Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДОСТИЖЕНИЯМ УЧЁНЫХ И ДЕЯТЕЛЕЙ КИНО В ЮБИЛЕЙНЫЕ ГОДЫ

Ненашева А.Е. 1
1 г. Волгоград, МОУ «Средней школы № 87 Тракторозаводского района Волгограда», 9 «Б» класс
Мелентьева И.Б. (г. Волгоград, МОУ «Средней школы № 87 Тракторозаводского района Волгограда»)
1. Афоризмы о власти. Предвидеть – значит управлять [Текст] / Сост. Л.М. Мартьянова. – М., 2007.
2. Осипов В. Великий русский химик Менделеев [Текст] / В. Осипов. Зажги снега: Трилогия. Разлив. – Апрель. – Подснежник. – М., 1986. – С. 165-167.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с. – С. 407.
4. Пилипенко В. Осторожно: соцопросы! [Текст] // День за днём. – 1999. – № 9.
5. XIX Менделеевский съезд по общей и прикладной химии [Электронный ресурс]. URL: http://www.anchem.ru (дата обращения: 09.01.2016).
6. Волочкова Надежда. Год химии [Электронный ресурс]. URL: http://www.vvprf.ru (дата обращения: 25.11.2016).
7. 2012 – Год российской истории [Электронный ресурс]. URL: http://delovoysaratov.ru/calendar/2012-russian-history/ (дата обращения: 25.12.2016).
8. О проекте ООН «Год химии – 2011» [Электронный ресурс]. URL: http://www.chemistry2011.ru (дата обращения: 25.11.2016).
9. Перечень мероприятий по проведению года химии в России в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.chemsoc.ru (дата обращения: 25.11.2016).
10. Перхавко В.Б. Уроки нашей истории (к юбилейным датам Года российской истории) [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 10. – С. 51-57.
11. Учитель истории и обществознания: проблемы подготовки и повышения квалификации [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 8. – С. 26-38.
12. Цыцын Артём. Двенадцать месяцев популярности [Текст] //Нефтехимия Российской Федерации. – 2011. – № 3. – С. 42-43.
13. Электронная коллекция «М.В. Ломоносов и его время» [Электронный ресурс]. URL: http://ras.ru/lomonosov/about.aspx (дата обращения: 25.11.2016).

Данная статья является сокращением основной работы. С дополнительными приложениями можно ознакомиться на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/8/27650.

Актуальность исследования определяется потребностями социума, интересами образовательного учреждения, в котором обучается автор, личным интересом автора и недостаточностью освещения проблемы в научных изданиях, что нашло отражение в списке использованных источников и литературы, где представлены в основном электронные ресурсы.

«Химия – наша жизнь, наше будущее» – именно так звучал в 2011 году главный девиз Года химии в нашей стране. Он, на наш взгляд, выражал уверенность и некий призыв. Смысл же не только максимально прост и ясен, но ко всему прочему очень актуален. Роль химии в нашей жизни огромна. В XXI веке практически ни одно производство не обходится без химии: продукты, одежда, лекарства, мебель. Роль химии в современной цивилизации и глобальной экономике даёт для пропаганды её успехов достаточное основание. Вместе с тем химия создаёт не только универсальные решения, но и глобальные проблемы. История не менее важна: история, как «наука и искусство также необходим[а] для людей, как пища, и питьё, и одежда, даже необходимее» (Л.Н. Толстой). Понимает ли это широкая общественность? Насколько она информирована об успехах развития наук химии и истории? Понимает ли то, что, собственно, мы отмечали в 2011 и 2012 годах и к развитию чего нас призывали? Кино как самый массовый вид искусства привлекает большое количество людей, но заботят ли широкую общественность его проблемы?

Обозначенные выше аспекты обусловили выбор темы исследования: «Общественное внимание к достижениям учёных и деятелей кино в юбилейные годы».

Объект исследования – юбилейные годы наук – 2011 и 2012. Предмет исследования – общественное внимание к достижениям учёных и деятелей кино в юбилейные годы.

Цель исследования – выявить критерии и уровни проявления общественного внимания к достижениям учёных и деятелей кино в юбилейные годы.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что общественное внимание, проявляющееся через отношение и уровень осведомлённости респондентов, будет зависеть от гендерных и возрастных особенностей учащихся, профессии и уровня образования их родителей, педагогического стажа их учителей.

