Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что во всём мире в последние годы наблюдается настоящий «кукольный бум». То, что раньше почиталось «блажью», стало модой. Раньше увлечение куклами было очень дорогим, но с течением времени ситуация изменилась.
В детстве у меня был выдуманный персонаж Фрэя. Впоследствии с его участием, я начала сочинять рассказы и записывать их. К рассказам создавала рисунки, зарисовки. Со временем у меня появилось желание сделать свои персонажи осязаемыми. Кроме того, процесс создания позволяет мне отвлечься от обыденности и подумать о своём, личном. Я полагаю, что многие коллекционеры покупают или заказывают кукол по тем же причинам.
Объект исследования: кукла, как старинная и современная составляющая жизни общества.
Предмет исследования: стала кукла ООАК, и её технология создания.
OOAK (eng. One Of A Kind) — английский акроним, дословно обозначающий единственный в своем роде, уникальный экземпляр.
Термин «OOAK» используется в общем значении и прикладном значении.
В общем значении его употребляют в интернете художники, которые создают оригинальные вещи, такие как ювелирные украшения, куклы, оружие, искусство, одежду и другие предметы коллекционирования. В прикладном значении термин может обозначать как уникальную авторскую куклу, созданную в одном экземпляре, так и полный кастом фабричной фэшн куклы, или любой другой тиражируемой модели.
Вы можете спросить: что такое здесь «кастом» и что такое «фэшн»?
Фэшн кукла (eng. fashion doll — модная кукла) — кукла, созданная для отражения модных тенденций данного периода. На данный момент, фэшн-куклы - одно из самых развитых и коммерчески успешных направлений. Ежегодно крупные бренды, индивидуальные мастерские и частные художники представляют как игровые, так и коллекционные выпуски.
Кастом (eng. Custom) - переделка и модификация куклы. Кастом может быть полным или частичным.
Трудно описать отношение кукольника к OOAK. Коллекционер всегда оценивает отдельно взятую куклу, подбирая близкий или интересный образ.
Цель моей работы выяснить историю происхождения и изучить технологию изготовления современных художественных кукол.
Задачи:
- выяснить историю создания куклы;
- рассмотреть ее практическое значение в истории человечества;
- описать и изучить технологию изготовления;
- поделиться своими приемами изготовления куклы.
В своей работе я использовала:
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение
- анализ и синтез
Методы эмпирического уровня:
- наблюдение
- фотографирование
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие подростки и не только, возможно, обратят внимание на моё исследование, и их заинтересует авторская кукла.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками и взрослыми в целях овладения ремеслом.
История появления OOAK
В толковом словаре русского языка о кукле сказано: «Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека». Изначально так оно и было, ведь во все времена девочки играли в куклы. Пусть в глубочайшей древности это были даже ещё и не куклы, а, например, деревянное поленце или кукурузный початок, превращённый неуёмной детской фантазией в собственное дитя. Сегодняшние игрушечные магазины просто завалены самыми разнообразными пупсами и Барби.
«Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей», — совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго.
Одно из первых исторических упоминаний о кукле (в качестве не совсем куклы) связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры. Оказывается, у неё была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний.
Начиная с XVII века, куклы служили посланниками моды.
Во Франции парижские модницы делились последними «писками моды» с далёкими от столицы провинциалками, посылая им в подарок разодетых соответствующим образом кукол.
Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка “Petite Danseuse” («Маленькая танцовщица»), одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже.
В Россию первые заграничные модницы с очаровательными восковыми личиками и необыкновенно пышными париками попадали из Англии, Франции и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и кружевах тончайших плетений. А в XVII — XIX веках российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц, изысканность и долговечность которых заслужили признание во всём мире. И, конечно же, такие салонные куклы в детские руки попадали нечасто: они не являлись предметом игры, а были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости.
История художественной куклы в России закончилась, как и многие другие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы.
Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров — настоящих «кукольных» художников-профессионалов.
