Встречи с интересными людьми.

2. Конкурс рыцарей и дам.

3. Проведение дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных).

4. Творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, пристрастиях, взорах на актуальную проблему и др.

5. Выполнение семейных заданий по учебным предметам.

6. Участие родителей в организации и работе предметных кружков.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что процесс обучения детей в школе протекает под управлением учителя. Предназначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.


Библиографическая ссылка

Таказова М.Т., Туаева Л.Ю., Жабина И.И. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ // Международный школьный научный вестник. – 2023. – № 6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1589 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674