Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 9-11 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

Бушев А.Б. 1
1 г. Сургут, МБОУ СОШ № 44, 11 В класс
Бушева Ж.И. (г. Сургут, Сургутский государственный университет)

Актуальность работы. Определение корреляционных связей между определенными функциональными характеристиками и двигательными качествами можно отнести к структурно-функциональной интеграции. Двигательная деятельность связана с многофункциональностью скелетных мышц, а взаимосвязь между показателями физической подготовленности и их взаимоотношения, можно отнести к гомеостатическим связям. Такие взаимоотношения можно использовать для построения модельных уравнений, что широко используется современными учеными, как в области спорта, так и в сфере физического воспитания.

По результатам изучения функциональных корреляционных связей разработаны модельные характеристики физической подготовленности для разных групп населения и лиц, занимающихся определенными видами спорта, как на юге, так и в средней полосе России. Однако подобные исследования практически отсутствуют в северных регионах страны.

Взаимосвязь результатов в двигательных тестах специальной физической подготовки может свидетельствовать об их зависимости и взаимозависимости. Установление подобных зависимостей и взаимозависимостей у мальчиков 9-11 лет, занимающихся мини-футболом в условиях северного города, представляется нам актуальным.

Цель исследования – провести корреляционный анализ показателей специальной физической подготовки футболистов 9-11 лет в условиях северного города.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, корреляционный анализ.

Всего в исследовании приняли участие 48 мальчиков 9-11 лет уроженцев г. Сургута (ХМАО-Югра). Исследование проводилось на базе ЧУДОД СДЮСШОР «Нефтяник», где были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 24 мальчика 9-11 лет, занимающиеся по три часа в неделю на уроках физической культуры и дополнительно посещающие тренировки по футболу не менее 4 часов в неделю с применением соревновательно-игровых заданий.

Контрольную группу (КГ) составили 24 мальчика, занимающиеся по три часа в неделю на уроках физической культуры и дополнительно посещающие тренировки по футболу не менее 4 часов в неделю.

Содержание занятий по физкультуре соответствует Комплексной программе по физическому воспитанию для учащихся младшего школьного возраста.

Содержание тренировочных занятий по футболу соответствует программе для ДЮСШ по футболу. В каждой группе по состоянию здоровья дети принадлежали к основной медицинской группе.

Программа тестирования специальной физической подготовленности юных футболистов включала следующие упражнения: прыжок в длину с места (см), тройной прыжок (см), бег 10 м (с), бег 30 м (с), бег 30 м с ведением футбольного мяча (с), шестиминутный бег (м), удар по мячу на точность (кол-во попаданий), ведение мяча обводка стоек с ударом (с), жонглирование (кол-во циклов). Тесты проводились на спортивной площадке. Все тесты проводились в одинаковых условиях с обязательным учетом состояния испытуемых.

Определение взаимосвязи между показателями специальной физической подготовки проводилось с помощью расчета коэффициента корреляции по Пирсону(r). По программе Matrix (автор В.Д. Тавинцев) делали корреляционный анализ. Корреляционная связь: тесная – от 1,0 до 0,85; сильная – от 0,84 до 0,70; средняя – от 0,69 до 0,50; умеренная – от 0,49 до 0,30; слабая – от 0,29 до 0,20; очень слабая – от 0,19 и ниже.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели специальной физической подготовки (СФП) могут быть взаимосвязаны как между собой, так и с применяемыми в тренировочном процессе педагогическими средствами. Возникла необходимость выявить какие показатели СФП в большей мере взаимосвязаны между собой.

Было проведено педагогическое тестирование показателей СФП футболистов 9-11 лет ЭГ и КГ в условиях северного города.

Корреляционный анализ связи между показателями СФП в ЭГ показал следующее (табл. 1).

