Актуальность работы. Определение корреляционных связей между определенными функциональными характеристиками и двигательными качествами можно отнести к структурно-функциональной интеграции. Двигательная деятельность связана с многофункциональностью скелетных мышц, а взаимосвязь между показателями физической подготовленности и их взаимоотношения, можно отнести к гомеостатическим связям. Такие взаимоотношения можно использовать для построения модельных уравнений, что широко используется современными учеными, как в области спорта, так и в сфере физического воспитания.
По результатам изучения функциональных корреляционных связей разработаны модельные характеристики физической подготовленности для разных групп населения и лиц, занимающихся определенными видами спорта, как на юге, так и в средней полосе России. Однако подобные исследования практически отсутствуют в северных регионах страны.
Взаимосвязь результатов в двигательных тестах специальной физической подготовки может свидетельствовать об их зависимости и взаимозависимости. Установление подобных зависимостей и взаимозависимостей у мальчиков 9-11 лет, занимающихся мини-футболом в условиях северного города, представляется нам актуальным.
Цель исследования – провести корреляционный анализ показателей специальной физической подготовки футболистов 9-11 лет в условиях северного города.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, корреляционный анализ.
Всего в исследовании приняли участие 48 мальчиков 9-11 лет уроженцев г. Сургута (ХМАО-Югра). Исследование проводилось на базе ЧУДОД СДЮСШОР «Нефтяник», где были сформированы экспериментальная и контрольная группы.
В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 24 мальчика 9-11 лет, занимающиеся по три часа в неделю на уроках физической культуры и дополнительно посещающие тренировки по футболу не менее 4 часов в неделю с применением соревновательно-игровых заданий.
Контрольную группу (КГ) составили 24 мальчика, занимающиеся по три часа в неделю на уроках физической культуры и дополнительно посещающие тренировки по футболу не менее 4 часов в неделю.
Содержание занятий по физкультуре соответствует Комплексной программе по физическому воспитанию для учащихся младшего школьного возраста.
Содержание тренировочных занятий по футболу соответствует программе для ДЮСШ по футболу. В каждой группе по состоянию здоровья дети принадлежали к основной медицинской группе.
Программа тестирования специальной физической подготовленности юных футболистов включала следующие упражнения: прыжок в длину с места (см), тройной прыжок (см), бег 10 м (с), бег 30 м (с), бег 30 м с ведением футбольного мяча (с), шестиминутный бег (м), удар по мячу на точность (кол-во попаданий), ведение мяча обводка стоек с ударом (с), жонглирование (кол-во циклов). Тесты проводились на спортивной площадке. Все тесты проводились в одинаковых условиях с обязательным учетом состояния испытуемых.
Определение взаимосвязи между показателями специальной физической подготовки проводилось с помощью расчета коэффициента корреляции по Пирсону(r). По программе Matrix (автор В.Д. Тавинцев) делали корреляционный анализ. Корреляционная связь: тесная – от 1,0 до 0,85; сильная – от 0,84 до 0,70; средняя – от 0,69 до 0,50; умеренная – от 0,49 до 0,30; слабая – от 0,29 до 0,20; очень слабая – от 0,19 и ниже.
Результаты исследования и их обсуждение. Показатели специальной физической подготовки (СФП) могут быть взаимосвязаны как между собой, так и с применяемыми в тренировочном процессе педагогическими средствами. Возникла необходимость выявить какие показатели СФП в большей мере взаимосвязаны между собой.
Было проведено педагогическое тестирование показателей СФП футболистов 9-11 лет ЭГ и КГ в условиях северного города.
Корреляционный анализ связи между показателями СФП в ЭГ показал следующее (табл. 1).
