ВВЕДЕНИЕ
Формирование национального самосознания гражданина начинается с любви к «Малой родине», к тому региону, где человек родился и вырос. Становлению национальной идентичности также способствует традиции, национальная культура и, конечно же, внешний образ жителей региона, который выражен в народном костюме.
народа и является символом проявления национального единства.
Вопрос изучения народного костюма является актуальным, так как костюм представляет собой одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Как вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах белорусов: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и прочих.
А также именно костюм имеет возможность изменяться под давлением современных тенденций, но при этом сохранять элементы характерные для исторического народного костюма.
Цель исследовательской работы: рассмотреть возможности использования элементов традиционного белорусского костюма середины конца XIX- начала XX вв. в современной школьной форме.
Задачи:
1.Рассмотреть основные элементы белорусского народного костюма конца XIX- начала XX вв.
2. Проанализировать традиционные цвета, материалы и орнаментальные узоры, которые использовались для изготовления белорусской народной одежды.
3. Выделить характерные особенности костюмного комплекса могилёвского строя, хранящихся в фондах Могилёвского этнографического музея.
4. Изучить примеры современной одежды, спроектированной в этническом стиле.
5. Разработать 3 эскиза моделей современной школьной формы учащихся, для мальчиков и девочек, с учётом изученных элементов белорусского народного костюма могилёвского строя.
С целью непосредственного ознакомления с белорусским народным костюмом нами была изучена коллекция «Мягкая этнография» Могилёвского этнографического музея, которая формировалась с 1950-х годов по настоящее время, благодаря этнографическим экспедициям краеведческого музея.
Для расширения теоретических знаний, мы изучили литературу следующих авторов: Маленко Л.И. «Белорусский костюм XIX-XX веков», белорусов в XIX-нач. XX вв.», О.А. Лобачевская, З.И. Зимина «Белорусский народный костюм», В.М, Бялявiна и других.
Таким образом, объектом исследования будет выступать: белорусский народный костюм середины XIX -начала XX века, его основные элементы и особенности.
Предмет исследования, будет направлен на: изучение традиционных элементов женского и мужского костюмов могилевского строя, и использовании данных элементов в моделировании современной модной одежды и школьной формы, в частности.
«Белорусский народный костюм: основные элементы и особенности оформления костюмного комплекса могилёвского строя»
Народный костюм ‒ одно из проявлений материальной культуры, источник по изучению этнической истории народа, его культуры, связей с другими народами.
Народный костюм, как важная часть национальной культуры, сохраняет коллективную память и опыт народа, визуально и наиболее ярко отражает его этнические, социально-сословные, возрастные и региональные особенности. В истории общества костюм выполнял различные функции - различие по полу, возрасту, семейному положению, этнической и религиозной принадлежности, а также обрядовое значение.
Весь набор традиционной одежды разделяют на праздничную, повседневную, рабочую и обрядовую, отмечая, что обрядовый костюм (например, невесты, свахи, свата), как правило, сохраняет древние, исчезнувшие из быта элементы наряда и прически. [2,17]
Традиционные комплексы народной одежды имели региональные особенности и определённый набор элементов, что обуславливалось климатическими условиями, географическим положением и взаимодействием с культурами стран соседей.
Основным объектом нашего исследования является костюмный комплекс Могилёвского строя: этот костюм был распространён до начала XX века на территории Могилёвского, Быховского, Шкловского, Мстиславского, Чауского, Славгородского районов Могилёвской области.
Особенности женского народного костюма могилёвского строя.
Женский костюм Поднепровья был минималистичным, но в то же время аутентичным воплощением характерного белорусского костюма. По мере движения с севера на юг возрастает цветовая насыщенность и декоративная выразительность, большая праздничность и богатство в отделке костюма.
Региональной особенностью народного костюма Поднепровья, является оформление краёв фартуков, манжет, воротников, платков красной или красной-белой бахромой, которую специально ткали или плели для украшения одежды и ручников .Он отличается ясной простотой форм, строгостью и скромностью декора. В костюме выразительно доминирует белый цвет, подчёркнутый красотой красного и тёмно-синего орнамента геометричной формы. [7, 56]. Варианты сшитой и несшитой поясной: одежды формировали три основные базовые женские комплексы: паневны, саянны и з андоракам, или юбкой.
Саяном в этом регионе называли модернизированный вариант сопряжения «Спадницы», с сорочкой к которой пришивался лиф-безрукавка.