Так, сильная связь в ЭГ существует между тройным прыжком и прыжком в длину с места (r = 0,71). В ЭГ средней степени взаимосвязи между: бегом 30 м с ведением и жонглирование (r = -0,61), шестиминутным бегом и жонглированием (r = -0,61), бегом на 30 метров и бегом на 30 м с ведением мяча (r = 0,59), ударом по мячу на точность и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = -0,63). В ЭГ умеренной степени связи существуют между: тройным прыжком и бегом на 30 метров (r = -0,35), тройным прыжком и ударом по мячу на точность (r = -0,45), прыжком в длину с места и бегом на 10 метров (r = 0,31), бегом на 10 метров и бегом на 30 метров (r = 0,37), бегом на 10 метров и бегом на 30 метров с ведением мяча (r = 0,37), бегом на 10 метров и шестиминутным бегом (r = 0,34), бегом на 10 метров и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = -0,39), бегом на 10 метров и жонглированием (r = -0,44), бегом на 30 метров и ударом по мячу на точность (r = 0,33), бегом на 30 метров и шестиминутным бегом (r = 0,31), шестиминутным бегом и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = -0,43), ударом мяча на точность и жонглированием (r = 0,30).

По итогам корреляционного анализа в ЭГ выявлено 17 пар показателей, имеющих взаимосвязи разной степени.

Второй корреляционный анализ был направлен на выявление взаимосвязей упражнений СФП в КГ (табл. 2).

Так, в КГ сильная связь существует между тройным прыжком и прыжком в длину с места (r = 0,83), бегом на 10 метров и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = 0,80). В КГ средней степени связи существуют между: бегом на 10 метров и бегом на 30 метров с ведением мяча (r = 0,60), бегом на 30 метров с ведением мяча и ударом по мячу на точность (r = -0,55), бегом на 30 метров с ведением мяча и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = 0,54). В КГ умеренной степени связи существуют между: тройным прыжком и бегом на 30 метров с ведением мяча (r = 0,44), тройным прыжком и шестиминутным бегом (r = 0,33), прыжком в длину с места и бегом на 30 метров с ведением мяча (r = 0,36), прыжком в длину с места и шестиминутным бегом (r = 0,36), прыжком в длину с места и жонглированием (r = -0,42), бегом на 10 метров и бегом на 30 метров (r = 0,35), бегом на 30 метров и ударом по мячу на точность (r = -0,35), бегом на 30 метров и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = 0,30), шестиминутным бегом и ударом мяча с обводкой стоек с ударом (r = 0,36), ведением мяча с обводкой стоек с ударом и жонглированием (r = -0,31).

По итогам корреляционного анализа были составлены корреляционные плеяды показателей СФП футболистов 9-11 лет экспериментальной (рис. А) и контрольной (рис. Б) группы северного города.

При сравнении результатов корреляционного анализа ЭГ и КГ выявлено наибольшее количество сильных, средних и умеренных связей в ЭГ.

Выводы. Нами была изучена взаимосвязь показателей специальной физической подготовки юных футболистов 9-11 лет в условиях северного города методом корреляционного анализа.

В ходе исследования было установлено, что наибольшее количество связей выявлено в экспериментальной группе. Полученные данные позволяют заключить, что такие показатели СФП, как тройной прыжок, прыжок в длину с места и бег 30 м с ведением мяча, тесно связаны с применяемыми педагогическими средствами в тренировочном процессе.

Полученные данные корреляционного анализа необходимо учитывать в тренировочном процессе футболистов 9-11 лет северного города.

