В системе модернизации российского образования являются приоритетными задачи сохранения и укрепления здоровья нации. Федеральный государственный стандарт нового поколения направлен на обеспечение сохранения здоровья учащихся, создание образовательной среды обеспечивающей и гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. [11]
Большую часть времени человек проводит на работе, в учебном заведении, то есть, в помещении. Поэтому очень важно следить за его состоянием.
На состояние студента его рабочую деятельность большое влияние оказывают различные факторы окружающей среды: температура и влажность воздуха, барометрическое давление, освещение, отделка помещения, шум, вибрация и другое.
Цель исследования: изучить санитарно-гигиенические условия в колледже как экологический фактор учебной среды, оказывающий влияние на здоровье студентов.
Задачи исследования:
– изучить санитарно-гигиенические требование и нормы, предъявляемые к учебной среде по новым государственным стандартам.
– оценить состояние среды учебных помещений, её возможное влияние на здоровье студентов.
– сформировать систему мероприятий по созданию экологически безопасной для студентов образовательной среды.
Объект исследования: учебные помещения, их экологическое состояние.
Предмет исследования: качественные и количественные экологические показатели учебных помещений.
Место исследования: ОГБПОУ Костромской областной медицинский колледж
Гипотеза:
Мы предполагаем, что учебные помещения, расположенные в колледже, имеют ряд отклонений от санитарно-гигиенических требований. Именно поэтому все наши исследования сводятся к тому, чтобы выявить благоприятные и неблагоприятные факторы кабинета как модели экосистемы и предложить рекомендации по улучшению экологической среды.
Методы исследования:
1. Анализ литературы и нормативной базы, санитарно-гигиенической документации по проблеме;
2. Исследовательские методы: анкетирование с последующей статистической обработкой данных и проведением рейтинговой оценки, измерение температуры и влажности с помощью термометра и гигрометра психрометрического ВИТ 1, метод люксметрии, визуальное обследование, методы измерений.
Таблица 1
Оценка размещения колледжа
| Наименование параметра | Требования СанПиН 2.4.2.№-178-02 | Результат исследования | 
| Расстояние от техникума до дороги | 100-170 м | 25 м | 
| Расстояние до промышленных предприятий | Рядом отсутствуют крупные промышленные предприятия | |
| Расстояние от техникума до жилых домов, магазинов, автостоянок. | До жилых домов – 50 м, до автостоянки – 35 м | |
| Расстояние от учебного здания до деревьев и кустарников | Деревья не ближе 15 м, кустарники не ближе 5м | Кустарники отсутствуют, деревья расположены на расстоянии 5-8 м | 
| Ограждение участка | Забор высотой 1,5м | Отсутствует | 
| Площадь земельного участка | 3276, 5 м 2 | |
| Наружное освещение | 10 лк | 10 лк | 
Таблица 2
Рейтинговая оценка учебных помещений студентами
| № каб | Прив-ость | Рейтинг | Комф | Рейтинг | Освещ | Рейтинг | Диз-н | Рейтинг | Озеленен | Рейтинг | Температура | Рейтинг | 
