Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗАВИСИМОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ

Пятанова В.В. 1
1 г. Н. Новгород, МАОУ Лицей № 36, 10 Б класс
Кокина С.И. (г. Н. Новгород, МАОУ Лицей № 36)
1. «Анатомия и физиология», Крог А., Москва, Просвещение, 1996 г. – С. 133 – 162.
2. «Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций», Либин А.В., Москва, Смысл, 1999 г. – С. 86 – 97.
3. «Психология личности», Асмолова А.Г., Москва, Смысл, 2007 г. – С. 216 – 218.
4. «Темперамент. Характер. Личность», Симонов П.В., Москва, Просвещение, 2002 г. – С. 9 – 31.
5. http://test.msk.ru/psy2_test/test_ayzenka
6. http://magicspeedreading.com/books/a_read/tech_reading/
7. http://studfiles.ru/preview/4346415/
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Темперамент
9. http://paidagogos.com/ p=10130

С детских лет мне интересна психология и все, что с ней связано. Когда на уроке биологии мы проходили тему «Темперамент», я решила глубже погрузиться эту сферу и сделать научную работу. Я считаю, что эта тема актуальна, потому что в ходе учебного процесса к каждому ученику необходимо искать свой подход. С моей точки зрения, несправедливым является то, что ученикам с разным типом темперамента дают одно и то же время на выполнения определенного задания, что успеваемость оценивают одинаково у всех учеников, не учитывая тот факт, что от природы кто-то может быть наделен высокой концентрацией внимания, а кто-то – низкой. Так же знание особенностей темпераментов необходимо в семейных взаимоотношениях: прежде всего, родителей и ребенка. При подборе сотрудников на работу также необходимо знание темпераментов.

Гипотеза: невыполнение ребенком предложенной работы за отведенное ограниченное количество времени говорит не о его неуспеваемости или недостатке знаний, а о свойствах его природной работоспособности, о необходимости большего количества времени на демонстрацию своих знаний и навыков.

Цель работы: убедиться в зависимости концентрации внимания от типа темперамента на примере учащихся Лицея №36.

Задачи:

  • Выяснить историю возникновения понятия темперамента;
  • Установить, влияет ли темперамент на физиологические процессы в организме человека;
  • Исходя из полученных фактов, установить, влияет ли темперамент на концентрацию внимания;
  • Определить тип темперамента и концентрацию внимания у учащихся моего лицея;

Выявить зависимость концентрации внимания от типа темперамента.

Понятие темперамента

Темперамент – совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент – это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.

Наиболее удачное определение темперамента в контексте конституционального подхода дал С. Фуллье (1896):

«Темперамент это характерное различие в прирожденной телесной конституции людей, выражающееся в различной степени их восприимчивости, быстроты мыслительного процесса и силы активности. На основе темперамента вырабатывается характер, причем темперамент придает характеру определенную окраску, подобно тому, как тембр придает окраску голосу».

История возникновения понятия

За две тысячи лет со времени «открытия» Гиппократом [1] темпераменту приписывались самые различные функции, и давалось весьма разностороннее толкование природы этого важнейшего свойства человеческой индивидуальности. Понятие «темперамент», означающее «смешение частей» (от греческого «красис», то есть «смесь», переведенного позднее на латынь как «temperamentum»), возникло в группе древнегреческих врачей как результат наблюдений и размышлений над тем, почему одни больные обладают большой силой сопротивления, а другие легко подвергаются заболеваниям: почему некоторые выздоравливают быстро, иные же – очень медленно; отчего одна и та же болезнь по-разному протекает в зависимости от типа человека?

Родоначальник врачебного искусства Гиппократ (ок. 460-377 гг. до Р.Х.) применил философское учение о материальных стихиях, образующих Вселенную, к познанию природы человека. Он пришел к заключению, что в живом существе в том или ином соотношении смешиваются четыре «влаги», или сока: кровь, соответствующая теплому началу; слизь, то есть холодное начало; черная и желтая желчь, соответствующие влажному и сухому началам. В зависимости от преобладания какого-либо начала слагаются и особенности человека – поэтому то, что полезно одному, может оказаться вредным для другого.

