Всю жизнь он с фотокамерой ходил,
Он ею очень дорожил.
Запечатлённый им момент
Его работы монумент.
Музей Боевой Славы школы № 177 посвящён знаменитой горьковской 160 / 89 Гвардейской Белгородско-Харьковской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии, прошедшей славный боевой путь от Горького до Берлина. В мае 2016 года музею исполнилось 50 лет. Дивизия в годы Великой Отечественной войны славилась своим солдатами и офицерами. После войны многие её ветераны добились больших успехов в трудовых делах. Среди них: особо стоит имя Бородина Виктора Ивановича (рис. 1) – знаменитого советского фотожурналиста из города Горького с очень нелёгкой судьбой.
Рис. 1. Бородин Виктор Иванович (1923-2003) – ветеран 160/89 гвардейской Белгородско-Харьковской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии, знаменитый фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры РФ (1993)
Актуальность работы: этого фотографа не спутаешь ни с кем. Он бывал на самых ответственных съёмках и глазом фотообъектива фиксировал то новое, что происходило в советской жизни. Чёткость композиции, значительность содержания, доступность их понимания делают фотоснимки Виктора Бородина явлением незаурядным и даже больше того. Сюжеты работ Бородина уже стали историей, это: колхозники перед импровизированной выставкой на стоге сена, мальчик-пастух, играющий на рожке, книжный базар на улице Маяковского…Имена героев многих фотографий неизвестны, хотя люди старшего поколения вполне могли бы узнать себя в юных пионерах, комсомольцах, спортсменах. С другой стороны Виктору Бородину посчастливилось видеть и снимать тех, кого в прежние годы знали все от мала до велика: Ивана Папанина, Юрия Левитана, Майю Плисецкую, Клавдию Шульженко, Лидию Русланову, Сергея Михалкова, Ивана Козловского, Валентину Терешкову и много других знаменитых людей.
Большинство его работ объединяет хорошее настроение, светлый и радостный взгляд на мир человека, который прошел войну, и, не смотря ни на что, прожил большую интересную жизнь. Работы Бородина-достояние национальной культуры.
Объект исследования: Жизнь и деятельность Бородина Виктора Ивановича.
Цель работы: Создание картины жизни и деятельности Виктора Ивановича Бородина – ветерана 160 / 89 Гвардейской Белгородско- Харьковской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии, известного фотожурналиста с мировым именем.
Задачи работы:
1. Изучить архивы семьи Бородиных, Музея Боевой Славы школы 177, Русского музея фотографии.
2. Узнать о детстве и юности Виктора Ивановича Бородина.
3. Узнать об участии Виктора Ивановича в Великой Отечественной войне.
4. Узнать, как связал Бородин свою жизнь с фотографией.
5. Познакомится с основными работами мастера.
6. Оценить жизнь и деятельность Бородина Виктора Ивановича.
Хронологические рамки работы: 1923-2003 гг.
Материалами для написания работы стали: личные воспоминания Виктора Ивановича Бородина, хранящиеся в музее школы № 177, воспоминания его дочери – Бородиной Ирины Викторовны, воспоминания нижегородского фотожурналиста Китаева Валерия Ивановича-ученика и коллеги Бородина, архивные материалы Русского музея фотографии, семьи Бородиных, архивы Музея Боевой Славы 160/89 гвардейской дивизии, архивы кабинета-музея академика Б.А. Королёва при Областном кардиологическом центре Нижнего Новгорода, архивные материалы Китаева В.И., фотодокументы, документы двух электронных ресурсов – «Память народа» и «Подвиг народа».
Методика исследования: на первом этапе исследования были изучены архивы МБС школы № 177, архивные материалы Русского музея фотографии, архивы кабинета-музея академика Б.А. Королёва, на втором этапе – были взяты интервью у Бородиной Ирины Викторовны, Китаева Валерия Ивановича, Чигинёва Владимира Александровича – руководителя кабинета-музея Б.А. Королёва. На третьем этапе был проведён поиск документов времён Великой Отечественной войны о Бородине В.И. На четвёртом этапе изучены фотоработы мастера. На пятом этапе весь имеющийся материал был проанализирован и систематизирован.