Современная художественная авторская кукла отличается целостностью своего образа. Она проработана художником до тончайших нюансов, начиная с момента зарождения идеи и до исполнения последних, на первый взгляд совсем незначительных, деталей костюма. Это кукла со своим именем, своей историей, своим настроением и только со своим неповторимым характером. В такое творение, несомненно, вложена немалая часть души её создателя.
Несколько слов о коллекционных куклах, о кукле как предмете коллекционирования.
Современные художественные куклы могут быть выполнены различного материала: современных пластиков, классического фарфора, и даже текстиля.
Шарнирная кукла (англ. ball-jointed doll, BJD) — кукла в виде фигуры человека, отличительной особенностью которой является наличие подвижных шарнирых соединений частей тела на месте суставов, что позволяет такой кукле принимать практически любые позы, подобные позам человеческого тела. Все части тела держатся вместе за счёт резиновых шнуров, спрятанных внутри и дающих нужное натяжение, когда кукле придают какую-либо позу.
Шарнирные куклы — в какой-то мере дизайнерские куклы. Многие фирмы, торгующие ими, предлагают собрать куклу самому: купить понравившееся тело, голову, руки и ноги, подобрать парик и глаза, выбрать макияж, а уже только потом — одежду, обувь и аксессуары. Составные части кукол одинаковых форматов и одних скинтонов, произведённые разными фирмами, подходят друг другу, что предоставляет ещё больше места для творчества. Шарнирные куклы известны ещё в 200 г. до н. э., они существовали в Греции и Риме и были сделаны из глины и дерева. Современная история шарнирной куклы началась в Западной Европе в конце XIX века. С конца XIX до начала XX века французские и немецкие производители сделали сборных кукол с шарнирными частями тела. Эти куклы имели размер от 15 до 100 см (от 6 до 40 дюймов), и в настоящее время это коллекционные предметы антиквариата.
В 1930-х немецкий художник Ханс Беллмер создал кукол с шарнирами и использовал их в своих фотографиях и других сюрреалистических произведениях. Беллмер выдвинул идею об искусстве фотографии кукол, которая наследуется сегодня японскими художниками и BJD-любителями.
Под влиянием Беллмера и богатых традиций японских игрушек, японские художники начали создавать натянутых на резинку шарнирных кукол. Их суставы подвижны, и размеры этих кукол доходят до 120 см (48 дюйма). Они не предназначены для игры и даже на уровне хобби считаются коллекционными предметами. Они стоят от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов за старых коллекционных кукол известных художников. Кукольные сообщества по-прежнему активны в Японии, и художники регулярно выпускают артбуки с фотографиями своих кукол. Азиатские шарнирные куклы находятся под влиянием традиционных японских кукол, таких, как куклы Ичиматсу.
История серийного производства азиатских BJD началась в 1999 году, когда японская компания Volks (англ.) создала линию кукол Super Dollfie (англ.). Первые Super Dollfie были 57 см высотой, нанизаны на резинку, тело было соединено шариками. Они были сделаны из полиуретановой смолы и похожи на игрушки, которые были у Volks в то время основным продуктом. Super Dollfie были сделаны, чтобы бы их было легко трансформировать, и это была попытка выйти на женский рынок.
Самые ранние азиатские BJD находились под влиянием эстетики аниме, и это видно по первым BJD-компаниям, таким как Volks, Cerberus Project с Delf-линией, а также японскому художнику Гентаро Араки, создателю U-Noa.
Около 2002—2003 гг. южнокорейские компании также приступили к созданию и производству BJD. Customhouse и Cerberus Project были одними из первых корейских компаний по производству BJD, и с тех пор корейский рынок пополнился многими другими.
