Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗЕМЛЯ, СОГРЕВШАЯ ТЕПЛОМ: ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ В ТЮМЕНСКОМ КРАЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Шумихина А.Г. 1
1 МАОУ СОШ № 22 г. Тюмени
ребенок
война
исследование
эвакуация
тюменский край
эвакуировать
детский
великая отечественная
ленинград
проблема
рекомендация
1. Кнапик, И.Ф. Согретые Сибирью: в 2 ч./ И.Ф. Кнапик. - Часть 1. - Тюмень.: Тюменский изд. дом, 2012. -324 с.
2. Нечаева, А.М. Правовая охрана детства в СССР/ А.М. Нечаева .- М. : Наука. 1976.-110с.
3. Рогачева, Л.И. Деятельность государственных и общественных организаций страны в годы Великой Отечественной войны / Л.И. Рогачева. - М.: Знание. 2000. -218с.
4.ГУОО ГАОО (Государственный архив Омской области) Протокол № 10 Омского обкома КПСС. СПб. Ф. Р-301. Оп.2 Д.43л.,8.
5. ГУОО ГАОО Облоно, Акт обследования условий содержания детских учреждений. СПб. Ф.Р. - 1081. Оп. №1. Д.33л.,11, 18,27.
6. ГУОО ГАОО Протокол № 18 партийного собрания рервичной парторганизации ВКП(б) фанерокомбината. СПб. Ф.Р-298.Оп.56.Д.10л., 7.
7. ГУОО ГАОО Протокол № 13 партийного собрания первичной парторганизации ВКП(б) Кожевенных мастерских. СПб. Ф.Р -1351.Оп. 72.Д.51л., 9.
8. Шестакова, Н.М. Из истории детских домов и интернатов в Ялуторовске и Ялуторовском районе в годы Великой Отечественной войны / Н.М. Шестакова.// Ежегодник ТОКМ. Серия Краеведение. - 1995. - № 4 - с. 24-32.
9. Ермачкова, Е.П. Летопись земли Заводоуковской/ Е.П. Ермачкова. – Заводоуковск: Тюм. изд. дом, – 2006. с.163.
10. Сарафанникова, Л.В. Моя школа /Л.В. Сарафанникова //Городской историко-краеведческий альманах. Вып.2 - Ялуторовск. - 2007. - с.128.
11. ГУОО ГАОО Протокол № 23 партийного собрания первичной парторганизации ВКП(б) КПСС Ситниковского совхоза. СПб. Ф. Р -571.Оп. 18. Д.51.Л. 9.10.
12. Патранова, В.А. Военный дом в Урманном/В.А. Патранова// Тюменские известия. –№ 11. 27января 1991г.

Введение.

«Холодным декабрьским днём 1941 года на станции Новая Заимка встречали ленинградцев. Исхудавшие, грязные, еле живые, пассажиры вагонов могли выйти на платформу только с помощью взрослых. В здание школы их переносили на руках», - так начинается книга Ивана Кнапика «Согретые Сибирью»[1]. С августа 1941 года по сентябрь 1942 года тюменцы принимали эвакуированных детей из Ленинграда, Москвы, Запорожья, Калининградской, Сталинградской, Курской, Орловской, Харьковской, Ворошиловской областей. Для 12300 детей Тюменская область стала вторым домом.

Проблема, которая способствовала обращению к данной теме: в поле зрения изучения событий Великой Отечественной войны чаще попадают героические события на поле боя. Недостаточно раскрыт мир тылового детства, его трагедия и героизм.

Актуальность исследования очевидна: тема «дети и война» является значимой, так как дети и сейчас являются жертвами военных конфликтов. Тема актуальна еще и потому, что в современной исторической науке нет специального комплексного исследования, посвященного пребыванию в Тюменском крае эвакуированных детей.

Целью работы является изучение исторического опыта по спасению детей в годы Великой Отечественной войны на примере ленинградских детей, эвакуированных в Тюменский край.

Задачи: собрать и изучить фактический материал о пребывании детей- ленинградцев на Тюменской земле: уточнить сроки прибытия, численность эвакуированных, проблемы размещения и создания условий повседневной жизни детей;

- исследовать деятельность органов власти и участие местного населения по спасению жизни детей;

- разработать рекомендации для педагогического сообщества по использованию материалов исследуемой темы в рамках реализации проекта «Разговоры о важном»: начать внедрение рекомендаций.

Гипотеза исследования – в годы войны, несмотря на суровый климат, трудности военного тыла, отсутствие необходимой инфраструктуры, были созданы условия для повседневной жизни, воспитания и образования эвакуированных детей.

Научная новизна в том, что впервые сделана попытка комплексно изучить состояние детских учреждений в годы войны, выявить численность контингента. Это позволяет по-новому оценить бедствие, которому подверглось детское население в годы войны.

Практическая значимость: собранная информация будет полезна в исследовательской работе школьников, благодаря своему воспитательному потенциалу, может быть использована во внеурочной деятельности.