| а.з | 29 | 12 | 21 | 11 | 5 | 15 | 7 | 15 | 0 | 15 | 2 | 2 | 
| с.з | 6 | 18 | 14 | 14 | 1 | 19 | 2 | 18 | 0 | 16 | 2 | 2 | 
| 6 | 0 | 21 | 8 | 17 | 10 | 12 | 0 | 20 | 0 | 17 | 0 | 0 | 
| 14 | 2 | 20 | 4 | 19 | 0 | 20 | 0 | 21 | 20 | 5 | 0 | 0 | 
| 17 | 40 | 9 | 27 | 8 | 22 | 9 | 11 | 11 | 0 | 18 | 0 | 0 | 
| 19 | 76 | 3 | 50 | 3 | 44 | 4 | 51 | 3 | 65 | 2 | 18 | 18 | 
| 20 | 40 | 10 | 30 | 6 | 20 | 10 | 35 | 5 | 14 | 7 | 10 | 10 | 
| 22 | 82 | 1 | 50 | 4 | 60 | 3 | 70 | 1 | 44 | 4 | 41 | 41 | 
| 23 | 15 | 15 | 12 | 15 | 12 | 11 | 8 | 12 | 18 | 6 | 8 | 8 | 
| 24 | 69 | 4 | 54 | 2 | 68 | 1 | 52 | 2 | 62 | 3 | 16 | 16 | 
| 25 | 43 | 8 | 19 | 12 | 8 | 13 | 18 | 9 | 8 | 9 | 12 | 12 | 
| 26 | 45 | 7 | 29 | 7 | 7 | 14 | 17 | 10 | 4 | 12 | 6 | 6 | 
| 27 | 13 | 16 | 12 | 16 | 3 | 17 | 8 | 13 | 2 | 13 | 18 | 18 | 
| 28 | 59 | 5 | 26 | 9 | 61 | 2 | 29 | 6 | 74 | 1 | 58 | 58 | 
| 29 | 79 | 2 | 56 | 1 | 34 | 5 | 44 | 4 | 5 | 11 | 42 | 42 | 
| 30 | 39 | 11 | 24 | 10 | 24 | 7 | 20 | 8 | 8 | 10 | 18 | 18 | 
| 31 | 46 | 6 | 32 | 5 | 29 | 6 | 26 | 7 | 10 | 8 | 26 | 26 | 
| 32 | 11 | 17 | 1 | 20 | - | 21 | 1 | 19 | 0 | 19 | 4 | 4 | 
| 33 | 5 | 19 | 0 | 21 | 2 | 18 | 4 | 17 | 0 | 20 | 8 | 8 | 
Таблица 3
Параметры площади и кубатуры учебных помещений
| № | Колмест | Параметры | Площадь, м2 | Кубатура, м3 | ||||||
| длина | ширина | высота | общая | на 1 студента | норма | общая | на 1 студента | норма | ||
| 6 | 30 | 8,00 | 6,00 | 3,25 | 48 | 1,6 | 2,5 | 156 | 5,2 | 4-5 | 
| 14 | 22 | 10,7 | 5,97 | 3,25 | 63,9 | 2,9 | 2,5 | 207 | 9,4 | 4-5 | 
| 17 | 15 | 10, 75 | 6, 04 | 3,25 | 67, 0 | 4,5 | 2,5 | 217 | 14,5 | 4-5 | 
| 19 | 30 | 10,5 | 5,97 | 3,25 | 63,9 | 2,13 | 2,5 | 207 | 6,9 | 4-5 | 
| 20 | 28 | 6,92 | 5,98 | 3,25 | 41, 4 | 1,5 | 2,5 | 134,55 | 4,8 | 4-5 | 
| 22 | 26 | 7,57 | 5, 98 | 3,25 | 46,3 | 1,8 | 2,5 | 150,5 | 5,8 | 4-5 | 
| 23 | 26 | 7,04 | 6,93 | 3,25 | 43,1 | 1,7 | 2,5 | 140 | 5,4 | 4-5 | 
| 24 | 30 | 9,00 | 6,00 | 3,25 | 54 | 1,8 | 2,5 | 175,5 | 5,85 | 4-5 | 
| 25 | 32 | 10, 63 | 12.48 | 3,25 | 143, 0 | 4,5 | 0,6 | 464,5 | 14,5 | 4-5 | 
| 26 | 30 | 10,74 | 6,60 | 3,23 | 72,8 | 2,4 | 2,5 | 235 | 7,8 | 4-5 | 
| 27 | 30 | 10,74 | 6,00 | 3,23 | 64,4 | 2,1 | 2,5 | 208 | 6,9 | 4-5 | 
| 28 | 30 | 10,70 | 5,95 | 3,23 | 63,7 | 2,1 | 2,5 | 205,8 | 6,86 | 4-5 | 
| 29 | 28 | 6,93 | 5,94 | 3,23 | 42,4 | 1,5 | 2,5 | 137 | 4,9 | 4-5 | 
| 30 | 20 | 7,05 | 6,00 | 3,23 | 43,6 | 2,2 | 2,5 | 140,8 | 7 | 4-5 | 
| 31 | 28 | 7,05 | 5,95 | 3,23 | 43,3 | 1,5 | 2,5 | 140 | 5 | 4-5 | 
| 32 | 20 | 7,00 | 5,94 | 3,23 | 42,6 | 2,1 | 2,5 | 137,6 | 6,88 | 4-5 | 
| 33 | 26 | 7,02 | 5,98 | 3,23 | 42 | 1,6 | 2,5 | 135,66 | 5,2 | 4-5 | 
| с.з | - | 18, 21 | 8,95 | 5,08 | 163 | - | - | - | - | - | 
| а.з | 190 | 14,25 | 8,95 | 5,00 | 127,5 | 0,67 | 0,65 | 637,5 | 3,3 | - | 
Таблица 4
Оценка внутренней отделки помещений и дизайна
| № | Отделка стен | Окраска стен | Отделка потолка | Отделка пола | Окраска пола | Чистота | 
| 6 | побелка | розовый | известь | линолеум | кирпично-красный | чисто | 