Самые ранние китайские BJD были подделками. Некоторые из них были рекастами, а другие — незначительными модификациями Super Dollfie или корейских BJD. Эти подделки были сделаны из гипса, смолы низкого качества или Polystone — смесь смолы и наполнителя, например, песка. Они были дешевы, но и не очень прочны. Первой китайской компанией, которая выпустила собственную оригинальную BJD высокого качества были Dollzone. Их куклы появились на рынке в 2006 году. С тех пор несколько других китайских компаний последовали их примеру, представив собственных BJD на международном рынке.
Есть четыре основных размера BJD: Tiny — до 25 см, YoSD — от 25-40 см, MSD — от 40-50 см, SD — от 50-70 см; куклы линейки «70+»; отдельной строкой идёт линейка Mecha Angel фирмы Soom (80 см).
При заказе BJD можно выбрать комплектацию, которая подразделяется на nude или basic, fullset, Limited Edition (LE).
Nude или Basic — базовая кукла. Это собранная на эластичный жгут («резинку») кукла без парика, макияжа («make up»), глаз (хотя некоторые фирмы комплектуют своих кукол случайно подобранными глазками), ресниц, одежды, обуви и аксессуаров. Макияж и прочее можно заказать за отдельную плату.
Fullset — полный набор. Комплект, продающийся как кукла с макияжем, париком, глазами, одеждой и иногда обувью. Как правило, на «промо» фотографиях изображены именно куклы Fullset.
Limited Edition — лимитированное издание. Кукла, выпущенная ограниченным тиражом. В комплект входит кукла с макияжем, париком, одеждой, обувью и иногда дополнительными аксессуарами. У некоторых фирм можно за отдельную плату заказать вместе с лимитированной куклой ещё одну версию головы или только лица: «спящую» — с полуприкрытыми или закрытыми глазами, или «фантазийную» — демоническую, вампирскую.
Фарфоровая кукла – кукла, изготовленная из фарфора и созданная для детей, коллекционеров и ценителей красоты.
Считается, что первая фарфоровая кукла впервые появилась во Франции в XVІІІ веке. Именно тогда была разработана технология изготовления фарфора. Сначала ее применяли лишь для создания разнообразной посуды, но чуть позже на базе фарфоровых заводов возникло кукольное производство. Изначально из фарфора делали только конечности и головы, туловище кукол оставалось кожаным или матерчатым.
В середине XІX века во Франции при производстве кукол стали применять фарфор, покрытый глазурью, который придавал кукольным личикам яркость и легкий блеск. Спустя тридцать лет глаза кукол стали изготавливать из бисквитного фарфора, а голову стали украшать настоящими волосами, уложенными в самые разнообразные прически, хотя чаще всего это были кудри. Все это делало кукол более реалистичными.
Серьезный шаг к популяризации фарфоровых кукол сделало стремление французов к закреплению своих позиций в мировой моде. Задача была не сложной – как можно быстрее распространить в широкие массы современные тенденции и новые веяния моды. В конце XІX века французские мастера создавали кукол из фарфора, выступающих в качестве уменьшенных копий манекенов. Их рассылали по разным странам в сопровождении с большим количеством различной одежды, аксессуаров и косметических средств.
Как только фарфоровые куклы перестали изготавливать вручную, их история сделала резкий поворот. Куклы потеряли свою индивидуальность и уникальность, но зато стали распространяться большими партиями по всему миру. Однако стоили такие куклы довольно дорого, и отнюдь не все родители могли позволить приобрести их своему чаду. Даже в состоятельных семьях, не стесненных в финансовых средствах, такая покупка была дорогим удовольствием. И с подаренными куклами девочки играли только под присмотром нянь и гувернанток.
Кроме самих кукол, было запущено производство домиков, мебели и невероятно красивой одежды. Также в разные периоды были выпущены книги о фарфоровых куклах. Повествование в книгах велось от лица самой куклы, в них описывалась повседневная жизнь, приемы, балы и приключения. Много внимания уделялось и описаниям нарядов.