Цель и гипотетические положения определили задачи исследования:

1. Исследовать сущностные характеристики юбилейных лет.

2. Выявить отношение учителей, учащихся и их родителей к роли науки и кино в нашей жизни, провести его сравнительный анализ в юбилейные 2011, 2012, 2016 годы.

3. Выявить и сравнить уровень осведомлённости различных общественных групп о достижениях учёных и деятелей кино в тех мероприятиях, которые проводились в юбилейные годы.

Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ положений, содержащихся в публицистической и научной литературе, синтез как метод теоретического обобщения данных исследования, сравнение, классификация); эмпирические (диагностический метод – социологический опрос; статистические – методы математической обработка данных, полученных в ходе исследования).

Новизна исследования: осуществлён анализ мероприятий в рамках юбилейных лет, проведён сравнительный анализ проявлений общественного внимания к достижениям учёных и деятелей кино, выявлены некоторые гендерные и возрастные различия.

Практическая ценность результатов исследования: предложенные автором результаты социологического исследования и сделанные выводы могут быть полезны всем, кто работает с молодёжью: педагогам, библиотечным работникам, политикам, социологам, работникам киноиндустрии и органов управления образованием в качестве ориентиров деятельности.

База исследования: Центр дополнительного образования детей «Истоки» г. Волгограда, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 87 Тракторозаводского района Волгограда». В социологическом опросе за три года приняли участие 366 респондентов: 58 учителей, 257 учащихся 8 -11-х классов и 51 родитель учащихся.

Юбилейные годы науки и кино

Традиция юбилеев восходит к эпохе Античности. В Древней Греции вели счёт времени по олимпиадам (с 776 г. до н.э.), а в Древнем Риме – от основания Вечного города (753 г. до н.э.). Византийский календарь сочетал первоначальную точку отсчёта – «сотворение мира» (5508 г. до н.э.) – с 15-летними индиктами. Ещё одной ключевой датой в Византии стало основание 30 мая 330 г. императором Константином Великим Константинополя.

На Руси впервые монах-книжник Евфросин, проживавший в Кирилло-Белозёрском монастыре в 6988 г. «от сотворения мира» (1480 г. от Рождества Христова), вспомнил о 100-летии Куликовской битвы. Накануне 7000 г. от «сотворения мира» (1492 г. от Рождества Христова) даже появились ужасающие предсказания о конце света. Но лишь с Петровской эпохи в практику парадно-официальной жизни страны входят торжественные празднования годовщин славных побед русского оружия (под Азовом, Полтавой, Гангутом и др.). В эти дни проводились парадные шествия войск, в небе взвивались фейерверки. 8 сентября 1862 г. царь Александр II открывал в Великом Новгороде памятник «Тысячелетие России» работы М. Микешина и И. Шервуда. В 1888 г. отмечалось 900-летие крещения Руси: в Киеве на высоком берегу Днепра воздвигли памятник Владимиру Святому. В 1899 г. широко праздновалось 100-летие со дня рождения поэта А.С. Пушкина, имя которого объединяло всех – от консерваторов-монархистов до либералов и радикалов. Ещё больший размах приобрели в начале XX в. празднования 200-летия Полтавского сражения (1909), 100-летия Отечественной войны 1812 г. (1912), 300-летия освобождения Москвы от иноземных интервентов (1912), 300-летия Дома Романовых (1913).

После эпохальных революционных событий 1917 г. общественно-политические приоритеты в нашем государстве кардинально сменились. Хранительницей дореволюционных традиций стала российская эмиграция. Вместе с тем 100-летнюю годовщину со дня гибели А.С. Пушкина отметили в 1937 г. как за рубежом, так и в СССР. Старшее поколение россиян помнит празднование в 1962 г. 150-летие Отечественной войны 1812 г. Именно тогда Э. Рязановым был снят фильм «Гусарская баллада», в Москве восстановлены Триумфальные ворота, появился Музей-панорама «Бородинская битва». Вместе с тем 1100-летие призвания Рюрика (1962) не укладывалось в рамки неустанной борьбы с норманнской теорией, на которую была настроена советская историческая науки. Поэтому в официальных кругах СССР (в отличие от российской эмиграции) решили эту дату не отмечать, её как бы позабыли. И вот в 2012 г. российской государственности исполнилось 1150 лет, вместивших жизни приблизительно 46 поколений россиян, далёких и близких наших предков.