Историография вопроса: В исторической литературе как советского, так и постсоветского периода нет ни одной книги о Бородине В.И., которая бы освятила весь жизненный и творческий пути данной выдающейся личности.
Проблематика исследования: Есть отдельные статьи о каком-то определенном периоде его жизни или творчества [14–17]. Также есть книги, посвящённые его работам, но в них эпизодически описана его жизнь [9–12].
Новизна работы: Данное исследование является первой попыткой свести весь воедино материал о жизни и деятельности Виктора Ивановича Бородина.
Становление личности Бородина В.И.
О детских и юношеских годах жизни Виктора Ивановича известно совсем немного.
Жизнь Виктора Ивановича, как выразилась его дочь – Бородина Ирина Викторовна, «протянулась от одного великого праздника до другого».
Виктор Иванович Бородин родился 23 февраля 1923 года в деревне Черново Воскресенского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье. Умер 7 ноября 2003 года в Нижнем Новгороде.
В архивах Русского музея фотографии хранятся такие воспоминания героя о себе: «Родом я из деревни. Родители-крестьяне. Детей, как раньше говаривали,- «семеро по лавкам». Я был вторым. Детство было тяжёлым. В поте лица все мы, взрослые и дети, работали за колхозные трудодни.» [8].
Отца Бородина звали Иван Васильевич, а мать – Пелагея Васильевна. Иван Васильевич был активистом организации нового уклада жизни родной деревни, возглавил первый колхоз. Под его руководством в Чернове сооружены такие объекты, как электростанция, льнозавод, электрическая мельница, общественная столовая, впоследствии сожжённые классовым врагом. В то же время в деревне шла решительная борьба с религиозными предрассудками людей. Семья Бородиных первая убрала из избы иконы, и освободившееся место занял огромный портрет вождя революции В.И. Ленина. Ленин стоял во весь рост, в кепке, с чуть заметной улыбкой на лице. По тем временам это был шаг, равносильный подвигу, повторить который долгое время не отваживался никто [10].
Поначалу был у своего дедушки Василия Леонтьевича подпаском, затем и сам пас колхозный скот. Вместе с матерью Пелагеей Васильевной жал серпом рожь, работал на лошади. Обыкновенная судьба сельского парня из Заветлужья.
«Поиски более-менее привлекательного места в жизни начались сразу после окончания семилетки» [8], – так сам Виктор Иванович выразился о начале нового этапа в своей жизни. РОНО, например, посчитало его образование достаточным и направило на ликвидацию неграмотности в глухую деревушку Шарангского района. Маячила перспектива стать учителем, но его влекло другое! В свободное время любил рисовать. Хотел после семилетки поступить в Горьковское художественное училище, но не прошёл по конкурсу. И пошёл учится в техникум советской торговли в городе Горьком.
В то время все парни нашей страны мечтали стать лётчиками и Виктор Иванович не стал исключением. Как пишет он сам: « Я не раздумывая подал заявление в Автозаводской аэроклуб им. Водопьянова и стал ездить туда из Канавина, разумеется без отрыва от учёбы в техникуме. То был период гигантских перегрузок на организм. Вставал в час ночи, трамваем в Стригино, учебные полёты. Чего греха таить, бывало на уроках, как сядешь и заснёшь.
Но главное не ныть. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Полёты захватили целиком. Глубокий вираж, штопор, мёртвая петля… в то время были фигурами высшего пилотажа, которые я выполнял с превеликим удовольствием.
Аэроклуб и техникум окончил одновременно. Был выбор-лётчик, продавец. Карьера продавца сама собой отпала. Теперь мой повелитель-самолёт.
Это сравнительно небольшой период моей юности, жизни, совсем не похожей на деревенскую, насыщенный множеством серьёзных забот и волнений явился той площадкой, которую я сам же строил и с которой должен был статовать в самостоятельный жизненный полёт. Но стартовать не пришлось.
Началась война» [7, 3].
Война в судьбе Бородина
С началом Великой Отечественной войны, как большинство его ровесников, Виктор Бородин рвался на фронт, естественно, в авиацию. Дважды ездил в Магнитогорск, хотел поступить для совершенствования лётного мастерства на Ленинградские авиационно-технические курсы усовершенствования ВВС Красной Армии, но обстоятельства сложились по-другому. По приказу военкома он выехал в Солнечногорск, где находилось тогда в летних лагерях Московское Краснознамённое пехотное училище имени Верховного совета РСФСР. Через шесть месяцев учёбы на него надели погоны младшего лейтенанта и отправили на фронт в 227 стрелковый полк 183 стрелковой дивизии.