| 14 | обои | светло-зеленый | потолочная плитка | линолеум | кирпично-красный | чисто | 
| 17 | масляная краска | голубой | известь | линолеум | кирпично-красный | чисто | 
| 19 | акриловая краска | зеленый | потолочная плитка, | линолеум | желто-коричневый | чисто | 
| 20 | акриловая краска | розовый | известь | линолеум | коричневый | чисто | 
| 22 | масляная краска и обои | бежевый | плитка ПВХ | линолеум | коричневый | чисто | 
| 23 | побелка водоэмульсионная | светлый желтый | известь | линолеум | коричневый | чисто | 
| 24 | масляная краска | зеленый | белый | линолеум | коричневый | чисто | 
| 25 | акриловая краска | бежевый | плитка | линолеум | коричневый | чисто | 
| 26 | масляная краска | бежевый | белый | линолеум | коричневый | чисто | 
| 27 | масляная краска | темно-голубой | белый | линолеум | кирпично-красный | чисто | 
| 28 | известь, плитка | белый, голубой | известь | линолеум | коричневый | чисто | 
| 29 | акриловая краска | бежевый | известь | линолеум | коричневый | чисто | 
| 30 | акриловая краска | желтый | известь | линолеум | желтый | чисто | 
| 31 | обои | светлый серый | побелка | линолеум | коричневый | чисто | 
| 32 | обои | светло-зеленый | известь | линолеум | светло-серый | чисто | 
| 33 | масляная краска | голубой | известь | линолеум | серый | чисто | 
| спортзал | масляная краска | темно-голубой | известь | краска масляная | коричневый, голубой | чисто | 
Таблица 5
Оценка микроклимата кабинетов
| №, кабинета | Температура, °С | ||||||
| Норма | Результат | ||||||
| До занятий | Занятия | После проветривания | |||||
| у доски | задняя стена | у доски | задняя стена | у доски | задняя стена | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| 6 | 18-21 | 15,5 | 15 | 16 | 17 | 17 | 16,5 | 
| 14 | 18-21 | 15 | 14,5 | 16 | 15 | 16 | 15 | 
| 17 | 19-22 | 17 | 16 | 16 | 15 | 15 | 15 | 
| 19 | 18-21 | 11 | 10 | 18 | 17 | 18 | 17 | 
| 20 | 18-21 | 18 | 17 | 20 | 19 | 19 | 18,5 | 
| 22 | 18-21 | 18 | 17,5 | 19 | 19 | 18 | 18 | 
| 23 | 18-21 | 18 | 17,5 | 20 | 19 | 18 | 17,5 | 
| 24 | 18-21 | 17 | 17 | 18 | 18 | 18 | 18 | 
| 26 | 18-21 | 19 | 18 | 21 | 20 | 20 | 19 | 
| 27 | 18-21 | 20 | 19 | 21 | 20 | 20 | 19,5 | 
| 28 | 18-21 | 16 | 17 | 19 | 18 | 18 | 17 | 
| 29 | 18-21 | 18 | 17,5 | 20 | 19 | 18 | 17,5 | 
| 30 | 18-21 | 18 | 17,5 | 20 | 19 | 19 | 18 | 
| Окончание табл. 5 | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| 31 | 18-21 | 18 | 17 | 20 | 19 | 19 | 18,5 | 
| 32 | 18-21 | 19 | 18,5 | 19 | 18 | 20 | 19 | 
| 33 | 18-21 | 18 | 17,5 | 20 | 19 | 19 | 18,5 | 
| спортзал | 15-17 | 17 | 17 | 18 | 18,5 | - | - | 
| биб | 17-21 | 18 | 17 | 18 | 18 | 17 | 17,5 | 
| акт зал | 18-20 | 15-16 | - | - | - | - | - | 
| вестибюль | 16-19 | 15-16 | - | - | - | - | - | 
Таблица 6
Влажность воздуха во время занятий (кабинет не проветривается)
| № каб. | Тсухой °С | Твлажный °С | Разность между Тсух и Твлаж °С | Относительная влажность, % | Санитарно – гигиеническая норма | Санит-гигиен норма зимой | 
| 6 | 17 | 12 | 5 | 49 | 40-60 | 30-50 | 