9 января 2012 г. Президент РФ подписал Указ № 49 «О проведении в Российской Федерации Года российской истории». Внимание высшего руководства страны к ключевым вехам пройденного Россией за 1150 лет пути свидетельствует о понимании важности политической, познавательной и воспитательной функций исторической науки. Учёные ждали от Года российской истории настоящего переворота в сознании россиян: к ним должно вернуться ощущение так называемой длинной истории, когда не только сегодняшний день, но и все предыдущие годы и даже века воспринимаются как абсолютная реальность. С тем, что необходимо вернуть вкус к изучению истории в школах и в каждой отдельной семье, солидарны и волгоградцы: «Именно Год российской истории, по мнению волгоградцев, заставит россиян отвлечься от Интернета и оглядеться вокруг. Чтобы понять: история – это не что-то фантастическое. Это опыт и наследие, будь то череда важнейших событий, памятный знак в сквере, неказистая уже усадьба на Пролеткультской или хрущёвка на странной Бассейной улице» [7].

В соответствии с инициативой Международного союза теоретической и прикладной химии – ИЮПАК, поддержанной ЮНЕСКО, Организация Объединённых Наций объявила 2011-й год Международным годом химии. Идею его проведения, выдвинутую представителями Национального комитета российских химиков, поддержали ряд стран и международное химическое сообщество на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 2008 г. В резолюции говорилось, что успехи фундаментальной химии в значительной мере определяют современный уровень понимания устройства материального мира, а химические технологии и процессы играют ключевую роль в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, обеспечение населения планеты чистой водой, пищей и энергией, сохранение окружающей природной среды [8]. Предложенный ИЮПАК девиз Международного года химии «Химия – наша жизнь, наше будущее» подчёркивал важнейшую роль этой науки в обеспечении устойчивого развития человечества. Одна из целей Международного года химии – способствовать пониманию роли химии различными слоями общества и повышению интереса к химическим наукам у молодёжи, пробудить интерес к изучению химии у школьников.

Серия юбилейных дат Года российской истории дала нам повод ещё раз соприкоснуться с уроками прошлого, извлечь из них то, в чём мы нуждаемся сейчас, и то, что понадобится нам в будущем. Как писал один из первых античных историков – Полибий, «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготавливают к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы…» [1]. Также «проведение Международного года химии [было] особенно значимо для нашей страны, поскольку химическая фундаментальная наука в России имеет великую историю и традиции. Кроме того, у нас появился повод громко заявить о наших достижениях в тех направлениях химической науки и промышленности, где мы сохраняем лидерство», – отметил, выступая в Париже на открытии Международного года химии, вице-президент РАН, директор Института проблем химической физики РАН С.М. Алдошин [6].

В России Год химии открылся в цитадели фундаментальной науки – Российской академии наук. В приветственной речи академик С.М. Алдошин отметил, что государству нужно много преданных этой науке высококвалифицированных специалистов. Поэтому одной из целей Года химии является привлечение в эту сферу молодёжи. Вторая задача – добиться общественного внимания к достижениям химиков. «Мы должны бороться с химофобией, незнанием, необразованностью», – заявил вице-президент РАН [6].

Как видим, инициаторы празднования юбилеев двух наук, истории и химии, два года подряд уделяли большое внимание молодёжи, были заинтересованы в поддержании интереса к этим наукам в первую очередь у подрастающего поколения. Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своём выступлении отметил важную особенность, которую нельзя упускать из виду при обучении будущих химиков. «Сейчас в образовании очень многое сдвигается в сторону умозрительных знаний, которые можно получить через компьютер, а вот химию исключительно «по компьютеру» изучить невозможно. Этот предмет не поймёшь и не узнаешь, пока в твоих руках что-то не взорвётся. Успехи наших ребят на химических олимпиадах показывают, что мы продолжаем «взрывать и смешивать» вживую, и это даёт уверенность, что химия в России была, есть и будет», – отметил министр [6].

Академик В.А. Садовничий, ректор Московского университета, выразил тревогу в связи с тем, что уровень фундаментального образования, в том числе химического, в нашей стране в последние годы неуклонно падает. Чтобы вернуть российскому фундаментальному образованию его былую славу, нельзя снижать требований к базовым дисциплинам в школьном курсе. На наш взгляд, это касается и истории. Историю то же можно изучать не только по учебнику: задания на составление туристических маршрутов по историческим местам, дискуссии за «круглым столом», дни памяти, уроки мужества, турниры смекалистых, викторины и конкурсы знатоков прошлого, заочные путешествия по историческим местам, слайд-фильмы, презентации, школьные исторические вечера и т.п.