Так, сильная связь в ЭГ существует между тройным прыжком и прыжком в длину с места (r = 0,71). В ЭГ средней степени взаимосвязи между: бегом 30 м с ведением и жонглирование (r = -0,61), шестиминутным бегом и жонглированием (r = -0,61), бегом на 30 метров и бегом на 30 м с ведением мяча (r = 0,59), ударом по мячу на точность и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = -0,63). В ЭГ умеренной степени связи существуют между: тройным прыжком и бегом на 30 метров (r = -0,35), тройным прыжком и ударом по мячу на точность (r = -0,45), прыжком в длину с места и бегом на 10 метров (r = 0,31), бегом на 10 метров и бегом на 30 метров (r = 0,37), бегом на 10 метров и бегом на 30 метров с ведением мяча (r = 0,37), бегом на 10 метров и шестиминутным бегом (r = 0,34), бегом на 10 метров и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = -0,39), бегом на 10 метров и жонглированием (r = -0,44), бегом на 30 метров и ударом по мячу на точность (r = 0,33), бегом на 30 метров и шестиминутным бегом (r = 0,31), шестиминутным бегом и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = -0,43), ударом мяча на точность и жонглированием (r = 0,30).
По итогам корреляционного анализа в ЭГ выявлено 17 пар показателей, имеющих взаимосвязи разной степени.
Второй корреляционный анализ был направлен на выявление взаимосвязей упражнений СФП в КГ (табл. 2).
Так, в КГ сильная связь существует между тройным прыжком и прыжком в длину с места (r = 0,83), бегом на 10 метров и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = 0,80). В КГ средней степени связи существуют между: бегом на 10 метров и бегом на 30 метров с ведением мяча (r = 0,60), бегом на 30 метров с ведением мяча и ударом по мячу на точность (r = -0,55), бегом на 30 метров с ведением мяча и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = 0,54). В КГ умеренной степени связи существуют между: тройным прыжком и бегом на 30 метров с ведением мяча (r = 0,44), тройным прыжком и шестиминутным бегом (r = 0,33), прыжком в длину с места и бегом на 30 метров с ведением мяча (r = 0,36), прыжком в длину с места и шестиминутным бегом (r = 0,36), прыжком в длину с места и жонглированием (r = -0,42), бегом на 10 метров и бегом на 30 метров (r = 0,35), бегом на 30 метров и ударом по мячу на точность (r = -0,35), бегом на 30 метров и ведением мяча с обводкой стоек с ударом (r = 0,30), шестиминутным бегом и ударом мяча с обводкой стоек с ударом (r = 0,36), ведением мяча с обводкой стоек с ударом и жонглированием (r = -0,31).
По итогам корреляционного анализа были составлены корреляционные плеяды показателей СФП футболистов 9-11 лет экспериментальной (рис. А) и контрольной (рис. Б) группы северного города.
При сравнении результатов корреляционного анализа ЭГ и КГ выявлено наибольшее количество сильных, средних и умеренных связей в ЭГ.
Выводы. Нами была изучена взаимосвязь показателей специальной физической подготовки юных футболистов 9-11 лет в условиях северного города методом корреляционного анализа.
В ходе исследования было установлено, что наибольшее количество связей выявлено в экспериментальной группе. Полученные данные позволяют заключить, что такие показатели СФП, как тройной прыжок, прыжок в длину с места и бег 30 м с ведением мяча, тесно связаны с применяемыми педагогическими средствами в тренировочном процессе.
Полученные данные корреляционного анализа необходимо учитывать в тренировочном процессе футболистов 9-11 лет северного города.