| 14 | 16 | 11 | 5 | 48 | 40-60 | 30-50 | 
| 17 | 16 | 10 | 6 | 38 | 40-60 | 30-50 | 
| 19 | 18 | 12 | 6 | 42 | 40- 60 | 30-50 | 
| 20 | 19 | 14 | 5 | 52 | 40- 60 | 30-50 | 
| 22 | 19 | 12 | 7 | 35 | 40-60 | 30-50 | 
| 23 | 19,2 | 12,3 | 6,9 | 37 | 40-60 | 30-50 | 
| 24 | 18 | 12 | 6 | 42 | 40-60 | 30-50 | 
| 25 библ | 18 | 12,5 | 5,5 | 47 | 40-60 | 30-50 | 
| 26 | 21 | 14 | 7 | 39 | 40-60 | 30-50 | 
| 27 | 21 | 14 | 7 | 39 | 40-60 | 30-50 | 
| 28 | 18 | 12 | 6 | 42 | 40-60 | 30-50 | 
| 29 | 18,5 | 12 | 7,5 | 29 | 40-60 | 30-50 | 
| 30 | 20 | 13 | 7 | 37 | 40-60 | 30-50 | 
| 31 | 20 | 13 | 7 | 37 | 40-60 | 30-50 | 
| 32 | 21 | 13 | 8 | 31 | 40-60 | 30-50 | 
| 33 | 20 | 13 | 7 | 37 | 40-60 | 30-50 | 
| спортзал | 18,5 | 12 | 6,5 | 37 | 40-60 | 30-50 | 
Таблица 7
Относительная влажность воздуха до занятий
| № каб. | Тсухой °С | Твлажный °С | Разность между Тсух и Твлаж °С | Относительная влажность, % | Санитарно – гигиеническая норма | Санитарно-гигиеническая норма зимой | 
| 6 | 15,5 | 10,5 | 5 | 46 | 40-60 | 30-50 | 
| 14 | 15 | 10 | 5 | 46 | 40-60 | 30-50 | 
| 17 | 15 | 10 | 5 | 46 | 40-60 | 30-50 | 
| 19 | 10 | 16 | 5 | 22 | 40- 60 | 30-50 | 
| 20 | 18 | 13 | 5 | 51 | 40- 60 | 30-50 | 
| 22 | 18 | 10 | 7 | 33 | 40-60 | 30-50 | 
| 23 | 17,5 | 10.5 | 6,5 | 35 | 40-60 | 30-50 | 
| 24 | 17 | 10,5 | 6,5 | 35 | 40-60 | 30-50 | 
| 25 | 18 | 12,5 | 5,5 | 47 | 40-60 | 30-50 | 
| 26 | 19 | 13 | 8 | 27 | 40-60 | 30-50 | 
| 27 | 19 | 12 | 8 | 27 | 40-60 | 30-50 | 
| 28 | 17,5 | 10 | 7,5 | 27 | 40-60 | 30-50 | 
| 29 | 18 | 10 | 8 | 24 | 40- 60 | 30-50 | 
| 30 | 18 | 10 | 8 | 24 | 40- 60 | 30-50 | 
| 31 | 17 | 10,5 | 6,5 | 35 | 40-60 | 30-50 | 
| 32 | 19 | 11 | 8 | 29 | 40-60 | 30-50 | 
| 33 | 18 | 11 | 7 | 33 | 40-60 | 30-50 | 
| спортзал | 17 | 10,5 | 6,5 | 37 | 40-60 | 30-50 | 
Таблица 8
Влажность во время занятий (кабинет проветривается на переменах)
| № каб. | Тсухой °С | Твлажный °С | Разность между Тсух и Твлаж °С | Относительная влажность, % | Санитарно – гигиеническая норма | Санитарно-гигиеническая норма зимой | 
| 6 | 17 | 12,5 | 4,5 | 54 | 40-60 | 30-50 | 
| 14 | 16 | 11,5 | 4,5 | 52 | 40-60 | 30-50 | 
| 17 | 15 | 9,5 | 5,5 | 41 | 40-60 | 30-50 | 
| 19 | 18 | 12 | 6 | 42 | 40- 60 | 30-50 | 
| 20 | 19 | 14 | 5 | 52 | 40- 60 | 30-50 | 
| 22 | 18 | 12 | 6 | 42 | 40-60 | 30-50 | 
| 23 | 18 | 12 | 6 | 42 | 40-60 | 30-50 | 
| 24 | 18 | 12 | 6 | 42 | 40-60 | 30-50 | 
| 25 библ | 18 | 12,5 | 5,5 | 47 | 40-60 | 30-50 | 
| 26 | 20 | 14,5 | 6,5 | 41 | 40-60 | 30-50 | 
| 27 | 20 | 14 | 6 | 45 | 40-60 | 30-50 | 
| 28 | 18 | 12 | 6 | 42 | 40-60 | 30-50 | 
| 29 | 18 | 11,5 | 6,5 | 37 | 40- 60 | 30-50 | 
| 30 | 19 | 13 | 6 | 44 | 40- 60 | 30-50 | 
| 31 | 19 | 12,5 | 6,5 | 39 | 40-60 | 30-50 | 
| 32 | 20 | 13 | 7 | 37 | 40-60 | 30-50 | 
| 33 | 19 | 12,5 | 6,5 | 39 | 40-60 | 30-50 | 
Таблица 9
Коэффициент аэрации
| № каб. | Название кабинета | КА (коэффициент аэрации) | |
| результат | норма | ||
| 14 | Социально-экономических дисциплин | 1/40 | 1/50 | 