В ходе исследования использованы научные труды А.М. Нечаевой «Правовая охрана детства в СССР» [2], Л.И. Рогачевой «Деятельность государственных и общественных организаций по охране детства и юношества страны в годы Великой Отечественной войны»[3], благодаря которым были выявлены государственная стратегия и механизмы выживания детей в условиях войны.

Объект исследования – ленинградские дети - воспитанники детских домов Тюменского края в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования–условия проживания, образования, воспитания эвакуированных ленинградцев в период с августа 1941 по сентябрь 1945г.г.

Методы исследования: работа базируется на принципах научного исторического исследования - объективности и историзма. Теоретические методы: сбор и анализ информации, проблемно - хронологический метод, сравнительно-исторический метод, статистический метод, систематизация; практические методы: метод сплошной выборки при работе с архивными документами, обобщение, проекция, апробация, анкетирование.

Основные термины: эвакуация, реэвакуация, социальная политика государства, формы семейного воспитания, мотивация, ценностное отношение, патриотизм.

Теоретическая часть исследования.

Глава 1. Из истории изучения вопроса. О проблемах учета контингента.

Первые работы об эвакуации детей появились уже в годы войны, но они носили публицистический характер, были посвящены организации учебно-воспитательного процесса и общественно-полезного труда (Верзилин Н. М. Воспитание в детских домах во время войны//Советская педагогика, 1943. №11-12). Первая монография о проблемах детства и его охраны появилась уже в 1943г. (Свердлов Г.Н. Война и правовая охрана детей в СССР. Ташкент, 1943). Работа была посвящена проблеме детской беспризорности в годы войны, формам семейного устройства детей- сирот. Роли КПСС в защите прав детства посвящена монография Киряева И.М. (КПСС – вдохновитель и организатор победы советского народа в Великой Отечественной войне. М. 1959). В работе дана, в том числе, оценка работе Народного комиссариата просвещения РСФСР, местных властей, общественных организаций. Первые публикации сибирских ученых появились только в 1970-80-е годы. Это были отдельные исследования об организации размещения, питания и медицинского обслуживания эвакуированных детей Новосибирской, Челябинской областей, в отдельных районах Урала и на Кузбассе. Наиболее известны труды томского исследователя Л.И. Снегиревой (Снегирева Л.И. Забота сибиряков об эвакуированных детях//Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны и современность. Томск, 2007; Эвакуация детей в Западную Сибирь//Гуманитарные науки в Сибири. Томск, 2010. №2).

В настоящее время появилось достаточное количество исследовательских работ тюменских ученых: научные статьи историков-краеведов Тюменского государственного университета Е.П. Ермачковой «Летопись земли Заводоуковской», Н.М. Шестаковой «Из истории детских домов и интернатов в Ялуторовском районе в годы Великой Отечественной войны», Д.А. Вычерова «Повседневная жизнь советских школьников тыловой Тюмени в годы Великой Отечественной войны». С исследований Е.П. Ермачковой начался сбор и анализ информации о количестве детских домов на территории Тюменского края, контингенте, условиях проживания, воспитания, образования. Однако большее внимание Е.П. Ермачкова уделяет родному Заводоуковскому району. Под руководством тюменского журналиста И.Ф. Кнапика. вышло в свет два тома воспоминаний «Согретые Сибирью». Изучены воспоминания директоров детских домов военных лет Сарафанниковой Л.В. «Моя школа», Тимафеевой Л.Г. «Трудовой подвиг односельчан в годы Великой Отечественной войны».

Таким образом, в современной исторической науке нет специального комплексного исследования, посвященного пребыванию эвакуированных детей в Тюменском крае.

Настоящая работа базируется на следующих источниках: материалах Государственного архива Тюменской области (изучено 118 документов из раздела Социально-политическая история Тюменской области); постановлениях Совета Народных Комиссаров СССР и Президиума Верховного Совета СССР: «Об эвакуации» от 30 июня 1941г., «О мерах по улучшению работы эвакуированных детских учреждений», от 21 ноября 1942г., «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» от 22 января 1942г., «Об улучшении работы детских домов» от 1 сентября 1943г., «Об усыновлении» от 8 сентября 1943г. В документах определена основная функция детских домов - сохранение жизни, социализация эвакуированных детей, предупреждение детской беспризорности в военное время. В работе использованы также публикации средств массовой информации с 1941 по сегодняшний день; воспоминания участников событий, собранные в книге И.Ф.Кнапика «Согретые Сибирью», другие источники.