Таблица 1
Корреляционная взаимосвязь упражнений СФП у мальчиков 9-11 лет ЭГ
Упражнения СФП |
Упражнения СФП |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Тройной прыжок (см) |
1,00 |
0,71 |
0,03 |
-0,35 |
-0,09 |
-0,09 |
-0,45 |
0,14 |
-0,10 |
Прыжок в длину с места (см) |
0,71 |
1,00 |
0,31 |
-0,09 |
-0,02 |
0,07 |
-0,16 |
-0,06 |
-0,03 |
Бег 10 м (с) |
0,03 |
0,31 |
1,00 |
0,37 |
0,37 |
0,34 |
0,14 |
-0,39 |
-0,44 |
Бег 30 м (с) |
-0,35 |
-0,09 |
0,37 |
1,00 |
0,59 |
-0,08 |
0,33 |
0,08 |
0,03 |
Бег 30 м с ведением мяча (с) |
-0,09 |
-0,02 |
0,37 |
0,59 |
1,00 |
0,31 |
-0,20 |
0,18 |
-0,61 |
Шестиминутный бег (м) |
-0,09 |
0,07 |
0,34 |
-0,08 |
0,31 |
1,00 |
0,17 |
-0,43 |
-0,61 |
Удар по мячу на точность (кол-во попаданий) |
-0,45 |
-0,16 |
0,14 |
0,33 |
-0,20 |
0,17 |
1,00 |
-0,63 |
0,30 |
Ведение мяча обводка стоек с ударом (с) |
0,14 |
-0,06 |
-0,39 |
0,08 |
0,18 |
-0,43 |
-0,63 |
1,00 |
0,05 |
Жонглирование (кол-во циклов) |
-0,10 |
-0,03 |
-0,44 |
0,03 |
-0,61 |
-0,61 |
0,30 |
0,05 |
1,00 |
Примечание: 1 – «Тройной прыжок, см»; 2 – «Прыжок в длину с места, см»; 13 – «Бег 10 м, с»; 4 – «Бег 30 м, с»; 5 – «Бег 30 м с ведением мяча, с»; 6 – «Шестиминутный бег, м»; 7 – «Удар по мячу на точность, количество попаданий»; 8 – «Ведение мяча обводка стоек с ударом, с»; 9 – «Жонглирование, количество циклов».
Таблица 2
Корреляционная взаимосвязь упражнений СФП у мальчиков 9-11 лет КГ
Упражнения СФП |
Упражнения СФП |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Тройной прыжок (см) |
1,00 |
0,83 |
0,13 |
-0,10 |
0,44 |
0,33 |
-0,10 |
0,05 |
-0,20 |
Прыжок в длину с места (см) |
0,83 |
1,00 |
0,19 |
-0,21 |
0,36 |
0,36 |
0,07 |
0,14 |
-0,42 |
Бег 10 м (с) |
0,13 |
0,19 |
1,00 |
0,35 |
0,60 |
0,21 |
-0,11 |
0,80 |
-0,29 |
Бег 30 м (с) |
-0,10 |
-0,21 |
0,35 |
1,00 |
0,26 |
0,06 |
-0,35 |
0,30 |
-0,08 |
Бег 30 м с ведением мяча (с) |
0,44 |
0,36 |
0,60 |
0,26 |
1,00 |
0,12 |
-0,55 |
0,54 |
-0,26 |
Шестиминутный бег (м) |
0,33 |
0,36 |
0,21 |
0,06 |
0,12 |
1,00 |
0,36 |
0,15 |
-0,01 |
Удар по мячу на точность (кол-во попаданий) |
-0,10 |
0,07 |
-0,11 |
-0,35 |
-0,55 |
0,36 |
1,00 |
-0,02 |
-0,04 |
Ведение мяча обводка стоек с ударом (с) |
0,05 |
0,14 |
0,80 |
0,30 |
0,54 |
0,15 |
-0,02 |
1,00 |
-0,31 |
Жонглирование (кол-во циклов) |
-0,20 |
-0,42 |
-0,29 |
-0,08 |
-0,26 |
-0,01 |
-0,04 |
1,00 |
Примечание: 1 – «Тройной прыжок, см»; 2 – «Прыжок в длину с места, см»; 13 – «Бег 10 м, с»; 4 – «Бег 30 м, с»; 5 – «Бег 30 м с ведением мяча, с»; 6 – «Шестиминутный бег, м»; 7 – «Удар по мячу на точность, количество попаданий»; 8 – «Ведение мяча обводка стоек с ударом, с»; 9 – «Жонглирование, количество циклов».
А Б
Корреляционные плеяды показателей специальной физической подготовки футболистов 9-11 лет экспериментальной (А) и контрольной (Б) группы северного города. Примечание: 1 – «Тройной прыжок, см»; 2 – «Прыжок в длину с места, см»; 13 – «Бег 10 м, с»; 4 – «Бег 30 м, с»; 5 – «Бег 30 м с ведением мяча, с»; 6 – «Шестиминутный бег, м»; 7 – «Удар по мячу на точность, количество попаданий»; 8 – «Ведение мяча обводка стоек с ударом, с»; 9 – «Жонглирование, количество циклов»
Библиографическая ссылка
Бушев А.Б. ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 9-11 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 3-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=249 (дата обращения: 21.11.2024).