Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТАВ ПАТОГЕННОЙ И НЕПАТОГЕННОЙ МИКРОФЛОРЫ ВОЗДУХА

Тинаева Р. 1 Алтухова С. 2
1 г. Волгоград, МОУ Лицей № 8 «Олимпия», 10 «Б» класс
2 г. Волгоград, МОУ Лицей № 8 «Олимпия», 8 «В» класс
Стесякова М. В. (Волгоград, МОУ Лицей № 8 «Олимпия»)
Редкозубов С. В. (Волгоград, ВолГМУ)
1. Гродзинский А. М. [Текст] / Фитонциды в эргономике., Наукова Думка – Киев, 1984
2. Джумаев Х. К., Ткаченко К. Г. [Текст] / Антивирусная активность Salvia sclarea L. Растительные ресурсы, 1998 – Вып.3, С. 444–445
3. Макарчук Н. И. [Текст] / Фитонциды – ионизаторы воздуха // II-я Международная конференция по медицинской ботанике, Тезисы докладов, Киев, 1988 – С. 231–232
4. Малахов А. И., Семикин В. В., Быков В. А., Голубев В. П., Калинина Н. Г., Осипова Е. В. [Текст] / Биомедицинские технологии. Вып. 11, Москва, 1999 – С. 73–77
5. Рахимова И. В., Пулатова [Текст] / Т. П. Изучение антимикробных свойств некоторых физических факторов, /Результаты, перспективы и задачи исследований, Киев, 1972 – С. 94–96
6. Сверчков А. В. Ионизация воздуха, [Текст] / Материалы VIII совещания Фитонциды, Киев, Наукова думка, 1981- С. 73–75.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/1/29325

Актуальность: большое влияние на здоровье и самочувствие человека оказывает качество воздуха. В мегаполисах воздух сильно отличается по своему составу от естественного, в местах большого скопления людей повышается содержание микроорганизмов, пыли и прочих посторонних частиц, что может приводить к заболеваниям у людей. Поэтому важно знать о состоянии воздуха в тех помещениях, где мы находимся большее количество времени.

Цель: провести исследование микрофлоры воздуха в школьных помещениях в течение учебного дня методом осаждения.

Объект: воздушная среда школьных помещений.

Предмет: влияние физических факторов на вредную микрофлору и качество воздуха.

Задачи:

  • изучить научно-литературные источники по теме исследования;
  • взять пробы воздуха для определения его чистоты;
  • провести наблюдение за процессом роста бактериальных колоний, выполнить расчеты по результатам эксперимента;
  • разработать предложения по улучшению состояния воздушной среды в школе.

Практическая значимость: применение различных физических факторов для снижения концентрации патогенной микрофлоры, профилактики заболеваний и улучшения качества воздуха.

Методы: изучение литературы, эксперимент, анализ, синтез.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Микрофлора воздуха

Микрофлора – совокупность микроорганизмов обитающих в какой-либо естественной среде. Различают патогенную и непатогенную микрофлору.

Патогенная микрофлора – естественные обитатели различных биотопов организма человека, вызывающие заболевания.

Непатогенная микрофлора – естественные обитатели различных биотипов организма человека, не вызывающие заболевания.

Видовой состав микрофлоры воздуха определяется местными источниками загрязнения, в первую очередь поступлением пыли с почвы. Основную массу микробов воздуха составляют сапрофитные виды.

Чаще из воздуха выделяют: семейство кишечных бактерий, стафилококки, плесневые грибы.

Семейство кишечных бактерий широко распространено в природе, они обитают в кишечнике человека и животных. Кишечную палочку относят к санитарно-показательным микроорганизмам.

Стафилококки имеют форму круглых шаров диаметром 0,6–1 мкм, которые располагаются кучками, напоминающими виноградные гроздья. Стафилококки широко распространены во внешней среде. Они являются нормальными обитателями кожи и слизистых оболочек человека.