Настоящее исследование началось с уточнения статистических данных по общему количеству детских учреждений, контингента. Использовались статистический и проблемно-хронологический методы. Были определены этапы прибытия эвакуированных и количество прибывающих детей в динамике от первого до третьего этапа. Разрозненные цифровые данные удалось скорректировать благодаря нескольким источникам: статистике областных структур здравоохранения, образования, учетным документам детских учреждений. Впервые сведения о численности эвакуированного населения представлены в справке исполкома Областного совета партии на 16 сентября 1941 года. Всего в области на тот момент числилось 166600 эвакуированных, в том числе 360 детей. Сведения оказались некорректными, так как отсутствовала информация НКВД, имеющего собственные детские учреждения. В годы Великой Отечественной войны количество взрослого эвакуированного населения увеличилось вдвое, детских домов - втрое: вместо 38 их стало 91. Детские учреждения по приему эвакуированных были обустроены в 20 районах Тюменского края: Вагайском, Исетском, Уватском, Тобольском, Ишимском, Нижнетавдинском, Викуловском, Сладковском, Абатском, Юргинском, Ялуторовском, Сорокинском, Аромашевском, Ярковском, Голышмановском, Омутинском, Казанском, Армизонском, Бердюжском, Заводоуковском. Прибытие детей осуществлялось в три этапа. Первый этап: с августа по ноябрь 1941года, прибыло до 380 эвакуированных из разных оккупированных немцами территорий, в том числе 135 – из Ленинграда. Второй этап: с ноября по декабрь 1941года, прибыло до 9500 детей, в том числе 2200 – из Ленинграда. Это были дети, которым пришлось пережить две эвакуации: сначала в Ярославскую область, а затем, в начале оккупации этой территории немцами, - в Сибирский край. Третий этап: май-сентябрь 1942 года. Всего прибывших детей –до 2400, в том числе 810 – из Ленинграда. Более точных сведений по контингенту прибывших установить не удалось по следующим причинам: значительная часть архивных материалов была утрачена в ходе реэвакуации и многочисленных послевоенных реорганизаций. Детские учреждения входили в подчинение различных ведомств (образования, здравоохранения, НКВД), которые передали имеющуюся документацию на хранение в архив не в полном объеме. Неточности возникли также при передаче архивов в августе 1944 года, когда Омская область была поделена на Омскую и Тюменскую. Территориально граничащие с Омской областью Сладковский, Абатский, Викуловский, Вагайский и Уватский районы не имеют точных сведений о контингенте 18 детских домов. Поиски и уточнения состава эвакуированных через бывших воспитанников, их родственников идут крайне медленно, так как не все готовы к тяжелым воспоминаниям тылового детства.

Таким образом, всего за период с августа 1941 по сентябрь 1942 года в Тюменский край было эвакуировано до 12300 детей, в том числе свыше 3100 - из Ленинграда.

Практическая часть исследования.

Глава 2 Проблемы первого года эвакуации. Деятельность органов власти по спасению жизни детей. С первых месяцев эвакуации начались проблемы с размещением: край не был готов к такому количеству прибывающих детей. Были приняты следующие решения: открывать новые и доукомплектовывать старые детские дома в сельской местности, там, где плодородная земля, где поселения защищены от наводнений, где есть школы. Все пригодные для проживания постройки: клубы, конторы, сельпо, помещения, принадлежащие церковным приходам, - срочно ремонтировались и передавались детям [4]. В первую и вторую военные зимы не хватало дров; в Нижнетавдинских, Ярковских, Тобольских детских домах, согласно акту проверки областного отдела образования, температура воздуха в помещениях опускалась до 5 градусов [5]. По инициативе комсомольских организаций взрослое население ежедневно, в соответствии с утвержденным графиком, выходило на заготовку дров. В колхозных кузницах срочно изготавливались печки - буржуйки. Не хватало зимней одежды, бытовой мебели. В том же акте областного отдела образования указано, что в Новозаимском детском доме на 240 воспитанников в наличии 112 одеял, 120 комплектов постельного белья, 81 зимнее пальто, 107 шапок, 92 пары валенок [5]. Безусловно, местные власти выделяли денежные средства на содержание детей из местного бюджета. Однако приобрести твердый и мягкий инвентарь руководителям детских учреждений было негде. Вся промышленность работала на фронт. Ситуация с теплой одеждой улучшилась в связи с перераспределением детских товаров в торговой сети. В первую очередь теплые вещи направлялись в детские учреждения. Найдены документы, подтверждающие добровольную помощь Тюменского фанерокомбината [6]. На производственном собрании решено: в нерабочее время изготовить детские кровати, табуреты, столы обеденные. Материал для мебели – отходы производства, предназначенные для обогрева цехов. Рабочие Тюменских кожевенных мастерских в свободное от работы время из отходов производства шили детские шапки, меховые безрукавки, онучи (сапоги) [7].

Заметно ухудшилось медико-санитарное состояние учреждений, увеличилась детская смертность. Из 113 воспитанников детского дома №26 в деревне Петелино Ялуторовского района здоровыми были лишь 19. Дети страдали дистрофией (50 человек), цингой (13 человек), трахомой (12 человек), чесоткой (9 человек), другими заболеваниями войны [5]. Аномальные вспышки инфекционных заболеваний (брюшной и сыпной тиф, корь, скарлатина) были вызваны отсутствием карантина на железнодорожных станциях. Когда 14 малолетних воспитанников Емуртлинского детского дома умерли в первые недели пребывания на сибирской земле по причине крайнего истощения и инфекций, приобретенных в дороге, руководителями областного здравоохранения были приняты срочные меры: на всех железнодорожных станциях установлены санпропускники и дезинфекционные пункты. С проблемами инфекционных заболеваний справились к декабрю 1941 года: несмотря на строжайший запрет на размещение гражданского населения в военные госпитали, воспитанников детских домов, находящихся в критическом состоянии, размещали в терапевтических и инфекционных отделениях двенадцати военных госпиталей города Тюмени. В ноябре –декабре 1941 года на базе городской больницы города Ишима в срочном порядке были обучены 80 медицинских сестер со спецификой работы в детских учреждениях. Местные амбулатории обязаны были организовать сбор, обработку и изготовление лекарственных настоев из хвои, шиповника, брусники, клюквы, малины. В установленные сроки местные пасечники сдавали мед для поддержания здоровья эвакуированных детей.