| 6 | Анатомии | 1/50 | 1/50 | 
| 17 | Информатики и ИКТ | 1/60 | 1/50 | 
| 19 | Физики, математики | 1/70 | 1/50 | 
| 20 | Биологии | 1/50 | 1/50 | 
| 22 | Химии | 1/50 | 1/50 | 
| 23 | Русский язык и литература | 1/55 | 1/50 | 
| 24 | Фармакологии и латинского языка | 1/60 | 1/50 | 
| 25 | Библиотека | 1/50 | 1/50 | 
| 26 | Истории | 1/40 | 1/50 | 
| 27 | Сестринского дела | 1/40 | 1/50 | 
| 28 | Акушерского дела | 1/60 | 1/50 | 
| 29 | Безопасности жизнедеятельности | 1/50 | 1/50 | 
| 30 | Педиатрии | 1/50 | 1/50 | 
| 31 | Иностранного языка | 1/50 | 1/50 | 
| 32 | Хирургии | 1/50 | 1/50 | 
| 33 | Учительская | 1/40 | 1/50 | 
| Спортивный зал | - | 1/50 | |
| Актовый зал | - | 1/50 | |
Таблица 10
Оценка уровня освещенности
| № | Название кабинета | Место измерения | Освещенность измеренная в люксах | Экологическая норма (люкс) | |||
| для люминсц. ламп | Для ламп накаливания | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| 6 | Социально-экономических дисциплин | у доски | 128 | 500 | 150 | ||
| на стол преподавателя | 100 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 250 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 300 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | - | 300 | 150 | ||||
| Продолжение табл. 10 | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| 14 | Анатомии | у доски | 850 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 370 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 470 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 460 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | - | 300 | 150 | ||||
| 17 | Информатики и ИКТ | у доски | 135 | 300-500 | 300 | ||
| на столе преподавателя | 180 | 300-500 | 300 | ||||
| в ряду у окна | 230 | 300-500 | 300 | ||||
| в ряду у стены | 170 | 300-500 | 300 | ||||
| в среднем ряду | 298 | 300-500 | 300 | ||||
| 19 | Физики, математики | у доски | 550 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 400 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 460 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 370 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 400 | 300 | 150 | ||||
| 20 | Биологии | у доски | 700 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 170 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 330 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 298 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 326 | 300 | 150 | ||||
| 22 | Химии | у доски | 465 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 360 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 350 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 315 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 438 | 300 | 150 | ||||
| 23 | Русский язык и литература | у доски | 133 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 288 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 330 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены в | 265 | 300 | 150 | ||||
| среднем ряду | 245 | 300 | 150 | ||||
