Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Барсукова Е.Н. 1
1 Мбоу СОШ№2 имени М.С. Вишнякова
экология
воспитание
грамотность
интерес
урок
1. http://президент.рф/news/ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года
2. Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». - М., 2001. - № 2.
3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
4. Головских Д.С.Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования.
5. А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г

Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления экологических проблем.

Цели: Стимулирование экологической грамотности, интереса, мотивации к охране окружающей среды, бережного отношения к энергоресурсам у учащихся в процессе обучения.

Задачи:

- познакомить с понятиями «Энергия и среда обитания»;

- привлечь и заинтересовать ребят проблемами охраны энергоресурсов на Земле , познакомить с источниками литературы, интернета по этому направлению, проанализировать их содержание;

- сформулировать выводы.

Актуальность темы заключается в том, что в современном мире жизнь цивилизованного человека требует огромных затрат энергии, что приводит к истощению энергоресурсов планеты.

Одним из путей решения данной проблемы является привлечение подрастающего поколения к бережному отношению энергоресурсов и стимулированию их сознания к созданию альтернативных источников энергии. Для этого необходимо создать условия для понимания, изучения и усвоения учащимися экологических проблем, с которыми они сталкиваются в жизни.

Гипотеза содержит в себе использование массового участия детей в уроках экологической направленности, что будет являться наилучшей агитацией к эффективному энергосбережению и приведёт к осознанию глобальной проблемы истощения энергоресуров на Земле и созданию альтернативных природосберегающих источников.

Экологическая грамотность состоит в способности к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью человека.

Она включает в себя следующие компоненты:

- понимание природы как среды обитания человека, его дома;

- естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы и человека;

- способности к природоохраняющей деятельности;

- умение и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды.

Чтобы население было экологически грамотным необходимо:

- знание принципов экологии;

- системное мышление;

- практическое следование экологическим ценностям.

Для достижения положительных результатов требуется:

- вооружить каждого системой научных знаний, умений и навыков экологического характера;

- сформировать потребность в этих знаниях;

- научить использовать приобретенные знания в жизни;

- дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных экономичных и рациональных способах их использования;

- донести информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах;

- объяснить необходимость личного участия каждого в экологической жизни общества.

Принципы формирования экологической грамотности несут в себе:

- направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды;

- направленность на выработку бережного отношения к окружающей среде;

- постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована.

Для того чтобы добиться прочных знаний, устойчивого интереса, разнообразить формы проведения уроков, мы часто используем игровые технологии, в том числе и в экологическом образовании. Игра обучает, развивает, воспитывает. Игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для творчества и самовыражения.

Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.

В личной практике нами используются несколько типов игр: интеллектуально-творческие игры; деловые игры; комплексные игры.

Трудно переоценить использование игровой технологии, поскольку в результате процесса происходит усвоение самого разнообразного материала. Кроме того игры развивают психику ребенка, его творческий и нравственный потенциал, интерес к предмету.

Особенностью игровой деятельности является активность, занимательность, коллективность, моделирование, решение проблем, творческий характер, эмоциональная окрашенность.


Библиографическая ссылка

Барсукова Е.Н. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2024. – № 6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1630 (дата обращения: 14.01.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674