В августе 1941 года приняты следующие стратегически важные решения, которые помогали преодолевать многие трудности: за каждым предприятием, колхозным хозяйством закреплялись детские дома, на базе учреждений создавались попечительские советы. В отличие от других территорий, принимающих детей, бывшие детдомовцы Тюменского края в своих воспоминаниях утверждали, что не голодали. Вот объемы помощи сельских хозяйств к концу 1941года: «Детские дома получили от колхозных хозяйств 40 тонн мяса, 108 голов скота, 116 тонн картофеля, 47 тонн овощей, 37 тонн молока, 300 кг масла, 4000 яиц» [8]. Выжить в условиях военного времени детским домам помогали и подсобные хозяйства. Краевед Ермачкова Е.П. так рассказывает о становлении подсобного хозяйства в интернате № 26 Заводоуковского района: «В октябре 1941 помогли приобрести продуктивный скот: трёх свиней и двух коров, посадить овощи и картофель на площади 6 гектаров. Близлежащие колхозы выделяли для этих нужд посевной материал» [9]. Так выглядела смета расходов интерната через 5 лет: доходы на 1 января 1945 года составили54615 руб. 35 коп., в том числе: от сельского хозяйства – 33985 руб. 45 коп., пчеловодства – 1178 руб., мастерских по плетению корзин– 2245 руб., животноводства – 14942 руб. 80 коп. [9].

Таким образом, проблемы первого года эвакуации были обусловлены неготовностью области принять такое количество детей. Низкий уровень развития социально-бытовой инфраструктуры региона в предвоенный период не позволил быстро обеспечить прибывших всем необходимым. Однако местные власти не допустили ни хаоса, ни массовой гибели детей от голода и холода, ни масштабной беспризорности. Срочно принимались и исполнялись оперативные решения. В тылу страна жила в крайне напряженном, но привычном трудовом ритме.

Глава 3. Самоотверженность сибиряков и героизм ленинградцев – тема Рекомендаций для бесед проекта «Разговоры о важном». Оперативные решения органов власти подкреплялись ежедневной бескорыстной помощью местного населения. Вот как встретили настрадавшихся в дороге детей в селе Бердюжье: «…а на другой день, едва рассвело, потянулись к интернату местные женщины. Каждый нес что-нибудь: десяток яиц, кринку молока, ведерко картошки или теплые носочки» [1]. В Нижней Тавде в помощь детским домам собрали «32000 единиц зимней одежды, 1560 метров мануфактуры, 22000учебных принадлежностей, 12000единиц посуды» [1].

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении» [3], одна из задач государства в те годы – поддержать все формы воспитания детей-сирот в семьях. В селе Малиновка Аромашевского района Устинья Алексеевна Гринченко приютила в своем доме 13 малышей ясельного возраста. М.П. Юткина, жительница села Шаблыкино, взяла на воспитание 8 ленинградцев [1]. Ишимский краевед Л. Сарафанникова писала, что интернатских, как называли их сельчане, можно было сразу отличить «по какой-то особой интеллигентности и недетской печали в глазах» [10]. Вера Вилкас, жительница Ишимского района, свидетельствует: «Они не были приспособлены к жизни в деревне, менталитет у нас абсолютно разный. Но они быстро учились. И, если честно, они со своей образованностью, внутренней интеллигентностью, культурой стали для нас лучом света» [1]. В интернатах, где учились эвакуированные дети, была хорошая успеваемость: «Стопроцентная успеваемость в 1943году, согласно отчетности, наблюдалась в 22 интернатах, 95% - в 19. Из 3439 учащихся отличников -733, успевающих на 4 и 5 -1547 человек, оставшихся на второй год -128. Причина неуспеваемости – тяжелые хронические заболевания» [10]. Трудились круглый год, делали все, что касалось сельскохозяйственных работ, хотя никогда не умели этого делать. Когда подростку исполнялось 12 лет, он мог закончить ускоренные курсы по рабочей профессии и работать с выполнением дневной нормы в 50 процентов от взрослой. Ребята – ленинградцы показывали примеры трудового героизма. В архивных документах Тюменской области с 1941 по 1945г.г. найдено 68 приказов о награждении ленинградцев: «…бригада ученика 8 класса Ситниковского интерната Григория Мингалева погрузила 300 тонн сена, перевыполнив нормы взрослых на 120 процентов» [11]. Для учета детского труда были заведены трудовые книжки, выплачивалась минимальная заработная плата. Куда тратили свои деньги детдомовские? Собирали деньги на танк «Малютка», принимали участие в подписке на второй военный заем, устраивали концерты, сбор от которых шел в фонд обороны страны. Вот строки из письма воспитанников Урманного детского дома (Ханты-Мансийский район) от 6 февраля 1944 года председателю Ленсовета: «Товарищ Попков! Мы просим Вас вернуть нас в Ленинград и помочь в поступлении в школы ФЗО города Ленина. Наша задача -восстановить родной город» [12]. Из детей и подростков вырастала молодежь, способная заменить отцов и матерей на военном производстве и в сельском хозяйстве.