В Год химии в апреле 2011 г. состоялась 45-я юбилейная Международная Менделеевская олимпиада школьников. На 2011-2012 учебный год объявлен VIII Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева. К сожалению, среди учащихся нашей школы желающих поучаствовать в конкурсе не нашлось. Однако радует тот факт, что в 2010-2011 учебном году Затямин Алексей, учащийся 9 класса нашей школы, занял II место в районной интеллектуальной игре «Великий учёный Д.И. Менделеев», которая проходила в рамках Менделеевских чтений. В отличие от химии, успехи учащихся нашей школы по истории в юбилейном 2012 г. более удачны: II место в районной краеведческой олимпиаде (Аллахвердян Артур, 11 класс), II место в районной познавательной игре «Хроника огненных дней», II место во Всероссийской междисциплинарной олимпиаде по комплексу предметов «Гуманитарные и социальные науки (история, литература)» (Польских Анастасия, 11 класс).

2016 год официально объявлен в нашей стране Годом российского кино. Указ об этом 7 октября 2015 года подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Целью посвящения целого года «важнейшему из искусств» является привлечение внимания к отечественному кинематографу, его проблемам и достижениям.

В конце 2015-го правительство РФ сформировало организационный комитет, ответственный за обеспечение, разработку и утверждение плана основных мероприятий Года кино. В состав оргкомитета вошли видные деятели кино, культуры и искусства, руководители крупнейших медиахолдингов и телеканалов, а также чиновники. Комитет возглавил лично министр культуры РФ Владимир Мединский. Оргкомитетом разработан обширный план проведения всероссийских мероприятий, посвященных празднованию Года кино. Их в нем около сотни. Среди них десятки кинофестивалей и киносмотров, открытие новых кинотеатров и Домов кино, организация многочисленных выставок, концертов и лекций, запуск интернет-проектов и печатных изданий, посвященных российскому кинематографу, просветительская работа с гражданами всех возрастов, открытие мемориальных досок киноактеров, организация тематических мероприятий и празднований. При этом в каждом регионе страны разработан отдельный, собственный план мероприятий, приуроченных к Году российского кино. Но главным подарком для кинематографистов стало решение о том, что в Год кино вся государственная поддержка кинопроизводства будет осуществляться на безвозвратной основе. Это поможет запустить многие интересные кинопроекты и завершить те, что уже были начаты в прошлые годы.

Главное, чтобы празднование юбилейных дат приобрело всеобщий характер, надолго запоминалось всем россиянам, вселяло в них чувство гордости за наши подлинные научные и культурные свершения и позволяло осознать истинные причины провалов и неудач. А к празднованию официальных юбилеев нужно привлекать как можно больше молодёжи (школьников и студентов). Стали ли юбилейные годы наук и кино действительно знаковыми для учителей, учащихся и их родителей? Ведь дело молодых – детально изучать основы этих направлений, а взрослых – максимально применять выработанные её законы и мысли к практике сегодняшних достижений.

Общественное внимание к достижениям учёных и деятелей кино в юбилейные годы

В данной главе представлены материалы социологического исследования, целью которого было выявить отношение учителей, учащихся и их родителей к роли науки (на примере химии и истории) и кино в нашей жизни, выявить степень осведомлённости общественности о достижениях учёных и деятелей кино, о тех мероприятиях, которые проводились в юбилейные годы.

Отношение учителей, учащихся и их родителей к роли науки в нашей жизни

Отношение – фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств [3]. Термин «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В.Н. Мясищева. Категории «отношение» присущи такие признаки, как заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определённому образу действия и др. В категории «отношение» доминирует значимая для субъекта направленность на объект, в качестве которого могут выступать не только материальные вещи, но также и феномены культуры, духовные ценности, другие люди, сам субъект отношения. В нашем случае объектом отношения выступают науки химия и история, понимание их роли различными слоями общества. Мы не будем отождествлять отношение к объекту с мотивом, эмоцией, потребностью и другими проявлениями индивидуально-личностного плана психической жизни.