С фарфоровыми куклами в руках были запечатлены многие аристократки того времени. В музеях можно встретить викторианские посмертные фотоснимки девочек, на которых владелица будто уснула, обняв свою любимицу. Часто безутешные родители хоронили своих дочек с куклами в руках. Также в конце XІX века фарфоровых кукол наделяли мистическими качествами, иногда по заказу изготавливали кукол внешне похожих на будущих хозяек.
Сегодня фарфоровая кукла твердо заняла свое место в жизни детишек, коллекционеров и просто ценителей красоты. Несмотря на свой молодой возраст и отсутствие истории, современные куклы стоят весьма недешево. Обычно стоимость одной куклы авторской работы измеряется четырехзначным числом в долларах США. Куклы, изготовленные на заводах, стоят гораздо дешевле, и их могут позволить практически все родители.
Текстильные куклы бывают игровыми, интерьерными и коллекционными. Текстильные куклы не рекомендуется стирать - потому что многие куклы имеют расписанное акриловыми красками лицо, румяные щечки, а зачастую они тонированы и ароматизированы. Также текстильные куклы достаточно хрупкие создания и не выдержат очень активного с ними обращения: как минимум потеряют внешний вид, как максимум – порвутся. А еще многие куклы украшены разными аксессуарами, включая мелкие пуговки, цветочки и т.п., которые так и хочется оторвать:) Поэтому большинство текстильных кукол, это, скорее, «игрушка» для взрослых девочек - куклы прекрасно украсят интерьер или станут оригинальным подарком.
Основные виды текстильных кукол
1. Первая и самая популярная текстильная кукла это - кукла Тильда. Их придумала норвежский дизайнер Тоне Финнангер. Мир Тильда – это не только длинноногие куколки с глазками-точками, румяными щечками и без рта, но и медведи, зайцы, улитки, жучки и т.п.
2. Второе место по популярности и распространенности занимают так называемые Снежки (ударение на «е») - они же Снежные девочки, они же «Куклы с большими ногами». «Снежкомания» началась именно с куклы Татьяны Коннэ, чью первую куклу такого плана разобрали «по косточкам» на одном известном форуме. Этих кукол отличает то, что они без всякого каркаса плотно стоят на ногах -это достигается благодаря плотной набивке куклы и особой формой ноги с усиленной стопой. У Снежек есть сходная с тильдой черта – глазки-точечки и отсутствие рта.
3. Третье место по популярности - у Тыквоголовок. Создатель этих куколок – популярный мастер Елена Коган. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо, здесь уже настоящие глаза, ротик и носик. На основе этих кукол создано огромное количество авторских: другие ручки-ножки, туловище, голова с носиком или без. А расписные лица уже переместились и на более простые формы головы (из 2-х половинок).
4. Куклы-примитивы, или чердачные куклы. Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь.
5. Рэггеди Энн. Особняком среди примитивов стоит кукла Реггэди Энн. У нее очень интересная, но, увы, печальная история. Эту куклу придумал художник и писатель Джон Бартон Грюэль в 1914 году. Его дочка Марсела нашла на чердаке старенькую тряпичную куклу, в которую играла еще ее бабушка, мама Грюэля. Лицо куклы совсем стерлось и Грюэль нарисовал новое, нынче всем знакомое лицо: круглые черные глазки, красный носик треугольником и большой улыбающийся ротик. Из своих старых вещей девочка сшила кукле новую одежду. А свое имя – Рэггеди Энн – кукла получила под влиянием стихов поэта Джеймса Уиткома Райли «The Raggedy Man» и «Orphan Annie». А печальная вся эта история тем, что Марсела умерла в 1915 году. Но до сих пор кукла Рэггеди Энн остается достаточно популярной среди рукодельниц. А еще в нее, конечно же, могут играть дети:)
6. Народные славянские куклы. Эти куклы выполняли функцию оберега или помощника в различных дела. Изготовлением подобных кукол занимались исключительно женщины. Прежде чем приступить к работе мастерице следовало особым образом настроиться, ведь от качества ее труда зависела судьба семьи. Тряпичные куклы-обереги безликие – без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут. В наше время немало мастеров занимаются изготовлением подобных кукол.
7. Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины. Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях), — сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека.
8. Тряпиенсы, или тряпичные барби. Эти куклы пришли к нам из Японии и Кореи. Для них характерно изящное телосложение, пышные наряды, сложные прически. Лица тряпиенсов достаточно просты – прорисовываются глазки, чаще всего закрытые) и румянятся щечки. Красиво, но не так просто это сшить:)
9. Текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы. Эти куклы в большинстве своем сугубо авторские и очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение.
10. Авторская текстильная кукла. Когда-нибудь, набив руку на шитье «стандартных» кукол, мастер, приходит к созданию своей куклы. Сам создает выкройку или переделывает под себя уже имеющиеся, пробует, шьет, набивает, выкидывает, снова рисует выкройки, шьет, набивает, выкидывает, переделывает. И в конце-концов приходит к истинно своей кукле.
По способу изготовления они подразделяются на три основные категории.
Во-первых, это уникальные куклы (one-of-a-kind), выпущенные в одном единственном экземпляре и, соответственно, совершенно неповторимые. Это настоящие произведения искусства, выполненные руками мастеров высочайшего класса. Здесь необходимо подчеркнуть, что именно высокопрофессиональный художник, создав уникальную куклу, может рассчитывать на её успех в мире коллекционеров. Такая тонкая работа выполняется, как правило, из современных «кукольных» пластиков, которые позволяют очень тщательно и аккуратно вырисовывать мельчайшие детали.
Неповторимость уникальных кукол и высокий профессионализм авторов, определяют высокие цены на one-of-a-kind. За рубежом их уровень колеблется от 500 и до 15000 долларов, доходя в исключительных случаях до 50000 долларов.
Во-вторых, это выпуски кукол ограниченными тиражами (limited edition). Авторы сами принимают решения о количестве кукол в партии и указывают эту информацию в ежегодном каталоге (как правило, это от 3 до 20 штук, максимальное количество — 50 штук). Основным материалом в этой категории является фарфор, а цены начинаются с 1000 долларов и доходят до 15000.
В-третьи это изготовление художником кукол на заказ по идее заказчика. Такая работа относится к OOAK. Эта работа интересна тем, что заказчик сам принимает непосредственное участие в творческом процессе. Такая кукла может быть сделана по фотографии, рисунку, любому описанию, на которое только способна человеческая фантазия. Станет ли она коллекционным раритетом предугадать сложно, но для заказчика такая кукла определённо будет нести большую ценность.
С другой стороны, можно рассмотреть куклу как одушевлённое существо.
Пока девочка мала, она играет со своей куклой каждый день, даря ей свою любовь и нежность. Если куклу очень сильно любят, она становится словно настоящая. Даже давая ей имя, мы руководствуемся чем-то особенным, как будто даём его настоящему человеку. Мы сами словно одушевляем кукол. Каждый человек разный, и, играя с куклой, он вкладывает в неё что-то свое. Кто-то дарит кукле придуманный мир, а кто-то наделяет её человеческими способностями, но, так или иначе, происходит одушевление куклы.
Мы одухотворяем свою куклу, придаем ей, какие-то свойственные только ей черты характера, и она становится для нас самой любимой. Куклы словно сопереживают нам, наблюдают за нами и даже хранят наши секреты, поэтому нам порой кажется, что они тоже живые.
Когда девочка вырастает, то кукол обычно отправляют пылиться на дальнюю полку, но иногда, некоторые люди, взрослея, продолжают любить кукол. И они продолжают создавать образы, продумывая их уже детальней и точнее, чем в детстве. Большинство кукол, если они не были выпущены в единственном экземпляре, имеют какое-то количество сестер/братьев-близнецов, которые, если судить объективно, один в один такие же. Большинство владельцев вряд ли с симпатией отнесутся к мысли, что есть множество «точно таких же» по внешности кукол: ведь для них все они стали уже не просто куклами, а персонажами, личностями, именно им, каждой в отдельности, было отдано столько внимания и душевных сил. Отсюда и появляется желание сделать этот образ более реальным и уникальным. Тут и помогает OOAK. Краски и карандаши в руках художника превращают куклу из огромного тиража, в того, созданного нами, уникального и по характеру, и по внешности, персонажа.