Создание рекомендаций для «Разговора о важном» Использование результатов. На основании изученного материала, который, на наш взгляд, имеет огромный воспитательный потенциал, созданы Рекомендации для проведения беседы со школьниками в рамках проекта «Разговоры о важном» (приложение). Темой беседы с обучающимися является самоотверженность тюменцев, сумевших сохранить жизни ленинградских детей, стойкость и героизм маленьких ленинградцев, сумевших выжить и стать настоящими людьми. Примеры истории тюменского края эмоционально ближе и понятнее подростку, легче воспринимаются и остаются в памяти, потому что это история малой родины. Используя метод практического моделирования, было сопоставлено и спроецировано содержание исследования на цели и задачи бесед «Разговоров о важном». Тема сохранения жизни ленинградских детей на тюменской земле способствует формированию у подростков чувств сострадания и милосердия, помогает понять, что главная ценность – это люди, социальное служение, взаимопомощь и взаимная поддержка. Изучение трагических событий блокады Ленинграда отражает одну из основных российских ценностей – историческую память.

Основная часть занятия – это знакомство с фактическим материалом пребывания ленинградских детей в сибирском тылу. В рекомендацию включены блиц-опрос, элементы беседы, экспресс – опрос. Такие формы работы позволят обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию. В завершение занятия предусмотрена обратная связь от обучающихся через QR-код или экспресс - тестирование. Чтобы занятие проходило наиболее эмоционально, к его проведению рекомендовалось привлечь ученых тюменских вузов, сотрудников музеев, предусмотреть возложение цветов к памятным знакам и мемориальным доскам.

Рекомендации, после одобрения их на педагогическом совете МАОУ СОШ № 22 города Тюмени, прошли апробацию 22 января 2024 года на беседах «Разговоры о важном» в параллелях 7-8 классов (для 308 обучающихся); 29 января 2024 года – в МАОУ СОШ №№ 51, 73 «Лира» (для 236 обучающихся). Беседы проводились членами движения РДДМ «Движение первых» школы № 22. На основании итогового экспресс-тестирования 86% респондентов заинтересовала рассматриваемая тема, 14% - затруднились ответить. На вопрос: «Что наиболее взволновало?»- отметили информацию о гибели 14 малышей Емуртлинского детского дома в первый месяц приезда, о помощи и сострадании местного населения, об ответственном отношении ленинградцев к труду и учебе и т.д. Были названы все обсуждаемые эпизоды. На вопрос: «В какой поисковой акции, проекте примете участие», - 14% опрошенных затруднились ответить; 64% - в проекте «Миссия Памяти «Ленинградское спасибо»; 12% - в поисковой акции «Книга Памяти блокадного Ленинграда»; 10% - в проекте «Рассказы о блокадном Ленинграде».Членами школьного отделения общественной организации Российское движение детей и молодежи принято решение об участии в тюменских проектах: Тюмень тыловая (продолжение), проект Согретые Сибирью – сбор информации для создания 3 тома книги; проект Ленинград –Емуртла.

Идея проведения Бесед о важном на основе заявленного исследовательского материала поддержана департаментом образования и науки Тюменской области. Тема безгранична: информация для проведения Бесед будет ежегодно пополняться сведениями о героической роли сотрудников детских домов, о послевоенных судьбах воспитанников; об уникальном детском доме в Емуртле, где сохраняли жизни будущим скульпторам и художникам Санкт-Петербурга.

Заключение

Цель исследования достигнута: изучен опыт спасения и сохранения жизни эвакуированных детей в Тюменском крае. Выделено три этапа прибытия и размещения, из которых самым сложным был второй, который пришелся на начало суровой сибирской зимы. Всего было принято и размещено в 91 детском учреждении 12300 эвакуированных, в том числе до 3100 ленинградцев.

Полностью подтвердилась гипотеза исследования – в годы войны создана и апробирована система защиты прав и интересов детей-сирот, созданы условия для повседневной жизни и социализации эвакуированных, несмотря на суровые погодные условия, отсутствие необходимой инфраструктуры. Местные органы власти столкнулись с проблемами размещения, медицинского обслуживания, организацией условий повседневного быта. Однако оперативно принимались решения и, совместно с местным населением, преодолевались трудности.

Созданы Рекомендации для проведения «Разговора о важном», апробированы на беседах для 544 школьников. Это повышает популярность «Разговоров…», мотивирует подростков к созданию собственных образовательных проектов. Выстроена траектория внедрения Рекомендаций для педагогического сообщества Тюменской области.