Существует миф о том, что социология – это опросы населения. «В реальности социологические опросы в их многочисленных разновидностях от анкетирования до интервью являются лишь видимой, надводной частью айсберга социологии как науки, которая гораздо богаче, многообразнее и глубже, чем опросные методики. Тем не менее, для общественности именно опросы стали «визитной карточкой» социологии в России» [4]. И это неудивительно – данный способ сбора информации оперативен, относительно недорог и, главное, позволяет судить об отношении субъектов к объекту исследования. Мы убеждены, что ни один профессиональный социолог не будет полагаться на данные опросов – нет ничего более изменчивого, чем мнения и оценки людей, особенно в плане текущих событий. Но данные проведённых нами соцопросов интересны и обращают внимание на себя как на один из ориентиров деятельности учёных, Правительства РФ и органов местного управления образованием.

Эмпирическое исследование должно было проверить гипотезу о том, что общественное внимание, проявляющееся через отношение и уровень осведомлённости респондентов, зависит от гендерных и возрастных особенностей учащихся, профессии и уровня образования их родителей, педагогического стажа их учителей.

Социологический опрос проводился в нашей школе дважды: в декабре 2011 и 2012 гг., когда Международный год химии и Год российской истории уже подходили к своему завершению, методом анкетирования. Старшеклассницами (Л. Мусаевой и Е. Костенко) была составлена анкета для учителей, учащихся и родителей учащихся, которая включала ряд одинаковых вопросов и варианты двух вопросов. Анкетирование учителей проводилось на совещаниях при директоре, сотрудников Центра «Истоки» – на заседаниях научно-исследовательской лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. Мы предположили, что ответы учителей, имеющих различный стаж работы, будут отличаться, поэтому разделили всех учителей-респондентов и сотрудников Центра «Истоки» на 4 группы по критерию педагогического стажа: до 5 лет, от 5 лет до 10 лет, от 10 лет до 20 лет, свыше 20 лет. Анкетирование учащихся проводилось на классных часах. Соцопрос родителей учащихся проходил на заседаниях общешкольного родительского комитета и родительских собраниях в 9 – 10 классах. Только 17 % опрошенных родителей имеют высшее образование, 5 % – среднее, остальные 78 % – средне-специальное.

Общественное внимание к достижениям учёных определялось по двум критериям: 1) отношением учителей, учащихся и их родителей к роли науки в нашей жизни; 2) уровень осведомлённости респондентов о достижениях учёных в юбилейные годы наук.

Все респонденты признали тот факт, что роль химии и истории в нашей жизни велика, то есть оценивали их положительно. А изучать предметы химию и историю в школе нравилось большинству из них. Была выявлена тенденция к уменьшению количества респондентов, у которых химия не вызывает никаких ассоциаций, связанная с возрастом самих респондентов и продолжительностью срока изучения предмета химии: чем старше был респондент, тем ассоциации описывались более подробно. У молодых педагогов взгляд на историю оказался прагматичным, педагоги со стажем были настроены более патриотично. Исследование позволило выявить закономерность: чем выше был уровень образования респондентов, тем качество и полнота ответов на вопросы анкеты были выше.

Осведомлённость респондентов определялась по уровневой шкале: «знают очень хорошо», «скорее знают, чем нет», «затрудняюсь ответить», «практически ничего не знают», «не знают». Исследование 2011 г. выявило наличие в составе респондентов представителей всех уровневых групп, в 2012 г. среди учащихся отсутствовала группа с уровнем «не знают». Общий уровень осведомлённости респондентов показывает, что осведомлённость учителей в целом выше, но ранговое соотношение уровней осведомлённости учителей, учащихся и их родителей относительно стабильно. Историю в школе изучали с большим интересом, чем химию, как учителя, так и родители. Уровень осведомлённости учащихся по истории выше, чем осведомлённость по химии в целом на 20 %. Уровень осведомлённости девушек по химии в целом выше уровня осведомлённости юношей всего на 2 %, по истории девушки на 6 % чаще давали правильные ответы. Особое место в 2011 г. было отведено Д.И. Менделееву. Этот человек внёс огромный вклад в развитие науки. Интересно, что немногие респонденты знают о том, что учёный работал не только в области химии, но проявил себя и в других сферах общественной жизни. Это было выявлено во время опроса людей разных возрастов и профессий. Установлено, что общественность не знакома и с другими фактами биографии учёного. Например, мало кто знал, что дочь Д.И. Менделеева Любовь была женой знаменитого поэта А.А. Блока. Возможно, это связано с тем, что повседневная жизнь опрошенных респондентов далека от химии и литературы и у них отсутствует желание интересоваться биографией знаменитого учёного, или на уроках предметов естественнонаучного направления мало внимания уделяется подобным моментам. Количество историков-профессионалов, называемых в анкетах 2012 г., не превышало четырёх. За цифрами, схемами, формулами мы часто забываем человека. Это проблема современной России. Таким образом, исследование подтвердило необходимость и возможность интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания.

