Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Туаева Л.Ю. 1 Таказова М.Т. 1 Жабина И.И. 1
1 МБОУ СОШ №43 имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича
игра
развитие
любознательность
1. Горшкова Т. В. Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ / Т. В. Горшкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 10-11.
2. Михайлова М. Ф. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы науки. 2022. №3 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1
3. Муромцева О. В. Игровые технологии в начальной школе / О. В. Муромцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающие. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у учеников познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыки, развивать представления о числах, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии.

Игровые технологии — составное звено педагогических технологий. Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным. [1; 5]

Игровые педагогические технологии являются эффективным инструментом для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Они позволяют создавать комфортную обстановку для детей, стимулируют их интерес к учебе, развивают когнитивные и социально-эмоциональные навыки.

«Игровые технологии»в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [3; 23]

Игровой методможно использовать в следующих случаях:

· как самостоятельную технологию для освоения понятий темы, занятия;

· как элемент более большой технологии;

· как технологию воспитательного мероприятия.

Реализоватьигровые приемыможно по следующим направлениям:

· можно поставить педагогическую цель перед учениками в форме игровой задачи;

· образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчиняется определенным правилам игры;

· учебный материал можно использовать как средство игры;

· можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;

· педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.

При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

Одной из игровых технологий является игровая терапия. Она основана на использовании игр и игрушек для достижения педагогических целей. Игровая терапия позволяет детям с ОВЗ учиться новым навыкам, развивать моторику, улучшать речь и социальные навыки.

Еще одной эффективной технологией является дидактическая игра. Она помогает детям с ОВЗ учиться математике, грамоте, логике и другим предметам через игру. Дидактические игры могут быть как компьютерными, так и настольными.

Также можно использовать ролевые игры для развития социальных навыков. Ролевые игры позволяют детям с ОВЗ учиться взаимодействию с другими людьми, решать конфликты и развивать эмпатию.

Использование игровых педагогических технологий в обучении детей с ОВЗ может значительно повысить эффективность обучения и помочь детям достичь лучших результатов.

Хочется представить некоторые виды игр, которые могут использоваться учителями на своих занятиях. Итак, это: Игры-имитации. Игры-операции. Ролевые игры. Игры-упражнения. Игры-путешествия. Ролевая игра. Игра-соревнование.[2; 23]

Вот несколько идей, как инновации улучшают игровые технологии для детей ОВЗ:

1. Виртуальная реальность (VR): VR позволяет создавать уникальные миры, в которых дети могут взаимодействовать и учиться. Например, игры в VR могут помочь детям с ОВЗ научиться новым навыкам и развить координацию движений.

2. Интуитивно понятный интерфейс: для того, чтобы игра была доступна для каждого ребенка, важно, чтобы управление ею было понятным и простым. Некоторые игры используют сенсорные экраны и жесты, такие как касание и свайп.

3. Интерактивные игры: игры, в которых дети могут взаимодействовать друг с другом, могут помочь детям с ОВЗ улучшить социальные навыки. Например, ролевые игры, в которых дети играют определенные роли, могут помочь им лучше понять социальные нормы и общаться со сверстниками.

4. Симуляторы водительских навыков: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть, затруднительно получить водительский опыт. Игры-симуляторы могут помочь детям научиться водить безопасно и получить уверенность на дороге.

5. Обучающие игры: игры-учебники могут помочь детям с ОВЗ лучше усваивать материал по школьным предметам. Например, игры-головоломки, задачи на математику или историю. Такие игры могут быть интересными и затягивающими.

В целом, инновации в игровых технологиях для детей ОВЗ продолжают развиваться, что с каждым годом делает их всё более доступными, разнообразными и интересными.

Подводя итоги, хочется сказать, что игровые технологии играют важную роль в учебном процессе, особенно для детей с ОВЗ. Они помогают детям учиться более эффективно, развивать социальные навыки и достигать успеха в обучении.


Библиографическая ссылка

Туаева Л.Ю., Таказова М.Т., Жабина И.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Международный школьный научный вестник. 2025. № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1656 (дата обращения: 12.07.2025).