Во времена Первой мировой войны германский императорский флот включал в себя бронепалубные крейсеры. Некоторые из них, которые соответствовали определенному классу, назывались по именам крупных германских городов, в частности «Кёнигсберг», «Нюрнберг», «Штутгарт», «Штеттин». Судьба крейсера «Кёнигсберг» заслуживает отдельного изучения.
Крейсер «Кенигсберг» был заложен на верфи в городе Киль 12 января 1905 года, как головной корабль в третьей серии германских бронепалубных крейсеров универсального типа, выполняющих как функции разведчика, так и патрулирования, оснащенный достаточно легкой артиллерией 105-мм калибра, что, как оказалось в дальнейшем, сделало его практически беспомощным в бою с английскими крейсерами.
К апрелю 1907 года крейсер «Кёнигсберг» был готов, укомплектован командой и 21 сентября после сдаточных испытаний прибыл в город Кенигсберг, чтобы отдать салют городу, в честь которого был назван.
С этого времени и начинается одиссея бронепалубного крейсера «Кёнигсберг», закончившаяся тем, что он был заблокирован в устье реки Руфиджи в Восточной Африке и разрушен огнём британских броненосных кораблей.
Поначалу служба корабля состояла из рутинных балтийских походов, маневров и иногда сопровождения императорской яхты «Гогенцоллерн». Успев в начале 1910 года стать чемпионом по стрельбе среди легких сил германского флота, крейсер «Кёнигсберг» стремительно устаревал, в связи, с чем был выведен в резерв в Данциге.
Дальнейшая судьба крейсера была связана с капитаном второго ранга Максом Лоофом, который принял командование кораблем 1 апреля 1914 года. Под командованием нового капитана крейсер «Кёнигсберг» отправился в далекое путешествие, конечной целью которого была столица Германской Восточной Африки – Дар-эс-Салам.
В то время германский национальный флот был распределен таким образом, что для действий в Индийском океане, на морских путях из Индии и дальнего Востока к Суэцкому каналу и мысу Доброй Надежды оставался только крейсер «Кёнигсберг». Остальные корабли были задействованы на Циндао, главном дальневосточном опорном пункте германского флота, у острова Понапе, в Гонолулу, в мексиканском порту Масатлан, в Карибском море, на Гаити и др.
Несмотря на непродолжительность своего существования крейсер «Кёнигсберг» под командованием Макса Лоофа в последний год смогу проявить себя достойно, показав себя вполне способным военным кораблем.
Началось все в конце июля 1914 года, когда капитан Лооф, получив сообщение о том, что английские крейсеры направляются на север от Мыса Доброй Надежды, тоже направил «Кёнигсберг» на север к Аденскому заливу между Красным и Аравийскими морями. Война в это время еще не была объявлена, поэтому встретив там корабли британского флота, крейсер не вступил в бой, а увеличив ход, оторвался от старых английских кораблей.
Свою первую и единственную добычу крейсер «Кёнигсберг» захватил после того, как 5 августа была получена радиограмма о начале боевых действий. Это был 6600-тонный английский пароход «Сити оф Винчестер» с грузом индийского чая.
С уходом из Дар-эс-Салама крейсера «Кёнигсберг» город остался без охраны и был обстрелян английскими крейсерами, в результате чего была разрушена радиостанция, потоплен плавучий док и гидрографическое судно. Одним из этих британских кораблей был крейсер «Пегасус», с которым связана дельнейшая судьба «Кёнигсберга».
Продолжая свои военные действия, 30 августа 194 года крейсер «Кёнигсберг» обстрелял французскую радиостанцию на северо-западном побережье острова Мадагаскар, после чего 3 сентября, обогнув расположенный южнее Дар-эс-Салама остров Мафия, вошел в дельту реки Руфиджи и бросил якорь в притоке Кикунья.
После небольшого отдыха корабль 19 сентября вышел из дельты Руфиджи и направился к острову Занзибар. Принятый за торговое судно, крейсер «Кёнигсберг» беспрепятственно подошел к порту Занзибар, после чего на нем взвился германский флаг. В порту капитан Лооф обнаружил мирно стоявший британский крейсер «Пегасус», открыл по нему беглый артиллерийский огонь и уже через восемь минут все орудия «Пегасуса» были выведены из строя. «Кёнигсбергу» понадобилось еще только двадцать минут, чтобы все было кончено – англичанин был окутан огнем и дымом, в результате чего затонул.
После успешной, но, к сожалению, последней боевой операции крейсер «Кёнигсберг» вернулся на свою базу в дельте Руфиджи и на какое-то время пропал из поля зрения противника. Однако уже 30 октября десантный отряд англичан обнаружил торчащие над джунглями верхушки матч крейсера.
С этого времени судьба крейсера была предрешена: англичане не выпустят его из дельты реки. За следующие полгода «Кёнигсберг» периодически подвергался обстрелам и был вынужден покинуть стоянку в дельте Руфиджи и подняться вверх, бросив якорь в рукаве Симба-Уранга. Чтобы окончательно преградить «Кенигсбергу» выход из дельты, англичане затопили пароход «Ньюбридж».
Зиму 1915 года моряки крейсера пережили достаточно спокойно. Однако шансов на выход в море больше не было, и команда было значительно сокращена.
К июню 1915 года напротив устья реки Руфиджи была организована маневренная база для прибывших туда английской эскадры в составе восьми крейсеров. Все свидетельствовало о том, что англичане готовят атаку на «Кёнигсберг». Они вели воздушную разведку и промеряли глубины на фарватерах.
И в этот время моряки «Кёнигсберга» предприняли отчаянную попытку, направив в море небольшой пароход «Вами», оснащенный торпедным аппаратом с крейсера, целью которого было атаковать английские корабли на стоянке возле острова Марфи. Попытка оказалась не удачной.
Один из последних для крейсера «Кёнигсберга» бой начался утром 6 июля 1915 года. В этот день сражение продолжалось около восьми часов и закончилось в ничью. На «Кёнигсберге» погибло четыре моряка, около десяти было ранено. Крейсер не получил серьезных повреждений, на нем остались снаряды и вновь был готов принять бой.
Однако его судьба была уже решена. 11 июля британские корабли повторили атаку, открыв огонь, что привело к пожару на кормовой части, разрушению рубки и машинного отделения. Погибло 19 моряков, 45 было ранено, в том числе и капитан Макс Лооф.
Чтобы не отдавать корабль и его орудия в руки англичанам, капитан Лооф приказа сбросить их в воду и затопить крейсер. Уцелевшие моряки из команды «Кёнигсберга» отправились в войска Леттов-Форбека.
Таким образом, из 328 членов экипажа после окончания войны на родину вернулось лишь 32 человека. В их числе был и командир корабля Макс Лооф, в дальнейшем произведенный в адмиралы.
Остатки же крейсера «Кёнигсберг», пролежав в реке Руфиджи до 60-х годов XX века, были сданы правительством Танзании на металлолом.
После окончания Первой мировой войны англичане писали о том, что действия германских крейсеров в первые месяцы войны нанесли британской торговле ничтожный ущерб. Однако, каких усилий стоило им уничтожение каждого из этих сравнительно слабых крейсеров, если против одного только «Кенигсберга» действовало больше десятка крупных британских кораблей: один линкор, два монитора и девять крейсеров.
Библиографическая ссылка
Сазыкина Е.С. ОДИССЕЯ КРЕЙСЕРА «КЕНИГСБЕРГ» // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=30 (дата обращения: 21.11.2024).