Юбилейные годы наук должны были повысить качество образования, но данные исследования не позволяют сделать такой вывод. Большинство учителей и родителей по-прежнему не хотели бы, чтобы их дети стали учёными, но в Год российской истории увеличилось количество взрослых респондентов, желающих видеть своих детей профессиональными учёными. В качестве сравнения хотелось бы привести пример из биографии Д.И. Менделеева. Его мать – Мария Дмитриевна, сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь, выехав из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания сыном гимназии она ликвидировала все дела в Сибири и с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву, чтобы определить юношу в университет. В дальнейшем она всячески поддерживала сына в его научной деятельности [2].

Судя по ответам самих учащихся, профессия учёного требует от человека высокого интеллектуального уровня развития. Она интересна, но слишком сложна, требует больших затрат личного времени, мало времени остаётся на общение с семьёй, низко оплачивается, «в России учёным быть не престижно», к тому же «основные открытия уже сделаны», «учёные долго не живут», что мы считаем спорными утверждениями. Те же учащиеся, кого привлекает занятие наукой и сопутствующая этому занятию известность (8 – 10 % респондентов), хотят внести вклад в развитие науки (8-е, 10 классы) и нашего государства (11 класс).

Уровень осведомлённости респондентов о достижениях деятелей кино в Год российского кино

Уровень осведомлённости респондентов о достижениях деятелей кино в Год российского кино помог определить соцопрос в октябре 2016 г. Отвечая на вопросы составленной нами анкеты, респонденты разных возрастных групп допустили ошибки в определении специфики юбилейного года. Для некоторых респондентов женщин он оказался годом петуха и литературы, только для 41 % юношей и 42 % девушек он оказался Годом кино, многие связали этот год с выходом из кризиса. Общий уровень осведомлённости можно определить, используя данные таблицы.

Данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что общий уровень осведомлённости учителей и родителей выше, чем у школьников. Рейтинг правильных ответов на вопросы, касающиеся истории развития российского кино (вопросы № 5 – № 10) выглядит так: родители – 66 %, учителя – 61 %, юноши – 46 %, девушки – 43 %. Следует отметить, что в 2011 г. по количеству правильных ответов на вопросы анкеты не удалось выявить явного преимущества какой-либо категории учителей по критерию педагогического стажа (на 7 вопросов ответы всех учителей были одинаковы, на 5 вопросов правильно ответили респонденты с большим педагогическим стажем, на остальные 5 вопросов – респонденты с маленьким педагогическим стажем), но более опытные учителя давали более подробные ответы. В 2012 г. картина выглядит следующим образом: учителя всех возрастных категорий лучше справились с вопросами, касающимися юбилейных событий. Задания, показывающие знание фактов, дат, мест значительных исторических событий, позволяют констатировать, что учителя со стажем имеют более глубокие познания в истории. Исследование 2016 г. подтвердило этот вывод.

Респонденты либо оставляли без ответа вопрос № 3, либо отписывались фразами: проводятся кинофестивали, кинофорумы, премьеры фильмов, но конкретно ни один не назвали.

Анкета содержала вопросы личного характера (№ 4 , № 11 – 21), ответы на которые могут дать косвенное объяснение выводам, содержащимся в предыдущем абзаце. Анализ данных, приведённых в таблице, показывает, что большинство учителей (67 %) не хотели бы, чтобы их дети стали артистами (режиссёрами), объясняя это тем, что «профессия зависимая, надо иметь талант, большую силу воли и связи», «можно больше пользы принести на другом месте», «хочу, чтобы мой ребёнок в будущем стал человеком науки», «есть много других хороших профессий», «артистом не становятся, а рождаются». 50 % родителей вообще об этом не задумывались, 25 % из них солидарны с учителями. Но в целом 38 % учащихся желали бы стать артистами и режиссёрами. В этих профессиях их привлекает высокая зарплата, возможность дать выход своим эмоциям и чувствам, развиваться как личность, стать уверенным и сильным, поделиться своими идеями, возможностью стать известными, быть окружёнными людьми, разделяющими твои интересы. Полярной оппозицией к таким ответам стали следующие: «профессию надо выбирать душой, а не тем, что много заплатят»; «рождён для другого дела»; «нет необходимых способностей и таланта»; «слишком стеснительный и страшный»; «не очень люблю известность»; «можно потерять репутацию и уже не подняться».