О точной дате призыва стало известно благодаря сайту «Память народа» – это 01.07.1942 и там же указано место призыва: Заветлужский РВК, Горьковская область, Заветлужский район [8].
Ему доверили командование стрелковым взводом. Боевое крещение состоялось на знаменитой Курской дуге, под Прохоровкой. Там он получил и своё первое ранение. Вот как об этом вспоминал сам Бородин: « Взрыв вражеского снаряда чуть не отправил меня на тот свет. Раненый в поясницу, с раздробленной кистью левой руки я чудом выбрался с поля боя и попал в госпиталь. Раны затянулись удивительно быстро, и я опять оказался в боевом строю» [7, 3]. Вскоре Бородин получит свою первую награду – орден «Красного знамени» (рис. 2).
В ходе поисковой работы в электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были найдены и проанализированы следующие материалы о Бородине Викторе Ивановиче: I. Приказ (указ) о награждении и сопроводительные документы к нему, II. Учетная картотека. Выяснилась точная дата подвига – это 14.07.1943 года [19].
Наградной лист содержит краткое изложение личного боевого подвига. Он гласит: «Бородина В.И. с 11 по 14 июля 1943 года в составе 227 ст. полка 183 ст. дивизии со своим взводом сдерживал наступление противника под Белгородом Курской области и 14 июля был тяжело ранен…» [19]. Как вспоминал сам Бородин: «полз через поле и реденькие лесопосадки, потом с трудом перебрался через железнодорожное полотно. Отсюда его, потерявшего много крови, унесли в медсанбат…» [14].
Рис. 2. Бородин В.И. среди фронтовых товарищей (первый в верхнем ряду). Только что была вручена боевая награда-орден «Красной Звезды»
Рис. 3. Бородин В.И. со своим внуком Сергеем на Прохоровском поле возле своего окопа
После войны Виктор Иванович приедет на место сражения, отыщет свой вырытый окоп , а потом возле этого окопа станет рассказывать привезённому туда внуку Сергею о войне (рис. 3).
Продолжит свой боевой путь после ранения Виктор Иванович уже в составе 270 гвардейского стрелкового полка 89-ой гвардейской стрелковой дивизии. Вот какая информация содержится в «Наградном листе»: «С 10 декабря 1943 года находился в обороне под Кривым Рогом со своим взводом в составе 270 гв. сп 89 гв.сд, где с успехом выполнял боевые задачи. 1944 года 5 января в составе 53 ар. 83 г.с.д. 270 г.с.кр. полка со своим взводом Бородин В.И. принимал участие в прорыве обороны противника под Кировоградом. При лёгком ранении не ушёл с поля боя и преследовал противника по 35 километров в сутки. С 5 по 9 января ходил в атаку. 10 января штурмовали деревню Владимировка Кировоградской обл. Противник встретил танками, но взвод устоял и контратака противника не имела успеха. Тов. Бородин достоин правительственной награды. 10 января был ранен» [19].
В истории боевого пути 160 / 89 Гвардейской Белгородско-Харьковской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии есть немало «белых пятен»- одно из них – «Владимировская трагедия».
В январе 1944 года дивизия вела бои за освобождение Кировограда и Кировоградской области. В бою за деревню Владимировка погибло 54 гвардейца. В оценке этого события мнения ветеранов дивизии резко разошлись [2].
Одни считают, что во Владимировке наши бойцы в схватке с вражескими танками совершили подвиг, подобный подвигу панфиловцев. Как вспоминает командир дивизии генерал-майор М.П. Серюгин: «Двенадцать долгих часов немцы не могли сломить их сопротивления, и только после того, как боеприпасы кончились, врагу удалось жестоко расправится с оставшимися в живых. Подвиг их бессмертен!» [15].
Другие же страстно доказывают, что из-за ошибок некоторых командиров во Владимировке произошла трагедия: 54 советских воина были взяты в плен без серьёзного сопротивления и зверски сожжены фашистами в одной хате. Надо надеяться, что время высветит истину до конца.
