Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Латышев О.Ю. 1 Свиридова А.Ю. 2
1 г. Москва, проф., почетный доктор наук, заслуженный деятель науки, техники и образования, научный руководитель Международных экспериментов, директор, Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко
2 г. Воронеж, учитель начальных классов, КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
1. Лихачев Д.С. Земля родная [Электронный ресурс]. – М., 1983. – Режим доступа: www.pskovedu.ru/?project_id=1473&pagenum=1952.
2. Система образования г. Дивногорск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.divedu.ru/index.php/novosti/246-shag-v-neizvedannoe-i-nepoznannoe.
3. Об образовании [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации // Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. – Режим доступа: www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii.
4. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности [Электронный ресурс] // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 390–399. – Режим доступа: blogs.mail.ru/list/papa888/3C9E723F898E1D29.html.
5. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения [Электронный ресурс] // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 417–428. – Режим доступа: blogs.mail.ru/list/papa888/11B4C826EBE82394.html.
6. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма [Электронный ресурс] // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 199–208. – Режим доступа: blogs.mail.ru/list/papa888/61E654C737C402F.html.
7. Снегуров А.В. Технология оптимизации жизнедеятельности личности как способ психолого-педагогического освоения бытия и опыт целостного присутствия в нем [Электронный ресурс]. – Шуя, 2009. – Режим доступа: retro-polis.narod.ru.

Организация любого инновационного начинания требует от его авторов щепетильного похода, рассмотрения всех встречающихся на пути нюансов в организации деятельности по изучению избранного объекта. И это особенно важно, когда в роли такого объекта выступает социализация детей-сирот – категория исключительно не умозрительная, а безотлагательно необходимая в существующих реалиях Российского (и не только) современного общества [4].

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучше, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны исторического развития своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребенок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины. В этой связи Л.Н. Макарова указывает, что «одним из самых логичных и вполне ожидаемых путей в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности нам представляется обращение к предметным областям «География» и «Краеведение». Мы апеллируем к этим учебным предметам и как к источнику принципиально необходимых знаний для погружения воспитанников интерната в тему туризма, и как к способу создания соответствующей атмосферы детской увлеченности романтическими настроениями путешествий по родной стране, привития любви к малой родине» [5]. В младших классах школы обязательно должна быть эмоциональная подача краеведческого материала. А учителю желательно быть «теплым»: добрым, положительно принимающим ребенка таким, какой он есть, акцентирующим свое внимание на хорошем, а не дурном жизненном опыте. Школьное краеведение – это всестороннее освоение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов, и в первую очередь, в Законе Российской Федерации «Об образовании» [3]. Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа. Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения – знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края. Быстро проходят годы, на смену одному поколению учеников приходит другое, а то, ушедшее в большую жизнь, – это уже история. И то, каким будет будущее нашей страны, зависит только от нас. Нам, гражданам России, выпало строить свою жизнь в неординарных условиях переходного периода. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.

Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению?

На собственном опыте работы у нас сложилась небольшая система:

– открытые уроки: «Наш край, поверхность нашего края», «Водоемы нашего края», «Растительный и животный мир» и т.д.

– внеклассные мероприятия: «Что мы знаем о своем городе», «Ты мира не узнаешь, не зная края своего» и т. д.

– проектно-поисковая деятельность «Имя твое», «Сказки земли Воронежской».

– работа с энциклопедической литературой.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю., Свиридова А.Ю. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=213 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674