Плесневые грибы, находящиеся в воздухе помещений, оказывают разнообразное воздействие на здоровье человека. Плесневые грибы (их споры и фрагменты мицелия) помимо инфекционного и токсического действия на организм человека, могут провоцировать развитие аллергических реакций. Споры и частицы мицелия проникают в дыхательные пути человека, провоцируют развитие аллергических реакций как немедленного, так и замедленного, клеточного типов.

Влияние физических факторов на микрофлору воздуха

Влажная уборка, проводимая в кабинете значительно снижает количество микробов в воздухе.

Но многие микроорганизмы, которые способны вызвать различные заболевания (вирусы, микробы, грибки) могут пребывать в воздухе во взвешенном состоянии.

Сегодня кварцевые лампы имеют широкое применение и используются для обеззараживания:

  • воздуха;
  • любых поверхностей помещений: столы, шкафы, подоконники и т. д.;
  • воды;
  • одежды и различных предметов.

Такое широкое применение кварцевая продукция, как средство обеззараживания помещений, приобрела благодаря ультрафиолетовому излучению.

С развитием технологий удалось выяснить, что обеззараживающее действие на самом деле оказывает ультрафиолетовое излучение.

УФ-излучение, воздействуя на патогенную микрофлору, вызывает у нее разрушение молекул ДНК, нарушения в клеточном синтезе и дыхании, что в конечном итоге приводит к ее гибели.

Обеззараживающие действие такого рода светильники оказывают на следующие группы микроорганизмов:

  • вирусы;
  • споры;
  • бактерии;
  • грибки.

Кварцевые лампы, излучающие ультрафиолетовые лучи, способны эффективным образом бороться с развитием патогенных микроорганизмов в любых типах помещений.

На сегодняшний день существуют натуральные эфирные масла, которые обладают антибактериальными и антисептическими свойствами, пользуются большой популярностью, так как они эффективно уничтожают бактерии, препятствуя их размножению.

Существуют различные антибактериальные эфирные масла, каждое из которых эффективно по-своему и обладает множеством дополнительных свойств, помимо антибактериального действия.

С помощью эфирных масел можно противостоять различным инфекциям. Ароматерапия дает такие результаты, которые невозможно получить с помощью других средств. На некоторые вирусы не может воздействовать даже современная медицина. В этой ситуации выход очень прост, – от вирусов, даже самых зловещих могут спасти эфирные масла.

В последнее время микроорганизмы становятся все более и более устойчивыми к химическим средствам борьбы с ними, с повышением их сопротивляемости вырос и интерес к антибактериальным компонентам масел.

В пригородном лесу в 1м3 воздуха содержится около 5 патогенных микробов, в квартире – около 20 тыс., а в салоне авто – до 20 млн.

Такое же содержание можно наблюдать и в местах большого скопления людей, общественном транспорте, школах, больницах.

Поэтому распыление эфирных масел позволяет почти полностью уничтожить вредную микрофлору, тем самым достигается лечебно-профилактический эффект.

Способы определения патогенности и не патогенности культуры в отобранных пробах из чашек Петри

Во-первых, санитарным показателем является сама обсемененность воздуха в помещении, то есть количество бактерий, проросших на чашке. Посчитав количество бактерий можно сделать вывод о том, насколько интенсивно обсеменен воздух.

Во-вторых, культурально – морфологическим методом, как бактерии растут на чашке, как они видны в мазке.

Так же по внешнему виду, сравнивая с медицинским Атласом, можно визуально сопоставить, то что видно в мазке, определить похоже на патогенную колонию или нет, но даже если похоже, необходимо определить является ли она на самом деле патогенной. Распознать это возможно только идентифицировав наличие у бактериальной культуры факторов патогенности: способность растворять эритроциты, является мощным патогенным фактором, когда в крови какая – то бактерия вызывает распад эритроцитов, это свидетельствует о том, что она патогенная. Один из факторов патогенности микрофлоры является коагуляция плазмы или плазмокоагулаза. Если плазма крови коагулировалась, то культура бактерий является патогенной.