| 24 | Фармакологии и латинского языка | у доски | 260 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 477 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 380 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 388 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 500 | 300 | 150 | ||||
| 25 | Библиотека | в читальном зале | 540 | 300 | 150 | ||
| на столе библиотекаря | 86 | 300 | 150 | ||||
| в книжном фонде | 162 | 300 | 150 | ||||
| 26 | (история) | у доски | 93 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 102 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 240 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 200 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 200 | 300 | 150 | ||||
| 27 | Сестринское дело | у доски | 66 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 90 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 140 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 80 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | - | 300 | 150 | ||||
| 28 | Акушерское дело | у доски | 600 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 370 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 560 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 430 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 480 | 300 | 150 | ||||
| 29 | Безопасности жизнедеятельности | у доски | 500 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 230 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 255 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 300 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 325 | 300 | 150 | ||||
| Окончание табл. 10 | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| 30 | Педиатрии | у доски | 550 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 395 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 330 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 370 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 343 | 300 | 150 | ||||
| 31 | Иностранного языка | у доски | 540 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 215 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 280 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 268 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 254 | 300 | 150 | ||||
| 32 | Хирургии | у доски | 750 | 500 | 300 | ||
| на столе преподавателя | 388 | 500 | 300 | ||||
| в ряду у окна | 570 | 500 | 300 | ||||
| в ряду у стены | 468 | 500 | 300 | ||||
| в среднем ряду | 550 | 500 | 300 | ||||
| 33 | учительская | у доски | 530 | 500 | 150 | ||
| на столе преподавателя | 344 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у окна | 430 | 300 | 150 | ||||
| в ряду у стены | 410 | 300 | 150 | ||||
| в среднем ряду | 286 | 300 | 150 | ||||
| Спортивный зал | у стены на полу | 100-120 60 | 200 | 100 | |||
| Вестибюль | 0,8 м от пола | 50 | 75 | 30 | |||
| Коридор | 0,8 м от пола | 30 | 75 | 20 | |||
| Санузлы | 0,8 м от пола | 30 | 75 | 25 | |||
Таблица 11
Показания светового коэффициента, отражающей способности стен
