Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ИЗ ОПЫТА

Лашина Т.С. 1
1 МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН" с УИОП
лашина т.с.
наставничество
методика работы с наставляемыми
1. Онлайн портфолио Лашиной Т.С. URL: https://vk.com/t.lashina
2. Лашина Т.С. ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ // Старт в науке. – 2020. – № 1 (дата обращения 30.04.2025)
3. Сайт «Лашина Татьяна Сергеевна учитель информатики». URL: https://tatlashin.wixsite.com/lashinats (дата обращения 30.04.2025)
4. Виды форм, методов наставничества и технологии, применяемые в нем. URL: https://savitar-agidel.ru/wp-content/uploads/2023/02/formy-metody-i-tehnologii-nastavnichestva.pdf (дата обращения 01.05.2025)
5. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Одинцовский учебно-методический центр «Развитие образования». Аналитический отчёт 2022-2023 учебный год. URL: https://umc.odinedu.ru/wp-content/uploads/2024/02/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82-2022-2023-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения 01.05.2025)
6. УПРАВЛЕНИЕ образования Администрации Одинцовского городского округа ПРИКАЗ от 15.05.2023 №667 г. Одинцово «Об итогах муниципального этапа конкурсного отбора лучших учителей-предметников и лучших учителей начальных классов на присуждение премии Губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов» в 2023 году». URL: https://umc.odinedu.ru/wp-content/uploads/2023/10/PRIKAZ_ot_15.05.2023_667_g._Odintcovo_Ob_itogah_munitcipalnogo_etapa_konkursnogo_otbora_luchshih_uchitelej-predmetnikov_i_luchshih_uchitelej_nachalnyh_klassov_.pdf (дата обращения 01.05.2025)
7. Лашина Т.С., Методическая разработка «Способные дети» - Сборник «Учебно-методических материалов» информационно-образовательного портала Образовательный Фонд «Эверест», г. Москва. URL: https://everest-edu.ru/ap-2401 (дата обращения 23.04.2025
8. Ролик – представление учителя информатики, Лашиной Т.С. URL: https://flagman.odinedu.ru/2024/04/17/%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0/
9. Методическое сопровождение - МБОУ ОЦ ФЛАГМАН. URL: https://flagman.odinedu.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ (дата обращения 02.05.2025)
10. Семинар – практикум по теме: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в цифровом кабинете ЕФС: выявление дефицитов и формирование банка заданий для ИОМ». URL: https://kuro-mo.ru/news/26-11-2024-seminar-praktikum-po-teme-proektirovanie-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta-iom-v-tsifrovom-kabinete-efs-vyiavlenie-defitsitov-i-formirovanie-banka-zadanii-dlia-iom (дата обращения 01.05.2025)
11. Управление образования Администрации Одинцовского г.о. приказ от 03.09.2024 № 933 «Об организации деятельности регионального методического актива Одинцовского городского округа». URL: https://licey-2.odinedu.ru/wp-content/uploads/2024/09/%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9A%D0%903_%D0%BE%D1%82_03_09_2024_%E2%84%96_933_%D0%B3_%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%9E%D0%B1_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-2.pdf (дата обращения 01.05.2025).
12. Лашина Т.С. СТРАТЕГИЯ РОСТА – ПРАКТИКА УСПЕХА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ // Старт в науке. – 2019. – № 6. – С. 1-1; URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1812 (дата обращения 11.04.2025).
13. Лашина Т.С. ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС – КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА. ИССЛЕДОВАНИЕ. ПОЛЬЗА И ВРЕД // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6 (дата обращения 11.04.2025).

Введение.

Наставничество в педагогике - это сложный, многоуровневый процесс, имеющий глубокие исторические и теоретические корни. В трудах К.Д. Ушинского подчеркивается, что формирование профессионального мастерства невозможно без прямой передачи опыта, без диалога между опытным педагогом и начинающим специалистом. Ушинский рассматривал наставничество как ключевой механизм формирования педагогической культуры, развития индивидуального стиля и профессиональной идентичности учителя. Его идеи легли в основу современных моделей наставничества, где особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, индивидуализации и научно-методической поддержке молодых специалистов.

Современная система наставничества интегрирует различные формы и методы, что позволяет адаптировать процесс под индивидуальные и коллективные потребности педагогов и обучающихся.

Проблема

Наставничество в педагогике представляет собой сложный, многоуровневый процесс, имеющий глубокие исторические и теоретические корни, но в современных условиях сталкивается с рядом трудностей: отсутствием системного подхода, недостаточной подготовленностью наставников, формализацией процесса, разрывом мотиваций между наставником и наставляемым, а также недостаточной интеграцией современных методик и цифровых технологий

Актуальность

Современная система образования требует эффективных инструментов для профессионального становления и адаптации молодых педагогов. Наставничество, интегрируя различные формы (менторство, коучинг, коллективные и дистанционные модели), становится ключевым механизмом передачи опыта, формирования профессиональных компетенций и индивидуализации развития, что особенно важно в условиях быстро меняющихся образовательных стандартов и цифровизации.

Цель: Рассмотреть научно-педагогические основы наставничества в современной школе на основе собственного опыта, выявить эффективные методики и подходы, способствующие профессиональному росту педагогов и развитию индивидуального потенциала обучающихся.

Задачи:

· Описать современные методологические подходы (менторство, коучинг, коллективное и дистанционное наставничество).

· Проанализировать исторические и теоретические основы наставничества в педагогике.

· Выявить ключевые методические принципы эффективного наставничества (индивидуализация, интерактивность, рефлексия, использование цифровых технологий).