Понева-архаичный тип несшитой юбки с прямоугольных кусков клетчатой шерстяной ткани. Комплекс данного региона складывается из рубашки, паневы, кабата, фартука. Так же в него входят пояс, платок - «голова», украшения, обувь.
Вышивка преимущественно выполнена продольными или поперечным набором. Она выделяется классической эстетикой композиции бордюров, для которой характерно сочетание больших ромбов с крестами внутри них.
Женские сорочки украшены также узкими расшивками соединительных швов между поликом, рукавом и задней полкой спины. В женском костюме в начале XX в, сохранялся обычай покрывать голову домотканым платком с вышивкой, обшитым по краю красной бахромой.
Следующим элементом костюма был кабат длинный, однотонный с красной полосой, пришитой волнообразной линией на спинке.
А также Панева- длиной около 120 см куски ткани прямоугольной формы, сшитые наполовину, она накладывалась на фигуру и фиксировалась широким плетёным поясом. Ее свободные концы заправлялись под пояс, а углы свободно свисали. Впереди шов понёвы прикрывал черный суконный фартук. Для изготовления юбки использовались различные цветовые сочетания: зеленые, коричневые, багровые, синие, часто встречалась узор мелкую дроблёную клетку. А также использовался различный материал ткани: шерсть, лен, хлопок. [4,67]
Головной убор (голова) при всех вариантах должен был сохранить форму поднятых вверх "рожек" - бахромы на концах платка. 10-15 см от нее.
Вместе с паневой, наложенной на фигуру сзади – углом строго посередине, идя в таком головном уборе, женщина напоминала птицу.
Традиционный костюм — это сложный и символичный набор предметов одежды. В нем все подчинено традициям и взаимосвязано. Не зря же сам костюм называется "строй". И здесь недостаточно взять подобрать предметы одежды, чтобы они визуально подходили один к другому [3,13].
Каждый элемент одежды, как слово в предложении дополняет и взаимодействует со всем ансамблем. В том числе и мужской костюм является не менее важной составляющей национального строя белорусов в целом.
Таким образом, орнамент, размещенный на одежде, выполнял магическую функцию и нес в себе целый культурный код. И умея "читать" нанесенный на одежду орнамент можно было судить о социальном статусе, возрасте и положении его обладателя. Национальный костюм имеет долгую историю развития, он вобрал в себе элементы межкультурного взаимодействия различных народов. В народном костюме нашли отражения традиции и верования нашего народа, его обычаи и взгляд на окружающий мир.
Подводя итоги, необходимо сказать, что национальный костюм прошел сложный путь исторического развития и преобразования. Неизменными оставались ткани, используемые для пошива национального костюма. Как правило, это ткани местного производства, лен, шерсть, кожа. Важное внимание уделялось декоративным элементам, вышивке и украшениям, которые несли в себе эстетическую и семантическую функции. Но при этом во многом сохранил этнокультурную идентичность.
«Современная интерпретация белорусского народного костюма»
Художественными новациями в традиционном костюме современности следует считать изобразительность узора, вышивки и многоцветность. Яркие укрупненные растительно-цветочные узоры вышивки и ткачества воплощают новую эстетическую модель белорусского костюма. Воспроизведение традиционных форм костюма, представлена во многих сферах общественной жизни белорусов.
Существуют выставки, на которых жители города презентуют частично или полностью традиционный костюм разных столетий. Множество рекламных кампаний используют в своей работе элементы белорусского костюма. Это говорит о том, что белорусы стремятся сохранить свою самобытность через воссоздание белорусского традиционного костюма [1,23].
Вышивка, чаще всего, ручная, обязательно используется в современной одежде, как ценное наследие белорусского национального костюма. Ручная отделка ‒ обязательный атрибут этно или фолк-стиля, независимо от того, к какой народности он имеет самое прямое отношение. Именно с ее помощью одежда приобретает настоящий характер и некую изящную манерность.
текстура и плетение. Белорусские красавицы в первую очередь во все времена ценили в одежде комфорт и скромность. Поэтому белорусский этностиль подразумевает плавные линии, женственность и свободный крой.)
По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей ‒ этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение [5,67].
Таким образом, традиционная одежда может рассматриваться в качестве своеобразного синтеза материальной и духовной культур нации. Показать пласт исторических процессов, влияющих на традиционное народное искусство, раскрыть единство этнических корней народного костюма – всё это является не иссекаемым объектом исследования работ по костюму во всем мире.