| № | Название кабинета | Световой коэффициент | Размещение цветов | Отражающая способность стен в % | |
| Рез-т | Норма | ||||
| 6 | Социально-экономических дисциплин | 1:6 | 1:4-1:5 | - | 60 | 
| 14 | Анатомии | 1:5 | 1:4-1:5 | норма | 40 | 
| 17 | Информатики и ИКТ | 1:6 | 1:4 -1:5 | - | 30 | 
| 19 | Физики и математики | 1:5 | 1:4 -1:5 | выше нормы | 40 | 
| 20 | Биологии | 1:5 | 1:4 -1:5 | выше нормы | 60 | 
| 22 | Химии | 1:6 | 1:4 -1:5 | выше нормы | 80 | 
| 23 | Русский язык и литература | 1:5 | 1:4 -1:5 | - | 60 | 
| 24 | Фармакологии и латинского языка | 1:5 | 1:4 -1:5 | норма | 40 | 
| 25 | Библиотека | 1:4 – 1:5 | - | 60 | |
| 26 | История | 1:6 | 1:4 – 1:5 | - | 6 | 
| 27 | Сестринское дело | 1:5 | 1:4 – 1:5 | - | 60 | 
| 28 | Акушерское дело | 1:5 | 1:4 – 1:5 | норма | 80 | 
| 29 | Безопасности жизнедеятельности | 1:5 | 1:4 – 1:5 | - | 60 | 
| 30 | Педиатрии | 1:5 | 1:4 – 1:5 | - | 60 | 
| 31 | Иностранного языка | 1:5 | 1:4 – 1:5 | - | 60 | 
| 32 | Хирургии | 1:5 | 1:4 – 1:5 | - | 40 | 
| 33 | Учительская | 1:5 | 1:4 – 1:5 | - | 30 | 
Таблица 12
Показатели качества мебели, её расстановки
| № | Качество мебели | Цвет мебели | Расстановка мебели (расстояние в см) | |||||||
| между рядами | до внутренней стены | до задней стены | до доски | |||||||
| норма | рез-т | норм | рез-т | норм | рез-т | норм | рез-т | |||
| 6 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 107 | 50 | 144 | 70 | 115 | 240-270 | 150 | 
| 14 | ДСП | желтый | 60 | 44 | 50 | 148 | 70 | 154 | 240-270 | 294 | 
| 17 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 130 | 50 | 32 | 70 | 156 | 240-270 | 350 | 
| 19 | ДСП | светло-корич. | 60 | 63 | 50 | 106 | 70 | 280 | 240-270 | 323 | 
| 20 | ДСП | светло-корич | 60 | 58 | 50 | 76 | 70 | 60 | 240-270 | 260 | 
| 22 | ДСП | светло-желтый | 60 | 90-55 | 50 | 50 | 70 | 108 | 240-270 | 270 | 
| 23 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 63 | 50 | 0 | 70 | 65 | 240-270 | 200 | 
| 24 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 88 | 50 | 0 | 70 | 155 | 240-270 | 240 | 
| 26 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 65 | 50 | 118 | 70 | 250 | 240-270 | 200 | 
| 27 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 96 | 50 | 123 | 70 | 300 | 240-270 | 113 | 
| 28 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 53 | 50 | 0 | 70 | 350 | 240-270 | 240 | 
| 29 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 63 | 50 | 50 | 70 | 30 | 240-270 | 250 | 
| 30 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 43-50 | 50 | 70 | 70 | 134 | 240-270 | 267 | 
| 31 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 57 | 50 | 58 | 70 | 67 | 240-270 | 202 | 
| 32 | ДСП | бледно-желтый | 60 | 60 | 50 | 134 | 70 | 105 | 240-270 | 14 | 
| 33 | ДСП | Светлый желтый | 60 | 60 | 50 | 50 | 70 | 56 | 240-270 | 141-315 | 
Заключение
Проанализировав с экологической точки зрения состояние учебных помещений, мы пришли к следующим выводам:
1. Учебное заведение оборудовано новой мебелью, некоторые кабинеты требуют корректировки в ее расстановке.