· Представить авторские разработки и опыт внедрения современных методик наставничества.

· Оценить влияние наставничества на профессиональное развитие педагогов и образовательные результаты обучающихся

Предмет исследования

Методологические основы, формы, методы и практики наставничества в современной педагогической среде, а также их влияние на профессиональное развитие педагогов и формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Гипотеза

Если в систему наставничества в педагогической среде интегрировать современные методологические подходы, цифровые технологии и индивидуализацию, то это позволит повысить эффективность профессионального становления молодых педагогов, ускорить их адаптацию, раскрыть потенциал обучающихся и повысить качество образования в целом

Основная часть

Методологические подходы к наставничеству

Среди ключевых методологических подходов выделяются:

  • Менторство- личностно-ориентированная поддержка профессионального и карьерного развития, формирование профессиональных компетенций через индивидуальное сопровождение.
  • Коучинг- развитие конкретных педагогических навыков и компетенций с помощью целенаправленных методических действий, обратной связи, постановки и достижения профессиональных целей.
  • Групповое и коллективное наставничество- обмен опытом в рамках профессиональных сообществ, проведение мастер-классов, семинаров, практикумов, что способствует горизонтальному обучению и развитию корпоративной культуры[4].
  • Виртуальное и дистанционное наставничество- использование цифровых платформ, онлайн-ресурсов и цифровых кабинетов для расширения доступа к методической поддержке и обмену инновационными практиками[4].

Методика наставничества: от теории к практике

В рамках современной школы наставничество реализуется как в модели «учитель-ученик», так и «учитель-учитель». В первой модели акцент делается на формировании метапредметных и исследовательских компетенций, развитии творческого потенциала, поддержке в олимпиадном и проектном движении. Во второй - на профессиональном росте, ликвидации профессиональных дефицитов, освоении новых образовательных технологий, индивидуальных образовательных маршрутах (ИОМ)[5, 10].

Ключевые методические принципы наставничества:

  • Индивидуализация маршрута развития: анализ профессиональных дефицитов, формирование ИОМ, регулярная диагностика и коррекция образовательных траекторий[5].
  • Интерактивность и рефлексия: организация совместных практикумов, взаимопосещение уроков, анализ и обсуждение педагогических кейсов, фасилитационные сессии.
  • Использование мультимедийных и цифровых технологий: интеграция мультимедийных уроков, интерактивных платформ, цифровых кабинетов методиста для повышения эффективности образовательного процесса и мотивации обучающихся[2][3].

Результаты и обсуждение

Авторские методические разработки и научные публикации Лашиной Т.С.

Я - Лашина Татьяна Сергеевна, являюсь учителем информатики МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН», также занимаюсь проектной деятельностью с обучающимися с 2008 года, занимаю активную позицию в развитии и распространении современных методик наставничества [11]. Являюсь автором ряда методических разработок и научных статей, в числе которых - методическая разработка «Способные дети», направленная на выявление, сопровождение и развитие одарённых обучающихся в цифровой образовательной среде. Данная методика предполагает [7, 8]:

  • Систему диагностики способностей и интересов учащихся;
  • Индивидуальные и групповые проектные задания;
  • Использование мультимедийных технологий для визуализации и структурирования учебного материала;
  • Введение элементов проблемно-исследовательского и проектного обучения, что соответствует современным научным подходам к развитию одарённости[2].

В статье «Возможности мультимедиа на уроках» обосновываю преимущества интеграции мультимедийных средств в образовательный процесс, выделяя три методических подхода: иллюстративный, схематичный и интерактивный [12, 13]. Особое внимание уделяя необходимости методической обработки материала, обеспечивающей активное включение каждого ученика в работу, индивидуализацию обучения и повышение мотивации[2].

Научные публикации и методические разработки активно используются в профессиональном сообществе, что подтверждается упоминаниями о ней в аналитических и методических отчетах, а также на образовательных платформах Московской области[5].

Реализация наставничества: практический опыт и достижения

В рамках наставничества «учитель-ученик» - опыт сопровождения учеников в олимпиадном, конкурсном и проектном движении, что подтверждается высокими результатами: призёры и победители на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях (свыше 1500 участников) [9]. В наставничестве «учитель-учитель» оказываю методическую поддержку коллегам, веду цифровой кабинет методиста Московской области, разрабатываю и реализую ИОМ, провожу мастер-классы, консультации, участвую в формировании банка заданий для сопровождения профессионального роста педагогов[1, 3, 6].

Среди достижений:

  • Успешная сдача РИКУ (Регионального индивидуального квалификационного экзамена);
  • Ведение цифрового кабинета методиста Московской области;
  • Участие в региональных и муниципальных проектах по наставничеству и цифровизации образования;
  • Организация и проведение методических мероприятий, семинаров, мастер-классов;
  • Авторство и внедрение инновационных методик, в том числе «Способные дети»;
  • Публикации в научных и методических изданиях.

Выводы

Наставничество в педагогической среде, базируясь на научных принципах, историческом опыте и современных методиках, становится мощным инструментом профессионального развития и повышения качества образования. Мой опыт демонстрирует, что интеграция научного подхода, индивидуализации, цифровых технологий и авторских методик позволяет достигать высоких результатов как в работе с учащимися, так и в сопровождении коллег. Наставничество - это не только передача опыта, но и создание среды для постоянного научного и профессионального роста всех участников образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Лашина Т.С. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ИЗ ОПЫТА // Международный школьный научный вестник. 2025. № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1649 (дата обращения: 12.07.2025).