Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления экологических проблем.
Цели: Стимулирование экологической грамотности, интереса, мотивации к охране окружающей среды, бережного отношения к энергоресурсам у учащихся в процессе обучения.
Задачи:
- познакомить с понятиями «Энергия и среда обитания»;
- привлечь и заинтересовать ребят проблемами охраны энергоресурсов на Земле , познакомить с источниками литературы, интернета по этому направлению, проанализировать их содержание;
- сформулировать выводы.
Актуальность темы заключается в том, что в современном мире жизнь цивилизованного человека требует огромных затрат энергии, что приводит к истощению энергоресурсов планеты.
Одним из путей решения данной проблемы является привлечение подрастающего поколения к бережному отношению энергоресурсов и стимулированию их сознания к созданию альтернативных источников энергии. Для этого необходимо создать условия для понимания, изучения и усвоения учащимися экологических проблем, с которыми они сталкиваются в жизни.
Гипотеза содержит в себе использование массового участия детей в уроках экологической направленности, что будет являться наилучшей агитацией к эффективному энергосбережению и приведёт к осознанию глобальной проблемы истощения энергоресуров на Земле и созданию альтернативных природосберегающих источников.
Экологическая грамотность состоит в способности к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью человека.
Она включает в себя следующие компоненты:
- понимание природы как среды обитания человека, его дома;
- естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы и человека;
- способности к природоохраняющей деятельности;
- умение и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды.
Чтобы население было экологически грамотным необходимо:
- знание принципов экологии;
- системное мышление;
- практическое следование экологическим ценностям.
Для достижения положительных результатов требуется:
- вооружить каждого системой научных знаний, умений и навыков экологического характера;
- сформировать потребность в этих знаниях;
- научить использовать приобретенные знания в жизни;
- дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных экономичных и рациональных способах их использования;
- донести информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах;
- объяснить необходимость личного участия каждого в экологической жизни общества.
Принципы формирования экологической грамотности несут в себе:
- направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды;
- направленность на выработку бережного отношения к окружающей среде;
- постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована.
Для того чтобы добиться прочных знаний, устойчивого интереса, разнообразить формы проведения уроков, мы часто используем игровые технологии, в том числе и в экологическом образовании. Игра обучает, развивает, воспитывает. Игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для творчества и самовыражения.
Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
В личной практике нами используются несколько типов игр: интеллектуально-творческие игры; деловые игры; комплексные игры.
Трудно переоценить использование игровой технологии, поскольку в результате процесса происходит усвоение самого разнообразного материала. Кроме того игры развивают психику ребенка, его творческий и нравственный потенциал, интерес к предмету.
Особенностью игровой деятельности является активность, занимательность, коллективность, моделирование, решение проблем, творческий характер, эмоциональная окрашенность.
Библиографическая ссылка
Барсукова Е.Н. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2024. – № 6. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1630 (дата обращения: 14.01.2025).