В предыстории развития учения о темпераменте выделяются три очень существенных момента:

Темперамент – психобиологическая основа личности;

Темперамент есть первичный, телесный признак индивидуальности, отражающий в себе, в то же время, универсальные природные закономерности;

Свойства темперамента находятся в зависимости от желез внутренней секреции, как следует из гуморальной концепции Гиппократа Галлена [1].

Франсуа де Ларошфуко в 1990 году сказал:

«Соки нашего тела, совершая свой обычный и неизменный круговорот, тайно приводят в действие и направляют нашу волю; сливаясь в единый поток, они незаметно властвуют над нами, воздействуя на все наши поступки».

Развитие взглядов на природу темперамента вплоть до середины двадцатого века шло по двум направлениям. Согласно первому в основе темперамента лежат физиологические [1] факторы. Согласно второму – темперамент проявляется прежде всего в организации душевной жизни.

Наивное объяснение темперамента через соотношение «соков» не удовлетворило уже Аристотеля (382–322 гг. до н.э.) который в своих объяснениях ставит во главу угла состав крови, например, скорость свертывания и плотность. Так, предрасположенность к гневу вызывается «наклонностью крови к свертыванию» и преобладанием в ней твердых частиц, а «хладнокровный» человек отличается жидкой, более холодной кровью и, соответственно, более спокойным нравом.

Новую гипотезу сформулировал швейцарский ученый Альбрехт Галлер (1757), предположивший, что главную роль в различии темпераментов играет плотность тканей и различная степень их раздражимости. Это был качественный сдвиг в анализе проблемы, и недаром знаменитую работу Галлера «Основы физиологии» оценивают как «разграничительную линию между современной физиологией и всем, что происходило прежде».

И, наконец, главную причину индивидуальных различий в темпераменте ученые усмотрели в строении нервной системы. Меланхоликам были приписаны «тонкие нервы», а флегматикам – «толстые, крепкие нервы». В 70-х годах прошлого века врачи уже активно употребляли понятие «тонус», то есть степень напряжения, свойственная нервной системе. Каждый человек характеризуется своим тонусом – чем сильнее напряжение в теле – тем выше тонус, тем легче возбуждается данный человек, и тем меньше он нуждается в «добавочном раздражении». Само возбуждение также приписывается различным системам человека – чувствованиям или действиям.

Таким образом, почти общепринятой становится следующая схема:

наследственность – темперамент – тенденции в поведении

Комбинации свойств:

сила и скорость протекания эмоций, преобладающий аффективный тон и настроение (Кант, 1900);

бурность или сдержанность эмоций с одной стороны, и предрасположенность к оптимистическоу или пессимистическому настроению, с другой (Эббингауз, 1890);

сила и быстрота жизненных проявлений, а также светлый или мрачный характер жизненного чувства (Геффдинг, 1896);

сила и скорость протекания аффектов (Вундт, 1880);

Поистине поворотным пунктом [2] в истории естественно-научного изучения темпераментов явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. И.П. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, т.е. наследственным типом. И.П. Павлов выделил четыре четко очерченных типа нервной системы, т.е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип. Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

Сила – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Сильная нервная система способна выдержать большую нагрузку в течение длительного времени и, наоборот, слабая нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки. Считается, что лица с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы [2] по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать в неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется в способности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым.

Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов. Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям. Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаше всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Хотя, конечно, преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Типы темперамента и их особенности

В настоящее время наука в состоянии дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента [4]. Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б.М. Теплова и его учеников, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных ученых. В ходе этих исследований названия некоторых свойств, предложенные Тепловым, изменились, а также были открыты новые свойства. Вместе с тем к свойствам темперамента стали относить экстраверсию – интроверсию. Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладание возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности [4]. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Преобладание желтой желчи [4] («желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» – холериком. Преобладание лимфы («мокрота») делает человека спокойным и медлительным – флегматиком. Преобладание крови («кровь») делает человека подвижным и веселым – сангвиником. Преобладание черной желчи («черная желчь») делает человека грустным и боязливым – меланхоликом.

Понятие внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание – это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Внимание – необходимое условие качественного выполнения [6] любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

И у школьника, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Концентрация внимания – способность удерживать внимание на одном и том же объекте. Психология внимания говорит о том, что концентрация является одним из его базовых свойств, и во многом определяет уровень работоспособности и успешности решения различных задач.

