Изучение английского языка – социальный заказ общества. Владение английским языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Низкий уровень иноязычной грамотности специалистов не только подрывает конкурентоспособность нашего государства, но и мешает развитию экономики внутри страны. Английский язык помогает не только быстрее находить диалог с компьютером, но и даёт возможность приобщиться к международному информационному банку.
Как показывает опыт, интерес к изучению иностранного языка в старших классах значительно ослабевает. Поэтому в педагогической сфере идет постоянный поиск путей активизации познавательного интереса у учеников. Одним из условий формирования познавательного интереса у школьников исследователи считают педагогическое творчество. Творчество – это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Считается, что "новизна и преобразование – наиболее существенные характеристики творчества" [1; 15]
Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Это возможно достичь только превратив свой урок в нестандартный урок, урок творчества. Педагогическая проблема творчества и заключается в создании таких условий, в которых ученик осваивает опыт и открывает и пробует созидать новое. И никаких жестких рекомендаций здесь быть не может, т.к. это противоречит сущности понятия «творчество». [1;24] Нестандартные формы уроков (уроки творчества) привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала. При этом создаются идеальные условия для введения языкового материала в ненавязчивой ситуации. У школьников формируется положительное отношение к изучению иностранного языка, они приобретают некоторый социальный опыт в общении адекватно ситуации, умении высказаться экспромтом по теме.
Прежде всего, английский язык как учебный предмет – это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках английского языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.
Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств.
Всестороннее развитие личности молодого человека совершается целостным процессом воспитания и обучения. Творческие поиски учителей уже много лет направлены к тому, чтобы использовать для этой цели единство учебной и внеурочной деятельности учащихся. Одно из существенных мест здесь принадлежит познавательным интересам.
«Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его организаторскими потребностями. Вот почему основным правилом процесса обучения является построение всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах» [4; 23]
Со своими учениками мы начали выпускать газету «Let`s speak English». Детям эта идея понравилась, особенно пришлось по душе интервью. Понравились как спрашивать, так отвечать на вопросы. Это дает возможность проявить себя, научиться задавать вопросы и, отвечая на них, отрабатывать лексический материал. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и почти невозможна. вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Не секрет, что намного приятней и интересней изучать иностранный язык в процессе занимательной игры. Игровая атмосфера помогает расслабиться и увеличивает способность запоминать материал. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее учащиеся запоминают употребляемые в ней слова. Через игру можно ввести и закрепить любую лексику. Даже, казалось бы, не игровая тема кроет в себе неожиданные игровые возможности для введения основной и сопутствующей новой лексики.
Самый основной и самый объемный этап урока – отработка лексического материала. И здесь тоже всегда найдется место игре, т.к. она составляет базу общения.
Для, того чтобы запомнить как можно больше слов по определенной теме, я предлагаю ученикам игру «Snowball» (Снежный ком). Сначала водящий называет одно слово. Пусть это будет слово по теме: «Еда» - egg. Второй ученик повторяет слово первого и называет свое слово – egg, bread, третий ученик – повторяет первые два слова и добавляет свое: egg, bread, milk… и так далее пока очередь снова не дойдет к водящему.
Guess the Animal
Класс делится на 2 команды. Каждая команда задумывает животное, а другая отгадывает и наоборот.
– Is it a tiger?
– No, it is not.
– Is it a squirrel?
– No, it is not.
Применение игровых технологий при обучении иностранному языку эффективно не только в школьном возрасте, но и применительно к взрослой аудитории. Следует уделить внимание играм, предполагающим элементы соревнования между отдельными коллективами, интеллектуальным играм (кроссвордам, лото, головоломкам) и, особенно, ролевой игре.
Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным.
Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться.
Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.
Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.
При обучении письму я ставлю перед собой задачи: научить детей подписывать открытки и суметь написать письмо зарубежному другу. А чтобы было еще интереснее, дети сами эти открытки придумывают и рисуют.
Проблема активизации познавательной деятельности особенно актуальна, поэтому на своих занятиях я всегда стараюсь использовать упражнения, направленные на развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения. Моя задача - сформировать у обучающихся собственный стиль мышления и основы исследовательской культуры.
Для развития воображения и мышления я использую задания такого типа:
- сравнить понятия (river- lake- reservoir),
- исключить лишнее (dress, suit, scarf, shirt, boots),
-проявить изобретательность: составить предложение, используя в качестве первых букв слов этого предложения следующую группу P A W N / Pupils are writing now.
Для развития памяти и внимания я использую карточки различного содержания, например: задание - посмотреть на карточку 30 секунд и запомнить всё, затем задаю неожиданные вопросы: Сколько слов на карточке? Сколько слов в первом ряду? На какие две группы можно разделить все слова?
Цель учителя – организовать работу на уроке таким образом, чтобы познавательная активность детей максимально возросла, ведь мотивация и интерес являются важнейшими условия качественного обучения. Кроме того, очень важным является формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем. Когда на уроке английского языка диктуют слова, которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух. Другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д. Поэтому, представляя учащимся, выбор вида и форм учебного материала, необходимо предлагать детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.
На своих урока я активно использую словарь- презентацию. За последнее время дети привыкли получать информацию с дисплеев, а не из печатных источников. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.
На уроках введения нового материала я использую различные образовательные программы:
The BBC Language courses for children - курс направлен на все виды речевой деятельности. Несмотря на то, что видеопособие рассчитано на детей, его можно использовать на всех уровнях обучения английскому языку.
Интерактивные курсы “Enjoy English” для 2-5 классов, М. Ю. Биболетова.
Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:
• формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
• совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;
• знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.
Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.
Обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология веб-квест.
Что такое веб-квест?
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)»
Web-Quest это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
Наличие проблемы, которую нужно решить.
Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
Использование технологии веб-квеста на уроках английского языка позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации; развивать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор школьников. Однако следует отметить, что использование веб-квестов в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета.
Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. Очень многое делается для решения этой проблемы. Валеологизация системы образования предполагает, что каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.
На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение.
На своих уроках я провожу такие песенные физкультминутки и вижу интерес к ним у детей (все слова песен сопровождаются соответствующими действиями).
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.
Не секрет, что чем сильнее учащийся заинтересован темой или поставленной проблемой, чем больше эта заинтересованность основана на его собственном опыте - тем больше стимул к освоению нового. А если он, к тому же, чувствует, что его мнение, позиция, опыт интересны одноклассникам и учителю, то из объекта учебно-воспитательного процесса он естественным образом становится субъектом и равноправным участником творческого диалога на уроке. Мотивация к учебной деятельности также значительно возрастает, когда ребенок сам формулирует задачи своей деятельности и способен отследить и проанализировать степень их выполнения.
Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
Жизнь доказывает, что высокий уровень иноязычной грамотности неизбежно ведёт к повышению интеллектуального, нравственного, экономического, политического потенциала общества, поскольку обеспечивает доступ к мировым общечеловеческим ценностям. Каждый человек, знающий иностранный язык, в определённой мере увеличивает потенциал страны. Языковая компетентность является показателем цивилизованности общества.
Библиографическая ссылка
Гусева М.С. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Международный школьный научный вестник. – 2024. – № 5. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1626 (дата обращения: 23.11.2024).