Тема защиты прав детства всегда актуальна. Казалось бы – пережита страшная трагедия. Но дети и сейчас являются жертвами военных конфликтов. Снова тревожат кадры новостей: Ранним утром 31 октября 2022 года на станции Тюмень 15 детей-сирот из Донбасса, уставших и немного испуганных, выводили из вагона их новые родители. Встречающий на вокзале губернатор Тюменской области А.В. Моор спокойно и твердо сказал: «Чужих детей не бывает. Теперь вы граждане Российской Федерации и мои земляки».

 

Приложение

 

Цели: почувствовать мир тылового детства, помещенный в контекст катастрофических событий эпохи; пробудить интерес к истории своей малой родины.

Сценарный план проведения занятия

Этапы

(количество минут)

Цели

Содержание

Дополнительная информация

Мотивационная часть (5 мин.)

Создание эмоционального настроя, погружение в эпоху тыловой Тюмени

Фрагмент фильма - «Эвакуация детей из Ленинграда»

Youtube.com>watch

Другие фрагменты, отмеченные в рекомендациях

Основная часть (до 20 мин.)

Информационный блок №1 (6 мин.) Проблемы первых лет звакуации

Демонстрация единства органов власти, комсомола, пионерии и простых сибиряков, ответственности за судьбу детей-сирот. Воспитание потребности в знании истории своей малой родины, причастности к ее судьбе

Экспресс-опрос:

-количество детских домов и контингента в них в годы войны в Тюменской области;

-основные трудности в первый год эвакуации;

-шаги по устранению проблем.

Сопровождение- фотоколлаж «Дети и война»

 

Информационный блок №2(6 мин.)

Факты, подтверждающие самоотверженность сибиряков

Воспитание чувства сострадания и милосердия, осознание, что главная ценность – это люди, взаимопомощь и взаимная поддержка.

Элементы беседы:

- почему тюменцы, сами испытывающие тяготы войны, бескорыстно помогают ленинградцам?

-почему книга Ивана Кнапика названа «Согретые Сибирью»?

 

После занятия рекомендуем организовать возложение цветов к памятным знакам, посвященным эвакуации

Информационный блок №3 (8 мин)

Факты, подтверждающие стойкость и героизм ленинградцев

Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции

Экспресс-опрос:

-чем отличались «интернатские» от местных детей?

--Почему из согревшей их Сибири юные ленинградцы все равно стремились в Ленинград?

-На что тратили заработанные деньги воспитанники детских домов?

фотоколлаж «Трудовые подвиги детей в годы войны»

 

Заключительная часть (2 мин.) Слова благодарности бывших эвакуированных ленинградцев

Чувства благодарности, уважения за наших земляков. Гордость за историю своего народа.

Информация о современных акциях, проводимых в Тюменском регионе, рекомендация к участию в них

Информация об акциях и проектах

Осуществление обратной связи от обучающихся через QR-код

(3 мин.)

 

Закрепление информации

Вопросы :

-Интересна ли для вас эта тема?

-что наиболее «зацепило»?

-в какой поисковой акции примете участие

В случае отсутствия технических условий, возможен формат короткого экспресс-тестирования

 

Информационный блок №1. Трудности первого года эвакуации.

В первые годы войны количество детских домов Тюменском крае, как и по всей стране, увеличилось вдвое. Их было 91 с контингентом 12000 человек. Проблемы начались с первых месяцев эвакуации: область была не готова к такому количеству прибывающих детей-сирот. В 1941 году все детские дома занимали жилую площадь в 14000 квадратных метров вместо необходимых 21770.

В первую и вторую военные зимы не хватало дров, в Нижнетавдинских, Ярковских, Тобольских детских домах температура воздуха в помещениях опускалась до 5 градусов. Не хватало зимней одежды. Основная масса детей прибывала в холодную Тюмень в летней одежде и обуви. В акте областного отдела образования указано, что в Новозаимском детском доме на 240 воспитанников в наличии 112 одеял, 120 комплектов постельного белья, 81 зимнее пальто, 107 шапок, 92 пары валенок.

Заметно ухудшилось медико-санитарное состояние учреждений. Из 113 воспитанников детского дома №26 в деревне Петелино Ялуторовского района здоровыми были лишь 19. Дети страдали дистрофией (50 человек), туберкулезом (13 человек), трахомой (12 человек), чесоткой (9 человек), другими заболеваниями войны. Из-за физического и нервного переутомления, недостатка питания, дети часто болели инфекционными заболеваниями: корью, сыпным тифом, педикулезом. 14 малолетних воспитанников Емуртлинского детского дома умерли в первые дни пребывания на сибирской земле. Причина – крайнее истощение и инфекция.