Многие процессы требуют от нас постоянной сосредоточенности, но ее крайне сложно поддерживать, ведь это требует серьезного психического напряжения и быстро приводит к утомлению [3, 6]. Более того, существуют специфические нарушения концентрации внимания, которые делают ее крайне затруднительной и практически невозможной.

Нарушения концентрации внимания

Истинная рассеянность – состояние, в котором внимание человека свободно блуждает, не останавливаясь на определенном объекте. Иногда его называют прострацией, если речь идет о рассеянности в негативном смысле и сопровождается упадком сил, отсутствием интереса к происходящему, скукой и т.д. Может возникнуть при переутомлении, недосыпе, плохом самочувствии или длительном выполнении монотонной работы.

Мнимая рассеянность проявляется, если человек не может рационально распределить внимание между внешней средой и собственными мыслями. Причина – концентрация на внутреннем потоке мыслей.

Ученическая рассеянность – слишком высокая переключаемость внимания.

Старческая рассеянность – плохая переключаемость внимания.

Мотивационно-обусловленное невнимание – отсутствие концентрации внимания, сознательное избегание мыслей об определенных объектах, их игнорирование.

Избирательная рассеянность – исключение привычных вещей, например, обычное биение сердца не привлекает наше внимание, как и процесс дыхания, и тиканье часов в вашей комнате.

Темперамент и работа

Моя тема актуальна, потому что знание типологии темпераментов и их соотношение с личными качествами человека необходимо не только в учебном процессе и в семейных взаимоотношениях, но и руководителю для того, чтобы понимать и развивать достоинства своих сотрудников, а также предвидеть возможные сложности. Темперамент влияет на скорость работы, на способность подстраиваться к изменяющимся условиям работы и на коммуникативные способности.

Степень эмоциональной устойчивости говорит нам о том, насколько человек способен преодолевать состояния чрезмерного эмоционального возбуждения и сохранять ровный эмоциональный настрой. Наибольшая эмоциональная устойчивость у сангвиников и флегматиков, а наименьшая – у меланхоликов и флегматиков. Это означает, что последним двум типам тяжело сохранять эмоциональное равновесия, они подвержены частым перепадам настроения, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов.

Критерий экстраверсия – интроверсия говорит нам об общей направленности сотрудника: он может быть направлен на общение с окружающим миром (экстраверт) или же он может быть в большей степени сосредоточен на своем внутреннем мире (интроверт). Естественно, наилучшим образом для работы в розничной сети более подходят экстраверты. Этот тип людей получает удовольствие от общения с людьми, они лучше понимают окружающих и имеют, как правило, более развитые навыки общения. Интроверты реже показывают себя успешно в продажах, так как часто постоянное общение их утомляет, вызывает эмоциональный дискомфорт. В жизни они, как правило, избегают общения с новыми, незнакомыми людьми, допуская в круг общения только небольшое количество проверенных друзей.

Особенности сангвиников

Это потенциально самый подходящий тип для салонов с оживленной торговлей и большим количеством клиентов.

Необходимо контролировать качество знаний товаров, так как сангвиник часто не считает нужным изучать их подробно и глубоко, надеясь «заговорить» покупателя. Его частые фразы: «я что-нибудь расскажу», «язык у меня подвешен, что-нибудь придумаю».

Необходимо поддерживать интерес к обучению и работе, так как сангвиники могут быстро потерять интерес к деятельности. Это те самые ситуации, когда успешный изначально стажер [9] теряет активность, понимая, что это слишком скучная и трудоемкая работа.

Особенности холериков

Этот тип также является подходящим для работы в сфере обслуживания, при учете того, что холерик будет контролировать свою эмоциональность.

Управляющему также необходимо контролировать качество знаний сотрудника, и, кроме того, манеру общения с коллегами и покупателями в целях профилактики возможных конфликтов.

Реакции холериков не только сильно эмоционально окрашено, но и часто носят кратковременный характер. То есть, ему свойственно менять свои решения и мнения о людях. Он может в ответ на ваше замечание пообещать уволиться, а позже забыть об этом. Или он может нагрубить коллеге, а через некоторое время дружелюбно общаться с ним.

Особенности меланхоликов

Материал необходимо давать в строгой последовательности, в полном объеме с развернутыми объяснениями. Если сотрудник что-то не понял, нужно вернуться и еще раз подробно ответить на его вопрос.