Подавляющее большинство учителей (80 %) и родителей (63 %) смотрят российское кино, в отличие от их детей. Среди последних таких нашлось менее половины респондентов (41 % юношей и 49 % девушек). Вероятно, поэтому среди любимых артистов они называли больше современных западных звёзд: Д. Депп, Д. Чан, К. Ривз, Э. Мерфи, К. Найтли, А. Джоли, С. Йохансен, Л. Ди Каприо, Т. Круз, О. Блум, Н. Кидман, и др. Правда, частичка любви досталась от всех респондентов, как российским артистам: С. Безруков, Ф. Бондарчук, С. Светлаков, М. Аверин, Д. Нагиев, П. Прилучный, Д. Козловский, так и советским: Е. Леонов, А. Демьяненко, Ю. Никулин, Е. Леонов, А. Миронов, Ф. Раневкая.

В среднем 46 % респондентов относятся к ремейкам на советские фильмы скорее отрицательно, чем положительно, поэтому среди любимых фильмов они называли фильмы, составляющие классику советского кино: фильмы Л. Гайдая, Н. Михалкова, Э. Рязанова, А. Кончаловского, А. Суриковой. Известны респондентам имена современных российских режиссёров: Ф. Бондарчук, Т. Бекмамбетов и др. Экранизацию литературных произведений поддерживает 68 % респондентов, среди которых 100 % учителей, руководствуясь тем, что если школьники мало читают, то хотя бы увидят.

Опрос показал, что мультфильмы любят все респонденты. Советские и российские мультфильмы покорили весь мир, потому что они добрые, весёлые, трогательные, познавательные, позитивные, имеют интересный сюжет, хорошо воспринимаются детьми, но главное то, что в них заложен глубокий смысл и мораль, они несут хорошие жизненные ориентиры, любовь и тепло, а не агрессию. Среди любимых мультгероев на верхних позициях рейтинга находятся кот Матроскин, Чебурашка, Вини – Пух, Карлсон, кот Леопольд, волк и заяц («Ну погоди!»), домовёнок Кузя, ёжик («Ёжик в тумане»), Маша («Маша и медведь») и др.

Не оставили респонденты без внимания и проблемы российского кино. План возрождения интереса к нему включает несколько направлений: вопросы материального характера (не жалеть средств на создание фильмов, но снизить цены на билеты); запретительные меры (запретить к показу некоторые иностранные фильмы); технические (улучшить игру актёров, качество съёмки и монтажа, добавить спецэффекты, чаще показывать по телевизору, меньше рекламных пауз, больше хорошей рекламы фильмов); содержательного характера (использовать в качестве сюжетов современные проблемы, в том числе интересные молодёжи, снимать больше комедийного, исторического и героического кино); организационного плана (организация коллективных просмотров и обсуждений российских фильмов, сделать поход в кино на российские фильмы семейной традицией).

Осведомлённость респондентов о достижениях деятелей кино

№ вопроса

Юноши (58 ч.)

Девушки (57 ч.)

Родители (8 ч.)

Учителя (15 ч.)

2

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

21

3

7

29

35

3

2

16

2

1

3

3

14

0

0

1

4

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

22

20

7

10

22

13

6

15

1

2

1

4

3

10

1

1

5

38 / 66 %

32 / 55 %

37 / 65 %

31 / 54 %

4 / 50 %

1 / 13 %

13 / 87 %

1 / 7 %

6

44 / 76 %

47 / 82 %

7 / 88 %

12 / 80 %

7

18 / 31 %

14 / 25 %

6 / 75 %

10 / 67 %

8

23 / 40 %

14 / 25 %

6 / 75 %

13 / 87 %

9

24 / 41 %

24 / 42 %

7 / 88 %

11 / 73 %

10

7 / 12 %

5 / 9 %

6 / 75 %

4 / 27 %

11

да

нет

редко

часто

да

нет

редко

часто

да

нет

редко

часто

да

нет

редко

часто

12

5

24 / 41 %

6

17

5

28 / 49 %

4

5 / 63 %

0

3

0

12 / 80 %

0

3

0

13

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

 

