Учитель литературы изучает с воспитанниками школы-интерната произведения А.В. Кольцова, И.С. Никитина, С.Я. Маршака, А. Платонова, В. Пескова, И. Бунина, уроженцев и жителей земли Воронежской. Использование краеведческого материала на определенных уроках литературы дает возможность посмотреть на автора и его произведение по-новому, приобщить учащихся к истории и культуре родного края. Применение компьютерной презентации на уроке представляет обширные возможности работы с видеоматериалом, со звуком, с фотодокументами и с текстом. Приведем несколько примеров описания слайдов к некоторым видам презентаций. При изучении повести А. Платонова «Котлован» предлагаем:
1. Биографические данные. Настоящая фамилия – Климентов. Вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода в Воронеже. Рано начал работать. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В годы Гражданской войны служил в Красной армии, участвовал в боях. Писать начал еще в годы гражданской войны – рассказы, стихи, статьи в провинциальных газетах и журналах. Был увлечен социальной утопией.
2. Повесть «Котлован» (1929–1930) опубликован в 1987 г. в журнале «Октябрь». Две сюжетные линии: строительство фантастического дома-символа построения нового общества, раскулачивание в деревне.
3. Задание: выявить в тексте повести характерные черты времени и подобрать эпизоды.
4. Характерные черты времени: 1) разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян; 2) грандиозные проекты, стройки коммунизма; 3) раскулачивание крестьян; 4) энтузиазм «масс»; 5) процветании бюрократии; 6) доносительство; 7) бездуховность.
5. Сопоставительная характеристика произведений. Задание: сопоставить черты времени, описанные в повести «Котлован», с соответствующими чертами в романе Е. Замятина «Мы». План: антиутопия, осуществленная мечта о всеобщем счастье, крушение коммунистической идеи. Итог: Платонов изображает общество в начале реализации «Генеральной линии», Замятин показывает, к чему приводит эта линия.
Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроке литературы вызывает у воспитанника не только удивление, но и радость открытия, а в конечном итоге – любовь к малой родине и гордость за свою страну.
Следующая распространенная форма работы с использованием современных информационных технологий – просмотр видеофильмов. Многие классические произведения нашли свое новое воплощение в кинематографе. Эти художественные фильмы служат хорошим подспорьем в работе на уроках литературы. Можно использовать отдельные видеофрагменты, а можно организовать просмотр всего фильма с последующим обсуждением. Тем более, что часто трактовка кинорежиссера расходится с авторским текстом [9, с. 5].
Выбирая краеведческое направление, следует отметить, что ярким примером для младших школьников может служить творчество замечательного воронежского детского писателя Самуила Яковлевича Маршака – поэта, переводчика, драматурга, человека высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний. Он – один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране, его переводы Шекспира, Бернса впервые открыли произведения этих великих поэтов российским читателям. Строки его стихов не надо заучивать. Они запоминаются сами, а потом не уходят из памяти даже спустя многие годы. Пользуются огромным спросом сборник диафильмов по творчеству Маршака, аудиокниги Маршака «Карусель», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный» и другие. Для старшеклассников подходит художественный фильм «Темные аллеи», снятый в 1991 г. по мотивам рассказов Ивана Алексеевича Бунина. А режиссер Никита Сергеевич Михалков приступает к работе над новым фильмом, который будет основан на произведениях Ивана Бунина. В основу сюжета картины будут положены две книги – «Окаянные дни» и «Солнечный удар».
По произведениям А. Платонова также существуют фильмы: «Одинокий голос человека» по мотивам рассказа «Река Потудань», а также повестей «Сокровенный человек» и «Происхождение мастера» (1978–1987), «Отец» по мотивам рассказа «Возвращение» (2007), «Родина электричества» – новелла из киноальманаха «Начало неведомого века» (1967).
Еще одной из популярных форм работы на уроке литературного краеведения с использованием ИКТ является использование музыки. Ведь всем известно, что тексты многих современных песен и старинных романсов представляют собой переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для работы литературной гостиной [8, с. 6]. Многие песни и стихи А. Кольцова положены на музыку А.С. Даргомыжским, Н.А. Римским-Корсаковым, М.П. Мусоргским, М.А. Балакиревым и другими ...
Иван Саввич Никитин – русский поэт ХIХ в., преемник Кольцова, мастер русского поэтического пейзажа, автор стихов более 60 песен и романсов, из которых наиболее известны «Звезды меркнут и гаснут», «В огне облака», «Белый пар по лугам расстилается», «По зеркальной воде, по кудрям лозняка» «От зари алый свет разливается», «Дремлет чуткий камыш», «Тишь – безлюдье вокруг», «Чуть приметна тропинка росистая», «Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг», «С листьев брызнет роса серебристая». Как правило, они впечатываются не в память, а в сердце со школьной скамьи и навсегда. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, литературе, является еще и важнейшим средством воспитания, одним из способов адаптации в социальной среде. Книги писателей-земляков, таких как И. Бунин, А. Платонов, А. Кольцов, И. Никитин, С. Маршак и др., раскрывают красоту окружающей природы, самой жизни.
Литературное краеведение средствами мультимедиа воспитывает жажду познания, формирует устойчивый интерес к поискам нового, и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывает активного читателя-книголюба.
В заключение нам представляется необходимым сделать вывод о том, что в литературном краеведении средствами мультимедиа не только изучается разнообразная жизнь края и его роль для всего общества, но и используется возможность заняться полезной деятельностью. В процессе познания и преобразования родного края в воспитанниках утверждается важнейшее патриотическое чувство – ответственность за судьбу своей малой и большой Родины. На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении, и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития.
Библиографическая ссылка
Латышев О.Ю., Чайкина Л.П. УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=217 (дата обращения: 03.12.2024).