В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества, такие как: ткачество, вышивка, кружевоплетение, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, кружев, речного жемчуга, цветных граненых стекляшек и пр.
Подводя итоги, стоит отметить, что народный костюм концентрированно выражает национальный характер и систему народных, исторически сложившихся представлений. Именно поэтому костюм, в том числе и в современной интерпретации может являться своеобразной визитной карточкой народа, своеобразным национальным символом единства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Разработана классификация элементов традиционного белорусского мужского и женского костюмов.
В результате было выявлено, что мужской костюм состоял в основном из белой льняные рубахи в виде туники с длинными рукавами и низкими воротником-стойкой.
Для женского костюма с учетом региональных особенностей выявлены основные комплекты, определен состав элементов традиционного белорусского женского костюма.
Таким образом, варианты сшитой и несшитой поясной одежды формировали три основные базовые женские комплексы: паневны, саянны и з андоракам, или юбкой.
В результате анализа традиционных цветов, материалов и орнаментальных узоров, которые использовались для изготовления белорусской народной одежды, было выявлено:
Основные цвета: красный, синий, белый, коричневый, серый, черный.
Материалы: в ходе исследования выявлено, что использовались натуральные материалы, такие как лён, сукно, шерсть, что является актуальным и в наши дни. Данные материалы экологически безопасны.
Орнаментальные узоры: выявлено, что вышивка преимущественно выполнялась продольным или поперечным набором. Технология выполнения счетных техник вышивки во многом обусловила характер традиционного ромбо-геометрического вышитого орнамента
3. В ходе изучения примеров современной интерпретации белорусского народного костюма были определены основные ткани: лен, батист, ситец, трикотаж.
Было выявлено то, что этнические элементы присутствуют в некоторых современных свадебных платьях, повседневной одежде, детской одежде. Обязательно используется ручная вышивка.
Были разработаны эскизы моделей современной школьной формы учащихся, с учётом изученных элементов белорусского народного костюма могилёвского строя.
В результате были разработаны 3 эскиза современной школьной формы, которые включают в себя два варианта моделей школьной формы для девочек и один вариант для мальчиков.
Для разработки эскизов формы для девочек были заимствованы следующие элементы народного костюма Могилевского строя: андарак или юбка, андарак с пришитым лифом, рубаха. В качестве цветовой палитры были выбраны красный, темно-синий, белый и серые цвета. Орнамент представлен в виде геометрических фигур, выполненных в технике «счетная гладь», расположен на вороте и рукавах рубахи. Однако были внесены изменения [6,78]
Для разработки эскиза формы для мальчиков были заимствованы рубаха и жилет. Стоит отметить, что брюки для эскиза были взяты современной модели, так как адаптировать мужские брюки (портки) как составную части белорусского народного костюма не представляется возможным. В качестве основного цвета были выбраны, белый, черный и серые цвета. Орнамент представлен в виде геометрических фигур расположен на вороте рубахи .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведено комплексное исследование традиционного белорусского женского костюма Могилёвского района. Для непосредственного ознакомления с образцами народного костюма были изучены коллекции Могилёвского музея этнографии.
1. Рассмотрели основные элементы белорусского народного костюма конца XIX- начала XX вв.
2. Проанализировали традиционные цвета, материалы и орнаментальные узоры, которые использовались для изготовления белорусской народной одежды.
3. Выделили характерные особенности костюмного комплекса могилёвского строя, хранящихся в фондах Могилёвского этнографического музея.
4. Изучили примеры современной одежды, спроектированной в этническом стиле.
5. Разработали 3 эскиза моделей современной школьной формы, для мальчиков и девочек, с учётом изученных элементов белорусского народного костюма могилёвского строя.
В ходе создания эскизов одежды, доказана преемственность народного костюма в современной женской и мужской одежде. В том числе это раскрытие тематики традиционного белорусского женского костюма в контексте современной моды, понятие культуры, уважительное отношение к народному костюму, новый взгляд на старину, единство духовных ценностей.
Данные эскизы можно использовать при создании школьной формы, как для отдельно взятого учреждения образования, так и для школы города Могилева и Могилевской области.
Библиографическая ссылка
Данькова Я.Ю. БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ МОГИЛЁВСКОГО СТРОЯ И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК СИМВОЛ ЕДИНСТВА ТРАДИЦИЙ В ИСТОРИИ // Международный школьный научный вестник. – 2025. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1635 (дата обращения: 10.03.2025).