Окраска микроорганизмов

1.4.1. Окраска мазков по Граму

Окраска по Граму дает возможность определить форму бактерий, кокки или палочки, а также окрасятся они положительно или отрицательно. Грамположительные бактерии окрашиваются в голубой или фиолетовый цвет, а грамотрицательные – в красный.

Высушенный на воздухе фиксированный бактериальный мазок погрузить на 30 секунд в красящий раствор генцианвиолета. После образуются ионы ГВ+ и Cl-. Эти ионы проникают через клеточную оболочку и мембрану как грамположительных, так и грамотрицательных клеток. Ионы ГВ+ взаимодействуют с отрицательно заряженными компонентами бактериальных клеток и окрашивают их в фиолетовый цвет.

Мазок промыть слабой струей дистиллированной воды в течении 3 секунд. После чего нанести раствор йода на 1 минуту. Затем аккуратно смыть его дистиллированной водой так же, как до этого смывали краситель. Йод в виде отрицательно заряженных ионов взаимодействует с ионами ГВ+.

После добавить обесцвечивающее вещество и сразу же промыть его. На мазок добавить контрастный краситель (Фуксин) и смыть его водой. После этого окрашивание по Граму завершено.

1.4.2. Окраска по Цилю – Нильсену

Фиксированный мазок покрыть плоской фильтровальной бумагой и налить на нее карболовый фуксин Циля. Мазок подогреть на газовой горелке до появления паров, затем охладить в течении 5 минут. После охлаждения снять фильтровальную бумагу и промыть водой.

При окраске по методу Циля – Нильсена кислотоустойчивые бактерии приобретают интенсивно красный цвет, остальная микрофлора окрашивается в светло-синий.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование влияния физических факторов на составмикрофлоры воздуха

В учебных аудиториях лицея № 8 «Олимпия» проводился посев колоний микроорганизмов из воздуха. Исследование колоний проходило на базе Волгоградского государственного медицинского университета.

2.1.1. Выращивание колоний микроорганизмов – контроль

В контрольных помещениях были расставлены чашки Петри, наполненные питательной средой – мясо – пептонным агаром, на 10 минут в центре помещения и под вытяжкой. После чего чашки ставились в термостат, для выращивания колоний, при оптимальной температуре 37 °C на двое суток.

Через 48 часов производился подсчет колоний, видимых невооруженным взглядом.

Таблица 1

Результаты выращивания колоний микроорганизмов в центре помещения (контроль)

Кабинет

Условие

Форма

Размер

Профиль

Край

Структура

Цвет

Кол-во колон (бак-терий)

Общее микробное число

3–22

t=22°

Круглая с фестончатым краем

d=12 мм

d=2 мм

d=6 мм

d=7 мм

Кратерообразный

Волнистый

Волокнистая

Св. коричневый

4

540

Ризоидная

d=5 мм

Бугристый

Волнистый

Струйчатая

Св. коричневый

1

Круглая с валиком по краю

d=4 мм

d=4 мм

d=3 мм

Плоский

Гладкий

Мелкозер-нистая

Св. бежевый

3

Ризоидная

d=3 мм

Плоский

Гладкий

Крупнозернистая

Белый

1

Таблица 2

Результаты выращивания колоний микроорганизмов под вытяжкой (контроль)

Кабинет

Условие

Форма

Размер

Профиль

Край

Структура

Цвет

Кол-во колон (бак-терий)