Как справились с этими проблемами местные власти, руководители детских домов? Во-первых, было принято решение открывать новые и доукомплектовывать старые детские дома в сельской местности, там, где плодородная земля, где поселения защищены от наводнений, где легче было обеспечить детей продовольствием. Детям отдавали не только здания детских домов, но и все лучшие строения сельских поселений: клубы, конторы, избы-читальни…

За каждым предприятием, колхозным хозяйством закреплялись детские дома, создавались попечительские советы. Безусловно, местные власти выделяли денежные средства на содержание детей из местного бюджета. Однако приобрести твердый и мягкий инвентарь руководителям детских учреждений было негде. Все предприятия области работали на оборонку. Найдены интересные документы, показывающие добровольную помощь Тюменского предприятия по производству фанеры: в нерабочее время рабочие изготавливали детские кровати, табуреты, столы обеденные для детского дома №99 поселка Мыс. Материал для мебели – отходы производства, предназначенные для обогрева цехов. По решению Тюменских кожевенных мастерских в свободное от работы время из отходов производства шили детские шапки, меховые безрукавки, онучи (сапоги). Вот результаты деятельности сельских хозяйств уже к концу 1941года: «Детские дома получили от колхозных хозяйств 40 тонн мяса, 108 голов скота, 116 тонн картофеля, 47 тонн овощей, 37 тонн молока, 300 кг масла, 4000 яиц».

Выжить в условиях военного времени детским домам помогали и подсобные хозяйства. Урожаи с огородов играли большую роль в рационе воспитанников. Краевед Ермачкова Е.П. так рассказывает о становлении подсобного хозяйства в интернате № 26 Заводоуковского района: «В октябре 1941 года директору Харитоновой местные власти предложили приобрести продуктивный скот: не менее трёх свиней и двух коров, кроме этого, посадить овощи и картофель на площади не менее 6 га. Близлежащие колхозы выделяли для этих нужд посевной материал. Необходимый участок земли взяли в аренду у колхоза «17-й партсъезд», а вспашку произвели четыре колхоза самостоятельно». К концу войны подсобные хозяйства детских домов настолько окрепли, что приносили неплохой доход. Так выглядела смета расходов интерната на 1 января 1945 года: «Доход составил54615 руб. 35 коп., в том числе: от сельского хозяйства – 33985 руб. 45 коп., пчеловодства – 1178 руб., мастерских по плетению корзин– 2245 руб., животноводства – 14942 руб. 80 коп.».

Органы власти не допустили ни хаоса, ни массовой гибели детей от голода и холода, ни масштабной беспризорности. В тылу страна жила в крайне напряженном, но привычном трудовом ритме.

Информационный блок №2. Факты, подтверждающие самоотверженность сибиряков.

Более 50 свидетельств о пути к месту назначения эвакуированных детей найдены в архивных документах и все они свидетельствуют о том, что только совместными усилиями удавалось преодолевать такие трудности: «До Тобольска машины добирались 10 суток. Февраль был буранным, снежным, машины буксовали, двигались по десятку метров. Ребятишки сильно обморозились, изголодались, даже плакать уже не было сил».

В этот тяжелейший период войны всем было тяжело. В каждый дом пришла беда, дети становились сиротами. Но сибиряки не делили ее на свою и чужую, старались помочь маленьким ленинградцам. Вот как встретили настрадавшихся в дороге детей в селе Бердюжье: «…а на другой день, едва рассвело, потянулись к интернату местные женщины. Каждый нес что-нибудь: десяток яиц, кринку молока, ведерко картошки или теплые носочки». В Нижней Тавде в помощь детским домам собрали «32000 единиц зимней одежды, 1560 метров мануфактуры, 22000учебных принадлежностей, 12000единиц посуды. Были открыты текущие комсомольско-молодежные счета помощи детям. За 3 первых месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь 1941 года) на них поступило почти полмиллиона рублей»(13)

Одной из задач государства в те военные годы – поддержать все формы воспитания детей-сирот в семьях – патронат, опеку, усыновление в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943г. «Об усыновлении». В селе Малиновка Аромашевского района Устинья Алексеевна Гринченко приютила в своем доме 13 малышей ясельного возраста. Вот такими увидела новых земляков М.П. Юткина, жительница села Шаблыкино приняла в свою семью 8 ленинградцев.

Информационный блок №3. Факты, подтверждающие стойкость и героизм ленинградцев

Вера Вилкас, жительница Ишимского района, свидетельствует: «Они не были приспособлены к жизни в деревне, менталитет у нас абсолютно разный. Но они быстро учились. И, если честно, они со своей образованностью, внутренней интеллигентностью, культурой стали для нас лучом света».

Несмотря на трудности, в интернатах, где учились эвакуированные дети, была хорошая успеваемость: «Стопроцентная успеваемость в 1943году, согласно отчетности, наблюдалась в 22 интернатах, 95% - в 19. Из 3439 учащихся отличников -733, успевающих на 4 и5 -1547человек, оставшихся на второй год -128. Причина неуспеваемости – тяжелые хронические заболевания».