Таблица 1

Корреляционная взаимосвязь упражнений СФП у мальчиков 9-11 лет ЭГ

Упражнения СФП

Упражнения СФП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тройной прыжок (см)

1,00

0,71

0,03

-0,35

-0,09

-0,09

-0,45

0,14

-0,10

Прыжок в длину с места (см)

0,71

1,00

0,31

-0,09

-0,02

0,07

-0,16

-0,06

-0,03

Бег 10 м (с)

0,03

0,31

1,00

0,37

0,37

0,34

0,14

-0,39

-0,44

Бег 30 м (с)

-0,35

-0,09

0,37

1,00

0,59

-0,08

0,33

0,08

0,03

Бег 30 м с ведением мяча (с)

-0,09

-0,02

0,37

0,59

1,00

0,31

-0,20

0,18

-0,61

Шестиминутный бег (м)

-0,09

0,07

0,34

-0,08

0,31

1,00

0,17

-0,43

-0,61

Удар по мячу на точность

(кол-во попаданий)

-0,45

-0,16

0,14

0,33

-0,20

0,17

1,00

-0,63

0,30

Ведение мяча обводка

стоек с ударом (с)

0,14

-0,06

-0,39

0,08

0,18

-0,43

-0,63

1,00

0,05

Жонглирование

(кол-во циклов)

-0,10

-0,03

-0,44

0,03

-0,61

-0,61

0,30

0,05

1,00

Примечание: 1 – «Тройной прыжок, см»; 2 – «Прыжок в длину с места, см»; 13 – «Бег 10 м, с»; 4 – «Бег 30 м, с»; 5 – «Бег 30 м с ведением мяча, с»; 6 – «Шестиминутный бег, м»; 7 – «Удар по мячу на точность, количество попаданий»; 8 – «Ведение мяча обводка стоек с ударом, с»; 9 – «Жонглирование, количество циклов».

Таблица 2

Корреляционная взаимосвязь упражнений СФП у мальчиков 9-11 лет КГ

Упражнения СФП

Упражнения СФП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тройной прыжок (см)

1,00

0,83

0,13

-0,10

0,44

0,33

-0,10

0,05

-0,20

Прыжок в длину с места (см)

0,83

1,00

0,19

-0,21

0,36

0,36

0,07

0,14

-0,42

Бег 10 м (с)

0,13

0,19

1,00

0,35

0,60

0,21

-0,11

0,80

-0,29

Бег 30 м (с)

-0,10

-0,21

0,35

1,00

0,26

0,06

-0,35

0,30

-0,08

Бег 30 м с ведением мяча (с)

0,44

0,36

0,60

0,26

1,00

0,12

-0,55

0,54

-0,26

Шестиминутный бег (м)

0,33

0,36

0,21

0,06

0,12

1,00

0,36

0,15

-0,01

Удар по мячу на точность

(кол-во попаданий)

-0,10

0,07

-0,11

-0,35

-0,55

0,36

1,00

-0,02

-0,04

Ведение мяча обводка

стоек с ударом (с)

0,05

0,14

0,80

0,30

0,54

0,15

-0,02

1,00

-0,31

Жонглирование

(кол-во циклов)

-0,20

-0,42

-0,29

-0,08

-0,26

-0,01

-0,04

 

1,00

Примечание: 1 – «Тройной прыжок, см»; 2 – «Прыжок в длину с места, см»; 13 – «Бег 10 м, с»; 4 – «Бег 30 м, с»; 5 – «Бег 30 м с ведением мяча, с»; 6 – «Шестиминутный бег, м»; 7 – «Удар по мячу на точность, количество попаданий»; 8 – «Ведение мяча обводка стоек с ударом, с»; 9 – «Жонглирование, количество циклов».

buh1a.tif buh1b.tif

А Б

Корреляционные плеяды показателей специальной физической подготовки футболистов 9-11 лет экспериментальной (А) и контрольной (Б) группы северного города. Примечание: 1 – «Тройной прыжок, см»; 2 – «Прыжок в длину с места, см»; 13 – «Бег 10 м, с»; 4 – «Бег 30 м, с»; 5 – «Бег 30 м с ведением мяча, с»; 6 – «Шестиминутный бег, м»; 7 – «Удар по мячу на точность, количество попаданий»; 8 – «Ведение мяча обводка стоек с ударом, с»; 9 – «Жонглирование, количество циклов»


Библиографическая ссылка

Бушев А.Б. ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 9-11 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 3-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=249 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674