Создание куклы OOAK
Как правило, художники используют недорогих или бывших в употреблении кукол - самой популярной «моделью» на данный момент считается кукла «Monster High».
После того, как кукла покупается, и владелец принимает решение ее изменить, начинается процесс создания ООАКа. Этот процесс можно поделить на несколько основных этапов:
1. Разработка идеи
2. Детальная проработка дизайна
3. Подбор всех необходимых материалов
4. Подготовка куклы
5. Изменение самой куклы (перерисовка, перепрошивка, нанесение тату и прочее)
6. Изготовление аутфита.
Основой для моей ООАК стала кукла Monster High Торалей Страйп из коллекции «Причудливые поездки».
Когда идея, дизайн и материалы подготовлены, необходимо тщательно подготовить выбранную куклу. Для этого убирается старый макияж, тату и другие элементы, которые не подходят к новому образ. Это делается с помощью ацетона и ватных дисков.
Сначала на кукле выполняем перерисовку (иначе «репейнт»). Перерисовка – это замена или изменение оригинального рисунка на лице куклы.
Материалы для выполнения данного этапа:
– матовый лак-спрей «Mr. Super Clear flat»;
– акриловые краски;
– акварельные карандаши;
– сухая пастель;
– глянцевый акриловый лак;
– кисти из натурального ворса очень маленьких размеров, веерные кисти, пуховки;
– ацетон, ватные палочки и диски, перчатки, респиратор.
Последовательность действий:
1. Обезжириваем кукольное лицо (спирт/мыло+вода) и тщательно просушиваем.
2. Наносим защитный слой — грунт (прозрачный матовый лак/лак-спрей).
3. Рисуем. Каждый удачный этап фиксируем лаком-спреем. Тонкие линии выполняем карандашами, кистями наносим цветовые основы, веерными кистями контурируем лицо куклы, пуховкой снимаем излишки краски.
Техника безопасности при нанесении лака:
1. Необходимо надеть распиратор или марлевую повязку;
2. Наносить лак с расстояния вытянутой руки;
3. Работу производить в хорошо проветриваемом помещении;
4. Когда всё готово, наносим финальный закрепляющий слой матового лака.
5. Покрываем глянцевым лаком, если это запланировано.
Затем выполняем прошивку головы куклы.
Перепрошивка – это замена старых волос куклы на новые. Как правило, новую прошивку делают более густой, чем у оригинальной куклы.
Для перепрошивки используется:
– специальная «кукольная» игла; (Ее можно заменить обычной «цыганской» - очень длинной, прочной и тонкой, с большим вместительным ушком.)
– прозрачный водостойкий клей или свечка.
– материал для создания волос.
Материалов существует огромное количество, натуральные (шерсть козы, натуральные волосы) или синтетические (канекалон, фибра). Для своих кукол я выбираю канекалон высокого или среднего качества, так как он прост в обработке и доступен по цене.
Технология перепрошивки:
– снимаем голову куклы и удаляем старые волосы, если такие были;
– нарезаем большое количество прядок, которые потом будем вставлять в голову куклы;
– вставляя в иглу по одной прядке, протыкаем голову снаружи и выводим иглу через шейное отверстие
– торчащий кончик обжигаем или капаем клеем
– укладываем волосы и закрепляем лаком.
Расстояние между прядками выбираем в зависимости от дизайна. Стоит обратить внимание, что первый ряд и пробор прошиваются гуще, чем остальные.
Данный процесс довольно однообразный и длительный.
Техника безопасности прошивки куклы:
1. Прошивку выполнять с наперстком;
2. Работу выполняем в хорошо проветриваемом помещении;
3. Осторожное обращение с огнем.