Общее микробное число

3–23

t=22°

Круглая с фестончатым краем

d=12 мм

d=2 мм

d=6 мм

d=7 мм

Кратерообразный

Волнистый

Волокнистая

Св. коричневый

4

960

Ризоид

ная

d=11 мм

d=5 мм

Бугристый

Волнистый

Струйчатая

Св. коричневый

2

Круглая с валиком по краю

d=4 мм

d=4 мм

d=3 мм

Плоский

Гладкий

Мелкозернистая

Св. бежевый

3

Ризоид

ная

d=2 мм

Плоский

Волнистый

Крупнозернистая

Желтый

3

Ризоидная

d=6 мм

Каплевид

ный

Зубчатый

Крупнозернистая

Св. бежевый

1

Круглая

d=5 мм

d=1 мм

d=3 мм

Конусовид

ный

Гладкий

Мелкозернистая

Св. желтый

3

2.1.2. Выращивание колоний микроорганизмов после влажной уборки

На следующий день в том же помещении проходила влажная уборка. После в те же самые точки были выставлены чашки Петри с питательной средой и по истечению 10 минут выставлены в термостат при тех же условиях на 48 часов.

Через 48 часов после того, как чашки Петри были выставлены в термостат, проходил подсчет колоний, видимых невооруженным глазом.

Таблица 3

Результаты выращивания колоний микроорганизмов после влажной уборки в центре помещения

Кабинет

Условие

Форма

Размер

Профиль

Край

Структура

Цвет

Кол-во колон. (бактерий)

Общее микробное число

3–23

t=23°

Ризоидная

d=9 мм

d=7 мм

Бугристый

Лопастной

Струй-чатая

Бежевый

2

480

Амебовидная

d=4 мм

d=4 мм

Плоский

Волнистый

Крупнозернистая

Св. бежевый

2

Ризоидная

d=8 мм

d=4мм

d=3мм

Плоский

Волнистый

Струй-чатая

Св. бежевый

3

Ризоидная

d=9 мм

Кратеро-образный

Волнистый

Струй-чатая

Св. коричневый

1

Таблица 4

Результаты выращивания колоний микроорганизмов после влажной уборки под вытяжкой

Кабинет

Условие

Форма

Размер

Профиль

Край

Структура

Цвет

Кол-во колон. (бактерий)

Общее микробное число

3–23

t=23°

Ризоидная

d=9 мм

d=9 мм

d=11 мм

Бугрис-тый

Лопаст-ной

Струй-чатая

Бежевый

3

600

Круглая

d=10 мм

d=9 мм

d=4 мм

d=4 мм

d=4 мм

Плоский

Волнис-тый

Крупнозернистая

Св. бежевый

5

Ризоидная

d=24 мм

d=9 мм

Плоский

Волнистый

Струйчатая

Св. бежевый

2

2.1.3. Выращивание колоний микроорганизмов после кварцевания ультрафиолетовой лампой

В том же помещении проводилось кварцевание ультрафиолетовой лампой. В те же самые точки (в центр помещения и под вытяжкой) были выставлены чашки Петри с питательной средой и по истечении 10 минут выставлены в термостат при тех же условиях на 48 часов.

Через 48 часов после того, как чашки Петри были выставлены в шкаф, проходил подсчет колоний, видимых невооруженным глазом.

Таблица 5

Результаты выращивания колоний микроорганизмов после кварцевания ультрафиолетовой лампой в центре помещения

Каби-нет

Усло-вие

Форма

Размер

Профиль

Край

Структура

Цвет

Кол-во колон. (бактерий)

Общее микробное число

3–22

t=23°

Круглая

d=1мм

d=3мм

d=3мм

d=2мм

d=1мм

Плоский

Гладкий

Однород-ная

Св.бе-жевый

5

300

Таблица 6

Результаты выращивания колоний микроорганизмов после кварцевания ультрафиолетовой лампой под вытяжкой

Кабинет

Условие

Форма

Размер

Профиль

Край

Структура

Цвет

Кол-во колон. (бактерий)

Общее микробное число

3–22

t=23°

Круглая

d=1мм

d=3мм

d=4мм

d=3мм

d=2мм

d=1мм

Кратерообразный

Гладкий

Однородная

Белый

6

360


Библиографическая ссылка

Тинаева Р., Алтухова С. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТАВ ПАТОГЕННОЙ И НЕПАТОГЕННОЙ МИКРОФЛОРЫ ВОЗДУХА // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 5-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=392 (дата обращения: 06.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074