Участником и свидетелем тех непростых событий был Виктор Иванович Бородин. Вот, что он сам вспоминал об январских событиях: « А было так. Январским утром 1944 года наш 270-й гвардейский стрелковый полк 89-й гвардейской дивизии, формировавшийся в Горьком, получил приказ прорвать оборону противника в районе Знамени, под Кировоградом, и перейти в наступление. Атака началась с интенсивной артиллерийской подготовки. По сигналу ракеты мы выскочили из окопов и с криками «Ура», «За родину», « За Сталина» ринулись на позиции врага. Фашисты не выдержали мощного натиска и побежали. Километров 30 в тот день прошли почти без боя. Роковое сражение в этой операции состоялось на рассвете 10 января. Ещё темно, наш полк в походном марше. Зашли в село. Спокойно. Тишина. Но чуем: рядом враг и не ошиблись. При свете фонарей-ракет в селе мы видим танки. Их много, трудно счесть. Противник оценил и наши силы, и дал, как говорится, бой. Он шёл недолго. Ужасно сознавать. Что от полка остался только номер. Тех, кто остался жив, немцы забрали в плен, как скот загнали в хату и заживо сожгли…» [7, 3].
В живых осталось только несколько человек, среди них и был Виктор Иванович Бородин. Но о том, что он выжил, не знали советские власти, и в его дом послали похоронку: « Ваш сын-командир взвода 6-й стрелковой роты 270 гвардейского стрелкового полка, гвардии младший лейтенант Бородин Виктор Иванович... В бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество был убит 10.01.1944. Похоронен в д. Владимировка Великовещанского района Кировоградской области…» [2]. А в это время его прятала, помогала залечивать раны, полученные от сразившей его автоматной очереди, Прасковья Гордиевна Гнатенко.
После этого сражения в деревне Владимировка был поставлен памятник всем погибшим воинам. Среди имён погибших было и имя Бородина. Спустя 30 лет, уже, будучи прекрасным фотокорреспондентом, он приехал в деревню Владимировка, побывал у своей могилы и встретился с женщиной, которая спасла его в далёком 44-ом году. Виктору Ивановичу было присвоено звание почётный гражданин деревни Владимировка.
Так как же Бородин остался жив 10 января 1944 года? Во что сам он вспоминал: « Весь день я пролежал тогда средь трупов, в поле, на снегу, не смея шевельнуть суставом. Спасло быть может, то, что я был в маскхалате. Весь в пятнах крови, как и все-убит. Уполз лишь ночью. Ранение ноги давало себя знать. Попытка встать, хоть как-то костылять успеха не имела. Валился снова…». Подобрала его Прасковья Гордиевна Гнатенко, укрыв у себя в хате. Попасть в госпиталь оказалось делом нелёгким, как это произошло Бородин не любил вспоминать. Пролежал в госпитале очень долго, там он узнал о похоронке, его тогда это нисколько не смутило. «Всё правильно»- говорил он себе, я должен был там быть, со всеми в хате» [7, 3].
Получается, что Виктор Иванович, как-бы родился во Владимировке во второй раз. И как он любил сам говорить: « Живу, так сказать, сверхплана» [16].
После капитального излечения фронтовыми дорогами впоследствии пришлось пройти через всю Румынию, Венгрию, закончить войну в Чехословакии.
В итоге с двумя ранениями, с «дипломом» инвалида Великой Отечественной войны после Победы вернулся домой.
Окончил офицерскую школу МВД, работал следователем, но из-за последствий ранения вынужден был оставить службу в 1953 году.
В ходе поисковой работы на сайте «Память народа» удалось найти карту боевого пути Виктора Ивановича Бородина [18]. Но с создателями сайта хочется поспорить. Сам Бородин В.И. во многих своих воспоминаниях подчёркивает, что дошёл с боями до Чехословакии [7, 3, 8], а на карте сайта его путь заканчивается в Польше – в Варшаве. Значит, следующим этапом в моём исследовании будет установление истинного боевого пути Бородина В.И.
«Внимание, снимает Бородин!»
Как же Виктор Иванович пришёл в фотографию?
«Произошло маленькое чудо» – так об этом сказал сам Бородин [2].