Моя кукла почти готова.
Теперь, чтобы завершить образ, переходим к аутфиту:
Аутфит - комплект одежды, полный гардероб куклы, включающий в себя и аксессуары. Аутфитом нельзя назвать одну юбку или одно платье, это полный комплект одежды.
Для своей куклы я выбрала спортивно-уличный стиль одежды. В него входят трикотажные зауженные брюки черного цвета, кружевной топ черного цвета, кофта с рукавом с глубоким вырезом и бантом белого цвета, черно-белые кроссовки, браслеты-колодки металлические «под серебро».
Начинаем шить брючки. Для этого выбираем трикотажную, хорошо тянущуюся ткань черного цвета. Измеряем обхват бедер куклы по самым выпирающим точкам. Чертим прямоугольник с шириной, равной обхвату бедер, и длиной, равной длине брюк. Оставляем на швы припуск около 2 мм. Далее складываем выкройки пополам, срезаем под углом верхний задний угол на расстояние 1 см, разрезаем с передней стороны по сгибу ткань до уровня ширинки. Обуживаем брючины от бедра до щиколотки. Сшиваем брюки с изнанки обметочным швом. Подгибаем пояс и низ брюк. Наши брюки готовы.
Для кружевного топа берем кружевную резинку черного цвета. Отмеряем длину полоски, равную объему груди. Сшиваем изнутри обметочным швом. Топ готов.
Приступаем к кофте. Замеряем объем груди по самым выступающим точкам, прибавляем запас в 1 см, так как кофта должна быть свободной. Чертим прямоугольник шириной в половину нашей мерки, дорисовываем рукава. Кроим 2 детали кофты с припуском на швы около 2 мм. Сшиваем основные швы обметочным швом. Подгибаем горловину, вставляем тесемку для банта.
Теперь образ моей куклы полностью готов и идея воплощена в новой кукле.
Имя моего персонажа Сандара, ей 21 год. Сандара кошка-оборотень. Так же от кошачьих, Дара переняла возможность видеть в темноте, чуткий слух, и ловкость. У нее тяжелый характер, она не любит большие компании и тяжело заводит знакомства. Сандара привыкла говорить все прямо и в лицо, и это многим не нравится. У нее почти нет друзей. В одежде Дара предпочитает простые и комфортные вещи, которые не мешают ее активному образу жизни. Будучи отшельником, Сандара, очень скрытная, поэтому многое о ней невозможно узнать
Заключение
В результате проведенного исследования достигнута поставленная цель: выяснена история происхождения и изучена технология изготовления современных художественных кукол.
Решены поставленные задачи:
- выяснена история создания куклы;
- рассмотрено ее практическое значение в истории человечества;
- описаны и изучены технологии изготовления;
- раскрыты свои приемы изготовления куклы.
В будущем, я планирую рассмотреть психологические и социологические аспекты влияния куклы на жизнь человека.
Занятие искусством для меня это интересное путешествие, приключение, изучение нового, познание тайны, увлекательнейший эксперимент, сражение с трудностями…
В завершение своей работы могу сказать, стремление людей к самовыражению и индивидуальности было всегда. Сейчас кастомизация набирает огромную популярность в разных отраслях, в том числе и кукольной отрасли. Техника ООАК дает обычным массовым куклам новую жизнь, делая их непохожими ни на что. Уникальной куклу может сделать практически каждый, приложив немного фантазии, усидчивости, терпения. Создавая фактически объект современного искусства.
В процессе работы над созданием образа куклы, используя метод эксперимента, я разработала свой способ прошивки и создания обуви. Мой способ дает уменьшение материальных затрат и времени на создание куклы.
Учитывая, что куклы ООАК набирают все большую популярность, я думаю, что в будущем появится огромное количество новых материалов и техник изготовления.
Библиографическая ссылка
Прозорова А.А. OOAK: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 4. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=325 (дата обращения: 21.11.2024).