Меланхоликам, как правило, требует более время на изучения материала, чем двум вышеописанным типам, однако их знания более прочные.

Меланхоликам на первых порах в большей степени требуется постоянное поощрение и моральная поддержка.

Нужно быть аккуратными в замечаниях и критике, формулируя их максимально точно и конструктивно.

Особенности флегматиков

Материал необходимо давать в строгой последовательности, в полном объеме с развернутыми объяснениями. Если сотрудник что-то не понял, нужно вернуться и еще раз подробно [9] ответить на его вопрос.

На флегматиков в меньшей степени влияют эмоциональные замечания и резкая критика. Спокойное и подробное разъяснение сути ошибки с последующим строгим контролем выполнения будут более эффективны.

На основе этих свойств могут формироваться лень, безразличие к окружающим, а могут – хладнокровие, выдержка, умение управлять собой, постоянство, высокая работоспособность и внимание.

Умение распознать описанные выше типы темперамента поможет принять вам правильное решение при подборе сотрудников, а также выбрать правильную стратегию их обучения и адаптации. Кроме того, вы сможете заранее прогнозировать степень успешности того или иного сотрудника, исходя из зависимости между темпераментом, концентрацией внимания и работоспособностью.

Исследовательская часть

Объекты исследования

Объектами моего исследования стали 4 случайно выбранных класса Лицея № 36: 7Б, 9В, 10Б и 11Б. Каждый из учеников прошел тест Айзенка на определение темперамента и тест Тулуз-Пьерона на определение концентрации внимания. Тест прошли 86 учеников: 47 девочек и 39 мальчиков.

Тест Айзенка

Личностный опросник Ганса Айзенка поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Пройдя тест на темперамент Айзенка [5], вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

Тест Айзенка представляет собой 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление обычного способа поведения. Вам нужно представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет – знак – (нет)».

Тест Тулуз-Пьерона

Тест Тулуз-Пьерона был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцировании символов в течение точно определенного времени. Тест Тулуз-Пьерона [7] направлен на изучение концентрации внимания.

Тест Тулуз-Пьерона представляет собой бланк, на котором изображены геометрические фигуры в десяти строчках. Задача испытуемого – вычеркнуть элементы заданной формы и подчеркнуть те из них, которые не похожи ни на один из образцов.

Результаты

Тест Тулуз-Пьерона

 

Низкая скорость

Средняя скорость

Хорошая скорость

Высокая скорость

Мальчики

1

1

6

3

Девочки

2

4

3

1

Всего

3

5

9

4

Примечание. Всего в классе 21 человек.

 

Низкая скорость

Средняя скорость

Хорошая скорость

Высокая скорость

Мальчики

3

1

5

0

Девочки

0

5

5

5

Всего

3

6

10

5

Примечание. Всего в классе 24 человека.

10Б

 

Низкая скорость

Средняя скорость

Хорошая скорость

Высокая скорость

Мальчики

2

1

8

2

Девочки

2

3

7

0

Всего

4

4

15

2

Примечание. Всего в классе 25 человек.

11Б

 

Низкая скорость

Средняя скорость

Хорошая скорость

Высокая скорость

Мальчики

1

1

9

5

Девочки

2

4

3

1

Всего

3

5

12

6

Примечание. Всего в классе 26 человек.

Тест Айзенка

 

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Мальчики

4

6

1

0

Девочки

2

8

0

0

Всего

6

14

1

0

Примечание. Всего в классе 21 человек.

 

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Мальчики

2

6

1

0

Девочки

2

10

1

2

Всего

4

16

2

2

Примечание. Всего в классе 24 человека.

10 Б

 

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Мальчики

3

8

1

1

Девочки

1

7

3

1

Всего

4

15

4

2

Примечание. Всего в классе 25 человек.

11Б

 

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Мальчики

5

8

3

0

Девочки

2

5

1

2

Всего

7

13

4

2

Примечание. Всего в классе 26 человек.

Общие результаты теста Тулуз-Пьерона

 

Низкая скорость

Средняя скорость

Хорошая скорость

Высокая скорость

Мальчики

9

4

28

10

Девочки

6

16

18

7

Всего

13

20

46

17

Примечание. Всего приняли участие 86 человек: 47 девочек, 39 мальчиков.