Никого не приходилось заставлять трудиться. Они работали, чтобы выжить. Дети трудились круглый год, делали все, что касалось сельскохозяйственных работ, хотя никогда не умели этого делать: готовились к сенокосу, плели лапти, шили куртки и штаны от комаров и слепней, готовили косы, грабли, собирали урожай на своем участке и помогали колхозу, ухаживали за молодняком. Когда подростку исполнялось 12 лет, он мог закончить ускоренные курсы по рабочей профессии слесаря, столяра, фрезеровщика, наладчика сельскохозяйственной техники. Учебные места не пустовали. После курсов подросток становился учеником, затем – самостоятельным рабочим с выполнением дневной нормы –в 50 процентов от взрослой. Ребята – ленинградцы показывали примеры трудового героизма. В архивных документах Тюменской области с 1941 по 1945г.г. найдено 168 приказов о награждении ребят-ленинградцев: «…бригада ученика 8 класса Ситниковского интерната Григория Мингалева погрузила 300 тонн сена, перевыполнив нормы взрослых на 120 процентов. Политотдел совхоза и дирекция интерната ходатайствует перед наркомом о награждении знаком «Отличник соцсоревнования» членов бригады Мингалева. Из премиального фонда совхоза членам бригады выделить по 50 рублей». Для учета детского труда были заведены трудовые книжки, выплачивалась минимальная заработная плата. Куда тратили свои деньги детдомовские? Маленькие блокадники собирали деньги на танк «Малютка», принимали участие в подписке на второй военный заем, устраивали концерты, сбор от которых шел в фонд обороны страны. Из детей и подростков вырастала молодежь, способная заменить отцов и матерей на военном производстве и в сельском хозяйстве. Вот строки из письма воспитанников Урманного детского дома (Ханты-Мансийский район) от 6 февраля 1944 года председателю Ленсовета: «Товарищ Попков! Мы просим Вас вернуть нас в Ленинград и помочь в исполнении нашего горячего желания- учиться в школах ФЗО и ремесленных училищах города Ленина. Наши родители уничтожили и прогнали врага от родного города. На нашу долю остается восстановить родной город». 5 апреля 1944 года в Урманный пришла телеграмма от заведующего гороно Ленинграда: «При объявлении набора в ремесленные училища и железнодорожные школы ваше желание будет удовлетворено. Вы будете возвращены».

Дополнительные материалы . Публикации в СМИ

Публикация

Краткий комментарий

1.

«Область ваша богата людской добротой…» О судьбе ленинградской семьи Стержантовых, с. Ембаево. -Красное знамя, 22.03.2020г.,№24-81.

 

Воспоминания младшей дочери Анастасии о проживании в детском доме с. Ембаево

2.

Блокадный Ленинград: чем Тюмень помогла осажденному городу. –Лидия Шумкова. Комсомольская правда, 26.01.2018г. №17-57.

О роли Тюменских дивизий в прорыве блокады

3.

Детство, опаленное войной. – Исеть, о6.05.2022г., № 487.

Информация о труде воспитанников Исетского детского дома

4.

Малыши Потаповы сумели вырваться из блокадного Ленинграда в Тюмень.-Тюменская область сегодня, 22.06.2018г.-№105 (4640).

Воспоминания Веры Потаповой, 5 лет находящейся в эвакуации на Тюменской земле

5.

Санкт-Петербургские ведомости, 06.05.2015г., №079 (5452).

О судьбе детей-ленинградцев, прославивших в дальнейшем свою Родину

 

Электронные ресурсы

1.Согретые Сибирью – 2-томный сборник воспоминаний детей блокадного Ленинграда,-И.Ф.Кнапик, spbvedomosti.ru>

2.Судьба Веры Потаповой, tumentodau.ru>2018/06/22/malyshi

3Дети блокадного Ленинграда, VK.соm>wall-12529410-33394

4.Светлана Хустик. «Ты будешь моей мамой?», Takiedtla.ru

5.ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Методические рекомендации, https://razgovor.ed soo.ru/

Набор визуального контента, комментарии

 

Материал, адрес

Комментарии

1.

Weekend.rambler.ru> Истории об эвакуации. Видеофрагменты

Может быть использовано в конце занятия

2.

VK.com>video-68489-456241297

Дети блокады. Жизнь в эвакуации. Следственный комитет России

Факты преступлений против детства из рассказов свидетелей

3.

YouTube>Vladimir MalikChannel

Дети войны. Кинохроника военных дней. 1941-1945гг

Обширный фото и видеоматериал по теме Война и дети

4.

YouTube>konstantingolodaev

Эвакуированные ленинградцы.

Видеосвидетельства Елены Оленичевой, Ларисы Евдокимовой, эвакуированных в Сибирь

5.

VK.com>wall-12529410-33394

Дети блокадного Ленинграда. Реконструкция эвакуации детей

О встрече ленинградцев в с. Ембаево. Может быть использовано в мотивационной части

6

https//t-l.ru/349647.html

Документальный фильм «Закаленные сибирской любовью»

Фильм посвящен Аромашевскому детскому дому


Библиографическая ссылка

Шумихина А.Г. ЗЕМЛЯ, СОГРЕВШАЯ ТЕПЛОМ: ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ В ТЮМЕНСКОМ КРАЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Международный школьный научный вестник. 2025. № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1655 (дата обращения: 12.07.2025).