15

23 / 40 %

21

12

27 / 47 %

16

2

4 / 50 %

2

3

7 / 47 %

5

14

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

 

36 / 62 %

9

13

38 / 67 %

9

8

5 / 63 %

2

1

15 / 100 %

0

0

Заключение

Различные организации (ООН, ИЮПАК, ЮНЕСКО, правительства государств) выступают инициаторами празднования юбилейных дат. Цель подобных акций – способствовать пониманию роли наук и «важнейшего из искусств» различными слоями общества и повышение интереса к ним у молодёжи, пробуждение интереса к их изучению у школьников, повышение качества образования. С этой целью проводится множество мероприятий, в том числе для школьников и с их участием, призванных популяризировать объект-юбиляр: лекции, научные конференции, выставки, съезды учителей, конкурсы, открытие профильных классов, эксперименты, фестивали и др.

Множество мероприятий, посвящённых Международному году химии, было проведено в 2011 году. Но ни один из опрошенных нами респондентов не знал ни об одном из них. Это говорит и том, что, если мероприятия всё же имеют большую важность, то знает о них лишь узкий круг профессионалов. Отрадно то, что многие учащиеся и учителя знают, как проводился в 2012 г. Год российской истории, так как сами участвовали в этих мероприятиях, переосмыслили опыт социологического опроса 2011 г., стали больше обращать внимания на события юбилейного года истории.

Стали ли юбилейные годы наук химии и истории, действительно знаковыми для учителей, учащихся и их родителей? Общественное внимание к достижениям учёных определялось по двум критериям:

1) отношение учителей, учащихся и их родителей к роли науки в нашей жизни;

2) уровень осведомлённости респондентов о достижениях учёных в юбилейные годы.

Все респонденты признали тот факт, что роль химии и истории в нашей жизни велика, то есть оценивали их положительно. А изучать предметы химию и историю в школе нравилось большинству из них. Была выявлена тенденция к уменьшению количества респондентов, у которых химия не вызывает никаких ассоциаций, связанная с возрастом самих респондентов и продолжительностью срока изучения предмета химии: чем старше был респондент, тем ассоциации описывались более подробно. У молодых педагогов взгляд на историю более прагматичен, педагоги со стажем настроены более патриотично. Исследование позволило выявить закономерность: чем выше был уровень образования респондентов, тем качество и полнота ответов на вопросы анкеты были выше.

Осведомлённость респондентов определялась по уровневой шкале: «знают очень хорошо», «скорее знают, чем нет», «затрудняются ответить», «практически ничего не знают», «не знают». Исследование 2011 г. выявило наличие в числе респондентов представителей всех уровневых групп, в 2012 г. среди учащихся отсутствовала группа с уровнем «не знают». Общий уровень осведомлённости респондентов показывает, что осведомлённость учителей в целом выше, но ранговое соотношение уровней осведомлённости учителей, учащихся и их родителей относительно стабильно. Историю в школе изучали с большим интересом, чем химию, как учителя, так и родители. Уровень осведомлённости учащихся по истории выше, чем осведомлённость по химии в целом на 20 %. Уровень осведомлённости девушек по химии в целом выше уровня осведомлённости юношей всего на 2 %, по истории девушки на 6 % чаще давали правильные ответы.

Юбилейные годы наук должны были повысить качество образования, но данные исследования не позволяют сделать такой вывод. Большинство учителей и родителей по-прежнему не хотели бы, чтобы их дети стали учёными, но в Год российской истории увеличилось количество взрослых респондентов, желающих видеть своих детей профессиональными учёными.

Год Российского кино не оставил не замеченными проблемы российского кино, решение которых по разным направлениям предложили респонденты всех возрастов, независимо от гендерных различий.


Библиографическая ссылка

Ненашева А.Е. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДОСТИЖЕНИЯМ УЧЁНЫХ И ДЕЯТЕЛЕЙ КИНО В ЮБИЛЕЙНЫЕ ГОДЫ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=172 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674