Общие результаты теста Айзенка

 

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Мальчики

17

15

12

5

Девочки

7

30

5

5

Всего

24

45

17

10

Результаты обоих тестов

Тип темперамента

Низкая скорость

Средняя скорость

Хорошая скорость

Высокая скорость

Холерики

3

10

27

5

Сангвиники

0

1

11

12

Флегматики

5

5

7

0

Меланхолики

5

4

1

0

Рекомендации

Для улучшения концентрации внимания существуют следующие практики:

Проведение досуга за разгадыванием головоломок, решением логических задачек, а еще лучше, игрой в шахматы – отличный способ развивать внимательность. Однако существует один нюанс – такие занятия должны быть интересны вам и приносить удовольствие.

Чтение – хороший помощник в улучшении навыков внимания, однако недостаточно просто много читать. Наиболее полезным является научно-популярный жанр, а также произведения про странствия.

Смена деятельности при жизненных застоях – один из приемов восстановления снизившейся внимательности. Любое занятие должно сопровождаться тишиной или тихой музыкой (для тех, кого напрягает полная звуковая изоляция), чтобы внимание было направлено лишь на объект деятельности.

Эффективность концентрации и ее длительность имеет большую зависимость от обогащения мозга кислородом. Поэтому полезными будут прогулки или перерывы между работой на свежем воздухе.

Устранение вредных привычек помогает достичь больших результатов в развитии внимания.

Достаточный, крепкий сон помогает мозгу восстанавливаться, что сказывается на внимательности и степени сосредоточенности.

Следующие упражнения также развивают внимание:

Мозговые импульсы. Возьмите лист бумаги и карандаш, начните рисовать линию, сосредоточив все свое внимание на кончике карандаша. Каждый раз, когда внимание будет отвлекаться, нарисуйте зигзаг, а затем продолжайте концентрироваться на линии, которую ведете. Это позволит вам оценить, как долго вы можете удерживать внимание, постепенно промежутки будут становиться длиннее.

Центр вселенной. Хороший способ провести время с пользой в общественном транспорте или в очереди. Выберите какой-нибудь объект, например, рекламный плакат. Обозначьте для себя временной промежуток и сосредоточьтесь на объекте, думайте только о нем, пока не закончится время. Постепенно увеличивайте промежуток;

Подсчет. Если во время чтения книги вы замечаете, что не можете удержать внимание, делайте на полях пометку каждый раз, когда отвлекаетесь. Возвращайтесь к месту, содержание которого помните и начинайте читать с него. В конце страницы каждый раз мысленно вспоминайте основные моменты. Со временем количество пометок должно сократиться.

Эффективный метод развития внимания:

Суть метода заключается в двухминутной концентрации внимания на движении секундной стрелки в часах. На протяжении двух оборотов следует все свои мысли направить на слежение за стрелкой, а малейшее отвлечение должно служить сигналом повтора методики заново.

Для усложнения задачи можно проводить упражнение не в тишине, а при работающем телевизоре или в другом шумном помещении. Также можно разделять внимание между двумя объектами, например, стрелкой и руками. Главное, чтобы ни один из объектов не выделялся больше, чем второй.

Регулярные повторы и усложнения подобной техники, помогут быстро увеличить внимательность и улучшить навыки концентрации.

Выводы

Среди холериков и сангвиников заметно преобладают ученики с высокой и хорошей скоростью выполнения, а значит, с высокой концентрацией внимания.

Среди флегматиков и меланхоликов преобладают ученики со средней и слабой скоростью выполнения задания – с низкой концентрацией внимания.

Таким образом, я убедилась, что концентрация внимания учеников напрямую зависит от их типа темперамента. Действительно, к каждому ученику необходимо искать свой подход, каждый индивидуален и каждый от природы обладает уникальными способностями, своей степенью концентрации внимания, зависящий от темперамента. Я установила это, опираясь на собственные практические исследования, помимо теоретических знаний. Низкие результаты могут свидетельствовать не о плохой успеваемости, а о несуществовании условий для демонстрации своей хорошей успеваемости. Без знания соотношения концентрации внимания и типами темперамента невозможно справедливо оценивать знания учеников, судить об успеваемости своего ребенка и нанимать нужных сотрудников на ту или иную должность. Моя работа актуальна во многих сферах и я она будет полезна для многих.


Библиографическая ссылка

Пятанова В.В. ЗАВИСИМОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 3-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=222 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674