2. Вместимость учебных помещений некоторых кабинетов ниже нормы.
3. Кубатура учебных помещений соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
4. Относительная влажность в помещениях в пределах нормы и достигается правильным режимом проветривания.
5. Учебное заведение не имеет зоны рекреации, недостаточное озеленение кабинетов.
6. Освещение большинства учебных кабинетов нормальное, требует улучшения в коридоре, вестибюле, спортивном зале, кабинете информатики, лаборатории управления.
7. Большинство учебных помещений имеют светлую окраску стен с хорошей отражающей способностью.
8. Температурный режим в данном учебном заведении соответствует санитарно-гигиеническим нормам, но студенты чувствуют себя не комфортно из-за некачественных окон которые требуют замены.
В целом экологическая обстановка в учебном заведении может быть признана удовлетворительной если будут выполнены нижеуказанные рекомендации по результатам проведенного исследования.
Рекомендации
1. В течение учебного года провести внутри конкурс проектов по благоустройству территории около техникума. Разумно пересмотреть дизайн кабинетов, с учетом правил размещения растений, мебели, подбора цветовой гаммы.
2. Осуществлять контроль за состоянием воздушно-теплового режима.
3. Заменить лампы накаливания на люминесцентные в кабинетах № 27, № № 26.
4. Улучшить освещение в коридорах, вестибюле, спортивном зале.
5. Оборудовать классные доски местным освещением в кабинетах
№ 23, № № 27, №26.
6. Заменить в кабинетах масляную краску на акриловую в кабинетах № 17, № 22, № 24, № 26, № 33.
7. Осуществлять регулярное проветривание.
8. Приобретать мебель, материалы для ремонта с учетом их экологических качеств.
9. Произвести корректировку в расстановке мебели.
10. Помнить, что растения играют большую эстетическую и гигиеническую роль: улучшают настроение, увлажняют воздух (особенно в зимний период), выделяют полезные вещества – фитонциды, поглощают вредные вещества.
11. Во избежание несчастных случае размещать на должной высоте такие растения, как дифенбахию, алакказию, антириум, спатифилум, молочаи, кротоны, способные вызвать отравление человека своим соком.
12. Шире использовать в озеленении растения способствующие устранению химического загрязнения воздуха (хлорофитум, дифенбахия, азалия, фикус, хризантема, шеффлера, плющ, сансевиерия, спатифиллюм, маранта, бегония, кодеум) и растения фитонцидными свойствами (герань, плющи, аглаонему, сциндапсусы, пеларгонию, гибискус, колеус).
13. Соблюдать чистоту, порядок и сохранность оборудования в учебных помещениях.
14. Не расставлять на подоконниках цветы высотой более 30 см.
15. Очистку и мытье наружных стекол проводить не менее 2 раза в год осенью и весной.
16. Улучшение распределения яркостей путем окраски окружающих поверхностей (стен, парт) в светлые тона в кабинетах № 27
Библиографическая ссылка
Смирнова Н.А. ЭКОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФАКТОР // Международный школьный научный вестник. 2017. № 3-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=255 (дата обращения: 31.10.2025).