Всё началось с того, что девушке его друга очень понравился его театральный бинокль – красивый, перламутровый. Этот бинокль Бородин привёз с войны как единственный трофей. Друг предложил обменять бинокль на фотоаппарат. Бородин согласился и увлёкся своей «новой игрушкой» сразу же. О газетах даже не помышлял. Почитал литературу и начал снимать. Лаборатория была прямо под кроватью, кюветами служили обычные тарелки.
Но однажды один приятель, тоже фотолюбитель, похвастался Виктору Ивановичу: «Знаешь, пять моих снимков в журнале «Огонёк» напечатали…» Бородин побежал в библиотеку, запросил «Огонёк» и … оказалось, что приятель его просто разыграл! [8, 3]. Но Бородина как будто осенило: вот путь, по которому он должен идти! Снимать для газет, для журналов. Брошенное семечко проросло.
Пришёл Бородин в редакцию газеты «Горьковской правды» и говорит: «Так и так, я инвалид войны, безработный, люблю фотографировать, может смогу вам стать полезным». Тогдашний фотокор газеты Нисон Капелюш, посмотрел с полсотни любительских снимков Бородина, оставил штук 5 у себя. Ничего не обещал, но тут же дал поручение: снять тренировку бегунов, готовящихся к соревнованиям на приз газеты. Бородин целую неделю ходил на стадион «Динамо» и безрезультатно ждал, когда же они начнут тренироваться! Сказал в редакции: « Вот целую неделю дежурю и никто не тренируется!» опытный корреспондент посоветовал зайти в какой-то кабинет, такого-то найти-он всё устроит. Виктор Иванович так и сделал. Тренер человек 10 выставил на поле, чтобы пробежались, а их поснимают.
Съёмка оказалась удачной и вскоре первая работа была опубликована в газете. А когда Виктор Иванович сам увидел свой первый снимок в газете, понял: «Всё – он «погиб»! Журналистика взяла его в плен. Это был 1953 год [8, 3].
В 1961 – 1991 годах он был специальный корреспондент газеты «Правда». Как он сам выразился: « Был счастливым её пленником» [8, 3].
В газетах Бородин никогда не работал штатным сотрудником. Во-первых, его устраивал свободный график. А во-вторых, неинтересно было работать только на одну газету. В Горьком со временем ему стало тесновато, и он начал сотрудничать с центральными газетами.
Первую премию получил в газете «Комсомольская правда» за снимок «Умница ты моя!». Приехал как-то Бородин в глубинку, в один колхоз, и предложили ему там снять пастуха. Ну, пастух как пастух, чуб выглядывает, в руках кнут. И вдруг Бородин замечает: корова подошла и целует его в руку. Он и сказал пастуху: «Ты давай рукой погладь её и улыбнись чуть-чуть»…В общем снимок получился что надо! Виктор Иванович тут же решил послать его на конкурс в «Комсомольскую правду». Долго бился над подписью к снимку, судорожно бегал по всем редакциям, чтобы помогли придумать что-нибудь оригинальное! Один его хороший знакомый, профессор университета, предложил: «Умница ты моя! «То, что надо!» – воскликнет Бородин. Просто и точно! Послал снимок, через несколько дней разворачивает газету и видит: «Умница ты моя!» Виктор Бородин [8, 3].
Порой Виктор Иванович сам писал тексты к своим фотографиям, и отличные! Главными героями его работ были люди труда, любимый город, Родина.
Очень серьёзно Бородин относился к съёмке людей. «Нет ничего привлекательнее, чем человеческое лицо»- говорил он. «Поза, мимика, жест – вот компоненты, без которых человек на снимке может восприниматься как манекен. «И я горд тем», – говорил Виктор Иванович, что «Мне удавалось успешно «оживлять манекены» [10].
Деятельность профессора Бориса Алексеевича Королева привлекла внимание Виктора Ивановича: он почувствовал необходимость следить за работой этого выдающегося хирурга. И отражал ее на протяжении 30 лет. Теперь этому архиву нет цены.
Как-то целый месяц Бородин готовился к тому, чтобы сфотографировать для «Горьковской правды» Б.А. Королёва, ходил, наблюдал, пытался уяснить, что главное в этом человеке. И только когда решил для себя, как должен выглядеть Королёв на снимке, – снял его.
Как вспоминает дочь героя – Ирина Викторовна Бородина: «Папа и Борис Алексеевич были в очень хороших отношениях. Профессор при каждой встрече настаивал на ампутации обеих ног Бородина, но Виктор Иванович открыто заявлял, что пока он жив не даст отрезать ноги!». Так до конца своих дней Бородин продержался на своих искалеченных ногах.
Виктор Иванович освещал и крупные музыкальные события, происходившие в г. Горьком. Полвека назад, на первом фестивале современной музыки, выполнил фотопортреты композиторов Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, пианиста Ван Клиберна.
До последнего времени мог ради выигрышного ракурса залезть на чердак высотного дома, обледенелую стрелу строительного крана в тридцатиградусный мороз. И это с его перебитыми ногами! А ещё он всегда в машине возил лестницу, которую собирал и ставил на крышу машины, и у него была своя верхняя точка для съёмок. Со своей верхней точки Виктор Иванович любил снимать виды нижегородского Кремля и парады Победы.
Как вспоминает Китаев Валерий Иванович – ученик и коллега Бородина: «Я часто любил наблюдать за работой Виктора Ивановича, для этого я следовал можно сказать «по пятам» за ним. Особенно меня поразил один случай при съёмке Кремля. Виктор Иванович всегда ездил на съёмку на свой машине. В тот день для него очень важно было найти хорошее место для остановки. Я не придал этому значения, – продолжает Китаев – а зря! После остановки, Бородин вытащил из автомобиля раздвижную лестницу, установил её на специальном креплении на крыше машины и в один момент забрался на самую верхнюю ступеньку! Моему удивлению, а затем сменившему восторгу, не было предела! Вот так надо работать. Не смотря ни на что! Вот тогда-то я и сделал свой знаменитый кадр о Бородине, как он снимает виды кремля на своей верхней точке. Съёмка в съёмке!».
Виктор Иванович всё время находился в поиске. И постоянно находил что-то новое, что с интересом воспринимали и специалисты, и фотолюбители, и зрители.
Вот один из таких примеров: В середине шестидесятых ему как инвалиду Великой Отечественной войны выдали «Запорожец». С тех пор он и начал колесить по дорогам. И при этом волей-неволей становился свидетелем автомобильных аварий и катастроф. Наиболее интересные, если можно так выразиться, фиксировал фотокамерой.
Так у него накопилось объёмистое собрание, насчитывающее сотни и сотни снимков с натуры. Виктор Иванович смастерил что-то вроде передвижной фотовыставки и разместил её прямо на своём авто в центре площади Минина и Пожарского. Фотографии с нестандартными дорожными ситуациями увидели тогда, в День города, тысячи нижегородцев.
Цель Виктора Ивановича была одна – охладить пыл лихих наездников, чтобы не страдала техника и не гибли люди. В книге отзывов об одной из таких передвижных выставок есть такие строчки:
Пусть помнит каждый гражданин,
Не соблюдая ПДД, –
Его снимает Бородин,
Он хоть один,
Зато – везде…[17].
С фотоаппаратом как активист Горьковского комитета защиты мира в составе делегаций советских сторонников мира Виктор Бородин объехал пол-Европы и обо всём увиденном рассказывал фотоязыком своим землякам-горьковчанам. Рассказывал о том, что он, бывший фронтовик, любит и ненавидит. А любит он мир – светлое будущее человечества – ненавидит войну, которой грозили тогда на Западе. Как вспоминал сам Бородин: « Мне пришлось много поездить за границей. Побывал в Польше, Дании, Голландии, Швеции, Норвегии, ФРГ, Финляндии- в составе делегаций Советского комитета защиты мира. Не раз был свидетелем того, как буржузная пропаганда клевещет на коммунизм, какими хитроумными методами насаждает самое искажённое, чудовищное представление о советских людях.
В Дании мы встречались с Херлуфом Бидструпом- он метко сравнил такую пропаганду с лопастями пароходного винта, направленными в обратную сторону. Сколько бы ни вращался такой винт –корабль пойдёт только назад».1
Мало, кто знает, что к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов именно он, Виктор Иванович Бородин, дал предложение в высшие органы государственной власти о награждении в связи с юбилеем воинов-фронтовиков орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.
Где бы ни встречали Виктора Ивановича Бородина, два атрибута при нём всегда были обязательны: клюшка и фотоаппарат. А на лице радость. «Я – счастливый человек!» – говорил про себя он сам [8, 3]. Во-первых, от того, что остался жив на войне, а во-вторых, знаю, что людям нравятся, когда их снимки помещали в газете. И эти снимки делал я!» [8, 3].
Слава Бородина вышла за пределы области, ему доводилось снимать важные в жизни не только страны события и акции, но и по всему миру. В своё время даже посол Индии над своим рабочим столом имел фотоснимок Бородина « Планшет деда».
Виктор Иванович Бородин – лауреат Премии Союза журналистов СССР (1971) и Премии Нижнего Новгорода.
За фотоальбом 1996 о Нижнем Новгороде Бородин получил премию Нижнего Новгорода. Бородин считал, что большой простор для творчества представляет сам красавец город. Самый спокойный, доступный, терпеливый объект для съёмок.
Как утверждал сам Бородин « Важная деталь: если бы не автотранспорт, предоставленный государством бесплатно как инвалиду ВОВ, показывать было бы нечего. Изъезжены два «Запорожца», два «Москвича» и « Ока».
В 1997 году Виктору Ивановичу присваивается звание Заслуженный работник культуры РФ.
В 2003 году Виктора Ивановича Бородина не стало. Трагически оборвалась его жизнь. Выжив в годы Великой Отечественной войны, он был убит в подъезде собственного дома какими-то случайными людьми.
В наших сердцах Бородин Виктор Иванович останется навсегда. Память о нём хранит музей школы № 177 и его многочисленные работы, большей частью оптимистического содержания.
Заключение
Итак, в ходе проведённого исследования автор пришла к следующим выводам:
1. Виктор Иванович Бородин прожил долгую и интересную жизнь, полную творческих побед. Оставшись в живых на войне, в мирное время он выбрал профессию фотожурналиста. Его фотоаппарат стал его оружием мирного времени.
2. Фамилию Бородин можно поставить в один ряд с такими великими фотографами Нижегородской земли, как Карелин и Дмитриев. Он автор нескольких фотоальбомов, посвященных Нижегородской земле. создана летопись многих нижегородских предприятий: автозавода, заводов «Красное Сормово», «Двигатель революции», фрезерных станков, артели «Золотая хохлома» в городе Семёнове Нижегородской области.
3. Его полувековую работу фотожурналистом можно назвать подвигом. И преувеличения не будет. Снимки с подписью «Виктор Бородин» публиковались в газете «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Медицинская газета», «Учительская газета», журнале «Советская женщина. Его фотографии также печатались во многих иностранных газетах и журналах: американских, британских, японских изданиях. Это были в большинстве случаев фотоочерки о трудовых достижениях горьковчан, в последствии нижегородцев. Но также большое внимание Бородин уделял таким темам, как: «коммунисты советского периода», «рабочий класс», село, молодёжь, картинки зарубежья, люди науки и культуры…
4. Отличительным признаком всех работ Бородина является правдивость ситуации, отсутствие искусственности и фальши. Поэтому они дарят людям только положительные эмоции.
Дело отца продолжила его дочь – Бородина Ирина Викторовна. Она занялась фотографией и теперь не расстаётся с фотоаппаратом ни на секунду.
Практическая значимость поисковой работы:
1. Материалы данной работы пополнят фонды Музея Боевой Славы школы № 177.
2. Также данная работа будет рекомендована архиву Русского музея фотографии.
3. В Музее Боевой славы школы № 177 в 2017 году будет организована и проведена временная выставка о Бородине В.И. «Дважды рождённый»,
4. Готовится к публикации очерк о Бородине В.И.
Дальнейшие перспективы развития исследования:
Приоткрыть «завесу» «Владимировской трагедии», участником которой был Бородин Виктор Иванович.
Библиографическая ссылка
Маслова В.А. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ПО ЖИЗНИ С ФОТОКАМЕРОЙ, ИЛИ «ДВАЖДЫ РОЖДЁННЫЙ» БОРОДИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ» // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 3-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=230 (дата обращения: 21.11.2024).